Главная страница

методичка лабораторные методы. Учебнометодическое пособие для студентов пм. 04.(07.) Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов пм. 04.(07.) Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Дата21.08.2019
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодичка лабораторные методы.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#85258
страница1 из 7

Подборка по базе: Методическое пособие.Тесты по патанатомии для лечебного и педиат, Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2.pdf, БЖД пособие Мищенко.pdf, Учебное пособие Законы Ньютона.doc, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УС, Учебное пособие ОБЩАЯ И ВОЕННАЯ ГИГИЕНА.doc, Медицинская микробиология и вирусология. Ч. 1_учебно-методическо, Основы деловой коммуникации. Учебно-методическое пособие..docx, !!! Пособие по кинематике Б, Е, К.pdf, Практика студентов экономического факультета Башкирского государ.
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПМ.04.(07.) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.(07.) 03. «Технология выполнения сестринских услуг»
ТЕМА: УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»


Сатка 2016


Рассмотрено Утверждаю

на заседании ЦМК Зам. директора по УР

_____________________ __________________

«___»__________2016г «____»___________2016г


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело».


Составила:

Чудинова М.П. – преподаватель ПМ.04. (07.)«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»


СОДЕРЖАНИЕ




Введение………………………………………………………………….


5



Входной контроль знаний по теме «Дезинфекция: виды и методы»…

6




Теоретическая часть……………………………………………………..


9




Выходной контроль знаний тест по теме «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследований»…………………………



29




Выходной контроль знаний графологический диктант………………



31



Выходной контроль знаний ситуационные задачи……………………


32



Эталоны ответов………………………………………………………….

34



Список используемых источников………………………………………


37


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Уважаемые студенты!

Настоящее пособие позволит Вам успешно подготовиться к занятию, сформировать систему знаний, более полно оценить объем дисциплины и уровень собственных знаний и умений.

Для начала обратите внимание на учебные цели, которые должны быть реализованы в процессе изучения темы.

Ознакомьтесь со списком литературы, которая рекомендуется для изучения и поможет при выполнении заданий. Решите тест по входному контролю знаний. Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Технология оказания медицинских услуг».

Ответив на тест и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.

Также внимательно изучите материал теоретического блока данного пособия.

В конце методического пособия представлены тестовые задания для самоконтроля по всей теме. Ответив на тесты, проверьте себя по эталонам ответов. Если возникнут затруднения, следует вернуться повторно к изучению данного материала. При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.

Обучающийся должен знать:


  • основные виды лабораторных методов исследования;

  • цели предстоящих лабораторных методов исследования;

  • технику безопасности при работе с биологическим материалом.


Обучающийся должен уметь:


  • выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

  • оформить направления на различные виды лабораторных исследований;

  • объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

  • взять мазок из зева и носа;

  • собрать мочу на различные виды лабораторного исследования;

  • взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования;

  • взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;

  • транспортировать биологический материал в лабораторию.


После изучения темы обучающийся должен овладеть общими

компетенциями (ОК): ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14.

Овладеть профессиональными компетенциями (ПК): ПК: 7.1., 7.2., 7.3., 7.4.,7.5., 7.6.,7.7., 7.8., 7.9., 7.10., 7.11.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российское здравоохранение выводит на первый план профилактическую медицину и высокий уровень оказания медицинских услуг. Особое внимание уделяется вопросам диагностики различных заболеваний. Без обследования невозможно установить правильный диагноз и провести эффективное лечение.

Немаловажная роль в этом вопросе принадлежит среднему медицинскому персоналу. Грамотная подготовка пациента, правильный сбор и транспортировка биологического материала имеют огромное значение для получения достоверных результатов анализов, постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики и назначения лечения, а также для соблюдения противоэпидемического режима и профилактики ВБИ.

Учебное пособие «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследований» предназначено для самостоятельной работы студентов 1-2 курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».

В пособии представлены основные правила подготовки пациента к различным лабораторным исследованиям; универсальные меры предосторожности при взятии и транспорти­ровке проб мочи, кала, мокроты, крови; проведение дезинфекции использованного оснащения и т.д.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний предлагаются тесты, ситуационные задачи для самоконтроля.

