Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятие 16 Общая характеристика семейства кишечных бактерий, микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, пищевых токсикоинфекций.

  • Исходный уровень знаний.

  • После изучения темы студент должен уметь.

  • Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

  • Работа студента на практическом занятии.

  • Занятие 17 Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии

  • Наименование инфекции Вакцина Бактериофаги Антибиотики

  • Занятие 18 Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и

  • metodichka_stomat_микробиология. Учебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов


    Скачать 298.67 Kb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие по микробиологии, микробиологии полости рта для студентов
    Анкорmetodichka_stomat_микробиология.docx
    Дата24.03.2018
    Размер298.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodichka_stomat_микробиология.docx
    ТипУчебно-методическое пособие
    #17159
    страница14 из 21
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21

    ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ВАЖНЕЙШИХ
    ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И
    КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ


    Методические указания к самостоятельной работе студента
    при подготовке к практическим занятиям по частной микробиологии


    Те разделы микробиологии, которые вы уже изучили (общая микробиология, учение об инфекции и иммунитете), являются необходимым этапом для формирования врачебного мышления при освоении курса частной (клинической) микробиологии, к которому вы приступаете. На практических занятиях по общей микробиологии и иммунологии вы овладели основными микроскопическими, микробиологическими и иммунологическими методами исследования. Полученные вами теоретические знания и практические навыки создали необходимую базу для успешной работы на практических занятиях по частной микробиологии, где вам предстоит, используя полученные знания и умения, самостоятельно ставить микробиологический диагноз инфекционных заболеваний, то есть выполнять врачебную функцию.

    В процессе изучения этого итогового раздела медицинской микробиологии вам необходимо будет усвоить лабораторную диагностику бактериальных, вирусных и грибковых инфекций. Особенностью лабораторной микробиологической и иммунологической диагностики инфекционных заболеваний является то, что по результатам лабораторных исследований не устанавливается конкретная нозологическая форма, то есть название заболевания (это функция лечащего врача), а определяется этиологическая и патогенетическая роль выделенных из организма больных микробов. Лабораторными методами определяют также иммунологические сдвиги и аллергическое состояние организма, что даёт возможность выбора для врача в конкретной клинической обстановке эффективных иммунологических препаратов. Кроме того, изучение свойств выделенного возбудителя, в частности чувствительности его к химиотерапевтическим препаратам, даёт ориентировку лечащему врачу в выборе эффективных антимикробных препаратов для успешного лечения больного.

    Таким образом, частная медицинская микробиология имеет прямое отношение к клинике и поэтому данный раздел называют еще клинической микробиологией.

    Основной целью клинической микробиологии является определение этиологической роли микроба - возбудителя инфекционного заболевания и (или) иммунологических сдвигов в организме больного. Следовательно, основными задачами клинической микробиологии будут:

    1) установить этиологическую и патогенетическую роль выделенных возбудителей;

    2) определить характер и уровень иммунологических и аллергических сдвигов в организме больного;

    3) обеспечить возможность выбора эффективных химиотерапевтических и иммунологических препаратов для лечения больного.

    Решение этих задач обеспечивает возможность:

    а) для врача-стоматолога: постановку окончательного диагноза инфекционного заболевания и назначение наиболее эффективной, рациональной антимикробной терапии и иммунотерапии;

    б) для врача-эпидемиолога: проведение эпидемиологического анализа с целью установления источника, путей передачи инфекции, выявления бактерионосителей, для предупреждения распространения инфекции, а также принятия решения о проведении специфической профилактики в определённых коллективах людей.

    Успешная лабораторная диагностика инфекционных заболеваний возможна только при тесном взаимодействии и взаимопонимании лечащего врача и врача–микробиолога. Особенно большое значение имеет правильный выбор материала для исследования и условий транспортировки его в лабораторию, обеспечивающих сохранность живого возбудителя. Выбор материала определяется предварительным клиническим диагнозом заболевания и его стадией, а условия транспортировки – особенностями свойств возбудителя.

