Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурология: Учебник для вузов

  • Драч Г. В., Штомпель О. М. Культурология. - СПб., Питер, 2011. - 384 с.. Драч Г. В., Штомпель О. М. Культурология. - СПб., Питер, 2011. Учебник для вузов. Спб. Питер, 2011. 384 с. ил. Серия Учебник для вузов


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. Спб. Питер, 2011. 384 с. ил. Серия Учебник для вузов
    АнкорДрач Г. В., Штомпель О. М. Культурология. - СПб., Питер, 2011. - 384 с..doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДрач Г. В., Штомпель О. М. Культурология. - СПб., Питер, 2011. -.doc
    ТипУчебник
    #537
    КатегорияИскусство. Культура
    страница1 из 36
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36









    СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    Г. В. Драч, О. М. Штомпель, JL А. Штомпель, В. К. Королев

    Культурология

    ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

    Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Г. В. Драч, О. М. Штомпель, Л. А. Штомпель, В. К. Королев Культурология: Учебник для вузов

    Заведующая редакцией Руководитель проекта Ведущий редактор

    М. Трофимова

    Литературный редактор Корректоры

    М Трофимова М. Антипов М. Козлова

    Е. Каюрова, Н. Першакова

    Верстка

    М. Жданова

    Рецензенты:

    Авторский коллектив:

    Драч Г.В. (Введение, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.2, 2.2, 2.4.1).

    Королев В.К. (2.1.2, 2.3, 2.5, 2.7, 2.8).

    Штомпель Л.А. (Предисловие, Введение, 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5. 1.3, 1.4, 1.6.1, 1.6.2, 2.1.1,

    1. 3.1., 3.4, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.3).

    Штомпель О.М. (1.5, 1.6.3, 2.4.2, 2.6, 3.2, 3.3, 4.3).

    ББК 63.3(0)-7я7 УДК 168.522(075)

    Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л. А., Королев В. К.

    К90 Культурология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 384 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

    ISBN 978-5-4237-0202-1

    Учебник представляет собой изложение ключевых тем курса по культурологии для студентов высших учебных заведений. В нем выделены основные понятия и термины культурологии, ее ведущие школы и концепции, развернута широкая панорама реализации культуры в истории человечества; дается обширный очерк становления и развития отечественной культуры.

    Издание построено по стандартам кредитно-модульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Особенностью данного издания является и то, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Этот подход позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры. К каждой теме курса предлагаются вопросы, глоссарий, основная и дополнительная литература.

    Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту третьего поколения и имеет гриф НМС. Он предназначен для студентов различных специальностей, изучающих культурологию.

    ISBN 978-5-4237-0202-1 © ООО Издательство «Питер», 2011

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    ООО «Лидер», 194044, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 29а.

    Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

    95 3005 — литература учебная.

    Подписано в печать 06.10.10. Формат 60x90/16. Уел. п. л. 24. Доп.тираж 2500. Заказ 1612-1. Отпечатано по технологии CtP в ИПК ООО «Ленинградское издательство».

    195009, Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 21/1. Телефон/факс: (812) 495-56-10


