Главная страница
Навигация по странице:

  • Борев, Ю.Б. Эстетика

  • От автора................................................................................................................................................. 11

  • I. Предмет и задачи эстетики ...........................................................................................................................................12

  • II. Проблемное поле эстетики ..........................................................................................................................................17

  • Эстетическое отношение к действительности................................................................................. 20

  • II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики ...........................................................................23

  • III. Прекрасное — коренная категория эстетики.........................................................................................................27

  • IV. Другие эстетические категории.................................................................................................................................37

  • Борев Ю.Б. - Эстетика. Учебник. Учебника по курсу Эстетика


    Скачать 4.37 Mb.
    НазваниеУчебника по курсу Эстетика
    АнкорБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер4.37 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБорев Ю.Б. - Эстетика. Учебник.pdf
    ТипУчебник
    #5237
    страница1 из 73
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73

    Юрий Борев
    Эстетика
    Рекомендовано
    Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской
    Федерации в качестве учебника по курсу «Эстетика» для студентов высших учебных заведений
    Москва «Высшая школа» 2002
    УДК 7.01
    БК 87.8
    Б82
    Рецензенты:
    действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор
    В.В. Ванслов;
    доктор филологических наук, профессор
    ИЛ. Ильин
    (ГИТИС);
    доктор философских наук
    Г.В. Гриненко
    (Всероссийская Академия внешней торговли);
    кандидат философских наук, доцент
    Н.Ф. Рахманкулова
    (Московский государственный университет им. М.В.
    Ломоносова)
    Б82
    Борев, Ю.Б.
    Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.
    ISBN 5-06-004105-0
    В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики.
    Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По- новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.
    Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.
    УДК 7.01 ББК 87.8
    ISBN 5-06-004105-0
    О ГУЛ «Издательство «Высшая школа», 2002
    Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование

    (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
    Оглавление ................................................................................................................................................................................................8
    От автора................................................................................................................................................. 11
    Эстетика как наука ............................................................................................................................... 12
    I. Предмет и задачи эстетики ...........................................................................................................................................12
    1. Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира).............................................................................................................12 2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике)..............................................................................13 3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству). .......................................................14 4. Наука — это система (системность эстетических знаний)..............................................................................................................14
    Главные особенности научной системы:......................................................................................................................................................................14 1. Информативная насыщенность .......................................................................................................................14 2. Теоретичность...................................................................................................................................................14 3. Соподчиненность..............................................................................................................................................14 4. Иерархичность ..................................................................................................................................................14 5. Упорядоченность..............................................................................................................................................14 6. Единство (монизм) ...........................................................................................................................................15 7. Минимальная достаточность...........................................................................................................................15 8. Принципиальная разомкнутость .....................................................................................................................15 9. Независимость ..................................................................................................................................................15 5. Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического) ...................................................................15
    II. Проблемное поле эстетики ..........................................................................................................................................17
    1. Эстетика действительности................................................................................................................................................................17 1. Эстетика действительности .............................................................................................................................17 2. Эстетика искусства...........................................................................................................................................17 3. Теоретико-информативная эстетика..................................................................................................................................................17 4. Рецептивная эстетика..........................................................................................................................................................................18
    Главные идеи рецептивной эстетики..................................................................................................................18 5. Техническая (индустриальная) эстетика...........................................................................................................................................18
    Основные принципы технической эстетики: .....................................................................................................19 6. Практическая эстетика .......................................................................................................................................................................19
    Эстетическое отношение к действительности................................................................................. 20
    I. Эстетическая деятельность. Общечеловеческие аспекты освоения мира...........................................................20
    1. Многообразие форм эстетической деятельности .............................................................................................................................20 2. Соотношение эстетической и художественной деятельности. .......................................................................................................20
    А). Некоторые ошибочно отождествляют эстетическое и художественное ...................................................20
    В). эстетическая деятельность шире художественной - М. Каган ...................................................................20
    Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности ............................................21
    Дизайн....................................................................................................................................................................22 4. Терминологический аппарат эстетической деятельности. ..............................................................................................................23
    Эстетическое восприятие.....................................................................................................................................23
    Эстетическое представление ...............................................................................................................................23
    Эстетическое впечатление ...................................................................................................................................23
    Эстетический вкус................................................................................................................................................23
    Эстетический идеал..............................................................................................................................................23
    Художественная культура общества ..................................................................................................................23
    Эстетическая культура общества ........................................................................................................................23
    II. Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики ...........................................................................23
    1. Теоретическая модель эстетического................................................................................................................................................23 1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая): ...........................................24
    II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): .........24
    III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая):.........................................................24
    IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): .........................................................24
    V. модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое............................................................25
    Прекрасное ............................................................................................................................................................25 2. Эстетическое как ценность.................................................................................................................................................................25 3. Системообразующее значение эстетического. .................................................................................................................................26
    III. Прекрасное — коренная категория эстетики.........................................................................................................27
    1. Прекрасное в истории эстетики. ........................................................................................................................................................27
    Древние египтяне..................................................................................................................................................27
    Натурфилософы....................................................................................................................................................27
    Пифагорейцы ........................................................................................................................................................27
    Атомисты Левкипп и Демокрит ..........................................................................................................................28
    Досократики говорили о красоте, как о качестве мира. Сократ (V в. до н.э.).................................................29

