Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Социология
Политология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Строительство
Механика
Начальные классы
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Классному руководителю
Другое
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Социальному педагогу
Логопедия
Обществознание

Хрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2. Учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения


Скачать 20.88 Mb.
НазваниеУчебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения
АнкорХрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2.doc
Дата22.09.2018
Размер20.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХрестоматия. Петухов. Том 3. Книга 2.doc
ТипУчебник
#24954
страница3 из 53
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

18

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Рис. 1. Проверка закона Вебера на взвешивании грузов. Испыту­емый последовательно поднимал грузы одной рукой. Sопределя­лось методом констант по средне­му квадратическому отклонению (см. текст). Суть в том, что дробь Вебера оказывается постоянной для большинства использованных стимулов, но возрастает при при­ближении к абсолютному порогу (закон Вебера становится несосто­ятелен). На рисунке представле­ны данные двух испытуемых

строго линейной функцией от S. При низких значениях стимула эта ве­личина оказывает существенное влияние, но ее значимость падает по мере увеличения S и при больших значениях Sвеличиной о можно пре­небречь, поскольку она не оказывает заметного влияния на данные. По­стоянную а можно рассматривать как значение Sна абсолютном пороге или как величину «сенсорного шума». Это понятие представляет боль­шой интерес с точки зрения современной теории обнаружения <...>. Сенсорный шум всегда имеет место и добавляется к величине стимула, предъявляемого экспериментатором. Экман1 показал, как алгебраически вычислить постоянную а и если принять эту постоянную в качестве еди­ницы, то «с общих теоретических позиций можно интерпретировать как абсолютную и разностную чувствительность, так и соотношение между величиной стимула и субъективной величиной»2. Это скорее теория, чем факт; тем не менее новая форма закона Вебера, по-видимому, достовер­но описывает данные о различении для всех сенсорных модальностей. Конечно, весьма желательны закономерные отношения. Поэтому даль­нейшая эмпирическая разработка этой проблемы может оказаться весь­ма плодотворной, в частности, в связи с нейрофизиологическими иссле­дованиями шума.

Закон Вебера утверждает, во-первых, относительность как прин­цип силы ощущения, согласно которому разностный порог возрастает с величиной раздражителя. Во-вторых, дробь Вебера S/Sвесьма различ­на для разных органов чувств и является важным показателем различи-

1 См.: Ekman G. Weber's law and related functions // J. of Psychol. 1958. 47. P. 343-352.

2См. там же. Р. 350.

Энген Т. Основные методы психофизики

19

тельной чувствительности. Дробь Вебера колеблется от 1/333 или 0,3% для высоты чистых тонов1, до 1/4 или 25% для интенсивности запаха2. Ее величина зависит также от психофизического метода и состояния адаптации испытуемого3. В табл. 2, приведенной выше, дробь Вебера равна 0,139. (Для этого примера использовалась немодифицированная дробь Вебера). В соответствии с законом Вебера для получения е. з. р. (разностного порога) необходимо изменить стандартный раздражитель на 13,9%. Поскольку для стандарта, равного, например, десяти (S10) Sдолжно быть равно 0,139x10,00 — 1,39, что составляет 13,9% от 10. Иначе говоря, проверка закона Вебера означает определение величины или разностного порога, или е. з. р. — все это разные названия одной и той же физической величины — для нескольких по меньшей мере зна­чений стандартного стимула, взятых в наиболее отдаленных по возмож­ности точках континуума стимулов. <...>

Чем меньше дробь Вебера, тем острее восприятие. Таким образом, зрение и слух — наиболее чувствительные сенсорные системы, а вкус и обоняние — наименее чувствительные; остальные органы чувств занима­ют промежуточное положение между ними. <...>

Метод установки

Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случа­ях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравни­вать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам ис­пытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проил­люстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Использованная в опыте установка показана на рис. 2. Линии име­ют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — ка­жется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от ап­парата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину

1 См.: Shower B.C., Buddulph R. Differential pitch sensitivity of the ear // J. Acoust.
Soc. Amer. 1931. 3. P. 275-287.

2 См.: Stone H. Behavioral aspects of absolute and differential olfactory sensivity //
Ann. of the № 4 Acad, of Sci. 1964. 2. P. 527-534.

3Cm.: McBarney D.H., Kasschau R.A„ Bogart L.M. The effect of adaptation on taste jnd's // Percept, and Psychophys. 1967. 2. P. 175-178.

20

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия



переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы опре­делить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной ли­нии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей дли­ны, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стан­дарта («От» или восходящая проба). Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следова­тельно, для подгонки необходимо движение к нему (проба «К» или нис­ходящая проба). Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» урав­новешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомле­ния. Для этого первые 15 проб делались восходящими, следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими. Планируя опыт с подгонками, нужно учитывать и другие факторы, значимость которых зависит от общности требуемых психофизических данных.

Результаты опыта приведены в табл. 3. Прежде всего определяет­ся, достоверна ли разница между стандартом (230,0 мм) и средней под­гонкой (177,2 мм). Стандарт постоянен и для того, чтобы проверить эту разницу при помощи i-теста, необходимо учитывать стандартную ошиб­ку одной только средней величины — средней подгонок, t, равное 29,3, при 59 степенях свободы показывает, что разница достоверна (р<0,01).