Специфика изучаемой темы предполагает наличие знаний и умений по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Теория и практика сестринского дела», а также по дисциплинам: «Психология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Основы микробиологии и иммунологии».

Таким образом, данное учебное пособие служит теоретической основой для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при проведении лабораторных исследований.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ТЕСТ «ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И МЕТОДЫ»

I вариант

Дайте один правильный ответ.

1. Дезинфекция – это:

а) уничтожение вегетативных форм, патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;

б) уничтожение насекомых;

в) уничтожение грызунов и животных.

2. Методы дезинфекции:

а) механический, физический;

б) профилактический и очаговый;

в) временный и постоянный.

  1. Этапы обработки резиновых перчаток после использования:

а) дезинфекция с последующей утилизацией;

б) промывание под проточной водой, стерилизация;

в) дезинфекция, стерилизация;

г) предстерилизационная очистка, стерилизация.

  1. Растворы хлорамина, применяемые для дезинфекции медицинского инструментария от пациентов с диагнозом «вирусный гепатит»:

а) 10%;

б) 6%;

в) 5%;

г) 3%.

  1. Время экспозиции при дезинфекции в 5% растворе хлорамина предметов ухода за больным туберкулезом (в мин):

а) 240;

б) 180;

в) 90;

г) 60.

  1. Режим кварцевания процедурного кабинета:

а) через 1 час по 15 минут;

б) 2 раза в день;

в) 3 раза в день;

г) через 2 часа по 30 минут.

  1. Время экспозиции при дезинфекции инструментов 3% раствором хлорамина (в час):

а) 24;

б) 2;

в) 1;

г) 3.

  1. Время дезинфекции одноразовых шприцев и игл в 5% растворе хлорамина (в мин):

а) 30;

б) 60;

в) 180;

г) 120.

9. Количество сухого порошка для приготовления 1 литра 3% раствора хлорамина (в граммах):

а) 100;

б) 50;

в) 10;

г) 30.

10. Дезинфекция постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло) после выписки пациента:

а) замачивание в 3% растворе аналита;

б) выколачивание;

в) обеззараживание в дезинфекционной камере;

г) проветривание.
ТЕСТ «ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И МЕТОДЫ»

II вариант

Дайте один правильный ответ.

  1. Уничтожение в окружающей среде человека вегетативных форм патогенных и условно патогенных возбудителей инфекционных заболеваний называется:

а) дезинсекция;

б) стерилизация;

в) дезинфекция;

г) дератизация.

  1. Виды дезинфекции:

а) общая и профилактическая;

б) профилактическая и очаговая;

в) местная и очаговая;

г) временная и постоянная.

  1. К механическому методу дезинфекции относится:

а) влажная уборка помещений;

б) сжигание;

в) кипячение;

г) полное погружение в дезинфицирующий раствор.

  1. Медицинские изделия одноразового применения после использования подвергаются:

а) дезинфекции и последующей утилизации;

б) утилизации;

в) дезинфекции, стерилизации;

г) стерилизации и последующей утилизации.



  1. Режим дезинфекции изделий одноразового применения:

а) 1% раствор хлорамина на 60 минут;

б) 0,5% раствор хлорамина на 60 минут;

в) кипячение в дистиллированной воде 30 минут;

г) 5% раствор хлорамина на 60 минут.

  1. Режим дезинфекции катетеров (уретральные, желудочные) многоразового назначения:

а) погружение в тройной раствор на 45 минут;

б) протирание 0,5% раствором хлорной извести;

в) погружение в 3% раствор хлорамина на 60 минут;

г) промывание проточной водой.

  1. Для приготовления 1 литра 3% раствора хлорамина необходимо взять:

а) 30 грамм хлорамина и 970 мл воды;

б) 5 грамм хлорамина и 995 мл воды;

в) 5 грамм хлорамина и 925 грамм перекиси водорода;

г) 500 грамм хлорамина и 500 мл воды.

  1. Режим дезинфекции предметов, с которыми контактировал больной туберкулезом:

а) 5 % раствор хлорамина – 60 мин;

б) 3% раствор хлорамина – 30 мин;

в) 5% раствор хлорамина – 240 мин;

г) 10% раствор хлорной извести – 60 мин.

  1. Дезинфекция грелок и пузырей для льда:

а) двукратное протирание c интервалом 20 мин;

б) погружение в дез. раствор;

в) орошение дез. раствором;

г) промывание проточной водой.

  1. Режим дезинфекции клеёнок, фартуков, загрязненных кровью:

а) двукратное протирание 1% раствором хлорамина;

б) промывание под проточной водой с а/б мылом;

в) замачивание в 3% растворе хлорамина – 60 мин;

г) погружение в 6% раствор перекиси водорода.
Примечание:

Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Технология оказания медицинских услуг».

Ответив на тест и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ГЛОССАРИЙ


ГЕМАТУРИЯ

– появление эритроцитов в моче.

ГЛЮКОЗУРИЯ

– появление сахара в моче.

КЕТОНУРИЯ

– появление кетоновых (ацетон, ацетоуксусная и бетаоксимасляная кислоты) тел в моче.

ЛЕКОЦИТУРИЯ

– появление лейкоцитов в моче.

ПРОТЕИНУРИЯ

– появление белка в моче.

ЦИЛИНДРОУРИЯ

– появление цилиндров в моче.

БИЛИРУБИНУРИЯ

– появление билирубина в моче.

УРОБИЛИНОУРИЯ

– появление уробилиновых тел в моче.

САЛИВАЦИЯ

– слюнотечение, чрезмерное отделение слюны.

ДИЗУРИЯ

– расстройство мочеиспускания.

СТРАНГУРИЯ

– затрудненное мочеиспускание.

ПОЛЛАКИУРИЯ

– учащенное мочеиспускание.

ИШУРИЯ

– задержка мочи, невозможность опорожнения мочевого пузыря, несмотря на переполнение его мочой.

НИКТУРИЯ

– преобладание ночного диуреза над дневным.



Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента.

В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования проводятся строго по показаниям в зависимости от диагноза.
ВИДЫ ЛАБОРАТОРИЙ
1. Общеклиническая – исследования: ОАК, ОАМ, общего анализа мокроты, кала, кал на гельминты и простейшие, кал на скрытую кровь, моча по Зимницкому, моча по Нечипоренко, исследование желудочного сока, анализ желчи, мокроты на БК методом флотации.

Цель исследования: состав и физико-химические свойства биологической жидкости.

2. Биохимическая – кровь на билирубин, холестерин, протромбин, мочевину, сахар и т.д.; моча на диастазу.

Цель исследования: определение концентрации отдельных веществ в крови и моче.

3. Бактериологическая – бактериологические исследования крови, мочи, кала, мокроты, отделяемого зева, носа, носоглотки.

Цель исследования: определение микроорганизмов в исследуемом биологическом материале, определение чувствительности к антибиотикам.

4. Серологическая – кровь для определения титра антител к различным возбудителям инфекций (брюшного тифа, лямблий и т.п.).

5. Морфологическая (гистологическая) – исследование строения различных тканей под микроскопом.

6. Иммунологическая – определение концентрации различных иммуноглобулинов крови.

7. Радиологическая – введение в кровь радиоизотопов с целью захвата их различными тканями.
Задачи медицинской сестры:


  1. Объяснить пациенту цель исследования.

  2. Рассказать технику подготовки и сбора биологического материала.

  3. Выписать направление на исследование.

  4. Получить посуду для сбора биологического материала.

  5. Доставить собранный материал в лабораторию.

ОБЩЕКЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


  1. Анализы кала (копрология, на гельминты, на скрытую кровь).

  2. Анализы крови (общий анализ крови – ОАК и клинический анализ крови – КАК).

  3. Анализы мочи (общий анализ мочи – ОАМ, по Нечипоренко, по Зимницкому, определение глюкозы в суточной порции мочи).
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта