Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание: ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД. Раздел 1.Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.

  • 1. 1.2.

  • Раздел 2. Национальная безопасность России.

  • Раздел 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • Раздел 4. Защита человека от вред­ных и опасных факторов природного и техногенно­го происхождения.

  • Раздел 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.

  • Раздел 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях. 6.1. Безопасность медицинских услуг.6.2. Безопасность медицинского труда.ВВЕДЕНИЕ.

  • Цели и задачи дисциплины

  • Место дисциплины в структуре ООП

  • Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: в цикле гуманитарных, социальный и экономических дисциплин

  • Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетен­ций: Общекультурные

  • Профессиональные

  • В результате изучения дисциплины студент должен: знать

  • Методичка. Медицина катастроф. Учебнометодическое пособие Медицина катастроф Безопасность жизнедеятельности Методическое пособие подготовлено под редакцией


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие Медицина катастроф Безопасность жизнедеятельности Методическое пособие подготовлено под редакцией
    АнкорМетодичка. Медицина катастроф.doc
    Дата11.03.2017
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка. Медицина катастроф.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #3645
    страница1 из 29
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Алтайский государственный медицинский университет

    Министерства здравоохранения Российской Федерации»
    Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
    Учебно-методическое пособие

    Медицина катастроф

    Безопасность жизнедея­тельности
    Методическое пособие подготовлено под редакцией

    проф. С.И. Кудрявского

    Барнаул, 2012
    Рекомендуется по специальностям: 060101-Лечебное дело, 060103-Педиатрия,060201 –Стоматология, 060104 – Медико-профилактическое дело учебно-методической комиссией УМО Квалификация выпускника - «специалист» Специальное звание Врач

    060108 - Фармация Квалификация выпускника - «специалист» Специальное звание Провизор


    Методическое пособие подготовлено под редакцией

    д.м.н., профессора Кудрявского С.И.
    Авторский коллектив: Кудрявский С.И., Меньшиков А.А., Мартыненко А.И.,

    Хаменский С.А., Требушинина Т.Г., Блажко Е.А.,

    Нагайцев В.М., Шестопалов Н.В., Аргудяев Д.Ю.

    Учебно-методическое пособие разработано в помощь студентам медицинского университета для подготовки к практическим занятиям по Медицине катастроф, безопасность жизнедеятельно­сти и организации медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и типовой программы по предмету. В пособии на современном уровне рассматриваются вопросы подготовки студентов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, очагах массового поражения населения и принципы оказания ему медицинской помощи.

    Учебно-методическое пособие «Медицина катастроф. Безопасность жизнедея­тельности».

    Под редакцией проф. Кудрявского С.И. - Барнаул: АГМУ, 2012.

    Содержание:
    ВВЕДЕНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.
    Раздел 1.Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.

    1.1. Основные понятия и виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека:

    1.1.1.Жизнедеятельность человека

    1.1.2.Среда обитания

    1.1.3.Окружающая среда

    1.1.4.Факторы окружающей среды. Факторы риска.

    1.1.5. Адаптация

    1.2. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

    1.2.1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

    1.2.2. Анатомо-физиологические особенности и безопасность жизнедеятельности.

    1.3. Система безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации.

    1.3.1. Безопасность жизнедеятельности

    1.3.2. Подходы, методы, способы и средства ОБЖ

    1.3.3. Оценка степени риска.

    1.3.4. Патогенные ситуации. Источники опасности
    Раздел 2. Национальная безопасность России.

    2.1. Национальные интересы России. Интересы личности и общества в различных сферах.

    2.2. Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе.

    2.3. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.

    2.3.1. Государственный материальный резерв

    2.3.2. Воин­ский учет и бронирование медицинских работников.

    2.4. Современные войны и вооруженные конфликты.

    2.4.1. Средства вооруженной борьбы. Поражающие факторы со­временных видов оружия.

    2.4.2. Оружие массового поражения.

    2.4.3. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.

    2.5. Безопасность общества и личности.
    Раздел 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    3.1. Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

    3.1.1. Основные понятия, определения, классификация ЧС.

    3.1.2. Поражающие фак­торы. Ме­дицинские и медико-санитарные последствия ЧС.

    3.1.3. Чрезвычайные ситуации природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

    3.2. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях.

    3.3. Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    3.3.2. Силы и средства РСЧС.

    3.3.3. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    Раздел 4. Защита человека от вред­ных и опасных факторов природного и техногенно­го происхождения.

    4.1. Основы организации защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техно­генного происхождения.

    4.2. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и не­гативных факторов.

    4.3. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты.

    4.4. Индивидуальные медицинские средства защиты.

    4.5. Санитарная и специальная обработка.
    Раздел 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.

    5.1. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения, медицинского персонала и спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций.

    5.2. Методы медико-психологической коррекции нарушенного психического и функционального состояния пораженных в чрезвычайных ситуациях.
    Раздел 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях.

    6.1. Безопасность медицинских услуг.

    6.2. Безопасность медицинского труда.

