Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ДЕТСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

  • Рецензенты: Кандидат архитектуры, зав. каф. архитектуры ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,О. А. Ульчицкий;

  • Н.С. Жданова Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые площадки

  • Оглавление В ведение 4Р аздел 1.

  • Р аздел 2.

  • Г лоссарий

  • Раздел I. Роль и место детских игровых площадок в развитии ребенка Роль игры в становлении личности ребенка

  • Развивающие аспекты игры на детской площадке

  • Рис. 2. а, б. Различные виды современной детской предметно- пространственной среды 1

  • Рис. 3. а, б, в. Различная компоновка элементов современной детской предметно-пространственной среды 2

  • в. г.Рис. 5.

  • Рис. 6. а, б, в, г. Различные виды каруселей Лестницы

  • Особенности возрастного психо-физиологического развития детей влияющие на проектирование детских площадок

  • Контрольные вопросы и задания

  • Проектирование_Детские игровые площадки. Учебное пособие Магнитогорск 2012 удк 371 ббк г рецензенты


    Скачать 23.28 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Магнитогорск 2012 удк 371 ббк г рецензенты
    АнкорПроектирование_Детские игровые площадки.doc
    Дата12.02.2017
    Размер23.28 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПроектирование_Детские игровые площадки.doc
    ТипУчебное пособие
    #2589
    КатегорияСтроительство
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

    А. Д. Григорьев

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

    ДЕТСКИЕ

    ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
    Учебное пособие

    Магнитогорск
    2012




    УДК 371

    ББК

    Г

    Рецензенты:

    Кандидат архитектуры, зав. каф. архитектуры
    ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,

    О. А. Ульчицкий;

    Кандидат педагогических наук, профессор каф. начертательной геометрии и графики,

    ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

    член Союза дизайнеров России
    Н.С. Жданова
    Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые площадки : учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 234 с.
    ISBN
    Учебное пособие «Проектирование. Детские игровые площадки» содержит методические материалы по проблематике проектирования детских игровых и спортивно-игровых площадок как обязательной части детской развивающей предметно-пространственной среды. Изложены основные дизайнерские и эргономические требования, научно-обоснованные принципы, роль проектной концепции в проектировании средовых комплексов, с примерами разработки дизайн-проектов частичного или комплексного решения организации предметно-пространственной среды детского уличного досуга.

    Материалы пособия могут быть использованы преподавателями и студентами дизайнерских и архитектурных вузов по специальности 070601 «Дизайн», а также по направлению 072500 «Дизайн», профиль «Дизайн среды»; в системе образования и самообразования преподавателей основ дизайна; руководителями детских образовательно-воспитательных учреждений при планировании формирования развивающей предметно-пространственной среды; а также специалистами проектных организаций и практикующими дизайнерами.
    УДК 371

    ББК
    ISBN

    © Григорьев А.Д., 2012

    © Магнитогорский государственный университет, 2012

    Оглавление

    Введение 4

    Раздел 1. Роль и место детских игровых площадок в развитии ребенка 8

      1. Роль игры в становлении личности ребенка 8

      2. Развивающие аспекты игры на детской площадке 13

      3. Особенности возрастного психо-физиологического развития

    детей влияющие на проектирование детских площадок 23

    Раздел 2. Детская площадка в городской структуре 27

    2.1. Место детской площадки в городской среде 27

    2.2. Нормы и правила проектирования комплексного

    благоустройства на территории города 30

    2.3. Классификация детских площадок 33

    Раздел 3. Основные аспекты дизайн-проектирования детских

    игровых площадок 36

    3.1. Предпроектное исследование 36

    3.2. Проектная концепция 38

    3.3. Планировочное решение 41

    3.4. Функционально-композиционное решение 45

    3.5. Освещение детской площадки в городской среде 51

    3.6. Цветовое решение 55

    3.7. Эргономическое обоснование проекта 60

    3.8. Конструктивное и технологическое решение 68

    3.9. Потребительские качества материалов конструкции,

    отделки и напольного покрытия 79

    3.10. Экологические аспекты дизайн-проектирования детских площадок 85

    Раздел 4. Объективные и субъективные факторы, влияющие

    на функционально-композиционное формообразование площадки 89

    4.1. Объективные факторы, влияющие на функционально-

    композиционное формообразование площадки 89

    4.2. Субъективные факторы, влияющие на функционально-

    композиционное формообразование площадки 91

    Раздел 5. Примеры проектирования детских игровых и спортивно-

    игровых комплексов 98

    Глоссарий 163

    Литература 172

    Приложения 177

    Введение

    Воспитание подрастающего поколения является задачей первостепенной важности, стоящей перед государством. Цель такого воспитания можно сформулировать как – максимальное содействие становлению ребенка как полноценной, сознательной и творческой личности.

    Развитие ребенка во многом зависит от предметно-пространственной среды, окружающей его и различными способами влияющей на различные аспекты взросления: культурного, физического и нравственного. В силу своей специфики такая среда является объектом пристального внимания архитекторов и дизайнеров, которые при проектировании используют исследования педагогов, психологов, медиков и эргономистов, что позволяет избегать серьезных ошибок, способных нанести вред ребенку. Такой комплексный подход ориентирован на решение задач по созданию целостной и гармоничной развивающей, обучающей, воспитывающей, оздоровляющей, реабилитирующей и т.д. предметно-пространственной среды.

    Дизайн-проектирование является не только средством создания функциональной и комфортной среды для детей, но и способом их поведенческой самореализации. Предметно-пространственная среда является не только материально-функциональной базой для взросления ребенка, но и рассматривается как качественное пространство культуры, реализующей права ребенка полноценную жизнь и всестороннее развитие, что исходит из представления о будущем гражданине как «человеке культурном».

    Исходя из данных специалистов изучающих развитие детей, основными функциями детской развивающей среды являются: коммуникативная, преобразующая, ценностно-ориентированная, развивающая. Любой из видов окружающей ребенка развивающей среды должен соответствовать данным функциям, будь то дошкольная игровая комната, школьный класс или детская игровая площадка.

    Игра занимает большую часть в жизни любого ребенка. По данным психологов, игра является одним из основных факторов, влияющих на развитие и становление ребенка как личности. Формы и виды игры во многом зависят от того места, где они происходят. Игры отличаются по своим характеристикам, правилам, задачам и специфике исходя из того, организовываются они в закрытом помещении или на открытом воздухе.

    Детская площадка - место, предназначенное для игры детей, дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего она находится в населённом пункте, во внутриквартальном пространстве или вынесена в специально предназначенное для этого место (парки, скверы, зоны отдыха, санатории и т.д.). Детская площадка содержит элементы детского уличного игрового оборудования, которые направлены на организацию содержательного досуга. Игровое оборудование, в свою очередь, представляет собой набор разнообразных конструктивных сооружений, способствующих физическому и умственному развитию, оказывая при этом благоприятное воздействие на социальную, психологическую и культурную адаптацию ребёнка. Правильно организованная детская площадка формирует у детей мотивацию к самостоятельной физической активности, личностному развитию, овладению важными навыками, развивает их поведенческую культуру.

    Исходное требование к детской предметно-пространственной среде, обуславливающее ее развивающий характер, это создание условий для разнообразной деятельности, преследуя цели физического и психического развития и совершенствования личностных характеристик детей. В результате научно- технического прогресса, возможности реализации любых проектных концепций значительно возросли, однако использование технологических достижений современной науки не является самоцелью, а средством реализации социальных, художественно-образных и концептуальных аспектов проектирования. В основе любого дизайн-проекта лежит определенная идея, концепция, от которой зависит визуальный образ объекта, что имеет особенное значение для такого средового объекта как детская площадка. Определенная социальная направленность данного вида средовых объектов вносит корректировки в техническое задание, на основе гуманитарных ценностей и социальных приоритетов.

