Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Логика
Этика
Философия
Религия
Политология
Социология
Физика
История
Информатика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Математика
Вычислительная техника
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Строительство
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Стилистика_русского_языка. Учебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеУчебнометодическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование
АнкорСтилистика_русского_языка.doc
Дата27.05.2017
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтилистика_русского_языка.doc
ТипДокументы
#8069
страница1 из 17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 Филологическое образование

Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2008
д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой теории речевой деятельности и языка массовой информации факультета журналистики Санкт-Петербургского университета В. И. Коньков

д-р филол. наук, проф. кафедры риторики

и стилистики русского языка Уральского государственного университета Т. В. Матвеева

Кожина М.Н.

К5В Стилистика русского языка : учебник / М.Н. Кожина, J1.P. Дускаева, В.А. Салимовский. — М. : Флинта : Наука, 2008. - 464 с.

ISBN 978-5-9765-0256-7 (Флинта) ISBN 978-5-02-034758-8 (Наука)

В учебнике освещены основные проблемы стилистики, определе­ны ее понятия и категории, а также направления исследований. В цен­тре внимания вопросы употребления языка и стилевой организации текста, т.е. функциональная стилистика. Представлены и стилистичес­кие ресурсы языка. Теоретическая концепция учебника соответствует речеведческому, динамическому аспекту толкования языка и стиля, направленному на изучение употребления языка, т.е. не столько сти­листики языковых единиц, сколько стилевых свойств текста, обуслов­ленных внеязыковой действительностью. В книге представлены цер- ковно-религиозный стиль, дискурсивный анализ и функциональная стилистика, научные направления стилистики, электронные СМИ, вопрос о стилевом статусе рекламы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических фа­культетов вузов и всех интересующихся вопросами стилистики.

Предисловие................................................................................ 6

Введение..................................................................................... 9

О становлении стилистики как особой научной

лингвистической дисциплины...................................................... 9

Язык и стиль; функционирование языка как основа

стилистики................................................................................ 12

Предмет стилистики, ее основная проблематика

и методы исследования.............................................................. 24

Определение стилистики, ее структура, научные

направления.............................................................................. 34

Стилистика текста...................................................................... 49

Задачи преподавания стилистики. Значение этой науки................ 60

I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ

И ПРОБЛЕМЫ СТИЛИСТИКИ............................................. 66

О некоторых понятиях стилистики: стилистических коннотациях (значениях, окрасках), стилистических средствах и других. О парадигматике и синтагматике в стилистике............................... 66

Определение понятий «стиль» и «функциональный стиль» в лингвистической стилистике. О речевой системности функционального стиля............................................................. 84

Вопрос о стилях языка и стилях речи........................................ 102

О языковых навыках и типах речевой культуры......................... 112

Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике. Основания классификации функциональных стилей и дальнейшая дифференциация функциональных разновидностей языка. Полевая структура функционального стиля 120

Вопрос о правомерности выделения художественного стиля

среди других функциональных стилей...................................... 138

О стилевых чертах функциональных стилей.

Функциональные семантико-стилистические

категории................................................................................ 144

Понятие стилистической нормы. О соотношении

стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике. О функционально-стилистическом аспекте обучения языку....................................................................... 149

Историзм стиля. Формирование функционального стиля в национальный период развития русского

литературного языка................................................................ 171

Значение функциональной стилистики 60—80-х гг.

XX в. для последующего развития стилистики.......................... 178

Дискурсный анализ и функциональная стилистика.................... 189

II. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

(«СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ»)......................................... 202

Общие сведения...................................................................... 202

О средствах словесной образности как

стилистических ресурсах речи................................................. 205

Синонимические средства языка как ресурсы

стилистики.............................................................................. 209

Стилистически окрашенная лексика......................................... 221

Лексика эмоционально-экспрессивно окрашенная................... 221

Лексика функционально-стилистически окрашенная.............. 224

Лексика книжная и разговорная............................................. 231

Стилистические ресурсы фразеологии...................................... 237

Стилистические ресурсы словообразования.............................. 241

Стилистические ресурсы морфологии...................................... 246

Именные формы..................................................................... 247

Глагол и отглагольные формы................................................. 253

Стилистические ресурсы синтаксиса........................................ 260

Строй простого предложения................................................ 263

Сложное предложение........................................................... 271

Другие синтаксические явления............................................... 274

Стилистические изменения функционирования языка

в постперестроечное время....................................................... 278

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА......................................................... 285

Научный стиль............................... .............................................. 289

Официально-деловой стиль............................................................ 319

Публицистический стиль............................................................... 342

Стилевые особенности электронных СМИ.............................. 374

Вопрос о стилевом статусе рекламных текстов и их стилистике 387

Художественный стиль.......................................................... •••■■ 392