    Оглавление

    Предисловие 7

    Введение 9

    Основной модуль Часть I. Теория культуры 11

    Тема 1.1. Культурология в системе

    соииогуманитарного знания 12

    1. Культура как условие существования и развития общества 12

    2. Культурология как самостоятельная область знания 14

    3. Концепции культурологии, ее объект, предмет, задачи 16

    4. Структура культурологического знания 19

    5. Методы культурологических исследований 21

    Тема 1.2. Единство исторического и логического в понимании культуры 25

    1. Античные представления о культуре 26

    2. Понимание культуры в Средние века 30

    3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени.. .32

    Тема 1.3. Основные культурологические теории и школы современности 35

    1. Общая характеристика культурологических исследований XX в. .. .35

    2. Культурологическая концепция О. Шпенглера 38

    3. Культурологическая концепция К. Ясперса 39

    4. Интеграционная теория культуры П. Сорокина 41

    5. Психоаналитические концепции культуры 45

    Тема 1.4. Сущность и функции культуры 51

    1. Основные подходы к анализу сущности культуры 51

    2. Морфология культуры 52

    3. Нормы и ценности культуры 54

    4. Функции культуры 56

    Тема 1.5. Динамика культуры 57

    1. Устойчивость и развитие в культуре 57

    2. Типы культурных изменений. Прогресс в культуре 63

    3. Социокультурный кризис и пути выхода из него 65


    4

    Тема 1.6. Культурная картина мира 71

    1. Понятие культурной картины мира 71

    2. Сущность мифосознания 74

    3. Культурные универсалии и концепты 74

    Часть II. История культуры 87

    Тема 2.1. Культура Древнего мира 88

    1. Первобытные корни мировых цивилизаций 88

    2. Культура традиционных обществ Востока 92

    Тема 2.2. Античная иивилизаиия — колыбель

    европейской культуры 106

    1. Культура Древней Греции 106

    2. Полис как феномен культуры 117

    Тема 2.3. Культура европейского Средневековья 122

    1. Материальная и социальная культура Европы в Средние века 122

    2. Духовная жизнь средневековой Европы 138

    Тема 2.4. Культура Возрождения 147

    1. Основные черты культуры Возрождения 147

    2. «Обратная сторона» возрожденческого титанизма 156

    Тема 2.5. Культура Нового времени 163

    1. Идеалы и ценности новоевропейской культуры 163

    2. Предпринимательство и «дух капитализма» 170

    Тема 2.6. Актуальные проблемы современной культуры 175

    1. Основные тенденции развития культуры XX в 175

    2. Культура и глобальные проблемы современности 182

    Тема 2.7. Культура России 188

    1. Природные, геополитические и этнические факторы 188

    2. Социальная культура 189

    3. Духовная культура 192

    4. Место и роль России в мировой культуре 197

    Тема 2.8. Национальные лики культуры

    в глобализирующемся мире 200

    1. Глобализация и культура 200

    2. Япония 202

    3. Китай 207

    4. Арабский Восток 211


    5

    1. США 213

    2. Африка 217

    Модуль А. Коммуникативное

    пространство культуры 219

    Тема 3.1. Социокультурная коммуникация и коммуникативное пространство культуры 220

    1. Сущность социокультурной коммуникации 220

    2. Понятие коммуникативного пространства 223

    Тема 3.2. Семиотическое понимание культуры 226

    1. Сущность семиотического подхода 226

    2. Знак как объект семиотики 229

    Тема 3.3. Проблема смысла в культуре 236

    1. Понятие «смысл» 236

    2. Проблема смысла жизни 249

    Тема 3.4. Языки и коды культуры 258

    1. Понятия знака и значения 258

    2. Коды культуры 261

    3. Культура как механизм создания текстов 264

    Модуль В. Пространственно-временной

    континуум культуры 273

    Тема 4.1. Сущность социокультурного пространства 274

    1. Единство социального и культурного 274

    2. Понятие социокультурного пространства 275

    3. Исторические типы культуры 277

    Тема 4.2. Время и культура 280

    1. Время в истории культуры 280

    2. Время как способ организации жизни 284

    3. Нелинейность времени в культуре 293

    Тема 4.3. Культура и цивилизация 299

    1. Возникновение понятия «цивилизация» 299

    2. Становление теории цивилизации

    в эпоху Просвещения (XVIII в.) 301

    1. Теории цивилизации XIX в 305

    2. Современные теории цивилизаций 311

    3. Сущность и основные черты цивилизации 319


    6

    Модуль С. Социокультурный мир города 325

    Тема 5.1. Сущность городской культуры 326

    1. Понятие городской культуры 327

    2. Городской образ жизни и культура 335

    3. Особенности современной городской культуры 336

    Тема 5.2. Образ города как элемент культурной

    картины мира 340

    1. Образы города в древности 340

    2. Образ города в Средние века 341

    3. Образ города в эпоху Возрождения 345

    4. Образ современного города 349

    Тема 5.3. Городские субкультуры 354

    Контрольные вопросы 357

    Глоссарий 364

    Основная и дополнительная литература к темам 370


    Предисловие

    Основная цель изучения культурологии состоит в приобщении молодежи к культурным достижениям человечества, что способствует выработке личных ориентиров в современном быстро меняющемся мире, развитию взаимопонимания и продуктивного общения между представителями разных культур. В итоге освоения курса этой науки студенты должны получить представления о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способными участвовать в диалоге культур.