    Существует несколько способов возведения детских игровых комплексов, которые зависят от определенных факторов:

    • Спонтанная детская площадка – способ популярный в 70-х – 90-х годах прошлого столетия. Такие площадки, до сих пор сохранившиеся во многих микрорайонах возводились спонтанно, без предварительного проекта, зачастую силами активистов или ремесленников. Основным материалом являлось грубо обработанное дерево или металлическая сварная конструкция. Достоинством такой площадки являлось небольшая экономическая стоимость и легкость возведения, а недостатком стандартность, шаблонность, недолговечность и несоответствие нормам безопасности, а также эстетическая непривлекательность и слабовыраженная тематическая направленность.

    • Типовая детская площадка – наиболее популярный вариант, применяемый в современных городских застройках. Создается на основе типовых модульных элементов, создаваемых промышленными средствами. Такие элементы позволяют построить достаточно разнообразную и функционально насыщенную предметно-пространственную игровую среду. Элементы создаются из качественной фанеры или МДФ облицованных пластиком, которые крепятся на металлический сварной или сборный каркас. Достоинством такой площадки является сравнительная экономическая доступность, соответствие нормам безопасности и эргономическим требованиям, а также яркость и привлекательность. Основным недостатком можно назвать определенное однообразие образных выразительных средств и ограниченность подходов к игровым ситуациям.

    • Детская площадка, созданная на основе индивидуального дизайн-проекта – крайне редко встречающийся вариант возведения детских игровых площадок. Редкое использование данного варианта связано с его недостатками: большая стоимость, большие сроки исполнения, технологические трудности и т.д. Однако данный способ возведения является наиболее выигрышным в связи с его достоинствами: индивидуальный подход к потребителям, психологическое соответствие, а также яркий, оригинальный образ, лежащий в основе визуальной концепции площадки, привязанной к различным игровым ситуациям.

    Учебное пособие состоит их пяти разделов, в которых рассматриваются следующие аспекты дизайн-проектирования детской развивающей предметно-пространственной среды:

    • В первом разделе рассматривается роль и место детских игровых площадок в развитии ребенка. Определяется роль игры в становлении личности ребенка, приводятся развивающие аспекты игры на детской площадке, а также рассматриваются особенности возрастного психо-физиологического развития детей которые необходимо учитывать при дизайн-проектировании детских площадок. Данный раздел является базовым для понимания проектных задач, которые приходится решать дизайнеру при проектировании детской предметно-пространственной среды.

    • Во втором разделе рассматривается место детской площадки в городской среде. Приводятся примеры классификаций детских площадок, нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города, что определяет нормативную базу для проектирования детских игровых площадок.

    • В третьем разделе рассматриваются основные аспекты дизайн-проектирования детских игровых площадок. Данный раздел содержит информацию необходимую для проектирования данного вида средовых объектов: от направлений проведения предпроектного исследования, до изучения потребительских качеств материалов конструкции, отделки и напольного покрытия. Кроме того, обосновывается необходимость формулировки и обоснования проектной концепции как формообразующего каркаса для последующего дизайн-проектирования.

    • В четвертом разделе рассматриваются и субъективные факторы, влияющие на функционально-композиционное формообразование площадки

    • В пятом разделе приводятся примеры дизайн-проектирования детских игровых и спортивно-игровых комплексов. Данные примеры приводятся на основе различных литературных источников, порталов сети ИНТЕРНЕТ, а также на основе работ студентов кафедры дизайна ФИИД ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и кафедры дизайна ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

    • Учебное пособие содержит глоссарий, список литературных и электронных источников, а также выдержки из Государственного стандарта Российской Федерации (оборудование детских игровых площадок). Данная информация может быть необходимой при самостоятельном изучении данного вопроса, а также при дизайн-проектировании детской развивающей предметно-пространственной среды.

    Раздел I. Роль и место детских игровых площадок в развитии ребенка


      1. Роль игры в становлении личности ребенка

    Невозможно переоценить роль игры в развитии ребенка и развитии его как полноценной социальной и творческой личности. Этому посвящено множество теоретических трудов, а играми, игровыми комплексами и игрушками занимаются целые отрасли промышленности. Главной причиной этому является не только желание дать детям больше радости и забав, или заработать на детских потребностях. Игрушки, игры, игровая среда - сильное воспитательное средство в руках общества.



    а. б.



    в. г.

    Рис. 1.

    а, б, в, г - Развивающие игрушки для детей
    Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника, а также важной составляющей развития личности более позднего возраста. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. При игре ребенка с игрушкой, или при занятиях на детской игровой площадке следует всегда помнить, что в данный момент происходит формирование человеческой личности, которое можно не только отслеживать и контролировать, но и целенаправленно спроектировать.

    Каждый день человек осуществляет разнообразную деятельность, массу всяких дел, маленьких и больших, простых и сложных. Каждое дело - задача, более или менее трудная. При всем внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, исходя из степени новизны, т.е. знакомая эта задача или неизвестная, новая.

    Диапазон творческих задач, которые ежедневно приходится решать человеку, необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия. Суть данных задач сводится к одному принципу - при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Все виды человеческой деятельности включают в себя и исполнительский, и творческий компонент, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера на производстве почти лишен творческой деятельности, а авиаконструктор или изобретатель в основном только ею и занимается [38].

    В наше время людей, особенно молодых, привлекает та деятельность, в которой преобладает творческое начало. Это закономерно и в высшей степени симптоматично: мы живем в век стремительно развивающейся научно-технической революции, одной из тенденций которой является передача исполнительских функций человека машинам и высвобождение сил и времени людей для творчества. В то же время научно-техническая революция делает жизнь во всех ее проявлениях разнообразнее и сложнее: она требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых жизненных задач. Особенные требования к человеку предъявляет современное производство, где буквально на наших глазах появляются и исчезают целые профессии и на убыль идут как раз те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, а поэтому достичь высокой производительности труда. Научно- техническая революция, с одной стороны, освобождает силы человека для творчества, а с другой - требует все больше и больше творчески развитых умов, способных обеспечить прогресс общества [38].

    Активная жизненная позиция естественна для человека, если он мыслит творчески, видит вокруг возможности для совершенствования. Во всех крупнейших странах мира ведутся научные и практические поиски в этом направлении. В результате многочисленных исследований в разных странах было выявлено, что от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни - самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от родителей, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.

    Большинство родителей, в первые годы жизни уделяют главное внимание малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения условиям его развития. Среди родителей бытует распространенное мнение, что не стоит торопить развитие ребенка, который всему необходимому научится в свое время. В действительности это далеко не так. Как, например, ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию, повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова, через год уже легко составляет простые фразы, а от 2 до 5 лет (по утверждению К. И. Чуковского) каждый ребенок - гениальный лингвист. Но это относится только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, то речь развивается намного позже.

    Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к диким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали среди них. Иногда удавалось возвратить таких детей в человеческое общество, но возвращение это обычно оказывалось трагическим. Если ребенку было больше 6- 7 лет, его уже никакими средствами не могли сделать человеком, не могли даже научить говорить. Данная особенность связана с тем, что возможность развиваться не остается неизменной. После рождения, вместе с ростом ребенка мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идет его развитие.

    Современные исследования на молекулярном уровне (эксперименты шведского нейробиолога Хидена) подтверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга, становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конце концов атрофируются. Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.

    Психологами выдвигаются пять условий успешного развития способностей ребенка:

    1. «Ранее начало» - приобщение ребенка к разнообразной творческой деятельности в максимально маленьком возрасте.

    2. Окружение ребенка с раннего возраста такой средой и таков системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

    3. Максимальное напряжение сил в творческом процессе, что позволяет малышу заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения.

    4. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу.

    5. Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка самая распространенная форма "помощи" детям, но такая «помощь», как правило, только вредит делу.

    Есть великая формула "дедушки космонавтики" К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные". Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность родителей - помочь ребенку встать на этот путь. Одним из эффективных средств для этого является игра.

    Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

    Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

    Каждый из этапов развития ребенка сопровождается как бы взрывом характерных форм деятельности, на какое-то время почти целиком захватывающим его и, по всей вероятности, не утомляющим ребенка в его следовании за многочисленными эффектами. Эти формы деятельности ставят своего рода вехи на пути функционального развития ребенка, и некоторые их особенности позволяют обнаружить или измерить соответствующую способность. Например, игры, которые в результате сотрудничества между детьми или в силу традиции приобрели определенную форму, могут служить в качестве теста. От возраста к возрасту игры сигнализируют о появлении самых различных функций: сенсомоторных, проявляющихся в играх, требующих ловкости, точности, быстроты, а также интеллектуальной оценки и дифференцированных реакций. К этим функциям относятся артикуляция. словесная и числовая память, проявляющиеся в считалках, дразнилках, правилах, которым дети учатся друг у друга с такой жадностью. Или же это функции, имеющие социальный характер и скрывающиеся за организацией противостоящих друг другу групп детей, ватаг, «партий». В таких играх роли распределяются наилучшим образом, обеспечивающим возможность сотрудничества для достижения общего торжества над противником.

    Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие. У взрослого возвращение к играм является регрессом, но регрессом непроизвольным и в некотором роде исключительным, так как он является не чем иным, как общей дезинтеграцией его деятельности в условиях реальной действительности [9].

    Польза, которую приносит детская игра, заключается в том, что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей, обычно разбитых по частям соответственно потребностям существования и утрачивающих свое самобытное лицо и свой особый аромат. Возможностей их полного проявления в результате не остается. Не всегда умеет играть тот, кто хочет, и тогда, когда он это хочет. Для этого необходима соответствующая установка, а иногда этому нужно учиться или переучиваться. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать, то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.


      1. Развивающие аспекты игры на детской площадке

    В любой искусственно создаваемой для детей предметно- пространственной среде взрослые всегда материализуют свою систему представлений о том, что полезно и хорошо для ребенка. Психологический анализ того, как оборудованы групповые помещения в детском саду, как выглядит школьный класс, психотерапевтическая игровая комната или детская площадка, - покажет нам, каким образом ожидания и даже требования взрослых в отношении поведения детей в этих местах закреплены в выборе, характере и способе размещения присутствующих там предметов (М.В. Осорина).



    а.



    б.

    Рис. 2.

    а, б. Различные виды современной детской предметно- пространственной среды 1



    а.



    б.



    в.

    Рис. 3.

    а, б, в. Различная компоновка элементов современной детской предметно-пространственной среды2

    Например, в учебных помещениях старых школ столы учеников крепко привинчены к полу: они стоят рядами в три колонки, а, напротив, на возвышении стоит массивный стол учителя. Входящий в класс человек сразу чувствует, что в такой расстановке мебели запечатлено традиционное для школы XIX века противопоставление социальных позиций: доминирующий учитель и подчиненные ученики. Намертво прикрепленные столы говорят о том, что все в этом пространстве незыблемо - расстановку сил нельзя изменить по собственному желанию или в угоду складывающейся ситуации. В противовес, современное учебное помещение оборудуется легко передвигающейся мебелью: столы и стулья можно поставить рядами напротив друг друга, а можно в кружок или полукругом - все зависит от того, какую социально-психологическую атмосферу собирается создать преподаватель и какие задачи будет решать группа собравшихся там людей. Бывают и особые случаи, когда мебель вообще не нужна и ученики усаживаются или даже укладываются прямо на ковровом покрытии пола или на специальных подушках. В таком классе запечатлена уже совершенно другая педагогическая идеология: демократические принципы обучения и учет социально- психологического фактора, в зависимости от которого динамически преобразуется организация учебного пространства.

    Также не случаен и набор предметов, которые присутствуют в создаваемом взрослыми для детей пространстве. Любой профессиональный педагог, подбирающий игрушки для группового помещения детского сада, знает, что там обязательно должны быть куклы для девочек и машины для мальчиков, что одни дети любят маленькие игрушечки, а другие обожают обниматься с огромными меховыми зверями, что нужны предметы как для групповых игр, так и для индивидуальных и т. д.

    Всем хорошо знакомый комплекс привычных игровых конструкций на детской площадке тоже имеет свою историю и прошел длительный естественный отбор. Не случаен традиционный набор таких элементов как качели разных сортов, стенки для лазания, карусели, песочницы, горки, грибки, домики и т.д. Контакт с каждым из этих предметов позволяет ребенку прочувствовать и пережить нечто важное для его развития. Причем темы этих переживаний универсальны - они значимы для всех детей на протяжении длительных возрастных периодов. На основе психологического анализа проведенного М.В. Осориной можно рассмотреть несколько стандартных элементов традиционно используемых на детских площадках.

    Песочница

    Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Педагог-психолог Мешавкина Т.Ф. и дефектолог-логопед Белик Ю.Н. отмечают, что невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо.


    а. б.



    в. г.

    Рис. 4.

    а, б, в, г Различные виды песочниц
    Песок относится к группе так называемых неструктурированных материалов - это просто сыпучая масса вещества. Копая и пересыпая его, совсем маленький ребенок обнаруживает, что песок легко поддается воздействию и в нем можно оставлять следы своего присутствия в виде ямок, кучек, канавок. Потом оказывается, что из всех видов материи окружающего мира именно влажный песок податлив и послушен ребенку настолько, что он может легко подчинять его своей творящей воле, - наступает «период куличиков». В два - три года для ребенка чрезвычайно важно впервые ощутить себя «властелином песочного царства», где он может нечто созидать или, наоборот, уничтожать. Это связано с тем, что наступает возраст, когда начинается формирование будущих волевых качеств личности, - играя в песочнице, ребенок опытным путем открывает для себя творящую силу своего намерения. Попутно он решает там много других задач личностного развития, и это будет продолжаться еще много лет.

    Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в песочнице. Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

    Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно- логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

    Качели

    Качели различаются по своему устройству, которое определяется тем, где находится точка опоры. Качели могут быть висячими: чаще всего встречаются такие качели для самых маленьких в виде сиденья со спинкой, подлокотниками и подножкой, которое двумя металлическими штангами подвижно прикреплено к П-образной невысокой опоре. Так как других вариантов висячих качелей обычно не найти, то большие дети становятся на сиденье ногами и пытаются компенсировать небольшую длину рычага качелей безудержным размахом качания, так что чуть ли не делают "солнышко" вокруг горизонтальной опоры.


    а. б.



    в. г.

    Рис. 5.

    а, б, в, г. Различные виды качелей
    На даче или в деревне - ребенок постарше может покачаться на столь любимых детьми высоких качелях, где сиденье висит на длинных веревках. Веревки позволят не только сильно раскачиваться, но и менять траекторию движения: дети любят экспериментировать, закручиваясь вокруг своей оси или качаясь наискось, - им нравится осваивать сложные, размашистые, выполняемые с большим ускорением движения всего тела в трехмерном пространстве. Это не только хорошая тренировка вестибулярного аппарата, но и получение захватывающих дух ощущений полета над землей и охвата большого пространства. В народной культуре раскачивание на качелях над землей тоже считалось занятием, связанным с получением энергии и поэтому важным для роста ребенка.

    Зависимость собственных качаний от действий партнера в явном виде присутствует только в современных качелях другого типа - с точкой опоры внизу. Их тоже можно встретить на детской площадке. Это может быть полукруглая качалка с двумя сиденьями друг напротив друга. Или это качающаяся доска с сиденьями, устроенными на ее концах, и опорным столбиком посередине. При каждом качании один из партнеров оказывается внизу, а другой - наверху, и это переживается детьми постарше уже не только как попеременное пространственное перемещение по вертикали, увлекательное само по себе, но и как смена сильной и слабой социальной позиции - то есть динамическое противостояние двух людей.

    Сильным считается у детей нижнее положение, дающее опору и возможность влияния на того, кто наверху. Поэтому, оказавшись внизу, ребенок часто пытается показать свою власть над верхним партнером и удержать его там подольше. Тот, кто остался наверху, - с болтающимися ногами, без опоры, вынужденный упираться руками, чтобы не съехать вниз по доске качелей, как с горки, - должен прочувствовать свое зависимое положение и силу нижнего. А сила его воздействия определяется как длиной рычага качелей, так и весом и ловкостью ребенка. Больший вес (или создание иллюзии своей тяжести за счет хорошего владения телом) используется детьми для утверждения своей значительности и старшинства. Поэтому там, где маленькие дети наслаждаются самим процессом совместного качания, у детей шести-семи лет уже начинается социальное соревнование и демонстрация силы своего влияния на партнера.

    Карусели

    Многое из того, что сказано о качелях, в равной мере относится и к вращающимся конструкциям типа каруселей. В данной ситуации это еще более интенсивная нагрузка на вестибулярный аппарат, доводящая иногда до головокружения, и необходимость взаимодействия с другими детьми, от которых тоже зависит скорость вращения, и поиск способов того, как удержаться при большой скорости, как вовремя остановиться и не упасть.


    а. б.


    в. г.

    Рис. 6.

    а, б, в, г. Различные виды каруселей
    Лестницы

    Данный элемент всегда присутствуют на детской площадке в той или иной модификации. Это могут быть короткие или длинные вертикальные лесенки типа шведских стенок, а могут быть дугообразные, обоими концами упирающиеся в землю, и т. д. Главное, что все они предназначены для игрового лазания, а их прообразом в естественной среде являются деревья с торчащими в разные стороны ветвями - тоже своего рода «лестницы в небо».

    а. б.



    в. г.

    Рис. 7.

    а, б, в, г. Различные виды лестниц
    Маленьким детям очень полезно научиться попеременно перебирать руками и ногами, поднимаясь вверх по перекладинам: тут-то они и открывают для себя, как много у них конечностей и как важно, чтобы они согласно работали в процессе подъема или спуска. Но уже старшему дошкольнику на простых детских лесенках делать нечего - лазанье как двигательный навык в общем виде освоен, дальше становится скучно, если эти лесенки никуда не ведут. А вот если они гораздо выше, между ступеньками разные расстояния, а наверху находится площадка, куда можно забраться, сразу появляется цель. Если же от этой площадки сложные переходы ведут на другую площадку, с которой надо спускаться вниз по лесенке со ступеньками, закрепленными между двух цепей, которые колышутся при каждом шаге, или высокому шесту, или металлической спирали - эта конструкция интересна любому ребенку вплоть до подросткового возраста.

    Если ребенок лишается свободы самостоятельного обследования пространства и находящихся в нем предметов на достаточно долгий срок, то впоследствии ему действительно начинает не хватать необходимых навыков, которые не удалось вовремя выработать. Отсюда проистекает несмелость во взаимоотношениях с предметно- пространственной средой, непонимание того, что человек может не только приспосабливаться к наличному положению вещей, но и проявлять творческую активность, в частности преобразовывать среду в соответствии со своими нуждами [54].


      1. Особенности возрастного психо-физиологического развития детей влияющие на проектирование детских площадок

    Создание детских игровых зон с учетом научных исследований в области психологии началось только в ХХ веке. Исследования детской психологии и особенностей личностного развития привели к тому, что к играм - и, соответственно, к созданию специальных игровых "территорий" - стали подходить с точки зрения науки. Основная проблема, возникающая перед проектировщиками, дизайнерами и архитекторами разрабатывающими детские игровые площадки связана с тем, что ребенок постоянно меняется, как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Этот факт обуславливает постоянную смену потребностей, влияющих на смену игровых ситуаций и игрового оборудования.

    Согласно исследованиям психологов можно выделить несколько основных этапов развития ребенка:

    1. От рождения до двух лет – на данном этапе ребенок еще не способен играть на улице, т.е. основные виды деятельности осуществляются в домашней обстановке.

    2. От двух до пяти лет – период нарастания активности и потребностей в игре. Несмотря на то, что значительную часть времени ребенок проводит в помещении, игры на свежем воздухе начинают играть большую роль в его жизни. Если в начале этого периода ребенок вполне доволен скромным набором из песочницы и качелей на пружине, то в конце с удовольствием будет обживать "домик" детского городка, кружиться на карусели и - под присмотром родителей или няни - раскачиваться на классических качелях или штурмовать невысокую (от 0,85 м) горку или лестницу. На данном этапе ребенок уже нуждается в компании для совместной игры, но корректнее будет определить его как индивидуалиста, т.к. совместные игры не носят организованный характер, не строятся по определенным правилам, определяющим роль и место каждого ребенка в игре.

    3. От пяти до десяти лет – время самого активного использования детских игровых площадок. Игры начинают носить коллективный характер, с ярко выраженной тематической направленностью. Для такого рода игр необходимо разнообразное игровое оборудование, которое способно обеспечить как физически активные, так и спокойные игры.

    4. От десяти до двенадцати лет – коллективные игры являются основным видом игры на свежем воздухе. На этой стадии ребенок полностью готов подчиняться определенным правилам, органично взаимодействовать с коллективом, добиваться поставленной цели. Дети в возрасте до 11-12 лет с удовольствием принимают участие в совместных командных играх, проявляют интерес ко всевозможным "соревнованиям". В таком возрасте возникает потребность уже не в игровой площадке, а более сложном спортивно-игровом ее варианте. Детские спортивно-игровые комплексы рассчитанные на данный период должны включать в себя разнообразные спортивные снаряды: шведские стенки, рукоходы, кольца, канаты, турники, горки и т.д. Элементы должны располагаться на безопасном друг от друга расстоянии – что достигается грамотным зонированием пространства. Тренажеры и спортивные снаряды, для индивидуальных занятий необходимо совмещать с игровыми площадками для коллективных занятий (футбольное поле, теннисный корт, баскетбольная площадка и др.).

    5. От двенадцати и старше – игры перестают носить тематический характер и потребность в детской игровой площадке полностью сменяется потребностью в спортивной.

    Данная, достаточно упрощенная, классификация лежит в основе практически всех разработок оборудования для детских игровых и спортивных площадок, как огромных, "общественных" возводимых возле городских жилых комплексов, в детских садах и школах, так и частных, создаваемых в коттеджных поселках или возле личных домов и коттеджей.

    Как правило, большинство детских игровых и спортивно- игровых комплексов в городской структуре не привязываются к какой-нибудь определенной возрастной категории, а возводятся с расчетом на совместное их использование всеми возрастами. При грамотном подходе к концептуально- планировочному решению площадки, правильном функциональном, визуальном и ситуационном зонировании такой подход вполне обоснован, в том числе и с экономической точки зрения.

    Аналогичную систему педагоги рекомендуют использовать и в частных игровых комплексах, тогда, когда между детьми достаточно велика разница в возрасте. В таком случае, например, под горкой с лесенками и "домиком" для старших детей может располагаться песочница и беседка для самых маленьких. Их можно приспособить не только для того, чтобы развлекать младшего ребенка, но и для его всестороннего развития. Дизайнеры-проектировщики уделяют внимание обучающим элементам, и нижние этажи таких комплексов часто снабжаются счетами, "азбучными" картинками, досками для рисования и пр. Чтобы исключить вероятность того, что малыш заберется на почти большую высоту, доступ на горку оборудуется "естественными препятствиями" - например, метровым округлым пандусом, по которому придется лезть, держась за свисающую сверху толстую веревку. Для 6-летнего ребенка такой подъем - хорошее развлечение и полноценная разминка, а вот для малыша - невыполнимое мероприятие.
    Контрольные вопросы и задания

    1. Является ли игра важным средством развития ребенка как личности и социальной адаптации, или полноценную личность можно воспитать различными другими средствами, избегая при этом игры? Обоснуйте ответ.

    2. На какие группы можно разделить задачи, решаемые человеком каждый день в результате его жизнедеятельности?

    3. Опишите роль научно-технической революции в смене требований к современному человеку (работнику)?

    4. В каком возрасте ребенок усваивает больше всего информации, которая в конечном счете влияет на формирование его психики?

    5. Известны ли науке случаи, когда ребенок воспитанный животными по аналогии с Маугли, до 6-7 летнего возраста, впоследствии мог успешно адаптироваться в человеческом обществе?

    6. Опишите роль предметно-пространственной среды в формировании личности ребенка.

    7. Какую роль в психическом развитии ребенка играют такие традиционные элементы детских игровых площадок, как: песочница, качели, карусели, лестницы и др.?

    8. Какие этапы психо-физиологического развития выделяют психологи? Как эти этапы отражаются на характере игр?



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    написать администратору сайта