    При взятии материала для лабораторного исследования от больных или бактерионосителей необходимо соблюдать определенные правила:

    1) материал следует брать до применения антибиотиков или других химиотерапевтических препаратов;

    2) забор материала производить с учётом стадии заболевания, патогенеза инфекционного процесса и наиболее вероятной локализации возбудителя;

    3) материал нужно брать в достаточном количестве, соблюдая правила асептики, чтобы предупредить возможность загрязнения его микроорганизмами окружающей среды и нормальной микрофлоры организма человека;

    4) исследуемый материал нужно доставить в лабораторию в возможно короткие сроки в стерильной посуде или в специальных контейнерах при соблюдении первоначальной температуры или в замороженном виде (в зависимости от свойств предполагаемого возбудителя);

    5) любой материал, направляемый в лабораторию, должен сопровождаться направлением, в котором лечащий врач указывает фамилию, имя, отчество больного, вид материала, дату его взятия, предварительный клинический диагноз.

    На практических занятиях по частной (клинической) микробиологии вы должны будете освоить основные функции врача-микробиолога и иммунолога, то есть самостоятельно провести все необходимые исследования для того, чтобы в зависимости от предварительного клинического диагноза, поступившего материала и запроса лечащего врача установить вид возбудителя или наличие в организме специфических антигенов, антител, наличие аллергической перестройки, определить иммунный статус больного и т.д.

    Для выполнения этой работы вы будете пользоваться микробиологическими и иммунологическими методами исследования, усвоенными на предыдущих занятиях. Сюда относятся методы:

    1) микроскопические (бактериоскопические, вирусоскопические);

    2) микробиологические (бактериологические, микологические, вирусологические);

    3) биологические или биопробы;

    4) иммунологические (серологические, кожно-аллергические пробы, тесты для оценки иммунного статуса организма).

    При подготовке к практическому занятию по частной микробиологии прежде всего необходимо изучить и запомнить характеристики возбудителей заболеваний. Студенты часто жалуются на то, что запомнить характеристики возбудителей трудно и на экзаменах они «путаются». Для того чтобы этого не произошло, рекомендуем вам усвоить общую схему (алгоритм) характеристики возбудителя. Сначала необходимо запомнить и потренироваться в правильном написании названия возбудителя по–латыни. Затем нужно дать характеристику его свойств по следующей схеме:

    1) морфология: форма, взаимное расположение клеток в мазке, наличие спор, жгутиков, капсул, включений и других морфологических особенностей;

    2) тинкториальные свойства, т.е. способность окрашиваться анилиновыми красителями, отношение к окраске по Граму, специальные способы окраски;

    3) культуральные свойства: требовательность к питательным средам, наиболее употребительные питательные среды, температура выращивания, способ биологического окисления, характер роста на плотных и жидких питательных средах, внешний вид колоний и др.;

    4) устойчивость во внешней среде: отношение к температуре, высушиванию, длительность сохранения в воде, почве, воздухе, другие особенности;

    5) ферментативные свойства: способность расщеплять углеводы, белки, наличие биоваров;

    6) антигенные свойства: соматические (О-антигены), жгутиковые (Н), поверхностные антигены и их характеристика, деление на серовары;

    7) свойства патогенности: ферменты патогенности, капсула, адгезины, экзо- и эндотоксины и др.