    Данное учебное пособие представляет собой изложение ключевых тем учебного курса культурологии для студентов высших учебных заведений, соответствующее рекомендациям Государственного образовательного стандарта. Оно построено по стандартам кредитно-модульной системы обучения в соответствии с требованиями Болонского процесса. Согласно программе курса, теоретический материал структурирован по четырем модулям («Теория культуры»; «Коммуникативное пространство культуры»; «Пространственно-временной континуум культуры»; «Социокультурный мир города»), включающим 18 тем.

    В первой части основного модуля — «Теория культуры» — излагается содержание главных понятий теории культуры, даются обзоры культурологических школ, подходов и методов, формулируются узловые проблемы теории культуры, обосновывается единство социального и культурного. Читатель получает возможность ознакомиться с различными направлениями теоретического осмысления культуры.

    Во второй части основного модуля — «История культуры» — представлена панорама мировой культуры с точки зрения особенностей становления, формирования и развития отдельных культур.

    В модуле А — «Коммуникативное пространство культуры» — раскрывается тайна возникновения и реализации культуры на основе уникальной способности человека к символизации. Она появляется и совершенствуется благодаря необходимости вступать в коммуникацию на внебиологической основе.

    Рассмотрение культуры как деятельности по трансляции социального опыта предполагает обращение к проблеме смысла в культуре и анализу тех средств, с помощью которых осуществляется коммуникация.

    В модуле В — «Пространственно-временной континуум культуры» — прослеживается динамика мирового культурно-исторического


    8

    процесса, демонстрируется единство теории и истории культуры и непрерывности (континуальности) культурного процесса.

    Модуль С — «Социокультурный мир города» — дает представление

    о преломлении основных культурных процессов в пространстве городской жизни.

    Особенность данного учебного пособия, помимо модульной формы изложения, состоит в том, что в нем реализован семиотический подход к пониманию культуры. Он позволяет рассмотреть культуру как совокупность текстов, в которых закодированы основные ценности, значения и смыслы культуры.

    В конце каждой темы курса даются вопросы для самопроверки, глоссарий, основная и дополнительная литература.

    Таким образом, учебное пособие ориентировано как на удовлетворение образовательных потребностей личности, так и на создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодого человека, овладения им достижениями мировой и отечественной культуры, выбора духовных ценностей, а также на развитие его собственных творческих способностей.

    Л. А. Штомпель, доктор философских наук, профессор


    Введение

    Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Ориентироваться в этом «море» взаимосвязей помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина — культурология.

    Культурология является одной из ведущих составляющих социогу- манитарного цикла в высших учебных заведениях. Проблемы, которые изучаются в рамках этой науки, возможно, и ранее обсуждались другими науками, но не ставились в центр изучения.

    Что же это за проблемы? Среди важнейших можно выделить следующие. Процесс перехода человечества от «докультурного» состояния к культурному. Значение культуры для человека: является ли она средством адаптации, формой саморазвития или тяжелым бременем, ради которого надо жертвовать жизнью и здоровьем? Какова система культуры, как связаны в ней разнопорядковые явления: язык и политика, искусство и наука, религия и наука? Чем объясняются стабильность и динамика культуры? Чем обусловлены отличия культур друг от друга? Как нам всем, представителям различных культур, уживаться в мировом сообществе? Почему одни культуры растут, развиваются, усиливаются, а другие слабеют и угасают? К тому же мы замечаем, что народы с экономически и политически сильными культурами далеко не всегда наиболее богаты и здоровы в духовном отношении.

    Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как энергия мысли и чувства, время и жизнь людей нередко растрачиваются попусту Стихийные процессы в культурном развитии приводят к тому, что зачастую великое, прекрасное, добродетельное, мудрое вытесняется из обихода и обесценивается, а ничтожное, безобразное, злое и глупое широко распространяется и возвеличивается. Почему же человечество использует уже созданную культуру таким странным способом? Ответить на все эти вопросы призвана культурология. Ее можно считать «местом встречи» представителей разных профессий, культур и вероисповеданий. Она облегчает взаимопонимание и помогает осознать, что от противостояния, вооруженной борьбы и террора сегодня нет никакой пользы никому. Культура и культурология служат утверждению в обществе идеалов добра, красоты, гармонии, гуманизма, поиску новых, отвечающих духу времени, подходов в изучении общественных процессов. И в этом мы видим предназначение культуры и главную цель при изучении теории культуры.


    10

    Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее пока у нас классическое гуманитарное образование, без которого представить себе мировую и, в первую очередь, культурную европейскую традицию невозможно. Едва ли какой-нибудь другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологии как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусства, науки сохранится до построения гуманитарного образования в России.

    Изучение культурологии как теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии, этнографии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации — в ограничении технократизма и сциентизма, ориентация на развитие человека как самозна- чущую ценность, на формирование нового типа культуры.

    Опыт показывает, что объединяющее начало мировой культуры надо искать в богатых традициях гуманизма. Дух гуманитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования.

    Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества; всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, странности образов, символов и костюмов. Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в человеческое пространство, отличное от природного и географического. Массивный пласт гуманитарных ценностей содержится в самом категориальном ядре науки, подтверждая мысль

    о том, что каждая культура несет в себе оттенок тайного образного миро- видения, которое в явном виде никогда не включается в ход рассуждения. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия — «культура», но и объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гуманистическое знание есть культивирование человека. Пожалуй, ни одна другая отрасль современной науки не охватывает столь широкого разнообразия человеческих проявлений. С помощью этого понятия самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного «мы». Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других аспектах. Поэтому именно культурология является основой современного гуманитарного знания, особенно необходимого современной молодежи.


    Основной модуль

    Часть I. Теория культуры


    ТЕМА 1.1 Культурология в системе социогуманитарного знания

    1. Культура как условие существования и развития общества

    Общество — это не толпа, а совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, потому что именно в ней закреплены способы и приемы человеческой деятельности, образцы человеческого отношения к миру. Все, что происходит в обществе, и то, как это происходит, находит свое основание в культуре.

    Любое сообщество людей стремится воспроизводить себя и динамично развиваться. Эти процессы осуществляются на основе вырабатываемых социумом правил, норм, требований. Ограничения, запреты на определенные отношения, снижающие эффективность существования целого — это общий закон развития всех типов материальных систем. Так, на уровне химической формы движения материи не все элементы могут образовывать между собой устойчивые связи; на биологическом уровне число наследственных вариаций принципиально ограничено, при этом отметаются патологические, уродливые, нежизнеспособные формы (своеобразные утопии биологического мира).


    13

    То же происходит и в обществе. Здесь допустимы только такие социальные отношения, которые обеспечивают необходимые для общества (а в конечном счете — для человечества в целом) уровень и масштабы обмена информацией, получения ресурсов, разделения труда, достижения гармонии и т. д. Нежизнеспособные системы могут возникать, но, будучи не в состоянии обеспечивать собственную воспроизводственную деятельность, «паразитируя» на других системах, они ведут всю целостность к катастрофе.

    Какую бы сферу общества мы ни взяли: материально-производственную (в которой осуществляется производство материальных средств, необходимых для жизни), социальную (в которой происходит физическое воспроизводство индивидов), политическую (здесь разворачивается борьба за руководство и за власть в обществе), духовную (в которой, собственно, и осуществляется духовное производство) — везде есть культура.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта