Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Логика
Этика
Философия
Религия
Политология
Социология
Физика
История
Информатика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Территориальное планирование. Учебное пособие - Позаченюк Е.А.. Учебное пособие для студентов университетов, обучающихся по специальности экология и охрана окружающей среды


Скачать 19.64 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов университетов, обучающихся по специальности экология и охрана окружающей среды
АнкорТерриториальное планирование. Учебное пособие - Позаченюк Е.А..doc
Дата30.01.2017
Размер19.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТерриториальное планирование. Учебное пособие - Позаченюк Е.А..doc
ТипУчебное пособие
#1265
КатегорияГеология
страница1 из 21
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



ПОЗАЧЕНЮК Е.А.


ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Таврический национальный университет

им. В.И.Вернадского


Е.А.Позаченюк
Территориальное планирование


Учебное пособие для студентов университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды» - специализация «территориальное планирование»
Учебное пособие подготовлено в рамках осуществления проекта

«Education in spatial planning in the frame of a post-graduate course at Tavrida National University». Scientific Co-operation between Eastern Europe and Switzerland. Co-operation Agreement No. 7 IP 62602

Симферополь 2006

Е.А.Позаченюк
Территориальное планирование

Учебное пособие для студентов университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды» - специализация «территориальное планирование»

Рекомендовано к изданию Ученым советом Таврического национального университета им. В.И,Вернадского

Рецензенты:

Боков В.А., докт. географ. наук, проф., заведующий кафедрой геоэкологии Таврического национального университета им. В.И.Вернадского

Тарасенко В.С., докт. геол.-минер. наук, проф. кафедры инженерной экологии и безопасности жизнедеятельности Крымской академии природоохранного и курортного строительства

K.E.Pozachenyuk
Die Raumplanung
The textbook for the students of universities training on a specialty “ecology and protection of an environment” – a specialization “territorial planning”

It is recommended to issuing by Scientific council of Tavrida National V.I.Vernadsky University.


В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы территориального планирования на разных пространственных уровнях: генеральной схеме планировки территории; городских и сельских поселений; планировки промышленных и сельскохозяйственных районов, рекреационных зон; вопросы охраны природы и планировки средообразующих геосистем. Пособие призвано подготовить специалистов географических факультетов к пониманию сложных проблем территориального планирования, а также к научной и практической работе в этой важной области геоэкологии.
ISBN Е.А.Позаченюк

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие вопросы территориального планирования

    1. Предмет и объект

    2. Организация планировки территории

    3. Связь территориального планирования с другими науками

    4. История развития

Глава 2. Теоретические основы территориального планирования

2.1. Ландшафтно-геоэкологические

2.2. Территориальные структуры и их типы

2.3. Уровни территориального планирования

2.4. Информационное обеспечение проектирования

Глава 3. Генеральная схема планировки территории

3.1. Общие положения

3.2. Цели и задачи Генеральной схемы расселения

3.3. Проблемы развития сети расселения

3.4. Анализ основ развития структуры расселения

3.5. Территориальная структура сети расселения

3.6. Формирование крупных городских агломераций

3.7. Системы расселения на региональном и национальном
(общегосударственном) уровне

3.7. Народнохозяйственное значение и аспекты реализации Генеральной

схемы расселения на территории СССР

3.8. Генеральная схема планировки территории в новых

социально-экономических условиях

Глава 4. Планировка городских и сельских поселений

4.1. Типизация населенных мест

4.2. Функционально-планировочная структура городских поселений

4.3 Структура селитебной зоны

4.4. Организация промышленных зон

4.5. Транспортные основы планировочной структуры города

4.6. Пригородные зоны

Глава 5. Планировка промышленных районов

5.1. Основные факторы размещения промышленности

5.2. Территориальное планирование промышленности

ресурсных районах

5.3. Территориальное планирование гидроузлов

Глава 6. Планировка сельскохозяйственных районов

6.1. Сельскохозяйственные районы

6,2. Задачи планировка сельскохозяйственных районов

6.3. Основные стадии сельскохозяйственного территориального

планирования

6.4. Виды сельскохозяйственного территориального планирования

Глава 7. Планировка рекреационных зон

7.1. Общие положения

7.2. Типизация рекреационных зон

7.3. Проблемы территориального планировании рекреационных зон

Глава 8. Охрана природы и планировка средообразующих геосистем

8.1. Средообразующие системы района

8.2. Охрана окружающей среды в градостроительстве
Заключение

Литература

Некоторые ключевые понятия и термины

ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие соответствует программе курса «Комплексное территориальное экологическое планирование и проектирование», который читается на географическом факультета кафедры геоэкологии Таврического национального университета. Цель курса изучение теоретических и методических основ территориального планирования на основе ландшафтного и геоэкологического анализа. Основная задача – способствовать подготовке выпускников географического факультета к исследовательской и практической работе по прикладным аспектам геоэкологии.

В пособии освещается ряд тем, которые могут быть сгруппированы по трем направления: теоретические основы территориального планирования, включая представления о предмете, объекте и истории вопроса; раскрытие подходов и приемов территориального планирования на различных пространственных уровнях организации территории (генеральной схеме планировки территории; городских и сельских поселений; планировки промышленных и сельскохозяйственных районов, рекреационных зон); вопросы охраны природы и планировки средообразующих геосистем. Пособие написано на основании опыта районной планировки и регионального проектирования, столь развитых в бывшем СССР, с учетом современных тенденций территориального планирования в новых социально-экономических условиях развития Украины, а также отражает специфику проектирования за рубежом, в частности в Швейцарии.