    ВВЕДЕНИЕ.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЖД.

    Вторая половина 80-х годов прошедшего столетия характеризуется для нашей страны не только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождались значительным материальным ущербом и огромными человеческими жертвами. Наступивший век – век информационных технологий, молекулярной биологии, микроэлектроники – вроде бы сулит лучшее будущее. Однако у человечества обострилось чувство опасности, тревоги и беспокойства. Это связано с возможными угрозами в природно-техногенной, социально-экономической и военной сферах, т.е. в тех, к которым мы с вами, с точки зрения безопасности, имеем непосредственное отношение.

    Сегодня основным источником опасности для всего существующего на земле стала созданная человеком техносфера. Происходящие в ней аварии приводят не только к человеческим потерям, но и к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, их необратимой деградации, что в свою очередь вызывает генетические отклонения у людей. Перед человеком и обществом все более отчетливо вырисовывается новая цель – глобальная безопасность. Последнее обстоятельство послужило основной причиной создания в нашей стране служб помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

    Цели и задачи дисциплины:

    Цель освоения дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельно­сти» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпуск­ника по специальностям: 060101-Лечебное дело, 060103-Педиатрия,060201 –Стоматология, 060104 – Медико-профилактическое дело к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и во­енного времени, в овладении основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и выработке алгоритмов поведения для спасения жизни и здоровья.

    Основными задачами дисциплины являются:

    приобретение:

    • понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;

    • понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;

    • теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий и структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

    • знаний системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных си­туациях и способности организовать оказание медицинской, доврачебной и первой вра­чебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

    • знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов;

    формирование:

    • культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

    • готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицин­ского персонала в мирное и военное время;

    • способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения насе­ления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

    • способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точ­ки зрения безопасности;

    • мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

    Место дисциплины в структуре ООП:

    Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» по специ­альности относится к профессиональному циклу высшего профессиональ­ного образования.

    Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

    • в цикле гуманитарных, социальный и экономических дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика);

    • в цикле математических, естественно-научных, дисциплин: физика; матема­тика; медицинская информатика; химия; биологическая химия; биология; анатомия чело­века - анатомия головы и шеи; гистология, эмбриология, цитология - гистология полости рта; нормальная физиология - физиология челюстно-лицевой области; фармакология; микробиология, вирусология - микробиология полости рта; иммунология - клиническая иммунология; патологическая физиология - патофизиология головы и шеи; патологиче­ская анатомия - патологическая анатомия головы и шеи;

    • в цикле профессиональных дисциплин: эпидемиология, гигиена общественное здоровье и здравоохранение, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хи­рургия, хирургические болезни; медицинская реабилитация, инфекционные болезни, фти­зиатрия; челюстно-лицевая хирургия - челюстно-лицевая и гнатическая хирургия.

    Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетен­ций:

    Общекультурные - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к от­ветственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и зако­номерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отноше­нию к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать исто- рико-медицинскую терминологию;

    способность и готовность использовать методы управления, организовать работу испол­нителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях раз­личных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции.

    Профессиональные - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

    в профилактической деятельности - способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стомато­логических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить сани- тарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12); способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населе­ния в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и сти­хийных бедствиях (ПК-16);

    в организационно-управленческой деятельности - способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности ме­дицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;

    в научно-исследовательской деятельности: способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    знать:

    • особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанима­ционных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мироне и военное время;

    • методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;

    • риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;

    • основы безопасности общества и личности;

    • основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций:

    • поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: земле­трясения, наводнения, другие стихийные бедствия;

    • медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций;

    • задачи и основы организации Российской системы предупреждения и ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

    • основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;

    • особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, меди­цинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях;

    • основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях;

    • определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;

    • особенности организации медиг{инской помощи детям в чрезвычайных ситуаци­ях;

    • особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае приме­нения современных видов оружия; „

    • основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы;

    • организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно- транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

    • основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профи­лактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

    • содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формиро­ваний и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катаст­роф;

    • задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины ката­строф (ВСМК);

    • основные положения нормативных правовых документов по организации меди­цинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, до- рожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

    • порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликви­дации последствий в очагах поражения;

    уметь:

    • жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую по­мощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

    • идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;

    • оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях;

    • выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;

    • применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача- стоматолога;

    • применять способы обеспечения комфортных условий эюизнедеятелыюсти па­циентов и медицинского персонала;

    • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога;

    • обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчи­ненными работниками;

    • осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях;

    • определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки;

    • оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера;

    • решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи поражен­ных в чрезвычайных ситуациях;

    • определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и форми­рований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;

    владеть:

    • понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедея­тельности человека и медицины катастроф;

    • приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях;

    • способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неот­ложных состояниях пострадавшим в чрезвычщшых ситуациях;

    • приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

    • приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;

    • способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи;

    • алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского пер­сонала и пациентов.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29