Церковно-религиозный стиль......................................................... 412

Разговорно-обиходный стиль......................................................... 432

О некоторых общих закономерностях функционирования

языковых средств в функциональных стилях............................ 447

Литература.................................................................................. 451





Предисловие

Переиздание учебника «Стилистика русского языка» обус­ловлено стремлением авторов отразить в нем происшедшие со времени выхода в свет третьего издания (1993 г.) изменения в литературном языке в связи с социальными преобразованиями в обществе, развитием стилистики в последние десятилетия и тем, что предшествующее издание стало малодоступным ново­му поколению студентов. Кроме того, появилась необходимость осветить ряд дискуссионных вопросов. Иначе говоря, потребо­вался обновленный вариант пособия. Оно представляет собой значительно расширенное, исправленное и уточненное изложе­ние вопросов стилистики современного языка с экскурсами в историю стилистики и демонстрацией происходящих в ней в настоящее время процессов.

В книге нашли отражение отклики на новейшие публикации по стилистике — известные работы А.И. Горшкова, В. Г. Костома­рова, О.А. Крыловой, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Н.С. Бо- лотновой, В.Д. Бондалетова, Н.С. Валгиной, Н.А. Кожевнико­вой, И.И. Ковтуновой, Т.Н. Колокольцевой, М.В. Колтуновой, Е.В. Красильниковой, Л.В. Красильниковой, И.П. Лысаковой, J1.M. Майдановой, Т.В. Матвеевой, Н.М. Разинкиной, К.А. Рого­вой, Н.К. Рябцевой, А.П. Сковородникова, Н.И. Формановской, В.Е. Чернявской и многих других.

Однако теоретическая концепция настоящего издания не из­менилась, она соответствует речеведческому динамическому ас­пекту толкования стиля, направленному на изучение употреб­ления языка, — не только и не столько стилистики языковых единиц, сколько стилевых свойств текста, обусловленных экстра- лингвистически.

Отличие данного издания от предшествующего состоит в следующем.

В книгу включены новые главы и разделы: «Дискурсный ана­лиз и функциональная стилистика», «Стилистико-речевые из­менения постперестроечного времени», «Церковно-религиоз- ный стиль», «Значение функциональной стилистики 60—80-х гг. XX в. для последующего развития стилистики» (глава, пред­ставляющая отклик на новейшие публикации в связи с вопроса­ми о конструктивном принципе стиля, текстовой организации произведения и другими), «Направления стилистики», «Электрон­ные СМИ», «Вопрос о стилевом статусе рекламы», «О полевой структуре функционального стиля», «О типах речевой культу­ры», «О функциональных семантико-стилистических категори­ях», «Исторический экскурс проблемы развития речеведческо- го понимания стиля».

Значительно дополнены и переработаны главы, посвящен­ные отдельным функциональным стилям: научному, публицис­тическому, официально-деловому, разговорно-обиходному. Вы­делена в особую главу «Стилистика текста», содержание кото­рой расширено и обновлено. Пересмотрен иллюстративный материал.

Особенностью настоящего издания является и то, что оно подготовлено авторским коллективом. Основная часть книги написана М.Н. Кожиной. Главы об официально-деловом стиле и публицистическом — М.Н. Кожиной в соавторстве с Л .Р. Дус- каевой, которой написаны § 134, 135, 146—153. В.А. Салимов- ский — автор глав «Церковно-религиозный стиль», «Стилисти­ко-речевые изменения постперестроечного времени», в главе о разговорно-обиходном стиле — § 168 и § 44 о типах речевой культуры.

В целом учебник сохраняет теоретическую направленность, поскольку современная лингвостилистика (особенно одно из ее центральных направлений — функциональная стилистика) — это дисциплина теоретического плана, изучающая функцио­нальную сторону языка, еще недостаточно исследованную в лингвистике. Это, однако, ничуть не умаляет ее практического значения. Напротив, коммуникативно-функциональный прин­цип, представленный в лингвостилистике, явился основой для разработки новых, наиболее эффективных методов обучения языку, в частности развития культуры речи школьников на функ­ционально-коммуникативной основе. Так реализуется положе­ние В.В. Виноградова о том, что «стилистика является теорети­ческой основой национальной речевой культуры», и подтверж­даются слова Г.О. Винокура: «Путь к практической стилистике лежит через теоретическую».

Изучение первого и второго разделов учебника потребует от студентов большого внимания и вдумчивости, кроме того, це­лостного восприятия теоретической части. Однако усвоение те­оретических проблем, несомненно, окажется надежным фунда­ментом для овладения практической частью курса и к тому же будет способствовать активизации творческой мысли студен­тов, что целиком согласуется с новыми требованиями как ву­зовской, так и школьной методики преподавания. Следует учесть, что в последнее время появился ряд пособий собствен­но практического плана (в том числе сборников упражнений и практикумов по стилистике), которые помогут студентам в ов­ладении стилистическими умениями и навыками.

Авторский коллектив издания выражает глубокую благодар­ность официальным рецензентам книги В.И. Конькову и ТВ. Мат­веевой за полезные советы и рекомендации, а также коллегам по ка­федре за поддержку и помощь при подготовке рукописи к печати, особенно М.П. Котюровой, Е.А. Баженовой, М.Н. Никифоровой.

ВВЕДЕНИЕ

О становлении стилистики как особой научной лингвистической дисциплины

§ Т. Слово стиль уходит своими корнями в глубокую древ­ность; слово же стилистика используется в филологической на­уке с XVII в. Известны довольно многочисленные (в России XVIII—XIX вв.) исследования по отдельным аспектам стилис­тики, посвященные преимущественно стилю различных худо­жественных произведений или писателей, а также сводные кур­сы стилистики; появлялись и работы теоретического характера. Однако как научная дисциплина стилистика начина­ет формироваться примерно с 20—30-х гг. XX в., а особенно ак­тивная разработка одного из ее центральных направлений, на­зываемого функциональной стилистикой, происходит лишь с середины 50-х гг.

Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связа­ны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его упот­ребления, функционирования. Необходимость изучения этой проблемы была осознана еще в начале XX столетия. В России над ней, помимо И.А. Бодуэна де Куртенэ, работают Е.Д. Поливанов, ММ. Бахтин, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также «функциональная лингвистика» ученых Чехии и Словакии. Функ- ционально-стилистические исследования особенно активизиру­ются с 60-х гг. XX в. в связи с общим поворотом интересов линг­вистики от изучения структуры языка к исследованию его функ­ционирования (разработка не статической, а динамической модели языка). Тесно связано с формированием стилистики ис­следование проблем нормы и литературного языка.

Определение этих категорий в языкознании находит свое выра­жение также лишь в XX в. (В. Матезиус, В. Гавранек, Э. Косериу, В. В. Виноградов).

§ 2. Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились три фактора:

а) выдвижение в начале XX в. идеи о различении языка и речи, а несколько позже — внимание к функциональной стороне языка;

б) разработка проблематики литературного языка и нормы;

в) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков — в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследо­вания стилистики. Указанные факторы оказались основопола­гающими для развития стилистики по трем причинам. Во-пер­вых, потому, что само явление стиля по своему возникнове­нию и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля — это прежде все­го понятие литературного языка, теснейшим образом с ним свя­занное, как и с понятием нормы и культуры языка. (Недаром в процессе развития языкознания три его дисциплины — история литературного языка, стилистика, культура речи — появляются почти одновременно. Не случайно и время их формирования — период сложившихся национальных литературных языков, ког­да вопросы культуры речи и стиля в связи с развитием средств массовой коммуникации становятся особенно актуальными.) В-третьих, стиль вообще — явление глубоко системное. Поэто­му наиболее полное его осмысление могло произойти, когда понятие системы стало ключевым в общем развитии всей на­уки, а именно в XX в. До настоящего времени то или иное тол­кование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий преж­де всего связаны с тем, как ученый (или научное направление) трактует язык, его функции, различает ли его статику и динами­ку, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики.

§ 3. Стилистика, выделяясь в самостоятельную лингвистиче­скую дисциплину, признается особой отраслью теории языка в работах по общему языкознанию (Березин Ф.М., Голо­вин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979 (гл. XI); Степанов Ю.С. Общее языкознание. М., 1966). Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились также и много­численные международные и всероссийские съезды и конфе­ренции, посвященные ее проблемам.

Появление лингвистики текста, а затем развитие прагматики активизировали некоторые новые направления стилистических исследований. Заметную роль в этой активизации в нашей стра­не и за рубежом (в особенности в странах Восточной Европы) сыграла в свое время дискуссия по стилистике, проходившая на страницах журнала «Вопросы языкознания» (1955). Симптома­тичны в этом отношении высказывания ученых о значении и ме­сте стилистики в современном языковедении. Так, Р.А. Будагов пишет: «...стилистика — "душа" любого развитого языка. Поэто­му ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе» (Литературные языки и языковые стили. М., 1967. С. 101). Ю.С. Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкозна­ния и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо оп­ределеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилис­тики как особой отрасли языкознания» (Степанов Ю.С. Семио­тика. М., 1971. С. 21). В.В. Виноградов, определяя роль стилистики в языкознании, отмечал, что она является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития нацио­нальной речевой культуры. Согласно известному высказыванию Г.О. Винокура, путь к практической стилистике лежит через тео­ретическую

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
написать администратору сайта