Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.А. КУЗЬМИНА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ: теория, тренинг, контроль Омск 2010

  • ЛЕКСИКОЛОГИЯ: теория, тренинг, контроль Учебное пособие

  • Омск 2010 УДК:808.2 ББК:81.2Рус-3я73 К893 Н.А. Кузьмина.

  • Содержание Предисловие

  • Лексикология, учебное пособие (Н.А. Кузьмина). Учебное пособие Для студентов специальности Издательское дело и редактирование


    Скачать 3.98 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Для студентов специальности Издательское дело и редактирование
    АнкорЛексикология, учебное пособие (Н.А. Кузьмина).rtf
    Дата02.05.2017
    Размер3.98 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЛексикология, учебное пособие (Н.А. Кузьмина).rtf
    ТипУчебное пособие
    #6555
    страница1 из 33
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ:_теория,_тренинг,_контроль_Омск_2010'>Н.А. КУЗЬМИНА

    СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

    теория, тренинг, контроль

    Омск 2010

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
    Н.А. КУЗЬМИНА

    СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

    ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

    теория, тренинг, контроль


    Учебное пособие
    Для студентов специальности

    «Издательское дело и редактирование»

    Омск 2010

    УДК:808.2

    ББК:81.2Рус-3я73

    К893

    Н.А. Кузьмина.

    Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль. Учебное пособие. – Омск, 2010. – с. 195.
    Учебное пособие представляет собой комплекс учебных, научных и методических материалов, предназначенных для изучения курса «Современный русский язык. Лексикология». Оно включает в себя необходимые теоретические сведения по основным разделам, систему тренинговых и контрольных заданий, которые могут быть использованы как для работы на практических занятиях, так и для самостоятельного изучения. Бурное развитие современной лингвистики обусловило необходимость освещения новых теоретических подходов к изучению языка (когнитивного, прагматического, лингвокультурологического), а сам стремительно меняющийся язык – потребность обновления традиционного материала для лингвистического анализа. Данное пособие выполнено прежде всего на материале языка современных СМИ, наиболее полно отражающего активные процессы в лексике и фразеологии.

    Учебное пособие предназначено для студентов очного и очно-заочного отделений филологического факультета (в первую очередь – специальностей «Издательское дело и редактирование и «Журналистика»), преподавателей вузов, школ, лицеев. Материал представлен в соответствии с требованиями Госстандарта.

    Рецензенты:

    Доктор филологических наук, профессор Е.В. Лукашевич

    (Алтайский государственный университет).

    Кафедра русского языка

    (Омский государственный педагогический университет).

    Содержание


    Предисловие



    Лексикология как учебная дисциплина является одним из наиболее сложных разделов курса «Современный русский язык», что определяется рядом обстоятельств.

    Во-первых, лингвистическая наука на рубеже XX-XXI вв. стремительно развивается, в сферу ее интересов вовлекаются проблемы «язык и культура», «мысль и язык», «язык и личность», «язык и общество», требующие новых подходов к изучению языковых единиц и системы в целом. Из науки, некогда рассматривающей «язык в самом себе и для себя», она все больше превращается в «расширяющуюся вселенную», причем исследование каждого ее участка усложняется и претерпевает значительные изменения (Е.С. Кубрякова). В особенности это касается лексики, ибо именно слово является той центральной языковой единицей, которая непосредственно связана с внешним и внутренним миром человека. А потому традиционное системно-структурное описание лексики сегодня должно быть дополнено когнитивным, функционально-прагматическим, социолингвистическим и лингвокультурологическим аспектами. Между тем существующие учебники и учебные пособия по лексикологии не отражают полипарадигмальности современной науки. Именно поэтому мы включили в настоящее издание краткие теоретические сведения по наиболее сложным и неоднозначным темам курса.

    Во-вторых, большая часть современных учебных пособий использует традиционный материал художественной речи, в первую очередь классики. Однако современным филологам (прежде всего будущим журналистам и редакторам) необходимо понимание и адекватная (не только нормативная, но и объективная) интерпретация и оценка современной языковой ситуации, которую наиболее полно отражает язык СМИ. Нельзя отрицать и того, что именно СМИ сегодня являются полем языкового эксперимента, позволяющего продемонстрировать потенциальные возможности языка вообще и слова в частности.

    Учебное пособие состоит из 15 тем в соответствии с требованиями Госстандарта. Каждая тема включает в себя необходимые теоретические сведения (за исключением темы «Происхождение лексики русского языка», достаточно полно и непротиворечиво представленной в учебной литературе), контрольные вопросы, практические задания и список литературы (основной и дополнительной). В качестве языкового материала привлекаются данные различных словарей (в том числе и новейших), художественной речи, печатных и электронных СМИ, разговорной речи, современной городской речи и социолектов, политической коммуникации, детского языка. При формировании упражнений используется материал, собранный студентами при выполнении курсовых и дипломных проектов.

    Шесть приложений содержат образец итогового теста, список терминов по лексикологии (сгруппированных по отдельным темам), дефиниции которых необходимо знать, перечень экзаменационных вопросов, типовые задания к комплексному лексико-стилистическому анализу текста, образцы текстов для комплексного анализа с конкретными заданиями и, наконец, избранные научные статьи по лексикологии. Последнее приложение не является хрестоматией – в нем представлены лишь те научные работы, которые были изданы давно, ограниченным тиражом или в местных издательствах и не представлены в библиотеках города.

    Автор выражает глубокую признательность рецензентам данного пособия - кафедре русского языка Омского государственного педагогического университета и доктору филологических наук, профессору Елене Васильевне Лукашевич, а также доценту кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Ю.Д. Коваленко за работу по научному редактированию настоящего пособия.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    написать администратору сайта