    Платон (ок. 428—347 до н.э.) в диалоге «Пир» .................................................................................................30
    Аристотель (384—322 до н.э.), в отличие от Платона, .....................................................................................30
    Плотин (204—270) оспаривал точку зрения, .....................................................................................................31
    В Средние века......................................................................................................................................................31
    Гуманисты Возрождения .....................................................................................................................................31
    Эстетика классицизма (ее каноническое выражение дал Буало) .....................................................................32
    Эстетика французских просветителей (XVIII в.)...............................................................................................32
    И. Кант (1724-1804) ..............................................................................................................................................32
    Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал: красота — это свобода.............................................................................33
    Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) видел в прекрасном один из этапов общемирового движения духа ...................33
    Н.Г. Чернышевский (1828-1889) в отличие от Гегеля считает.........................................................................33
    К. Маркс (1818-1883) подчеркнул общественные, трудовые истоки прекрасного: .......................................34
    Западноевропейская эстетика конца XIX-XX вв. ..............................................................................................34 2. Прекрасное и полезное. ......................................................................................................................................................................34 3. Прекрасное и симметрия ....................................................................................................................................................................35 4. Прекрасное и деятельность человека. ...............................................................................................................................................35 5. Мера. ....................................................................................................................................................................................................36 6. Прекрасное в природе.........................................................................................................................................................................36 7. Прекрасное в обществе.......................................................................................................................................................................37 8. Прекрасное в искусстве. .....................................................................................................................................................................37
    IV. Другие эстетические категории.................................................................................................................................37
    1. Возвышенное.......................................................................................................................................................................................37
    Возвышенное в
    ИСТОРИИ эстетической мысли ..................................................................................................37
    Псевдо-Лонгин......................................................................................................................................................38
    Эпоха Средневековья ...........................................................................................................................................38
    Высокий Ренессанс...............................................................................................................................................38
    Природа возвышенного........................................................................................................................................39
    Возвышенное в обществе.....................................................................................................................................40
    Возвышенное в искусстве....................................................................................................................................40
    В Средние века......................................................................................................................................................40
    Эпоха Возрождения..............................................................................................................................................40
    В искусстве Нового времени ...............................................................................................................................41 2. Трагическое. ........................................................................................................................................................................................42
    Трагическое в истории эстетики .............................................................................................................................42
    Платон ...................................................................................................................................................................42
    Аристотель ............................................................................................................................................................42
    Эстетика просветителей (Дидро, Лессинг).........................................................................................................42
    Кант........................................................................................................................................................................43
    Значимость категории трагическое для понимания современности................................................................43
    Трагедия — невосполнимая утрата и утверждение бессмертия. .....................................................................43
    Общефилософские аспекты трагического..........................................................................................................44
    Трагическое в искусстве. .....................................................................................................................................45
    В Средние века......................................................................................................................................................46
    На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается Данте.......................................................................46
    Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. .......................................46
    В эпоху классицизма ............................................................................................................................................48
    Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен) ...............................................................................48
    Критический реализм раскрыл трагический разлад личности и общества. ....................................................48
    Трагическое и философия революционного насилия. ......................................................................................49
    В свете этих рассуждений искусство социалистического реализма................................................................50 3. Комическое. Концепции комического в истории эстетики. .........................................................................52
    Платон ...................................................................................................................................................................53
    В Средние века......................................................................................................................................................53
    Эстетика классицизма ..........................................................................................................................................53
    Эстетика Просвещения ........................................................................................................................................53
    Школа йенских романтиков, ...............................................................................................................................54
    Комическое — социокультурная реальность.....................................................................................................54
    Комизм как критика .............................................................................................................................................55
    Демократизм смеха...............................................................................................................................................55
    Активность восприятия комизма ........................................................................................................................56
    Комическое как противоречие ............................................................................................................................56
    Неожиданность в комическом.............................................................................................................................57
    Чувство юмора и остроумие ................................................................................................................................58

    Разрушающее и созидающее в смехе..................................................................................................................58
    Типы и оттенки комизма. Мера смеха................................................................................................................58
    Карнавальный смех ..............................................................................................................................................59
    Ирония ...................................................................................................................................................................59
    Сарказм..................................................................................................................................................................59
    Мера смеха ............................................................................................................................................................59
    Комическое как утверждение радости бытия ........................................................................................................60
    Историзм комедийного анализа жизни. .............................................................................................................60
    Римские сатурналии .............................................................................................................................................61
    В Средние века......................................................................................................................................................61
    Эпоха Возрождения..............................................................................................................................................61
    В эпоху Возрождения...........................................................................................................................................62
    В эпоху классицизма ............................................................................................................................................62
    Сатира эпохи Просвещения.................................................................................................................................62
    Романтизм .............................................................................................................................................................62
    Сатира искусства социалистического реализма ................................................................................................62
    Модернизм ............................................................................................................................................................63 4. Безобразное..........................................................................................................................................................................................63 5. Низменное............................................................................................................................................................................................63 6. Ужасное. ..............................................................................................................................................................................................64 7. Хаос и гармония. .................................................................................................................................................................................65 8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. .......................................................................................................65 9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. ......................................................................................................66
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73
    написать администратору сайта