Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Этика
Философия
Религия
Логика
Социология
Политология
Физика
История
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Информатика
Математика
Химия
Вычислительная техника
Связь
Автоматика
Электротехника
Экология
Геология
Начальные классы
Строительство
Механика
образование
Доп
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Музыка
Астрономия
Социальному педагогу
ОБЖ
Обществознание
Логопедия

Учебнометодический комплекс Омск


НазваниеУчебнометодический комплекс Омск
АнкорMalysheva_Rogaleva_UMKD_SO_i_morfologia_2012.docx
Дата01.12.2017
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMalysheva_Rogaleva_UMKD_SO_i_morfologia_2012.docx
ТипУчебно-методический комплекс
#10577
страница1 из 34
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Глава 111

Министерство образования и науки
Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского

Е.Г. Малышева

О.С. Рогалева

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.


МОРФОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс

Омск

logo izd

2012
Рецензенты:
д-р филол. наук, проф., завкафедрой исторического языкознания Т.П. Рогожникова
(Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского);

канд. филол. наук, доц., завкафедрой теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе О.В. Орлова

(Томский государственный педагогический университет).

Малышева, Е. Г.

М217 Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебно-методический комплекс / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. – 306 с.
В первом разделе учебно-методического комплекса рассматривается специфика морфемного и словообразовательного уровней современного русского языка, способы словообразования, стилистические особенности словообразования, морфемная структура слова.

Второй раздел посвящен теоретическому и практическому рассмотрению вопросов, связанных с морфологическим уровнем современного русского языка.

Учебно-методический комплекс, кроме теоретических сведений, содержит рабочую программу дисциплины, комплекс практических заданий, тестовых упражнений, контрольных и самостоятельных заданий, списки необходимой научной и справочной литературы, вопросы к экзаменам, планы морфемного, словообразовательного, морфологического анализа, а также хрестоматию, содержащую фрагменты научных работ, необходимых для более глубокого освоения дисциплины.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», преподавателей вузов, школ, лицеев. Материал представлен в соответствии с требованиями Госстандарта.
Предисловие
Цель настоящего учебно-методического комплекса – познакомить студентов с основными теоретическими положениями современной морфемики, словообразования и морфологии, а также сформировать у них навыки морфемного, словообразовательного и морфологического анализа.

В учебно-методический комплекс вошли рабочие программы дисциплины для специальности «Журналистика», бакалавриата «Журналистика» очной и очно-заочной формы обучения; вопросы и задания к семинарским и практическим занятиям; задания для самостоятельных и контрольных работ, в том числе тесты; теоретический материал для самостоятельного изучения отдельных тем; вопросы к экзамену и образцы экзаменационных билетов; хрестоматия, а также списки учебной и научной литературы, которую необходимо освоить в курсе морфемики, словообразования и морфологии.

Жирным шрифтом в пособии выделены наименования научных статей и разделов учебных пособий, обязательных для изучения.

Знаком * отмечены темы, теоретический материал которых предлагается для самостоятельного изучения.

Большая часть использованных в методическом пособии упражнений принадлежит авторам пособия, некоторые упражнения взяты из следующих сборников:

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2008.

Иникина А.Б., Каламова Н.А., Калинина И.К. Современный русский язык. Контрольные упражнения по морфологии. - М., 1980.
Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н., Кононова В.И. и др. Практикум по современному русскому языку: Морфология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2011.

Сборник упражнений по морфологии русского языка. - М., 1988.

Современный русский язык. Сборник упражнений. - М.: Высшая школа, 1990.

Особую благодарность авторы выражают доценту кафедры русского языка ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Г.А. Бобровой за переданные знания и опыт.

Оглавление


Предисловие 3

Оглавление 4

Рабочая программа дисциплины 5

«Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология» 5

Боброва Г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989. 9

Раздел I. Морфемика и словообразование 12

Занятие 1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем. 12

Основа слова и словоформы 12

Теоретические сведения 12

Занятие 2. Трудные случаи членения слова. 17

Морфемный анализ слова. 17

Синонимия и омонимия морфем. 17

Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем 17

Литература 17

Теоретические сведения 17

Вопросы 17

Задания 17

Занятие 3. Членимость и производность основ 19

Литература 19

Основная 19

Дополнительная 19

Теоретические сведения 19

Вопросы 21

Задания 21

Самостоятельная работа № 1 22

Морфемный анализ слов 22

Занятие 4. Способы словообразования в современном русском языке* 23

Литература 23

Теоретические сведения 23

Вопросы 24

Задания 24

Самостоятельная работа № 2 26

Словообразовательный анализ слов 26

Занятие 5. Единицы словообразовательной системы и структуры. Словообразовательный тип* 26

Литература 26

Теоретические сведения 26

Вопросы 27

Задания 28

Занятие 6. Особенности современного словопроизводства. Неузуальное словообразование (потенциальные слова и окказионализмы)* 28

Литература 28

Теоретические сведения 28

Причины появления неологизмов: 28

Вопросы и темы для рефератов 30

Задания 31

Занятие 7. Морфонологические особенности словообразования* 32

Литература 32

Теоретические сведения 32

Вопросы 33

Задания 33

Итоговая контрольная работа по словообразованию 33

Задания 33

Задание 1. Сделайте по плану (см. Приложение 2) словообразовательный анализ подчёркнутых производных слов. Отметьте, если есть, случаи множественной мотивации. 33

Задание 2. Постройте словообразовательные цепочки для слов, выделенных жирным шрифтом. 33

Приложения к Разделу I «Морфемика и словообразование» 33

План морфемного анализа слов 34

План словообразовательного анализа слов 35

Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфемике и словообразованию 36

Избранные научные статьи по морфемике и словообразованию 37

Раздел II. Морфология 54

Занятие 1. Введение в морфологию. 54

Система частей речи в русском языке 54

Литература 54

Введение в морфологию 54

Теоретические сведения 54

Вопросы 55

Задания 56

Система частей речи в русском языке 56

Вопросы 56

Занятие 2. Имя существительное: общая характеристика. Лексико-грамматические разряды имён существительных 57

Литература 57

Теоретические сведения 57

57

Лексико-грамматические разряды имён существительных (ЛГР). 57

Вопросы 58

Задания 58

Занятие 3. Категория рода имён существительных 60

Литература 60

Теоретические сведения 60

Вопросы 61

Задания 61

Контрольный тест № 1 62

Род имен существительных 62

(возможен 1,2 и более правильных ответов) 62

Занятие 4. Категория падежа имен существительных. Морфологический анализ имен существительных 63

Литература 63

Теоретические сведения 63

Второстепенные значения падежей: им. п. – объектное (Дом строится рабочими); определительное (дом-новостройка, то есть когда им. п. выступает в функции приложения); обстоятельственное реализуется, например, в жанре письма, документа при указании даты, места, обращения к получателю письма; род. п. – субъектное в приимённых словосочетаниях (доклад председателя, приезд писателя, встреча артиста); обстоятельственное (стоять у колодца, броситься с обрыва, прыгать от радости); определительное (крыша дома, портфель отца); дат. п. – субъектное (отцу нездоровится); обстоятельственное при глаголах движения (идти к реке); вин. п. – субъектное (больного знобит, руку больно – безличные конструкции); обстоятельственное – временное (ждать год, всю жизнь), места (идти в огород); тв. п. – субъектное в страдательных оборотах (пьеса исполняется музыкантами); определительное (усы колечком, кепка блином); предлож. п. – объектное ограничено внешним контекстом при глаголах речи, мысли, чувства. 63

Вопрос о количестве падежей. 63

Средства выражения падежных значений. 64

1) Формальные показатели: А) рука ударила – руку ударила – нет омонимии флексий, следовательно, падеж определяется по самой форме имени. Если есть омонимия флексий, то падеж определяется по окончанию зависимого слова, например, письмо военного атташе – письмо военному атташе (синтагматическое средство выражения падежа); Б) предлоги: без – род. п.; через – вин. п.; перед – творит. п.; В) ударение, чередование: берега – берега; клок – клочья. 64

2) Синтаксические показатели. 64

Типы склонения существительных. 64

Вопросы 64

Задания 64

Контрольная работа по теме 65

«Имя существительное» 65

Варианты контрольных заданий 65

Занятие 5-6 66

Имя прилагательное* 66

Литература 66

Вопросы 66

Задания 66

Занятие 7-8 68

Местоимение как часть речи* 68

Литература 68

Вопросы 68

Задания 68

Занятие 9 70

Категория состояния как часть речи 70

Литература 70

Теоретические сведения 70

Вопросы 71

Задания 71

Занятие 10 72

Глагол: объём и границы глагольной лексемы. Категория вида. Способ глагольного действия. Класс и тип спряжения глагола. Образование форм глагола. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы 72

