Главная страница
Навигация по странице:

  • Группы веществ Дезинфицирующие вещества Механизм их действия

  • Работа студента на практическом занятии.

  • Занятие 7 Выделение чистых культур бактерий (окончание). Изучение ферментативных свойств бактерий.

  • Исходный уровень знаний.

  • После изучения темы студент должен уметь.

  • Дополнительный материал к занятию.

  • Протеолитические ферменты

  • Дополнительный материал к занятию. Санитарная микробиология

  • Косвенные методы

  • Санитарно-показательными

  • Санитарно-микробиологическое состояние воздуха

  • Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты

  • Задание на самостоятельную работу.

  • Занятие 8 Итог по разделу «Физиология микробов».

  • metodichka_stomat_микробиология. Учебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов


    Скачать 298.67 Kb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов
    Анкорmetodichka_stomat_микробиология.docx
    Дата24.03.2018
    Размер298.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodichka_stomat_микробиология.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #17159
    страница8 из 21
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
    Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

    1. Перечислите методы культивирования бактерий - анаэробов: физические, химические биологические, комбинированные.

    2. Составьте таблицу «Пигменты микробов»:

    а) свойства пигмента

    б) вид микроба

    в) цвет пигмента

    г) растворимость

    3. Составьте таблицу: «Механизм действия дезинфицирующих веществ».


    Группы веществ

    Дезинфицирующие вещества

    Механизм их действия











    Работа студента на практическом занятии.

    1. Выделение чистой культуры бактерий - аэробов - (2-й день). Посмотрите свои посевы на чашках, опишите типы колоний. Выберите изолированные колонии, приготовьте из них мазки, окрасьте по Граму в модификации Синёва, промикроскопируйте, убедитесь в однородности культуры, зарисуйте. Сделайте пересев на скошенный агар из той же колонии, из которой делали мазок (каждый студент делает пересев из одной колонии).

    Запись в тетради: Выделение чистой культуры аэробов (2-й день).

    2. Культивирование и выделение чистых культур бактерий - анаэробов - разбор по таблицам.

    3. Культуральные свойства микробов. Посмотрите характер роста микробов на жидких и плотных средах.

    4. Пигменты микробов. Посмотрите набор пигментных бактерий.

    5. Произведите учет опыта Бухнера (действие УФ лучей на бактерии).

    6. Ознакомьтесь с аппаратурой, применяемой для стерилизации и частичного обеспложивания: аппарат для суховоздушной стерилизации, аппарат Коха, автоклав, водяная баня, бактериальные фильтры; тесты для химического и биологического контроля стерильности.
    Занятие 7

    Выделение чистых культур бактерий (окончание).

    Изучение ферментативных свойств бактерий.

    Санитарно-бактериологическое исследование воздуха.

    Нормальная микрофлора организма человека.

    Цель самоподготовки.

    После самостоятельного изучения материала необходимо знать ферменты микробов; методы определения ферментативной активности микробов, применяемые для этого питательные среды; микрофлору и методы санитарно-бактериологического исследования воздуха; состав нормальной микрофлоры организма человека, ее значение, принципы нарушения, способы восстановления.
    Исходный уровень знаний.

    Для усвоения материала темы необходимо повторить:

    - выделение чистой культуры аэробов и анаэробов;

    - питательные среды.
    Цель занятия.

    1. Изучить принципы идентификации чистых культур по морфологическим, культуральным, биохимическим и другим свойствам.

    2. Изучить методы и показатели, необходимые для микробиологической оценки воздуха.

    3. Изучить состав нормальной микрофлоры организма человека.

    4. Изучить методы коррекции дисбактериоза.
    План изучения темы.

    1. Ферменты бактерий.

    2. Методы изучения ферментативной активности.

    3. Методы санитарно-бактериологического исследования воздуха

    4. Микрофлора организма человека.

    5. Дисбактериоз. Биологические препараты для предупреждения и устранения дисбактериоза.

    После изучения темы студент должен уметь.

    1. Оценить результаты изучения биохимической активности бактерий.

    2.Проводить оценку санитарно-бактериологического состояния воздуха по микробиологическим показателям.

    3.Проводить оценку качественного и количественного состава микрофлоры зубного налёта.
    Дополнительный материал к занятию.

    Разные виды бактерий, в том числе имеющие одинаковую морфологию, могут отличаться по ферментативной активности. Поэтому невозможно такие виды идентифицировать только по их морфологии. После выделения чистой культуры бактерий изучают их ферментативную активность (биохимические свойства). Для этого применяются дифференциально-диагностические среды, например, среды Гисса, среда Эндо, среда Левина, среда Плоскирева в чашках Петри. Последние три среды применяются для дифференциации бактерий кишечной группы по их способности сбраживать лактозу. Эти среды содержат агар, лактозу и индикатор, изменяющий свой цвет в кислой среде (индикатор рН). Если посеять на такую среду бактерии, которые сбраживают лактозу, например, кишечную палочку, то в результате сбраживания лактозы образуются кислые продукты и индикатор изменяет свой цвет. Поэтому колонии кишечной палочки на таких средах будут окрашены соответственно цвету индикатора: на среде Эндо и среде Плоскирева - в красный цвет, на среде Левина в черно-синий. Если же на эти среды посеять бактерии, которые не сбраживают лактозу, реакция среды останется слабо-щелочной, и цвет индикатора не изменится. Поэтому, колонии бактерий на этих средах будут бесцветными. Среду Плоскирева можно отнести также к элективным средам для выделения палочек дизентерии, так как эта среда содержит соли желчных кислот, задерживающих рост кишечной палочки, и краситель бриллиантовый зеленый, задерживающий рост воздушной кокковой флоры.

    Дифференциально-диагностические среды Гисса («пёстрого» ряда) готовятся на основе жидкой среды (пептонной воды) или полужидкого мясо-пептонного агара. Среды Гисса содержат какой-либо углевод или многоатомный спирт (лактозу, глюкозу, маннит, сахарозу) и индикатор, который изменяет свой цвет в кислой среде. В пробирку с жидкой средой Гисса помещён стеклянный поплавок. Если на среду Гисса посеять микроб, который сбраживает данный субстрат с образованием кислоты и газа, то есть до конечных продуктов, то среда изменит свой цвет, в полужидкой среде появятся пузырьки и разрывы в толще агара, в жидкой среде - пузырёк газа в поплавке. При сбраживании субстрата только до промежуточных продуктов (до кислоты) происходит только изменение цвета среды.

    Применяются также комбинированные среды, содержащие не один углевод, а два или три, например, среда Олькеницкого - трёхсахарный агар с мочевиной. Одна пробирка среды Олькеницкого заменяет скошенный агар и среды Гисса с лактозой, сахарозой и глюкозой. Среда готовится на основе не очень плотного МПА. Содержитлактозу (1%),сахарозу (1%), глюкозу (0,1%), мочевину, соль Мора (сульфат железа), гипосульфит натрия и индикатор. Среду после стерилизации в расплавленном виде наливают в пробирку и дают застыть так, чтобы получился столбик и скошенная часть. Посев производится штрихом по скошенной части и затем уколом в столбик. При сбраживании углеводов, которые содержатся в среде в большем количестве (лактозы, сахарозы) изменяется цвет всей среды, при сбраживании только глюкозы изменяется цвет столбика, а скошенная часть остаётся без изменений. Образование газа определяется по наличию пузырьков в столбике агара. Культуры, расщепляющие мочевину с образованием аммиака, дают щелочную реакцию. При этом происходит нейтрализация кислоты, образующейся при сбраживании углеводов, и цвет среды не изменяется. Расщепление мочевины свойственно протеям и некоторым кишечным палочкам. Патогенные энтеробактерии не разлагают мочевину. Добавление соли Мора и гипосульфита позволяет также изучить способность бактерий к образованию сероводорода по почернению в столбике агара в результате превращения сульфата железа в сульфид чёрного цвета.

    Протеолитические ферменты у бактерий изучают на средах с желатином, молоком, сывороткой, пептоном и на некоторых полиуглеводных средах (например, на среде Клиглера). Показателями глубокого расщепления белка является образование индола, аммиака, сероводорода.

    Сероводород обнаруживают с помощью полоски фильтровальной бумаги, пропитанной раствором ацетата свинца, которую закрепляют между стенкой засеянной пробирки и пробкой (при взаимодействии сероводорода и ацетата свинца бумага чернеет в результате образования сульфида свинца), или на средах, в состав которых входят соли железа или свинца, которые при взаимодействии с сероводородом дают чёрное окрашивание самой среды или выросших колоний (среды Вильсона-Блера, Клиглера и т.д.).

    Для обнаружения индола по способу Мореля узкие полоски фильтровальной бумаги, смоченные горячим насыщенным раствором щавелевой кислоты и высушенные, помещают между стенкой пробирки с питательным агаром и пробкой. При выделении индола на 2-3-й день нижняя часть полоски бумаги приобретает розовый цвет. Другой, более чувствительный, метод обнаружения индола позволяет концентрировать индол на поверхности среды ксилолом или эфиром, а добавление раствора Ковача (парадиметиламинобензальдегида) приводит к образованию красного кольца. Индол образуется при наличии у бактерий фермента триптофаназы.

    Наличие аммиака определяют по посинению розовой лакмусовой бумажки, помещённой между стенкой и пробкой засеянной пробирки.

    Желатиназа. При посеве уколом в желатин некоторые микробы (холерный вибрион, стафилококк, сибиреязвенная палочка и др.) при комнатной температуре (20-22°С) разжижают его, причём различные виды микробов дают характерную для них форму разжижения (послойно, в виде гвоздя, ёлочки и т.д.).

    Другие протеолитические ферменты:

    при посеве на свёрнутую сыворотку вокруг колоний появляются углубления (разжижение);

    в молоке происходит расщепление сгустка казеина с образованием пептона, в результате чего оно приобретает желтоватый цвет (пептонизация молока).

    Наличие уреазы у бактерий определяют на среде с мочевиной и индикатором фенол-рот (начальный цвет среды – жёлтый). При расщеплении мочевины на аммиак и углекислый газ накапливается аммоний, что сдвигает рН в щелочную сторону и изменяет цвет индикатора на красный.

    Образования ацетоина (ацетил-метил-карбинола) при ферментации глюкозы проводится с помощью реакции Фогес-Проскауэра. Добавление к культуре 40% КОН и 5% альфа-нафтола даёт красное окрашивание, т.е. в щелочных условиях ацетоин образует с альфа-нафтолом соединение красного цвета – ацетилметилкарбинол.

    Утилизацию цитрата с целью выявления способности бактерий использовать его как источник углерода проверяют на среде Симмонса. Среда содержит набор солей, агар, неорганический источник азота, цитрат натрия, индикатор бромтимоловый синий. При наличии у бактерий фермента цитрат-пермеазы среда подщелачивается и окрашивается в синий цвет. При отсутствии продукции бактериями этого фермента среда остается зелёной.

    Каталаза – это фермент, катализирующий реакцию разложения перекиси водорода с образованием воды и кислорода. Каталазу содержат аэробы и факультативные анаэробы, но она отсутствует у облигатных анаэробов. Обнаружить каталазу можно по пузырькам кислорода, которые начинают выделяться сразу же после смешивания микробных клеток с 1% раствором перекиси водорода. На предметное стекло помещают каплю перекиси водорода и суспендируют в ней небольшое количество культуры микроорганизмов, выращенной на плотной среде.

    Обнаружение цитохромоксидазы у аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов проводится путём нанесения и растирания петли культуры на индикаторную бумажку, пропитанную спиртовым раствором альфа-нафтола и 1% водным раствором ментола. При положительном результате бумажка синеет.

    Выявление нитратредуктазы характерно в основном для факультативных анаэробов. Фермент восстанавливает нитраты в нитриты. Нитрат является конечным акцептором электронов. В кислой среде нитраты окисляют йодид калия. Выделившийся йод, реагируя с крахмалом, даёт синее окрашивание среды.

    Тест окисления/ферментации глюкозы (в аэробных/анаэробных условиях) устанавливается на среде Хью-Лейфсона. В среде содержится агар, соли, пептон, глюкоза и индикатор бромтимоловый синий. Посев осуществляют уколом в столбик питательной среды в две пробирки. Для создания анаэробных условий после посева среда в одной из пробирок заливается слоем стерильного вазелинового масла. Посев выращивают 3-4 суток. Образование кислоты из глюкозы изменяет зелёный цвет среды в жёлтый. При окислении глюкозы изменение цвета происходит в верхней части пробирки без вазелинового масла. При ферментации меняется цвет среды под слоем вазелинового масла (в анаэробных условиях). Тест используется для дифференциации аэробных бактерий от анаэробов и факультативных анаэробов. Аэробы (например, Pseudomonas aeruginosa) расщепляют глюкозу в аэробных условиях, то есть только окисляют глюкозу, но не ферментируют её; анаэробы (например, Clostridium perfringens) утилизируют глюкозу только в анаэробных (т.е. ферментируют). Факультативные анаэробы (например, Escherichia coli, Staphylococcus aureus) утилизируют глюкозу в аэробных и анаэробных условиях.

    Для экспресс-метода определения ферментативной активности микроорганизмов применяются микротестсистемы и система индикаторные бумажные (СИБ).

    Диагностические микротест-системы (МТС), типа API-20-Е (для энтеробактерий), API-32-Gr+, ID32 GN, Enterotube и другие представляют собой полистироловые пластины с лунками, или планшеты, в которых содержатся стерильные дифференциально-диагностические среды или только субстраты и индикаторы. Стерилизацию МТС проводят ультрафиолетовым облучением. Существует два основных типа таких систем. Это индивидуальные системы, рассчитанные на идентификацию одной культуры. К ним относятся тест-системы ПБДЭ, ПБДС (Россия), системы API (Франция) и многие другие. Второй тип систем основан на использовании многорядных планшетов, позволяющих одновременно проводить идентификацию нескольких культур. К системам этого типа относятся тест-системы фирмы Lachema (Чехия), ММТ Е (Россия), EnterotubeII (США) и др. В каждую ячейку засевают взвесь культуры бактерий определённой густоты. В контрольные ячейки наливают физиологический раствор. Инкубация тест-систем проводится в обычных термостатах или в специальных термостатируемых устройствах, входящих в комплект автоматизированных систем, где учёт результатов и их интерпретация осуществляется автоматически с помощью компьютера (Vitek, BioMerieux, Франция). Результат учитывают после 3–4-часовой инкубации в термостате визуально или при использовании автоматизированной компьютерной системы по изменению цвета индикатора. Микротест-системы особенно удобны при массовых бактериологических исследованиях в практических лабораториях.

    Системы индикаторные бумажные (СИБ) представляют собой наборы бумажных дисков для выявления самых разнообразных ферментов бактерий. Диски пропитаны субстратом (углеводами, аминокислотами, цитратом, ацетатом, малонатом и другими веществами), а также содержат индикатор. Полную петлю исследуемой культуры или каплю густой микробной взвеси вносят в стерильный физиологический раствор (в некоторых случаях в забуференный: рн 5,4-5,6) либо в 1% пептонную воду и помещают в эту пробирку соответствующий диск. В контрольные пробирки культуру бактерий не вносят. Для определения сероводорода диск помещают в пробирку на поверхность МПА, засеянного уколом, что позволяет одновременно определить подвижность. После инкубации в термостате оценивают результаты тестов по изменению цвета среды и диска. Утилизация вещества приводит к изменению цвета индикатора. Во всех пробирках учитывают предварительный результат в тот же день и окончательный – через восемнадцать–двадцать четыре часа. Имеются наборы, которые содержат от десяти до тридцати тест-бумажек.
    Дополнительный материал к занятию.

    Санитарная микробиология – раздел медицинской микробиологии, изучающей микрофлору окружающей среды и ее влияние на здоровье человека. Санитарная микробиология разрабатывает методы контроля за состоянием воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов и различных предметов обихода. Одновременно санитарная микробиология разрабатывает микробиологические нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей среды.

    Практическая санитарная микробиология использует 2 основных метода оценки санитарно-эпидемиологического состояния внешней среды: прямое обнаружение патогенных микроорганизмов и выявление косвенных признаков пребывания патогенов во внешней среде.

    Непосредственное обнаружение патогенных микроорганизмов, как правило, затруднено из-за их малого количества и проводится по эпидпоказаниям. Косвенные методы – это определение общей микробной обсеменённости или общего микробного числа (ОМЧ), а также определение и титрование санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ), которые регулярно проводятся контролирующими органами с целью определения безопасности объектов для здоровья населения.

    ОМЧ расценивается как показатель интенсивности загрязнения окружающей среды органическими веществами.

    Санитарно-показательными называют микроорганизмы, по которым можно косвенно судить о возможном присутствии патогенов в окружающей среде.

    Санитарно-показательные микроорганизмы
    должны удовлетворять следующим характеристикам

    1. Постоянно обитать в естественных полостях человека и животных и выделяться в окружающую среду.