    В дальнейшем при изучении отдельных групп возбудителей, нужно найти и выделить общие свойства для каждой группы, с тем чтобы при характеристике отдельных возбудителей добавить в эту общую схему особенности данного возбудителя. Например: все энтеробактерии, возбудители кишечных инфекций, являются палочками средних размеров, в мазке располагаются беспорядочно, перитрихи (за исключением шигелл), грамотрицательны, но отличаются по ферментативным и антигенным свойствам. Все возбудители клостридиальных анаэробных инфекций – крупные грамположительные палочки, спорообразующие, перитрихи (за исключением Clostridium perfringens), не образуют капсул (за исключением Clostridium perfringens), анаэробы. Они отличаются по расположению спор, морфологии глубинных колоний и, что наиболее важно, по антигенной структуре токсинов и их действию на организм. Составление таких схем, где обобщаются свойства целых групп возбудителей, облегчает усвоение их свойств и ускоряет процесс самоподготовки. Если вы усвоите эту общую схему, вам останется только прибавить к ней особенности, касающиеся возбудителей конкретных заболеваний. Следует отметить, что изложенные здесь рекомендации можно использовать при характеристике возбудителей бактериальных инфекций. Остальные группы микроорганизмов (грибы, риккетсии, вирусы, простейшие) имеют свои особенности, которые будут изложены в соответствующих разделах. Изучив характеристику возбудителя, приступайте к составлению схемы исследования с учётом всех необходимых направлений и методов исследования для постановки микробиологического диагноза. На практическом занятии вы получите материал от больного и направление из лечебного учреждения, где сообщаются сведения о больном и предполагаемый диагноз. Учитывая полученный материал и сведения из направления, составьте схему исследования этого конкретного материала и приступайте к её осуществлению. Данные из направления и характеристику материала перепишите в «Журнал микробиологических исследований», схема которого приведена ниже. Сюда же вы будете вносить все полученные по ходу исследования результаты по дням, так как в большинстве случаев исследование материала будет продолжаться в течение нескольких занятий. После завершения исследования обобщите и проанализируйте все полученные данные и в соответствующей графе сформулируйте окончательный результат. Если вы проводите исследование по сокращённой схеме – внесите дополнения в графу «Примечания». При необходимости попросите консультацию преподавателя.

    Кроме характеристики возбудителя, схемы микробиологических исследований материалов от больных на практических занятиях будут обсуждаться вопросы эпидемиологии, лечения и специфической профилактики всех изучаемых инфекционных заболеваний. Это вам необходимо иметь в виду при самостоятельной подготовке к практическому занятию, а на самом занятии пересмотреть и охарактеризовать препараты для диагностики, лечения и профилактики обсуждаемых инфекционных заболеваний (химиотерапевтические препараты, антибиотики, диагностические сыворотки, вакцины, аллергены, лечебные и профилактические сыворотки и др.).

    Вы овладеете так необходимым для врача материалом по частной микробиологии, если будете выполнять практическую работу сознательно, то есть предварительно подготовившись дома по всем имеющимся источникам (лекции, учебники и т.д.), не надеясь выучить всё в последний день перед итоговым занятием или экзаменом. Настоящие, прочные знания можно получить только при последовательном систематическом изучении материала, когда теоретическая подготовка подкрепляется практической работой на занятиях.
    Занятие 16

    Общая характеристика семейства кишечных бактерий,

    микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов,

    пищевых токсикоинфекций.

    Цель самоподготовки.

    После самостоятельного изучения материала необходимо знать виды возбудителей кишечных инфекций, общую характеристику энтеробактерий. морфологию и физиологию возбудителей брюшного тифа, паратифов и пищевых токсикоинфекций; уметь написать их название по-латыни, знать принципы микробиологической диагностики брюшного тифа, паратифов и пищевых токсикоинфекций.
    Исходный уровень знаний.

    Методы изучения ферментативной активности бактерий и их значение для идентификации микроорганизмов. Состав и назначение дифференциально-диагностических, элективных сред. Методики постановки иммунологических реакций.

    Цель занятия.

    1. Изучить таксономическую классификацию бактерий семейства Enterobacteriaceae.

    2. Сформировать представление о роли бактерий семейства Enterobacteriaceae в возникновении острых кишечных инфекций.

    3. Усвоить диагностику брюшного тифа, паратифов и пищевых токсикоинфекций.
    План изучения темы.

    1. Классификация и общие свойства семейства энтеробактерий.

    2. Возбудители брюшного тифа, паратифов, пищевых токсикоинфекций, их характеристика, клинические проявления, лабораторная диагностика, диагностические и лечебные препараты.

    3. Дифференциально-диагностические среды; реакция агглютинации и РНГА; диагностические препараты: диагностикумы, агглютинирующие сыворотки.

    После изучения темы студент должен уметь.

    1. Учесть результат реакции непрямой гемагглютинации для диагностики брюшного тифа и паратифов и интерпретировать полученные данные.

    2. Производить посев для выделения гемокультуры.

    3. Производить посев испражнений для выявления брюшнотифозного бактерионосительства.
    Контрольные вопросы.

    Общая характеристика семейства энтеробактерий. Перечислите (по-латыни) виды, входящие в семейство. Морфология (форма, размеры, окраска по Граму, наличие спор, жгутиков, капсулы), ферментативная активность. Возбудители брюшного тифа и паратифов. Морфология, отношение к окраске по Граму, факторы патогенности. По какому признаку отличаются возбудители брюшного тифа и паратифов от кишечной палочки при росте на средах Эндо, Левина, Плоскирева. Антигены палочек брюшного тифа и паратифов. Источники и пути передачи брюшного тифа, клинические проявления. Методы диагностики в разные сроки заболевания: материал для исследования, на какие среды производится посев, что обнаруживают? Серологическая диагностика: материал для исследования, что обнаруживают в этом материале? Методика постановки реакции Видаля и РНГА. Какие антигены нужны в этих реакциях? Что представляют собой диагностикумы, эритроцитарные диагностикумы? Препараты для специфической профилактики и терапии брюшного тифа. Брюшнотифозное бактерионосительство, значение его в эпидемиологии брюшного тифа. Методы диагностики брюшнотифозного бактерионосительства.

    Сальмонеллы – возбудители нетифозных сальмонеллёзов (гастроэнтеритов): название по-латыни, морфология, культуральные свойства. Устойчивость во внешней среде. Факторы патогенности. Особенности эпидемиологии сальмонелёзных пищевых токсикоинфекций и внутрибольничных сальмонеллёзных инфекционных заболеваний: особенности биологических свойств возбудителей, источник инфекции, пути передачи. Микробиологическая диагностика сальмонеллёзных гастроэнтеритов. Основные принципы лечения и профилактики.

    Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

    Напишите по-латыни название:

    1) возбудителей брюшного тифа, паратифов и пищевых токсикоинфекций;
    Работа студента на практическом занятии.

    1. Промикроскопируйте и зарисуйте мазки - препараты из культур Salmonella typhi и Escherichia coli. Сравните морфологию этих бактерий, сделайте вывод.

    2. Микробиологическая диагностика брюшного тифа.

    а) Посев крови на гемокультуру (демонстрация): 10 мл крови больного вносится в 100 мл желчного бульона с соблюдением правил асептики. Флакон поместите в термостат.

    б) Серологическая диагностика. Изучите демонстрационную РНГА, результат отметьте в таблице.

    3. Микробиологическая диагностика брюшнотифозного бактерионосительства: посев испражнений обследуемого на среду Левина.

    4. По таблицам разберите схему исследований при пищевой токсикоинфекции сальмонеллёзной этиологии.
    Занятие 17

    Микробиологическая диагностика бактериальной дизентерии,

    эшерихиозов, холеры.

    Цель самоподготовки.

    После самостоятельного изучения материала необходимо знать: латинские названия и характеристику возбудителей бактериальной дизентерии, эшерихиозов, холеры, лабораторные методы диагностики, профилактику и лечение этих заболеваний.
    Исходный уровень знаний.

    Антигенная структура бактериальных клеток, характеристика бактериальных антигенов; методы изучения ферментативной активности бактерий и их значение для идентификации микроорганизмов. Состав и назначение дифференциально-диагностических, элективных сред. Методики постановки иммунологических реакций.

    Цель занятия.

    1. Усвоить микробиологическую диагностику бактериальной дизентерии.

    2. Усвоить микробиологическую диагностику кишечной коли-инфекции.

    3. Усвоить микробиологическую диагностику холеры.
    План изучения темы.

    1. Возбудители бактериальной дизентерии (шигеллёза), характеристика, клинические проявления, лабораторная диагностика, диагностические и лечебные препараты.

    2. Возбудители эшерихиозов, характеристика, клинические проявления, лабораторная диагностика, диагностические и лечебные препараты.

    3. Возбудители холеры, характеристика, клинические проявления, лабораторная диагностика, диагностические и лечебные препараты.

    После изучения темы студент должен уметь.

    1. Учесть и оценить результаты посева испражнений на среде Левина. Изучить морфо-тинкториальные свойства и проверить чистоту выделенной копрокультуры при диагностике брюшнотифозного бактерионосительства.

    2. Производить оценку результата посева испражнений для выделения возбудителей бактериальной дизентерии и эшерихиозов.

    3. Производить постановку реакции агглютинации на стекле с монорецепторными адсорбированными сыворотками.

    4. Проводить исследования для выявления возбудителей холеры.

    5. Выбирать биологические препараты для диагностики, профилактики и терапии брюшного тифа, сальмонеллёзов, бактериальной дизентерии, эшерихиозов, холеры.
    Контрольные вопросы.

    Перечислите по-латыни виды возбудителей бактериальной дизентерии. Характеристика возбудителей бактериальной дизентерии: форма, размер, подвижность, окраска по Граму, образуют ли споры? Факторы патогенности, токсинообразование. Какой антиген содержат шигеллы? Источники инфекций и пути передачи, локализация поражений, клинические проявления болезни. Микробиологический диагноз: что является исследуемым материалом, почему исследование надо проводить сразу после взятия материала? Методы лабораторной диагностики? На какую среду производится посев материала? На основании каких признаков идентифицируются выделенные бактерии? Препараты для этиотропного лечения больных бактериальной дизентерией. Патогенные эшерихии - возбудители кишечных эшерихиозов: морфология, биохимическая активность, антигены. Категории эшерихий, вызывающих кишечные эшерихиозы: их обозначение по антигенной структуре, какие возрастные группы поражают, локализация поражений. Микробиологический диагноз: исследуемый материал, на какую среду производится посев. По какому признаку идентифицируют возбудителя?

    Возбудители холеры: название по-латыни, морфология, окраска по Граму, культуральные свойства, ферментативная активность. Биовары. Антигенная структура, серологические типы, неагглютинирующиеся вибрионы (НАГи), устойчивость во внешней среде. Токсинообразование. Источники инфекции. Механизм заражения и клинические проявления болезни. Материалы для исследования, правила их забора и транспортировки. Ход исследования. По каким признакам идентифицируют холерные вибрионы? Средства для патогенетической терапии холеры, какие солевые растворы применяются; какое требование предъявляется к дистиллированной воде для этих растворов? Препараты для специфической профилактики.

    Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

    1. Напишите по-латыни названия возбудителей холеры.

    2. Напишите классификацию шигелл и возбудителей эшерихиозов.

    3. Заполните таблицу «Препараты для специфической профилактики и терапии кишечных инфекций».

    Наименование инфекции

    Вакцина

    Бактериофаги

    Антибиотики

    Брюшной тиф










    Бактериальная дизентерия










    Кишечные эшерихозы










    Холера











    Работа студента на практическом занятии.

    1. Микробиологическая диагностика брюшнотифозного бактерионосительства (окончание). Посмотрите рост на среде Левина. Отберите изолированную бесцветную колонию, поставьте реакцию агглютинации на стекле культуры из этой колонии с монорецепторными сыворотками О9 и Hd. Сформулируйте предварительный результат (укажите, что для окончательного результата необходимо выделить чистую культуру, изучить биохимические свойства).

    2. Шигеллы - возбудители бактериальной дизентерии.

    а) промикроскопируйте и зарисуйте препараты - мазки из культур Shigella flexneri и Shigella sonnei;

    б) микробиологический диагноз бактериальной дизентерии - посмотрите чашки с посевами испражнений больного на среде Плоскирева. Отберите изолированную колонию, поставьте реакцию агглютинации на стекле с адсорбированными сыворотками Флекснер и Зонне. Сформулируйте предварительный результат и укажите, что необходимо сделать для окончательного результат.

    3. Кишечная коли-инфекция.

    а) дайте характеристику морфологических свойств кишечной палочки;

    б) микробиологический диагноз кишечной коли- инфекции: отберите изолированные лактозоположительные колонии на среде Эндо (10 колоний). Поставьте реакцию агглютинации на стекле с комплексной сывороткой. Колонию давшую положительный результат пересейте на скошенный агар.

    4. Возбудители холеры

    а) промикроскопируйте и зарисуйте препарат – мазок из культуры холерного вибриона, окрашенный по Граму;

    б) разберите по таблице микробиологическую диагностику холеры.

    5. Изучите демонстрационные диагностические препараты, используемые для диагностики брюшного тифа, паратифов, бактериальной дизентерии, коли-инфекции, холеры.
    Занятие 18

    Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных и

    раневых инфекций, вызываемых гноеродными кокками и

    грамотрицательными палочковидными микроорганизмами.
    Цель самоподготовки

    После самостоятельного изучения темы Вы должны знать общую характеристику и отдельные виды гноеродных кокков (стафилококков, стрептококков, нейссерий) и грамотрицательных палочек (синегнойная палочка, протей, клебсиеллы, кишечная палочка); их морфологию, культуральные свойства, факторы патогенности; усвоить принципы заборы материала от больных и схемы микробиологической диагностики этих заболеваний.

    Исходный уровень знаний.

    Для усвоения материала темы необходимо повторить вопросы из курса общей микробиологии: основные формы бактерий, питательные среды (специальные, элективные), факторы патогенности микроорганизмов, методику определения чувствительности к антибиотикам.
    Цель занятия.

    1. Изучить морфологические, культуральные свойства, факторы патогенности стафилококков, стрептококков, менингококков и гонококков.

    2. Изучить принципы лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний: инфекций, вызванных нейссериями.

    3. Изучить морфологические, культуральные свойства, факторы патогенности синегнойной палочки, протея, клебсиелл, кишечной палочки.

    4. Изучить принцип лабораторной диагностики гнойных инфекций, вызываемых грамотрицательными палочковидными микроорганизмами.

    5. Ознакомиться с набором иммунологических препаратов для диагностики специфической профилактики и лечения гнойно-воспалительных инфекций.
    План изучения темы.

    1. Основные формы бактерий, факторы патогенности микроорганизмов, методика определения чувствительности микробов к антибиотикам.

    2. Общая характеристика патогенных кокков.

    3. Основные свойства патогенных кокков (стафилококков, стрептококков, гонококков, менингококков, пневмококков): таксономия, морфология и тинкториальные свойства, токсинообразование, устойчивость к действию физических и химических факторов, патогенность для животных, способы заражения и клинические проявления болезни у человека, иммунитет, лабораторная диагностика, препараты для специфической терапии и профилактики.

    4. Характеристика аэробных грамотрицательных палочек (синегнойная палочка, протей, клебсиеллы, кишечная палочка) и лабораторная диагностика гнойных и раневых инфекций, вызываемых этими бактериями.

    После изучения темы студент должен уметь.

    1. Дифференцировать стафилококки, стрептококки и нейссерии в микропрепаратах.

    2. Оценить результаты микроскопии препаратов гноя из уретры, взятого от больного с острой гонореей; спинно-мозговой жидкости, полученной от больного менингитом.

    3. Идентифицировать синегнойную палочку и протей в микропрепаратах и по культуральным свойствам.

    4. Классифицировать биологические препараты по теме занятия.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
    написать администратору сайта