Литература 72

Теоретические сведения 72

Значение форм, составляющих глагольную лексему. 72

Формы наклонений (личные формы) обозначают: отношение действий к носителю, который либо предполагается (пишу, пишешь), либо исключается (вечереет, дует, смеркается – безличные глаголы); отношение действий к объективной действительности (изъявительным наклонением выражается реальное действие, сослагательным и повелительным – нереальное). 72

Разнообразие синтаксических функций глагола. 72

Личные формы выполняют функцию предиката (сказуемого); причастие выполняет атрибутивную функцию (функция определения или именной части сказуемого);деепричастия – атрибутивная функция (обстоятельство); инфинитив может выполнять любую синтаксическую функцию. 72

Категория вида. 73

Вопросы 74

Задания 74

Занятие 11 76

Категория залога. Категория времени. 76

Морфологический разбор спрягаемых форм глагола 76

Литература 76

Теоретические сведения 76

Категория времени глагола. 77

Переносное употребление времен. Наблюдается расхождение между временны'м значением глагольной формы и темпоральностью контекста. Контекст вступает в противоречие с грамматическим значением формы времени. Так бывает, например, когда контекст говорит о прошлом (Вчера вечером…), а употребляется форма настоящего времени (поднимаюсь я по лестнице…). 78

Вопросы 78

Задания 78

Приложения к Разделу II «Морфология» 78

Планы и образцы морфологического разбора частей речи 78

I. Имя существительное 78

План морфологического разбора 78

II. Имя прилагательное 79

План морфологического разбора 79

III. Имя числительное 80

План морфологического разбора 80

IV. Местоимение 81

План морфологического разбора 81

V. Категория состояния 82

План морфологического разбора 82

VI. Глагол 82

План морфологического разбора инфинитива 82

План морфологического разбора 82

спрягаемых форм глагола 82

Образец морфологического разбора 82

спрягаемых форм глагола 82

План морфологического разбора причастия 82

План морфологического разбора деепричастия 83

VII. Наречие 84

План морфологического разбора 84

VIII. Служебные части речи 85

Предлог 85

План морфологического разбора 85

Союз 85

План морфологического разбора 85

Частица 85

План морфологического разбора 85

Приложение 2 86

Вопросы к промежуточной аттестации (экзамену) по морфологии 86

Избранные научные статьи по морфологии 88


Рабочая программа дисциплины

«Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»

цикл ФГОС ВПО Б3 часть обязательная

к следующей образовательной программе

по направлению подготовки бакалавра


Направление подготовки

Шифр направления подготовки

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

Журналистика

031300.62

очная




  1. Цели освоения дисциплины




  • получение теоретических знаний о системной организации языка на морфемном, словообразовательном, морфологическом уровнях и формирование практических умений и навыков в области морфемики, словообразования и морфологии;




  • получение теоретических знаний о морфемной, словообразовательной и морфологической специфике современного русского языка и формирование соответствующих практических умений и навыков;




  • формирование практических навыков и умений, связанных с грамматическими нормами современного литературного языка, с грамматическим анализом устной и письменной речи;




  • создание лингвистической теоретико-методологической базы для усвоения разделов современного русского языка, изучение которых следует после освоения соответствующего раздела («Синтаксис»), а также для усвоения профилирующих дисциплин направления подготовки «Журналистика» — стилистики, языка СМИ, литературного редактирования.




  1. Место курса в структуре ООП вуза

Разделы современного русского языка, изучаемые в соответствующем курсе, коррелируют с научно обоснованным выделением языковых уровней. Поэтому освоение морфемики, словообразования и морфологии современного русского языка происходит после курсов фонетики и лексикологии, в третьем семестре. Целесообразно сделать это место дисциплины фиксированным, поскольку именно курсом морфологии открывается изучение грамматики современного русского языка, завершающееся изучением синтаксиса современного русского языка. Для изучения курса морфемики, словообразования и морфологии студентам необходимо, во-первых, знание разделов «Словообразование» и «Морфология» дисциплины «Русский язык» в объеме программы средней общеобразовательной школы, во-вторых, усвоение разделов «Язык как система», «Словообразовательный уровень языковой системы», «Морфологический уровень языковой системы», которые входят в программу дисциплины «Введение в языкознание», в-третьих, усвоение предшествующих разделов дисциплины «Современный русский язык» - «Фонетика» и «Лексикология».


  1. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы, 97 часов.

Раздел дисциплины, содержание

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Всего

в том числе

Всего

в том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Другие виды занятий




Курсовая работа

Индивидуальные задания

Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к экзамену

Современный русский язык.

Словообразование и морфология

44

12

32







52, в т.ч.

СРСЭ

- 32,

СРС – 20

20




10

42

Основные понятия морфемики и словообразования. Классификация морфем.

4

2

2







2







2

Членимость и производность основ.

4

2

2







2







2

Морфонологические особенности словообразования.

2




2







1







1

Словообразователь-ное значение. Словообразователь-ная мотивация. Словообразователь-ный тип. Словообразователь-ная модель.

2

2




2

2







6





2


4

Способы словообразования.

2




2







3







3

Словообразователь-ная система. Единицы словообразовательной системы.

2




2







3




1

2

Стилистическое словообразование. Креативная грамматика: словообразователь-ные ресурсы языка.
















3







3

Введение в морфологию. Система частей речи русского языка.

4

2

2







1







1

Имя существительное.

4

2

2







3




1

2

Имя прилагательное.

2




2







4




1

3

Местоимение как особый семантический класс слов.

2




2







3




1

2

Имя числительное как часть речи.

2




2







3




1

2

Глагол как часть речи.

4

2

2







3







3

Наречие как часть речи.

2




2







2




1

1

Категория состояния.

4

2

2







2







2

Служебные части речи в русском языке.

2




2







3







3

Динамические процессы в грамматической системе русского языка: словообразование и морфология.
















4




1

3

Креативная грамматика: экспрессивные возможности грамматических средств.
















4




1

3


Формы промежуточного контроля - экзамен.


  1. Содержание дисциплины

Темы лекционных занятий

1. Основные понятия морфемики: морф и морфема, алломорфы и варианты. Классификация морфем. Основания для классификации (по характеру значения, по функции в слове, по месту в слове). Корневые и аффиксальные морфемы. Словообразовательные и формообразующие аффиксы. Их сходство с флексиями и различия. Тематические глагольные гласные. Продуктивность и регулярность морфем. Аффиксоиды. Уникальные морфемы: унификсы и унирадиксоиды.

2. Понятие членимости. Степени членимости (классификации М.В. Панова и Н. А. Янко-Триницкой).

3. Понятие производности. Признаки производного слова по Г.О. Винокуру и Е.А. Земской. Словообразовательная структура слова в сравнении с морфемной. Типы формально-смысловых отношений между производящей и производной основой. Соотношение понятий производности и членимости (точки зрения Г.О. Винокура и Е. А. Земской).

4. Понятие словообразовательной мотивации. Виды мотиваций. Классификация способов словообразования (аффиксальные и неаффиксальные способы словообразования, субстантивация). Понятие о словообразовательном типе. Классификация словообразовательных типов на основе идей Е. Куриловича и М. Докулила. Лексическая и синтаксическая деривация. Модификационные и мутационные лексические дериваты. Транспозиционные и нетранспозиционные типы. Словообразовательная модель как морфонологическая разновидность типа.

5. Морфология как раздел языкознания. Слово как объект изучения в лексике и морфологии. Понятие о грамматическом значении в сравнении с лексическим. Грамматическая форма и грамматическое средство. Способы выражения грамматических значений в русском языке. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий (по И.Г. Милославскому). Грамматическая парадигма. Современное учение о частях речи в русском языкознании. Принципы выделения частей речи в русском языке. Учение о частях речи Л.В. Щербы. Классификация частей речи В.В. Виноградова. Оппозиции в частеречной системе. Современные тенденции в распределении слов по частям речи в русском языке.