Территориальное планирование должно решать многие "стыковые" вопросы в узлах противоре­чий "отрасль — территория", однако в силу различных объектив­ных причин оно, к сожалению, не стала еще тем инструментом, который бы обеспечил гармоничное и взаимоувязанное развитие производительных сил и эффективное использование конкрет­ных территорий. Среди основных причин недостаточного исполь­зования территориального планирования необходимо отметить невысокое качество проектно-планировочной документации и увязку проектных решений с плановыми раз­работками, а также не всегда правильное понимание плановыми и архитектурно-строительными органами тех задач, которые должны решать схемы и проекты районной планировки, и той роли, которую призваны играть в реализации проектных предло­жений местные органы.

Повышение эффективности разработок и реализации территориального планирования, учитывающего весь комплекс социально-эконо­мических и природных условий территории, стало настоятельно необходимым в целях упорядочения на научной основе использо­вания территории различных районов страны. Актуален вопрос об использовании опыта территориального планирования зарубежных стран, осуществляемого в условиях частной собственности и наличии ограничений в территориальном планировании связанных с общественными интересами. Демократизация процессов в обществе, с одной стороны, должна усилить интересы общественности в решении вопросов территориальной организации, с другой – более полно учитывать региональные и экологические проблемы устойчивого развития территории.





Глава 1. Общие вопросы территориального планирования



    1. Предмет и объект


Что изучает территориальное планирование? Территориальное планирование — это теория и практика наиболее рациональной организации территории и размещения в ее пределах производственных предприятий, коммуникаций и мест расселения с комплексным учетом его географических, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий. При этом различают территориальное планирование как процесс проектирования, разработки схемы (проекта) территорий разного пространственно-временного ранга; и как общее наименование развивающейся области знаний, включающей методологические и методические основы территориального планирования. Территориальное планирование основывается на учете пространственных территориальных закономерностей размещения природных, социальных и экономических явлений и их взаимодействий. Пространство, территория есть особый ресурс, который в современных условиях приобретает все большее значение.

Комплексное территориальное планирование включает организацию
территории с учетом социально-экологических потребностей: промышленного
производства, сельского хозяйства, селитебных, коммунальных, транспортных,
рекреационных, экологических и других геосистем. Территориальное
планирование ведется на приоритетах геоэкологической стабилизации
территории (устойчивого ее развития) и, как правило, включает
территориальное экологическое планирование, е.е. планирование экологической инфраструктуры.
Процесс территориального проектирования осуществляется
деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц по
комплексному проектированию территориальных объектов всех уровней — от национального до локального, включая проектирование отдельных объектов в целях рациональной организации территории, эффективного развития производительных сил, решения социальных и экологических задач.
Охватывает весь цикл проектных работ от Генеральной схемы расселения на
территории страны, схем и проектов районных планировок до разработки
генеральных планов городов и сельских поселений, проектов промышленных и
рекреационных зон, проектов застройки. К территориальному проектированию относится также проектирование отдельных предприятий, жилых районов и массивов, организация транспорта и улично-дорожной сети, коммунального хозяйства. Один из актуальных вопросов территориального планирования являются вопросы охраны и рационального использования окружающей среды, в частности организация средообразующего каркаса устойчивого развития региона.

Территориальное планирование развивается как теория и практика наиболее рационального размещения на территории данного района производственных предприятий, коммуникаций и мест рассе-ления с учетом его географических, экономических, архитектурно-строительных и инженерно--строительных факторов и условий. Территориальное планирование призвано конкретизировать на местности, с «привязкой к территории» прогнозы, программы и планы развития районных народнохозяйственных комплексов; при этом оно существенно их дополняет и обогащает.

Именно в территориальном планировании представляется возможным дать комплексное и дифференцированное решение с учетом аспектов, не рассматриваемых обычно в работах отраслевого характера. Проектирование переросло рамки инженерного подхода. Возникла необходимость изменить стиль мышления в проектных разработках, применять научный подход к решению не отдельных задач, а их совокупности, причем сама постановка задач выявлялась в процессе иссле-дования. Подчеркнем, что в основе этой возросшей сложности — необычайный количественный и качественный рост, «революция масштабов», изменение приоритетов и условий выбора.

Становление территориального планирования как новой области знания совершилось на основе объединения усилий ряда наук и дисциплин, внесших свой вклад в формирование ее научных основ и методов проектирования.

На основании подходов разработанных в территориальном проектировании основные задачи планировки и застройки территории:

  • обоснование будущих потребностей и определение преобладающих направлений использования территорий;

  • учет государственных, общественных и частных интересов при
    планировке, застройке и ином использовании территорий;

  • обоснование распределения земель по целевому назначению
    и использование территорий для градостроительных нужд;

  • обеспечение рационального расселения и определение направлений устойчивого развития населенных пунктов;

  • определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных, природоохранных, оздоровительных, историко-культурных
    и иных территорий;

  • обоснование и установление режима рационального использования земель и застройки территорий, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;

  • определение территорий, представляющих особую экологическую, научную, эстетическую, историко-культурную ценность,
    установление предусмотренных законодательством ограничений на их планировку, застройку и иное использование;

  • охрана окружающей среды и рациональное использование
    природных ресурсов.


Территориальными объектами планирования выступают: административно-территориальные образования (государство, автономные республики, административные области и др.), отдельные части территории этих образований (зоны свободного экономического развития), экономические сельскохозяйственные районы, городские и сельские поселения, рекреационные зоны. Проектируемые территории представляют собой очень сложные социально-экономико-природные системы или в дальнейшем геосистемы, которые развиваются по социальным, экономическим и природным законам. Они отличаются не только сложным строением, и нелинейным характером развития, но и рядом других моментов, которые необходимо учитывать при их планировании и проектировании.

  • Разнокачественность и разнотипность составляющих систему элементов (экономических, природно-ресурсных, экологических, общественных, культур­ных и др.), наличие прямых и обратных связей, цепных реакций.

  • Динамизм: темпы развития ее составных частей различны. Изменение внешних факторов вызывает цепную реакцию в системе.

  • Нелинейный характер развития системы, который проявляется не только в ее стохастичности (вероятностным характере изменений, и ненадежности прогнозов), но и наличии блока неопределенности, связанного как с недостаточностью и искажением информации, незнанием, так и неизбежным свойством развития системы. В связи с чем роль экспертных методов (опыт и знания специалистов) возрастает.

  • Инерционность. Система характеризуется сильной инерционностью своей основной структуры: отдельные звенья наращиваются на каркасе системы, которая изменяется значительно медленнее по сравнению с формирующими ее факторами. Особенно это характерно для градостроительных решений: стабильность градостроительных структур неизбежно на определенном этапе вступает в противоречие с динамичностью природных и социально-экономических процессов.

  • Полииерархичность, сочетающейся с изменением характера координации и субординации подсистем и элементов.

  • Наличие противоречий и конфликтов между составными частями системы, обусловленное ограниченностью ресурсов и, в частности, территории.

  • Наличие большого «лага запаздывания» момента реализации проектных решений по отношению к моменту конструирования системы.

  • Невозможность реального эксперимента. Возможно лишь имитационное моделирование и прогноз.


Основными нормативными документами территориального планирования является законы Украины «О планировке и застройке территорий» (2000 г.), «Об основах градостроительства» (1992 г.), и государственные строительные нормы Украины, в частности «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ДБН 360-92, 2002 г.), «Состав, содержание, порядок разработки, согласованию и утверждению генеральных планов городских населенных пунктов» (ДБН Б.1-3-97), а в АР Крым - постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 сентября 2002 г. «Региональные правила застройки и использования территорий в Автономной Республике Крым». Они разработаны в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях", "Об основах градостроительства", "О планировке и застройке территорий", "Об архитектурной деятельности", "О пожарной безопасности", "Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения", "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за нарушения в сфере градостроительства", "Об охране культурного наследия", Земельным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами, государственными нормами и правилами.

Региональные правила застройки в АР Крым устанавливают порядок и последовательность действий по согласованию и утверждению градостроительной документации по планировке территорий, городских и сельских поселений: схем планировки территорий, генеральных планов, концепций развития, проектов размещения первой очереди строительства, детальных планов территорий, проектов застройки и др.

1.2. Организация планировки территории

Планировка территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Решения органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам застройки и иного использования территорий, принятые в пределах полномочий, определенных законом,
являются обязательными для субъектов градостроительства.
Проведение экспертизы и предоставление заключений к схемам планировки территорий и иной градостроительной и проектной документации осуществляются в порядке, устанавливаемом
Кабинетом Министров Украины.
Финансирование работ по планировке территорий на общегосударственном уровне, разработка экспериментальной градостроительной документации для населенных пунктов и иных территорий Украины, разработка нормативных документов по вопросам планировки и застройки территорий, проведение важнейших научно-исследовательских работ осуществляются за счет
средств Государственного бюджета Украины.
Финансирование работ по планировке территории Автономной Республики Крым, областей, районов, населенных пунктов и
других частей их территории может осуществляться за счет
средств республиканского бюджета Автономной Республики
Крым или соответствующих местных бюджетов и предусматриваться в них отдельной строкой. Финансирование работ по планировке отдельных земельных участков, на которых физические или юридические лица намереваются осуществить новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов градостроительства или
благоустройство территорий, осуществляется, как правило, за
счет средств этих лиц. Финансирование работ по планировке территорий, отдельных земельных участков может осуществляться за счет иных источников, не запрещенных законом.

Мониторинг застройки. Мониторинг застройки и иного использования территорий состоит в осуществлении наблюдений за реализацией соответствующей градостроительной документации и изменением объектов градостроительства, проведении исполнительной съемки и корректировке топографо-геодезических, а также картографических и иных материалов.
Мониторинг застройки и иного использования территорий обеспечивается Советом министров Автономной Республики Крым, областными, районными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, исполнительными органами советов городов областного подчинения в пределах полномочий, определенных законом, и осуществляется соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры.
Данные мониторинга используются для создания геоинформационных систем, заносятся в градостроительные кадастры населенных пунктов и учитываются при осуществлении планировки и застройки территорий.

Государственный контроль за планировкой и застройкой территорий. Государственный контроль за планировкой, застройкой и иным
использованием территорий осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры и соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры, их инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля, а также иными специально уполномоченными
на это органами исполнительной власти.
Порядок осуществления государственного контроля за планировкой, застройкой и иным использованием территорий определяется законодательством.
0тветственность за нарушение законодательства при планировке и застройке территории. Несут ответственность установленную законом лица, виновные в:

  • утверждении градостроительной документации с нарушением установленных государственных стандартов, норм и правил;

  • несоблюдении региональных и местных правил застройки при планировке, застройке и ином использовании территорий;

  • несоблюдении сроков предоставления заключений комплексной экспертизы или обоснованного отказа;

  • несоблюдении сроков предоставления соответствующих заключений в состав комплексной экспертизы;

  • несоблюдении сроков подготовки и предоставления разрешений на строительство и выполнение строительных работ;

  • вымогательстве при выдаче разрешений на строительство объектов градостроительства и выполнение строительных работ или
    проведение экспертизы любых других документов, не предусмотренных законодательством;

  • несоблюдении режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность.

Законами может быть установлена ответственность и за другие виды правонарушений при планировке, застройке и ином использовании территорий.

Международное сотрудничество при планировке и застройке территорий осуществляется согласно законодательству Украины и международным договорам Украины.

1.3. Связь территориального планирования с другими науками

Территориальное планирование в силу комплексного своего характера и многообразия охватываемых проблем тесно связана с многими отраслями науки и видами практиче-ской деятельности.

Наиболее глубокими и тесными представляются свя-зи территориального планирования с географической наукой (эко-номической географией, некоторыми разделами физиче-ской географии, геоэкологией, картографией), с теорией и практикой градостроительства (технико-экономические основы пер-спективного развития и планировки населенных мест, выбор территории для строительства), с гигиенической наукой и практической деятельностью санитарных органов.

Территориальное планирование и географическая наука. Территориальное планирование по задачам и содержанию чрезвычайно близко кругу теоретических и практических задач географии. –

Для составления проектов (или схем) районной пла-нировки огромное значение приобретают комплексное экономико-географическое и физико-географическое (особенно ландшафтное и геоэкологическое) - изучение территории. Трудно переоценить роль географической науки и прак-тиков-географов в разработке программ и методики изу-чения территории, в сборе и систематизации имеющихся дан-ных о ней, в экспедиционных обследованиях и в последующей обработке и сводке материалов обследова-ния, в подготовке картографической основы - и, самое главное, проектных предложений территориального планирования. В настоящее время не происходит ни одного планирования без учета сложившейся и прогнозируемой экологической ситуации. Экологическое обоснование, согласно существующей нормативно-законодательной базы, необходимо при разработке любой схемы или проекта территориального планирования района, города, промышленного предприятия, дома и др. Так же требуется прогноз изменения экологической ситуации после введения в действие планируемого объекта и в качестве обязательного условия развития территории является планирование и осуществление природоохранных мероприятий, направленных на устойчивое развитие территории.

Конструктивные задачи территориального планирования. дол-жны решаться не произвольно, а на прочной научной основе, с учетом конкретных экономико-географических, сырьевых, энергетических и водных ресурсов, центров потребления, географии населения, транспорта), - природ-ных и экологических условий каждой территории.

Комплексная оценка природной подсистемы (ее потенциала, функций и др.), населения и хозяйства, геоэкологических ситуаций территории- - одна из главных задач географических наук. Поэтому работы по территориальному планированию, с одной стороны, нуж-даются в географических материалах и использовании географических методов, а с другой стороны, сами в ходе дополнительных исследований на месте могут дать ценный материал для географических харак-теристик планируемой территории.

В своей практической, преобразовательной направлен-ности географические науки непосредственно соприка-саются с территориальным планированием, отличающейся явно вы-раженным преобразовательным характером. В процессе территориального планирования территория не столько изучается и опи-сывается, сколько на основе этого изучения конструи-руется. В районе размещаются новые производственные предприятия, организуются новые виды и формы терри-ториально-производственных сочетаний и форм собственности, определяется проектная система расселения и перспективная сеть на-селенных мест, выявляются необходимые мероприятия по охране и преобразованию природы, восстановлению природных ресурсов и устойчивому развитию территории.

При проектировании территорий необходимо учитывать географические различия от места к месту, придающие конкретный географический характер анализу урбанизированной системы, определению путей ее развития. Исследуемая (и проектируемая) территориальная система всегда географически конкретна.

Географические подходы особенно необходимы для предупреждения ошибок при долгосрочном прогнозировании, имеющем ключевое значении для проектирования расселения и городов. Опыт показывает, что ошибки просчеты при размещении долговременных сооружений нередко необратимы: размещение промышленных предприятий и городов в неблагоприятных природных условиях приводят к нарастающим трудностям по мере их развития; застройка городских территорий без учета научно обоснованных долгосрочных перспектив развития городов создает чересполосицу промышленных, транспортных и жилых территорий, труднопреодолимые препятствия при решении вопро-сов расселения. Географические подходы особенно важны при разработке стратегии развития системы расселения, включающей экономиче-ски оправданные меры по регулированию больших городов и агломераций, активизации малых и средних городов, созданию новых городов. Здесь недопустимы заранее предопределенные однозначные подходы, необходимы глубокие научные, в частности экономико-географические, обоснования. Наука и практика пока не дают полноценного ответа на сложные вопросы, связанные с развитием больших городов. Решение ясно осознанной, казалось бы, задачи ограничения роста больших городов сталкивается с большими трудностями потому, что многие объективные закономерности роста больших городов недостаточно учитываются; их фактически неуклонный и быстрый рост объясняется отнюдь не только отдельными ошибками нашей градостроительной практики, но и процессами самоорганизации города. В должной степени не оценивается объективно существующий потенциал больших городов, не учитываются важные экономико--географические предпосылки их развития. Практически ключ к решению проблемы следует искать в анализе конкретных географических и экологических условий развития городов, в соответствии с которыми оптимальные размеры города могут быть найдены в очень широком диапазоне величин.

Значение работы географа в градостроительной организации не исчерпывается известным набором расчетов и обоснований, который он должен выполнить в рамках разрабатываемого им раздела проекта. Его влияние на проект должно быть значительно шире и определяться нацеленностью на понимание закономерностей развития региона и современного города в более крупных пространственных системах вплоть до страны.

Территориальное планирование и экология человека. Одна из основных задач территориального планирования состоит не только в улучшении экологического состояния - территории, но и условий труда и быта населения. При, решении этих задач территориальное планирование - тесно соприкасается с проблемами теории и практики экологии человека и гигиены населенных мест, или ком-мунальной гигиены, гигиены водоснабжения, очистки и т. д.

В результате научных гигиенических исследований и практической деятельности санитарных органов уста-навливаются правила, нормы и рекомендации по выбо-ру территории для производственных предприятий, жилых массивов и мест отдыха, по системе, расселения, плотности населения. Господствующая система экологических оценок ведется относительно человека (преимущественно через ПДКмр, ПДКсс, ПВС и др.).

Территориальное планирование и градостроительство. Рекон-струкция существующих и строительство новых населен-ных мест осуществляются на основе проектов их пла-нировки, определяющих технико-экономические характе-ристики и направления их развития, функциональное использование территории, архитектурно-планировочное решение и особенности их инженерного оборудования и благоустройства. Однако важнейшие задачи реконструкции и строи-тельства населенных мест, в том числе и крупных городов, не могут быть правильно решены при изолированном, их рассмотрении, вне связи с перспективами развития и реконструкции других населенных мест, развивающихся в том же районе.

При наличии схемы районной планировки развитие каждого отдельного населенного места (города, посел-ка, села) — его производственный профиль, перспектив-ная численность населения, направления его террито-риального роста, принципы застройки и инженерного оборудования — решаются во взаимосвязи с перспективами развития других населенных мест, расположен-ных в том же районе.

Рационально размещая промышленность в районе, территориальное планирование закладывает тем самым и осно-вы развития там градостроительства.

Весьма характерно, что разработка как схем (про-ектов) территориального планирования, так и ее научно--методических проблем до сих пор сосредоточена преимущественно в градостроительных проектных и научных институтах. Это объясняется главным образом тем, что в этих институтах раньше, чем в других, вы-явилась острая потребность в районной планировке как исходной базе для определения перспективной сети городов и направления их развития в конкретных усло-виях отдельных районов.

В то же время технико-экономическое изучение го-родов и других типов населенных мест, систематически осуществляемое градостроительными институтами в связи с разработкой проектов реконструкции, плани-ровки и застройки населенных мест, представляет цен-ные материалы для осуществления территориального планирования. -

1.4. История развития

В бывшем СССР территориальное планирование развивалось очень активно, главным образом, в рамках районной планировки. История развития районной планировки в СССР и Украине насчитывает более 60 лет. Можно выделить несколько периодов развития районной планировки в стране.

Довоенный период (1920-е — 1941 годы). В Советском Союзе с самого начала была сделана ставка на ускорение процесса индустриали-зации страны при помощи осуществления крупных программ по освоению новых территорий и одновременного преодоления региональных экономических диспропорций. Районные планировки явились в известной мере конкретизацией крупнейших региональ-ных программ, которые разрабатывались на территории СССР с начала индустриализации страны.

Первой из этих программ был разработанный и реализованный в 20 — 30-х годах план ГОЭЛРО, предусматривавший строительство системы крупных районных электростанций на базе дешевых источников энергии (гидроэнергии, дешевого энергетического топлива — бурого угля, торфа и др.). Эти электростанции становились центрами крупных промышленных комп-лексов, формированию которых предшествовало проектирование типа районной планировки, например зоны ДнепроГЭС.

Это период появления первых работ по новому промышленному строительству, крупным территориально-производствен-ным комплексам и курортным районам.

Специализированные государственные институты осуществляли разработку проектной документации по крупнейшим угольным центрам страны — Кузбассу (1934 — 1936 гг.) и Дон-бассу (1940 г., завершены в 1946 г.), а также по важнейшим рекреационным районам— Южному берегу Крыма (1932 — 1937 гг.), Кавказским Минеральным Водам (1937 — 1938 гг.) и некоторым другим районам. Особенно крупный вклад в разработку этих проектов внесли созданные в 30-х годах государственные институты по проектированию городов в Москве (Гипрогор), Ленинграде (Ленгипрогор), Киеве (Гипроград).

Выдающийся вклад в разработку методики и проектов районной планировки в этот период внесли А.П. Иваницкий, В.Н. Семенов, Н.П. Першин, М.Я. Гинзбург, Д.И. Богорад и др. Особый интерес представляет генеральная планировка Апшеронского полуострова и г. Баку, выполненная в 20-х годах под руководством А.П. Иваницкого; курортных районов Крыма и Кавказа — под руководством М.Я. Гинзбурга; Донбасса и Криворожья — под ру-ководством Д.И. Богорада и др.

Крупнейшей региональной программой была разработанная и осуществленная в 30-х годах программа Урало-Кузнецкого комбината, предусматривавшая крупномасштабное раз-витие металлургической, угольной, химической, машиностроительной промышленности на базе сочетания уральской железной руды и кузнецкого угля. На основе этой программы были построены металлургические заводы в Магнитогорске и Новокузнецке, угольные шахты и предприятия по добыче и обогащению железной руды, химические предприятия, машиностро-ительные заводы. Выбору площадок для этих предприятий и строительству на их базе городов предшествовали разработки проектов промышленных узлов (Магнитогорского, Челябинского, Нижнетагильского, Новокузнецкого, Кемеровского, Прокопьевско-Киселевского и др.).

Характерным для этого периода является поиск в основном архитектурно-планировоч-ных и инженерных подходов к решению проблем освоения новых территорий (проблемы раз-мещения промышленных объектов, населенных мест, учреждений обслуживания и проч.).

Послевоенный период (1945 год — конец 1960-х годов). В 40 — 50-х годах была разработана и осуществлена программа Ангаро-Енисейского комплек-са — программа сооружения каскадов крупнейших ГЭС на Ангаре и Енисее и строительства на их базе мощных алюминиевых заводов, а также лесоперерабатывающих, химических и других предприятий. При реализации этой программы были разработаны схемы районной планировки зон влияния Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Усть-Илимской, Богу-чанской ГЭС, Иркутско-Черемховского и других промышленных узлов.

С 60-х годов осуществлялась программа освоения крупнейшего Западно-Сибирского нефтегазопромышленного района, в связи с которой был разработан ряд планировок по нефте-газопромышленным районам Тюменской и Томской областей.

Послевоенный период — период признания значения районной планировки в СССР. Имело место быстрое и широкое развитие работ в этой области. В 60-е годы объем исследо-ваний и разработок по районной планировке по сравнению с предшествующим десятилетием увеличился в десять раз. Районной планировкой была охвачена вся территория активного хозяйственного развития страны.

1970-е годы. В 1970-е годы наряду с планировочными работами областного и краевого уровня были начаты разработки генеральных концепций развития (генеральных схем) и расселения на всесоюзном, республиканском уровнях и на уровне экономических районов/макрорегионов. Тем самым осуществлялся переход к комплексному развитию и размещению производительных сил и рас-селения, использованию экономического потенциала регионов в целом. Получила дальнейшее развитие научно-теоретическая база районной планировки. На основе предложений районной планировки были размещены крупные промышленные комплексы в Братске, Волжском, Толь-ятти, Набережных Челнах, Усть-Илимске, Саяногорске, Зиме и других городах; выявлены удобные строительные площадки, благоприятные для размещения новых городов; разработа-ны проекты развития крупнейших городских агломераций; получили развитие прогрессивные предложения по освоению ресурсных районов, в том числе богатых запасами нефти, газа, угля, рудами цветных и черных металлов, древесиной, гидроэнергией; выполнены многочисленные проекты развития курортных и горно-туристических районов.

Интенсивное развитие районной планировки было связано с новыми условиями и требо-ваниями, определяемыми научно-технической революцией и особенно остро проявившимися в 60-70-х годах. К ним относятся: быстрый рост промышленности и возникновение гигантских промышленных комплексов, предъявляющих качественно новые требования к условиям разме-щения; формирование крупнейших урбанизированных районов, регулирование развития кото-рых стало одной из труднейших задач современности; обострение противоречий между про-мышленным развитием и окружающей средой, проявляющееся особенно остро на локальном уровне — уровне районной планировки. Возникла необходимость разработки и реализации специальной планировочной стратегии организации пространства, учитывающей широкий комплекс географических, экономических, инженерно-технических и архитектурно-строитель-ных факторов.

В 70-х годах были разработаны программа строительства Байкало-Амурской железно-дорожной магистрали (БАМ) и программа развития Канско-Ачинского топливно-энергетичес-кого комплекса (КАТЭК). В связи с этим разрабатывалась, в частности, Генеральная схема районной планировки зоны влияния БАМ, включавшая проектирование 14 территориально--производственных комплексов (ТПК) вдоль магистрали и нескольких десятков городов и го-родских поселков, расположенных в пределах этих ТПК. Одновременно разрабатывалась, - носившая для того периода пионерный характер, также Территориальная комплексная схема охраны природы зоны влияния БАМ, в которой были отражены основные природоохранные, экологические проблемы указанной территории и намечены пути их решения. Крупные про-ектно-планировочные работы разрабатывались для Канско-Ачинского топливно-энергетичес-кого комплекса, особенно его западной части — Причулымского промышленного района.

1980-е и 1990-е годы. К началу 90-х годов в союзных республиках СССР были разработаны проекты районной планировки для более 3000 административных районов. Разрабатывались важнейшие схемы и проекты районной планировки: Московской области, промышленных агломераций (Тольят-ти — Жигули, Набережные Челны, Богучаны), ряда областей Сибири и Центральной России, а также рекреационных районов Кавказских Минеральных Вод, Большого Сочи и др.

Особенно важное методическое и практическое значение имели разработанные в 70 — 80-х годах генеральная схема районной планировки зоны влияния БАМ, районные планировки Тольятти — Жигулевского, Набережночелнинского, Богучанского промышленных районов, се-рия работ по Тюменскому Северу и др.

Кроме вышеназванных, в различные периоды разрабатывался ряд крупных региональ-ных программ, охватывавших обширные территории, например по освоению целинных земель в районах Северного Казахстана, юга Западной Сибири и Урала, полезащитного лесоразве-дения в районах Черноземного центра, развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне, мелиорации засушливых земель в районах Нижнего Поволжья, в Узбекистане и др., которые также предполагали разработку районных планировок в соответствующих регионах.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года единая система территориальной организации и планирования перестала существовать. Однако основные положения прежней Региональной схемы расселения на территории стран СНГ, разработанных на основе Генераль-ной схемы расселения на территории СССР, продолжали сохранять силу. В дальнейшем осуществлялась их принципиальная переработка в соответствии с трансформацией обществен-но-политических и экономических условий в стране. В результате ликвидации системы цент-рализованного планирования получили развитие политические и социально-экономические процессы, связанные с радикальными пространственно-экономическими переменами. Развитие этих процессов должно было происходить в дальнейшем в условиях рыночных отношений, плюрализма и децентрализации власти.

На Украине принимается ряд нормативно-законодательных актов относительно территориального планирования. Основными из них, как указывалось ранее, являются закон Украины «О планировке и застройке территорий» (2000 г.), а также государственные строительные нормы Украины «Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ДБН 360-92, 2002 г.) и другая градостроительная документация.

В Крыму постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 сентября 2002 г. действуют «Региональные правила застройки и использования территорий в Автономной Республике Крым».

Территориальное планирование в зарубежных странах.

За рубежом схемы районной пла­нировки разрабатываются обычно для важных промыш­ленных районов — главным образом для центров сосре­доточения топливной и железорудной промышленности, а также для очень крупных городов, взятых вместе с прилегающими территориями и населенными пунктами, тяготеющими к этим городам.

В литературе описаны районные планировочные схе­мы, составленные в Соединенных Штатах Америки для штата Массачусетс, для района Лос-Анджелес на тихоокеанском побережье, для районов Вашингтона, Фила­дельфии, Чикаго, для многомиллионного Нью-Йорка и прилегающей к нему зоны, для долины реки Теннесси и некоторых других территорий.

Планировщики США ставят перед районной плани­ровкой широкий круг задач. Важнейшие из них — выяв­ление потенциальных возможностей развития хозяйства отдельных районов, использование их энерге­тических и сырьевых ресурсов, охрана их природных богатств, осуществление «больших работ» по строитель­ству крупных водохозяйственных или энергетических сооружений. В США все более настойчиво заявляют о себе «больные» проблемы упорядочения стихийно скла­дывающихся скоплений городов (в районах Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга, Лос-Анджелеса и др.), называемых городскими агло­мерациями, городами-районами, региональными города­ми или урбанизированными районами.

Проектно-планировочными работами в США руково­дят обычно специально создаваемые по отдельным рай­онам планировочные комитеты. В Нью-Йорке для систе­матической работы над планировочными проблемами района и поддержания районной планировочной схемы на современном уровне еще в 1929 г. была образована ассоциация районного плана города и прилегающей к нему зоны.

Специфика территориального планирования в Швейцарии. Швейцария страна с наиболее высоким жизненным уровнем в Европе, с этим связаны очень высокие требования к жизненному пространству. К тому же треть площади страны уже используется. Активный процесс урбанизации начался с 1947 г., что в два раза увеличило количество строений. Поэтому, методами территориального планирования расширяется инфраструктура во свей стране и повышается качества жилищных условий, образования и культуры. Специфика планирования вытекает из наличия частной собственности и ограничений в территориальном планировании связанных с общественными интересами. Поэтому, планирующие организации имеют серьезные ограничения и одним из основных вопросов становится вопрос о восприятии и одобрении общественностью предлагаемых планов. Планирование в Швейцарии осуществляется на федеральном, кантоном и общинном уровнях. На федеральном уровне развиваются общие направления организации территории:

  • тенденция к соединению городов Швейцарии через общественные и частные пути сообщения, сети телекоммуникаций с использованием существующих инфраструктур;

  • разработка центров разгрузки в больших агломерациях;

  • развитие основных центров в пределах железнодорожной сети;

  • интенсивное развитие поселений (без территориального увеличения), через систему ограничений и рационального использования имеющегося застроенного пространства;

  • сохранение и качественное развитие сельского хозяйства.

На контонном уровне:

  • идет планирование и координация всех видов деятельности (координация с общинами);

Общины регулируют использование и застройку вместе с частными собственниками; частные собственники и инвесторы вместе с общинами формируют элементы застройки и определяют:

  • цель, место и направление использования земельного участка;

  • зонирование поселка и его изменение во времени.

Стратегия территориального планирования в Швейцарии – это совместная работа всех участников этого процесса. В Швейцарии имеется так называемое коммунальное территориальное планирование, базирующееся на идеальной модели территории, полученной при совместной работе специалистов с политиками и населением. С помощью этих образцов (идеальных моделей) разрабатывается коммунальное нормативное планирование, которое является инструментом координации актуальных тенденций развития территории. Примером коммунального территориального планирования является план Рапперсвила (см. рис.1.1).

В Швейцарии большое внимание уделяется методам проектирования, которые должны отвечать на вопросы Что было? Что есть? Что будет? Что могло бы быть? Что должно быть?

В Англии работы по районной планировке особенно сильно развивались после первой и второй мировых войн, в 20-х и 40-х годах текущего столетия. Созданные в разных районах страны из представителей местных органов комитеты по районной планировке составили общие схемы планировки этих районов. Известны опуб­ликованные схемы по многим районам Англии, в частности по районам Донкастера, Манчестера, Ланкастера, Честерфилда, Восточного Кента, Западного Кента, Розерхема, Бредфорда и Лидса, Брайтона, долине реки Клайд (Глазго и окружающий его район).

В период второй мировой войны под руководством известного английского градостроителя Аберкромби был разработан план Большого Лондона, охвативший прилегающие к городу территории. После войны, на основании закона 1948 г., схемы районной планировки («Планы развития») составлялись в границах крупных административных делений, в основном графств, и охва­тили почти всю территорию Англии.

В Германии еще до второй мировой войны район­ными планировочными схемами были охвачены промышленные районы: Рурский, Средне-Германский, Западно-Саксонский и др. Наиболее известную и интересную работу представ­ляет собой районная планировка Рурского индустриаль­ного района, в котором сосредоточено большое количе­ство угольных шахт, металлургических, химических, машиностроительных заводов и других предприятий. Работой по планировке этого района руководил Союз по расселению Рурского угольного округа, в состав ко­торого входили представители муниципалитетов, про­мышленных округов, научных учреждений.

Во Франции схемы районной планировки разрабаты­ваются для многих районов страны.





Рис. 1.1. Коммунальное территориальное планирование Рапперсвила
Наибольшей изве­стностью пользуется схема, составленная Комитетом по расширению Парижа, охватившая как самый город, так и значительную по своим размерам прилегающую к нему пригородную зону. В этой работе ставились зада­чи разуплотнения Парижа, развития сети пригородных парков, охраны ландшафта.

В Чехословакии в 1954 году был учрежден Государ­ственный институт районной планировки в Праге. Перед этим институтом была поставлена задача разработать на основе плана развития народного хозяйства страны проекты районной планировки территорий, представляющих по политическим, экономическим или природным условиям единое целое. Проекты районной плани­ровки должны послужить основой правильного и коор­динированного размещения всех видов строительства для обеспечения всех перспективных интересов района в це­лом. Несколькими годами позднее был учрежден Госу­дарственный институт районной планировки также в Братиславе. В Чехословакии составлены уже проекты районной планировки многих важнейших районов страны: Остравско - Карвинского угольного бассейна, Мостецкого (Северо-Чешского) буроугольного бассейна, Соколовско - Хебского буроугольного района, бассейна лигнита и сельскохозяйственного района в Южной Моравии, при­брежных районов Эльбы — Огрже — Влтавы (где основ­ная планировочная задача состоит в рациональном раз­мещении промышленности и в развитии жилых районов вдоль рек), района Высокие Татры (где решались в основном проблемы размещения мест отдыха и эффек­тивного использования природных факторов), зон влия­ния новых гидроэлектростанций и некоторых других районов страны. Типичная задача, которая решается в проектах районной планировки Чехословакии как хозяйственно развитой, плотно застроенной и населенной страны, состоит в координации всего нового строительства с уже существующими хозяйственными комплексами и насе­ленными местами, в наиболее разумном «вписывании» новых объектов в сложившуюся ситуацию.

В Польше районная планировка рассматривается как часть народнохозяйственного плана, решающая тер­риториально-планировочные проблемы развития района. Разрабатываются схемы районной планировки основных экономических и административных районов страны — воеводств, органически связанные с перспективными планами их народнохозяйственного развития. Составлялись в стране также и проекты районной планировки отдельных специализированных районов. Известны проекты районной планировки Верхнее - Силезского, Варшавского, Краковского, Лодзинского, Ченстоховского промышленных районов, курортного района Закопане (польский участок Высоких Татр), где воз­никли интересные проблемы взаимоувязки с районной планировкой прилегающего района Чехословакии. В ка­ждом из этих районов в силу своеобразных условий развития промышленности и расселения возникли специфические районно-планировочные проблемы.

В Болгарии по предложению Академии наук преду­смотрено создание 30 административно-экономических округов различного производственного профиля, по ка­ждому из которых должен быть разработан проект рай­онной планировки.

Территориальное планирование, развивающееся в Украине, должно учесть как отечественный опыт проектирования прошлых лет, как и зарубежные подходы к анализу и конструированию территорий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
написать администратору сайта