Главная страница
Навигация по странице:

  • Исходный уровень знаний.

  • Цель занятия.

  • План изучения темы.

  • После изучения темы студент должен уметь.

  • Контрольные вопросы.

  • Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

  • Работа студента на практическом занятии.

  • Занятие 3 Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.

  • metodichka_stomat_микробиология. Учебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов


    Скачать 298.67 Kb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов
    Анкорmetodichka_stomat_микробиология.docx
    Дата24.03.2018
    Размер298.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodichka_stomat_микробиология.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #17159
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Цель самоподготовки.

    После самостоятельного изучения материала необходимо знать:

    - структуру бактериальной клетки;

    - принцип тёмнопольной, фазово-контрастной, люминесцентной и электронной микроскопии.
    Исходный уровень знаний.

    Для усвоения материала темы необходимо вспомнить:

    - принципы классификации микроорганизмов;

    - основные размеры и формы бактерий;

    - назначение сложных методов окраски.

    - устройство и принцип работы тёмнопольного и фазово-контрастного микроскопов;

    - устройство и принцип работы люминесцентного микроскопа;

    - устройство и принцип работы электронного микроскопа.

    Цель занятия.

    1. Отметить различия в строении и химическом составе прокариотов и эукариотов.

    2.Ознакомиться с основными методами сложной окраски, применяемыми для выявления структурных элементов бактерий.

    План изучения темы.

    1. Принципы классификации микроорганизмов. Основные формы бактерий и назначение сложных методов окраски (повторить).

    2. Постоянные структурные элементы бактериальной клетки.

    3. Непостоянные структурные элементы.

    4. Биологическая роль структурных элементов бактериальной клетки, методы их выявления.
    5.Устройство и принцип работы тёмнопольного, фазово-контрастного, люминесцентного, электронного микроскопов.



    После изучения темы студент должен уметь.

    1. Выявлять структурные элементы бактериальной клетки.

    2. Дифференцировать микроорганизмы в зависимости от наличия или отсутствия структурных элементов.
    Контрольные вопросы.

    Принципы классификации микроорганизмов. Укажите основные признаки, по которым эукариоты отличаются от прокариотов. Укажите группы микроорганизмов, которые относятся к прокариотам, эукариотам; назовите неклеточные формы. Перечислите структурные элементы бактериальной клетки: постоянные и непостоянные. Какие из структурных элементов зависят от условий существования бактерий? Клеточная стенка, её биологическая роль, строение. Каковы особенности клеточной стенки грамотрицательных и грамположительных бактерий, какое значение имеют эти различия? С помощью каких веществ можно разрушить клеточную стенку? Как называются бактерии, лишённые клеточной стенки - полностью, частично? Цитоплазматическая мембрана - где располагается, биологическая роль - в каких процессах участвует? Внешняя мембрана грамотрицательных бактерий, её значение. Мезосомы - что это такое, где они располагаются, какова их биологическая роль. Нуклеоид бактерий - химическая природа, биологическая роль. В чём сходство и различие нуклеоида бактерий и ядра эукариот? Что такое плазмиды, где они располагаются, биологическая роль. Рибосомы, их локализация в клетке, биологическая роль. Капсула бактерий - биологическая роль, что собой представляет? Какие патогенные бактерии образуют капсулу только в организме хозяина (человека или животного)? Какие бактерии называют капсульными? Биологическая роль спор бактерий. У каких морфологических форм споры встречаются чаще всего, очень редко, не встречаются? Процесс образования споры, условия и время, необходимые для этого. Процесс прорастания вегетативных форм бактерий и спор, условия и время, необходимые для этого. Чем объясняется устойчивость спор к внешним воздействиям? Как могут располагаться споры в клетке бактерии? Назовите виды бактерий с различным расположением спор. Латинские названия спорообразующих палочковидных форм бактерий. Способ окраски спор. Жгутики бактерий - биологическая роль. Как разделяются бактерии по количеству и расположению жгутиков? Почему жгутики не видны в обычных препаратах? Как можно увидеть жгутики бактерий? Как можно косвенным образом судить о наличии жгутиков у бактерий, какие препараты для этого готовят? Можно ли без помощи микроскопа определить наличие жгутиков у бактерий? Внутриплазматические включения у бактерий - биологическая роль. Приведите пример, у каких патогенных бактерий встречаются, как называются, каким способом окрашиваются? Ворсинки (пили, фимбрии) бактерий - где располагаются? Название ворсинок первого типа, примерное число их у клетки, биологические функции. Название ворсинок второго типа, примерное число ворсинок, биологическая роль. Что такое L-формы бактерий, чем они отличаются от исходных форм?

    Устройство и принцип работы микроскопов: тёмнопольного, фазово-контрастного, люминесцентного, электронного.

    Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

    Составьте таблицу «Структура бактериальной клетки» со следующими графами:

    1. Структурные элементы.

    2. Постоянный это признак или непостоянный.

    3. Биологическая роль.

    4. Способ выявления.

    5. Бактерии, у которых этот структурный элемент имеется.
    Работа студента на практическом занятии.

    1. Споры бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок из культуры бацилл, окрашенный по способу Ожешки.

    2. Капсулы бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры капсульной бактерии, окрашенный по способу Бурри-Гинса.

    3. Жгутики бактерий и подвижность. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры подвижных бактерий. Объясните, почему жгутики стали видимы в световом микроскопе.

    4. Посмотрите таблицы и слайды с электронограммами бактерий, найдите в них отдельные структурные элементы.
    Занятие 3

    Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    написать администратору сайта