6. Имя существительное как часть речи (общая характеристика). Субстантивация и ее грамматические проявления. Лексико-грамматические разряды существительных (собственные и нарицательные, конкретно-предметные и собирательные, конкретно-вещественные и единичные, абстрактные). Категория одушевленности/неодушевленности. Несоответствие грамматического и семантического наполнения этой категории. Существительные вне категории одушевленности/неодушевленности. Случаи колебания в рамках данной категории. Категория рода имен существительных (общая характеристика). Семантический и формальный род. Родовая принадлежность слов типа профессор и невежда. Морфологические показатели рода. Языковые средства выражения рода. Современное состояние грамматической категории рода (по В.Н. Шапошникову). Семантика и грамматика категории числа. Счетные и несчетные существительные. Расхождения между грамматическим числом и реальным количеством. Средства выражения категории числа в русском языке. Современные изменения в грамматической категории числа (по В.Н. Шапошникову). Существительные pluralia и singularia tantum. Категория падежа имен существительных. Основные и второстепенные значения падежей. Способы выражения падежа. Вопрос о числе падежей. Приемы определения падежей (по В.А. Ивановой). Тенденции к ослаблению падежных функций. Основные и периферийные типы склонения существительных.

7. Категория состояния (семантика, морфологические признаки, синтаксическая функция). Объем части речи (Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Общее и различное с наречиями и прилагательными. Разряды категории состояния по значению и образованию.

8. Глагол. Вопрос об объеме и границах глагольной лексемы. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Класс и тип спряжения глагола. Вид глагола. Семантика видов. Видовая пара (способы образования). Одновидовые и двувидовые глаголы. Соотношение вида и времени, вида и залога. Употребление видовых форм в контексте. Тип грамматической категории вида: словоизменение или словообразование? Видообразование в системе внутриглагольного словообразования. Основные способы глагольного действия и средства их выражения. СГД и вид. Категория залога (семантическая и морфологическая характеристика). Однозалоговые и двузалоговые формы (по Л.Л. Буланину). Стилистическое употребление залоговых форм. Залог и переходность. Залог и возвратность. Залог и вид. Возвратность. Постфикс –ся/сь в глагольной словоформе. Переходность/непереходность глаголов. Категория времени у спрягаемых форм глагола. Языковое и контекстуальное значение форм времени. Прямое и переносное употребление форм времени. Время и наклонение. Наклонение, лицо, род, число глагола. Образование и значение форм наклонения и лица. Прямые и переносные употребления форм наклонения и лица. Безличные глаголы. Причастие как особая глагольная форма. Грамматические категории глагола и прилагательного у причастия. Разряды причастий. Образование причастий. Деепричастие как особая глагольная форма. Грамматические категории деепричастия. Образование и употребление деепричастий.
Темы практических занятий

1. Введение в морфемику. Виды и статус морфем.

2. Трудные случаи членения слова. Морфемный анализ слова. Синонимия и омонимия морфем. Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем.

3. Членимость и производность.

4. Способы словообразования.

5. Единицы словообразовательной системы и структуры.

6. Введение в морфологию. Система частей речи в русском языке.

7. Лексико-грамматические разряды существительных.

8. Категория рода имен существительных.

8. Категория падежа имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

9. Имя прилагательное (значение, морфологические и синтаксические признаки). Лексико-грамматические разряды прилагательных. Морфологические, семантические и словообразовательные особенности качественных прилагательных. Характеристика относительных и притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Прилагательные в полной и краткой форме, их значение, морфологические особенности и синтаксические функции, стилистическое употребление. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Стилистические особенности употребления. Типы склонения прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи.

10. Местоимение как особый семантический класс слов. Основные функции местоимений. Прономинализация. Разряды местоимений (семантические и грамматические особенности). Стилистическое употребление местоимений.

11. Имя числительное: семантика, грамматика, структура. Особенности склонения числительных разных разрядов. Тип связи числительных и существительных. Современные тенденции в употреблении числительных (по В.Н. Шапошникову).

12. Класс и тип спряжения глагола. Образование форм глагола. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Категория залога. Морфологический разбор спрягаемых форм глагола.

13. Наречие как часть речи (значение, морфологические и синтаксические признаки). Семантические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

14. Служебные части речи в русском языке. Система служебных слов в статье Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». Служебные слова и самостоятельные части речи. Модальные слова и частицы. Разряды. Междометия. Состав и функции.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Основной формой промежуточного контроля является экзамен (третий семестр).

Формами текущего контроля являются домашние задания, самостоятельные практические задания и контрольные работы, самостоятельные тренировочные и контрольные тесты.