    2. Не должны размножаться вне организма, исключая пищевые продукты.

    3. Длительность их выживания в окружающей среде должна быть не меньше и даже несколько больше, чем у патогенных микроорганизмов.

    4. Устойчивость санитарно-показательных микроорганизмов в окружающей среде должна быть аналогичной или превышать таковую у патогенных микроорганизмов.

    5. У санитарно-показательных микроорганизмов не должно быть в окружающей среде «двойников».

    6. Микроб не должен изменяться в окружающей среде.

    7. Методы индикации и идентификации санитарно-показательных микроорганизмов должны быть простыми.

    Содержание санитарно-показательных микроорганизмов в исследуемых объектах оценивается по их титру и индексу.
    Методы проведения санитарно-микробиологических исследований

    (предусматривают определение общей микробной обсеменённости (ОМЧ), определение и титрование санитарно-показательных микроорганизмов).
    Санитарно-микробиологическое состояние воздуха закрытых помещений оценивают по общему микробному числу (ОМЧ) – количеству особей, обнаруживаемых в 1 м3 воздуха, наличию санитарно-показательных бактерий: гемолитических стрептококков, золотистых стафилококков, а также дрожжевых и плесневых грибов.

    Согласно СанПиН 2.1.3.1375-03, воздушная среда помещений лечебных учреждений и аптек по уровню бактериальной обсемененности разделена на 4 класса.

    Микробиологические показатели для оценки воздушной среды аптечных учреждений можно определить путем посева воздуха седиментационным (по Коху) или аспирационным методом (в аппарате Кротова).

    Допустимые уровни бактериальной обсеменённости воздушной среды помещений лечебных учреждений в зависимости от их
    функционального назначения и класса чистоты


    Класс чистоты

    Название помещений

    Санитарно-микробиологические показатели

    общее количество микроорганизмов в 1 м3воздуха (КОЕ/м3)

    количество колоний S.aureus

    в 1 м3воздуха (КОЕ/м3)

    количество плесневых и дрожжевых грибов в 1 дм3 воздуха

    До
    начала

    Во
    время работы

    До
    начала

    Во
    время работы

    До
    начала

    Во
    время работы

    Особо чистые(А)

    Операционные, родильный зал, асептические боксы для гематологических, ожоговых больных, палата для недоношенных, асептический блок аптек, стерилизационные (чистая половина) боксы бактериологических лабораторий

    не более200

    не более500

    не должно быть

    не должно быть

    не должно быть

    не должно быть

    Чистые(Б)

    Процедурные, перевязочные, предоперационные, палаты реанимации, залы реанимации, детские палаты, комнаты сбора и пастеризации грудного молока, ассистентские и фасовочные аптек, дистилляторная,помещения бактериологических и клинических лабораторий, предназначенные для исследований

    не более500

    не более750

    не должно быть

    не должно быть

    не должно быть

    не должно быть

    Условно чистые(В)

    Палаты хирургических отделений; коридоры, примыкающие к операционным и родильным залам; смотровые, боксы и палаты инфекционных отделений, ординаторские, материальные, кладовые чистого белья

    не более750

    не более1000

    не должно быть

    не более2

    не должно быть

    не должно быть

    Грязные (Г)

    Коридоры и помещения административных зданий, лестницы, лечебно-диагностические, санитарные комнаты, туалеты, комнаты грязного белья

    Не нормируются


    Седиментационный метод (по Коху) – оседание микробов под действием силы тяжести - является простым способом изучения микрофлоры воздуха. Он заключается в том, что чашки Петри со средой оставляют открытыми на определённое время (5-10 минут на общую обсеменённость и не менее 40 минут на кокковую микрофлору), затем их закрывают, маркируют и выдерживают 24 часа в термостате и 24 часа при комнатной температуре. Количество выросших колоний соответствует степени загрязнённости воздуха: по приблизительному подсчёту на площадь 100 см2 в течение 5 минут оседает столько микробов, сколько их содержится в 10 л воздуха.

    Аспирационный метод – более точный количественный метод определения микробного числа воздуха. Посев воздуха осуществляется с помощью приборов. Аппарат Кротова устроен таким образом, что воздух с заданной скоростью просасывается через узкую щель плексигласовой пластины, закрывающей чашку Петри с питательным агаром. При этом частицы аэрозоля с содержащимися на них микроорганизмами равномерно фиксируются на всей поверхности среды благодаря постоянному вращению чашки под входной щелью.

    После инкубации посева в термостате проводят расчет микробного числа по формуле:

    ОМЧ

    =

    N 1000

    V

    где N – количество выросших на чашке колоний;

    V – объём пропущенного через прибор воздуха, дм3;

    1000 - искомый объём воздуха, дм3.



    Наличие санитарно-показательных для воздуха микроорганизмов – золотистого стафилококка, гемолитического стрептококка, плесневых грибов, кандид – определяют по характеру выросших колоний на специальных средах (желточно-солевом агаре, кровяном агаре, среде Сабуро) и при микроскопическом изучении бактерий из этих колоний.
    Контрольные вопросы.

    Каковы особенности ферментных систем бактерий? Виды ферментов: по их действию; по выделению в окружающую среду; конститутивные и адаптивные ферменты. Какое практическое значение имеет изучение ферментативной активности бактерий? Методы изучения протеолитической и сахаролитической активности бактерий. Дифференциально-диагностические среды: перечислите, назовите основные составные части и применение. На какое изменение среды реагирует индикатор в этих средах? По какому признаку дифференцируются бактерии на средах Эндо, Левина, Плоскирева? Каким свойством должны обладать бактерии, чтобы образовать на этих средах окрашенные колонии? Если бактерии образуют бесцветные колонии, что это значит? Среды Гисса, их состав и применение. Что такое «пёстрый» или «цветной» ряд? Среда Олькеницкого, как производится посев и как отмечают на этой среде ферментативные свойства бактерий? Методы определения протеолитической активности бактерий: разжижение желатина, образование индола, сероводорода, аммиака. Что представляют собой микротестсистемы для определения ферментативной активности бактерий: как производят посев и как учитывают результаты? Что такое СИБ, как используется эта система, как производится посев и учёт результатов?Микрофлора воздуха: какие микробы чаще всего встречаются, как меняется микрофлора в зависимости от условий. Что такое микробное число воздуха, какими методами оно определяется? Что такое санитарно-показательные микроорганизмы? Какие микробы считаются санитарно-показательными для воздуха? Какие патогенные микробы могут передаваться через воздух?Определите понятия: нормальная микрофлора организма человека; постоянная микрофлора; транзиторные микроорганизмы; потенциально опасные микроорганизмы. Назовите органы и ткани, свободные от постоянной микрофлоры. Какие микробы относятся к постоянной микрофлоре полости рта и какое значение имеют в норме и патологии? Характеристика микрофлоры различных областей организма: полости рта, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Значение нормальной микрофлоры - положительное и отрицательное. Что такое дисбактериоз, в чём он выражается, причины его возникновения и способы предупреждения и устранения. Назовите препараты, применяемые для устранения дисбактериоза, что они содержат, как применяются, что с ними происходит в организме человека.
    Задание на самостоятельную работу.

    1. Выпишите названия (по-латыни) видов санитарно-показательных микроорганизмов для воздуха.

    2. Напишите названия препаратов, применяемых для устранения дисбактериоза, их состав, применение.
    Работа студента на практическом занятии.

    1. Выделение чистой культуры бактерий - окончание (3 день). Посмотрите свои посевы предыдущего занятия, приготовьте мазки, окрасьте по Граму в модификации Синёва, промикроскопируйте, сделайте вывод о чистоте выделенной культуры.

    2. Изучение ферментативной активности бактерий. Учет результатов определения ферментативной активности бактерий на средах Гисса с лактозой, глюкозой, маннитом, сахарозой и на среде Олькеницкого. (Демонстрация).

    3. Ознакомьтесь с микро-тестсистемами, СИБ.

    4. Приготовьте мазок из зубного налета: предметное стекло нанести бактериологической петлей каплю физиологического раствора. Стерильной заостренной деревянной палочкой возьмите у себя зубной налет, внесите в каплю. Приготовьте мазок после высушивания и фиксации окрасьте по Граму в модификации Синёва, микроскопируйте, зарисуйте. Сделайте вывод.

    5.Исследование микрофлоры воздуха. Произведите посев воздуха в лаборатории седиментационным методоми с помощью аппарата Кротова.
    Занятие 8

    Итог по разделу «Физиология микробов».

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
    написать администратору сайта