Энген Т. Основные методы психофизики

21

Таким же образом можно проверить влияние проб, направление движе­ния, ориентации линии и т.д. при помощи более сложного t-теста в за­висимости от количества потенциально значимых переменных и требо­ваний к степени общности результатов. Конечно, следует иметь в виду, что если сделано лишь несколько наблюдений, то невозможно очень точ-

Таблица 3

Определение точки субъективного равенства (TCP),

постоянной ошибки (КО) и переменной ошибки (ПО)

методом подгонки (подравнивания)*










Пробы













«От»

мм

«К»

мм

«К»

мм

«От»

мм

1

181

16

189

31

177

46

166

2

162

17

183

32

180

17

178

3

168

18

194

33

180

48

177

4

168

19

192

34

179

49

184

5

162

20

197

35

181

50

198

6

159

21

180

36

162

51

195

7

168

22

177

37

170

52

191

8

150

23

188

38

164

53

193

9

159

24

179

39

170

54

194

10

152

25

197

40

162

55

196

11

169

26

192

41

154

56

192

12

179

27

188

42

154

57

196

13

176

28

179

43

162

58

187

14

178

29

178

44

148

59

188

15

181

30

185

45

158

60

191

* Примечание. Данные получены во время лабораторных работ студентов и не опубликованы.



22

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

но определить степень выраженности иллюзии, хотя в принципе может быть достигнута любая степень точности для каждого испытуемого.

Разность между точкой субъективного равенства и установкой на­блюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой или ПО и варьирует по величине и направлению отклонения от Мпер во время проб. Таким образом, ПО измеряется по среднему квадратичному отклонению <...>. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизмен­ны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку. Среднее квадратичное отклонение (13,6 мм) этого распределе­ния может использоваться в качестве показателя разностного порога. AS, соответствующая измеренному таким образом разностному порогу, обычно отличается по величине от S, определенной методом границ, но связана с ней линейным отношением. Среднее квадратичное отклонение, если систематически пользоваться им во время исследования, служит хорошей мерой различения. Для определения интервала неопределенно­сти ИН можно использовать интервал между первым (Q1) и третьим (Q2) квартилями распределения.

Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно, уже упомянутое, заклю­чается в условной статистической обработке данных. Другое преимуще­ство состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, ко­торая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факто­ры влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, ско­рее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В об­щем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, как упоминалось выше, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредствен­но значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Ос­новное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сен­сорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки). В лучшем случае всегда приходится предъявлять сравниваемый стимул после стандарта, но при этом невозможно ни уравновесить, ни измерить такое влияние последовательности стимулов, как адаптация. <...>

Энген Т. Основные методы психофизики 23

Метод постоянных раздражителей

Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, в которой за одну границу принимаются почти всегда воспринима­емые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стиму­лы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсо­лютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе сторо­ны от порога раздражения или абсолютного порога. <.,.> Обычно исполь­зуется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы или «пробы — ловушки»1 надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относи­тельно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он вос­принимается в 50% случаев, хотя можно использовать и другие произ­вольные значения р.

Если метод постоянных раздражителей применяется для определе­ния разностного порога, то выбирают стимулы, явно превышающие аб­солютный порог и требуют от испытуемого оценивать их различие по сравнению со стандартным стимулом, взятым в середине диапазона. За­метим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует точке субъективного равенства в пере­ходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае про­ба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стиму­лов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адап­тацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется пер­вым, а в другой половине — вторым (или сначала слева, а потом справа и т.д.). Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каж-

1 «Пустыми» пробами или «пробами-ловушками» называют пробы, в которых при определении разностного порога сравниваемый и стандартный стимул равны, а при опре­делении абсолютного порога стимул не предъявляется. (Примечание редактора источ­ника.)

24 Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

дого значения стимула сравнение производится по крайней мере 20 раз. Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из сти­мулов больше — первый или второй, например, «второй груз тяжелее или легче?». Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения ис­пытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оцени­вается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уро­вень). Было отмечено, что обычно испытуемому разрешают пользовать­ся только двумя категориями ответов, хотя в одном варианте этого ме­тода, который мы будем рассматривать несколько ниже, используется три категории ответов, например, больше, меньше и равно.

Поскольку необработанными данными этого метода являются час­тоты, с которыми испытуемый дает ответ той или иной категории на каж­дый сравниваемый стимул, этот метод часто называют также частотным методом, в связи с его процедурой. Фехнер называл его методом истин­ных и ложных случаев.

Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражите­лей в случайном порядке. Возможно, что он требует большего количе­ства проб, но каждая проба весьма непродолжительна. Однако метод по­стоянных раздражителей может потребовать более тщательного планиро­вания. Необходима по крайней мере одна предварительная проба (а часто и не одна) для того, чтобы установить, что ряд равноотстоящих стимулов охватывает переходную зону испытуемого. Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разно­стного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уде­ляет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психоло­гическим величинам.

Ниже мы будем говорить об обработке данных, полученных мето­дом постоянных стимулов. Более полный математический анализ спосо­бов обработки можно найти у Гилфорда1, Люса и др.2 Здесь же будут из­ложены только несложные и рациональные методы обработки данных. К сожалению, в истории классической психофизики, по-видимому, тща­тельные поиски наилучших способов обработки данных отодвинули на задний план проблему восприятия.

1 См.: Guilford J.P. Psychometric methods. N. Y.: McGraw-Hill, 1954.

2 См.: Luce R.D., Bush R.R., Galanter E. Handbook of mathematical psychology. N. Y.:
Wiley, 1963. Vol. 1.

Энген Т. Основные методы психофизики
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
написать администратору сайта