Требования к выполнению домашних заданий: изучая справочные материалы и научную литературу, указанную в списке, а также конспектируя предлагаемую для самостоятельного изучения научную литературу и подготавливая устные сообщения, студенты усваивают общую проблематику курса; вырабатывают практические навыки грамматического анализа текста и выявления различных грамматических процессов, происходящих в современном русском языке, в том числе в публицистическом и художественном тексте.

Требования к выполнению самостоятельных работ и контрольных тестов: самостоятельная работа предполагает знакомство со справочными материалами, рекомендованной литературой, ее осмысление и конспектирование, а также выполнение различных индивидуальных заданий, сформулированных преподавателем.

Требования к выполнению контрольных работ и контрольных тестов: контрольная работа и/или контрольный тест должны обнаружить достаточный уровень усвоения материала.

Темы домашних, самостоятельных и контрольных работ

1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):

1.1. Конспектирование научной литературы.

1.2. Подготовка докладов и устных сообщений по теоретическому материалу.

1.3. Систематизация теоретических сведений и подготовка ответов на теоретические вопросы.

1.4. Выполнение письменных тренировочных упражнений, творческих заданий, тренировочных и контрольных тестов по темам занятий.

1.5. Подготовка к терминологическим диктантам и блиц-опросам по изученным темам.

2. Самостоятельные работы:

2.1. Самостоятельная работа по теме «Морфемный анализ слова».

2.2. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного».

2.3. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

2.4. Самостоятельная работа по теме «Местоимение как часть речи».

2.5. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор причастия и деепричастия».

2.6. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор спрягаемых форм глагола».

2.7. Самостоятельное освоение теоретических вопросов по темам «Морфонологические особенности словообразования», «Способы словообразования», «Словообразовательная система. Единицы словообразовательной системы», «Стилистическое словообразовательное. Креативная грамматика: словообразовательные ресурсы языка», «Имя прилагательное», «Местоимение как особый семантический класс слов», «Имя числительное как часть речи», «Наречие как часть речи», «Служебные части речи в русском языке», «Динамические процессы в грамматической системе русского языка: словообразование и морфология», «Креативная грамматика: экспрессивные возможности грамматических средств», не вынесенных на лекции.

2.8. Самостоятельное выполнение тренировочных тестов по темам «Род имен существительных», «Имя прилагательное», «Местоимение как часть речи», «Имя числительное как часть речи».
3. Контрольные работы и контрольные тесты:

3.1. Итоговая контрольная работа по разделу «Словообразование современного русского языка».

3.2. Контрольная работа по теме «Имя существительное».

3.3. Контрольная работа по теме «Глагол».

3.4. Контрольные тесты по темам «Род и число имен существительных», «Имя прилагательное».
Требования к разным формам контроля:

Текущий контроль:

- домашние задания: от студента требуется в течение семестра письменное выполнение домашних заданий в полном объеме, с привлечением рекомендуемой основной и дополнительной литературы, лекционного и справочного материала, конспектирование рекомендованной научной литературы.

- самостоятельные работы: самостоятельные работы разного вида (собственно самостоятельные, тестовые) оцениваются по шкале «зачтено/не зачтено», кроме самостоятельной работы по теме «Морфемный анализ слова», которая оценивается по пятибалльной системе исходя из количества и качества ошибок, допущенных студентом; оценка «зачтено» за самостоятельные работы ставится в том случае, если студент сдал самостоятельную работу в установленные сроки и справился приблизительно с 2/3 заданий, однако, поскольку ошибки при грамматическом анализе слов могут быть разного уровня и разной степени сложности, преподаватель оставляет за собой право индивидуально подходить к каждой работе и учитывать множество факторов при оценивании самостоятельной работы студентов.

- контрольные работы: контрольные работы должны быть сданы в установленные сроки; оцениваются по пятибалльной системе; оценка «удовлетворительно» выставляется при правильном выполнении ½ заданий; оценки «хорошо» и «отлично» дифференцируются исходя из количества имеющихся в работе недочетов и их характера.
Промежуточный контроль:

Экзамен по дисциплине «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология» состоит из двух частей: устный ответ на теоретический вопрос и выполнение письменной экзаменационной работы, состоящей из четырех заданий, охватывающих всех изученные разделы по курсу и объективно отражающих уровень полученных студентами теоретических и практических навыков, а также необходимых компетенций в рамках пройденной дисциплины.

Итоговая экзаменационная оценка складывается из суммы баллов, полученных за обе части экзаменационных заданий. Исходя из особенностей изученного курса приоритетная роль в выставлении итоговой оценки отводится заданиям практического характера.
Критерии экзаменационной оценки по курсу

Оценка «отлично» ставится, если студент:

  • продемонстрировал полное усвоение теоретических сведений по данному разделу курса «Современный русский язык»;

  • знает основные понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

  • не только ознакомлен с отечественными лингвистическими традициями и основными достижениями современной русистики, но и выражает собственное мнение относительно неоднозначно трактуемых в науке вопросов;

  • прочно владеет навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц;

  • демонстрирует творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций их развития.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

  • получил представление об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах, о функциональном назначении единиц изучаемых уровней языка;

  • знает основные понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

  • владеет базовыми навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

  • получил представление об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах;

  • знает некоторые понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

  • владеет некоторыми навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

  • не имеет представления об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах, о функциональном назначении единиц изучаемых уровней языка;

  • не знает основных понятий и терминов современного словообразования, морфемики и морфологии;

  • не владеет навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

  1. Учебно-методическое обеспечение

Литература

Основная
Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2005 (или более раннее издание).

Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Морфология: Методические рекомендации к выполнению практических заданий (для студентов 2 курса отделения журналистики, очная форма обучения). - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004.

Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. - Тверь, 2002 (или более раннее издание)..

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989.

Дополнительная

Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976.

Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1986.

Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М., 1984. Глава 4 «Стилистическое словообразование в речи». - С.156-178.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. - М., 1991.

Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект. - М.: Наука, 1990.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. - М., 1981. - С. 5-20.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.

Потиха З.А. Современное русское словообразование. - М., 1970.

Рацибурская Л. В. Уникальные морфемы в современном русском языке: Учеб. пособие. - Нижегор. гос. пед. ун-т. — М.: Прометей, 1998. −166 с. 

Ремчукова Е. Н. Речетворчество в грамматике // Материалы Международного конгресса «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г.). - М., 2001. - С. 173.

Ремчукова Е. Н. Способы преодоления грамматического стандарта в разных типах русской речи // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. трудов / отв. ред. М. П. Котюрова. - Пермь: Перм. ун-т, 2002. - С. 92-111.

Ремчукова Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: уч. пособие. - М.: Флинта, 2004.

Ремчукова Е.Н. Креативный потенциал русской грамматики: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика современного русского языка. - М., 1977.

Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982.

Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). - М., 1996. Гл. 6, 8, 11, 12.

Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М., 2002. Гл. 3 «Морфология». С. 61 – 93.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. - М., 1977.

Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языке. - М., 1957.

Янко-Триницкая Н.А. Членимость основы русского слова // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. - 1968. - Вып.6.

Словари и справочники

Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. - М., 1986.

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

Потиха З. А. Строение русского слова. - М., 1981.

Потиха З. А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1987.

Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка. — М.: Флинта: Наука, 2009.

Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. - М.,1997.

Тихонов Н. А. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. - М., 1990.

Тихонов Н. А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1978 (или другое издание).


  1. Методические рекомендации для преподавателя

Освоение курса морфемики, словообразования и морфологии может вызвать серьезные затруднения у студентов по нескольким взаимообусловленным причинам, таким как недостаточный объем базовых знаний по этому разделу современного русского языка у выпускников средней образовательной школы, в том числе отсутствие необходимых навыков морфемного, словообразовательного и морфологического анализа; объективная сложность как теоретического курса морфемики, словообразования и морфологии, так и практических навыков грамматического анализа в целом.

Эффективными способами учебной деятельности при изучении дисциплины «Морфемика. Словообразование. Морфология» являются сочетание традиционных методов и методик преподавания лингвистических дисциплин с инновационными, направленными на повышения уровня практической значимости изучения дисциплины, что необходимо в условиях обучения будущего редактора или журналиста-практика: лекционный материал обязательно должен содержать анализ современной публицистической речи; на практических занятиях следует уделять больше внимания творческим заданиям, связанным с радио- и телевизионными текстами СМИ.

Могут быть рекомендованы, кроме данного, следующие учебно-методические пособия, разработанные преподавателями университета и направленные на более эффективное освоение данной учебной дисциплины:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
написать администратору сайта