Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы товароведения

  • Предисловие

  • М.А. Николаева Теоретические основы товароведения (2007 г.). М.А. Николаева Теоретические основы товароведения (2007 г. Учебник для вузов Рекомендовано Учебнометодическим объединением по образованию в области товароведения и экспертизы товаров и Учебнометодическим


    Скачать 5.34 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Рекомендовано Учебнометодическим объединением по образованию в области товароведения и экспертизы товаров и Учебнометодическим
    АнкорМ.А. Николаева Теоретические основы товароведения (2007 г.).pdf
    Дата28.01.2017
    Размер5.34 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМ.А. Николаева Теоретические основы товароведения (2007 г.).pdf
    ТипУчебник
    #96
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 30
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    М. А. Николаева
    Теоретические
    основы
    товароведения
    Учебник для вузов
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию
    в области товароведения и экспертизы товаров и Учебно-методическим
    объединением по образованию в области коммерции в качестве учебника
    для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
    специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» и «Коммерция»
    Издательство НОРМА
    Москва, 2007

    УДК 346.544.6(075.8)
    ББК 30.609я73 Н63
    Сведения об авторе
    Мария Андреевна Николаева — доктор технических наук, профес- сор, действительный член Международной академии информатизации, член Российской народной академии, директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли. Более тридцати лет преподает в высших учебных заведениях теоретические основы това- роведения, товароведение плодоовощных и вкусовых товаров и т. д.
    Имеет около четырехсот научных и методических публикаций.
    Николаева М. А.
    Н63 Теоретические основы товароведения : учеб. для ву- зов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2007. — 448 с.
    ISBN 978-5-89123-970-8 (в пер.)
    В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рас- сматриваются факторы, обеспечивающие формирование и со- хранение товароведных характеристик. Особое внимание уделе- но средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркировке, в том числе информационным зна- кам.
    Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммер- ция» и «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слу- шателей системы повышения квалификации работников тор- говли и практических работников, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.
    УДК 346.544.6(075.8)
    ББК 30.609я73
    © Николаева М. А., 2006 ISBN
    978-5-89123-970-8
    © ООО «Издательство НОРМА», 2006
    Содержание
    Предисловие ............................................................................................... їх
    Введение ..................................................................................................... 1
    Цели, задачи, структура учебной дисциплины
    «Теоретические основы товароведения» ..................................... 1
    Принципы товароведения..................................................................... 10
    История и направления развития товароведения как науки и учебной дисциплины ............................................... 13
    Подготовка специалистов-товароведов в России и за рубежом ................................................................. 24
    Состояние потребительского рынка .................................................... 32
    Вопросы для самопроверки ................................................................. 33
    Глава 1. Объекты и субъекты товароведной деятельности ....................... 34
    § 1. Объекты товароведной деятельности ........................................... 34
    § 2. Субъекты товароведной деятельности .......................................... 41
    Вопросы для самопроверки ................................................................. 48
    Глава 2. Методы товароведения ............................................................... 49
    § 1. Классификация методов ................................................................ 49
    § 2. Теоретические методы ......................................... j ....................... 52
    § 3. Эмпирические методы ................................... ............................. 58
    § 4. Практические методы ................................................................... 59
    § 5. Классификация как метод товароведения ............................. • ..... 61
    § 6. Кодирование товаров .................................................................... 66
    § 7. Классификаторы ............................................................................ 71
    § 8. Товароведная классификация товаров ......................................... 77
    Вопросы для самопроверки ................................................................. 84

    Глава 3. Ассортимент товаров .......................................................... 85
    § 1. Основные понятия ................................................................. 85
    § 2. Классификация ассортимента товаров .................................. 86
    § 3. Свойства и показатели ассортимента ................................... 93
    § 4. Управление ассортиментом ................................................. 106
    Вопросы для самопроверки ........................................................ 115
    Глава 4. Качество товаров................................................................. 116
    § 1. Основные понятия ......................................................... ..... 116
    § 2. Свойства и показатели качества ...................... X ................. 117
    § 3. Номенклатура потребительских свойств и показателей ........................ . ...... ..................................... 125
    Вопросы для самопроверки ........................................................ 158
    Глава 5. Оценка качества .......... ................ ...... ..... ............. 159
    § 1. Понятие и этапы оценки качества ......................................... 159
    § 2. Градации качества ................................................................ 160
    § 3. Несоответствия и дефекты товаров ................. .................. 167
    Вопросы для самопроверки ........................................................ 177
    Глава 6. Количественная характеристика товаров .......................... 178
    § 1. Основные понятия ................................................................ 178
    § 2. Контроль качества и количества товарных партий ....182
    § 3. Идентификация и прослеживаемость товаров ..................... .188
    Вопросы для самопроверки .................................................... ....193
    Глава 7. Физические свойства товаров ............................................ 194
    § 1. Общие физические свойства ............... .......... .................... .195
    § 2. Специфические физические свойства товарных партий ........... ............ ................. .................... 202
    § 3. Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров ........................................ 203
    Вопросы для самопроверки ........................................................ 224
    Глава 8. Химические состав и свойства товаров .......................... 225
    § 1. Классификация химических веществ ................................ 225
    § 2. Вода ..................................................................................... 227
    § 3. Сухие неорганические вещества .......... ............................ 229
    § 4. Сухие органические вещества ........................................... 236
    Вопросы для самопроверки ...................................................... 279
    Глава 9. Обеспечение товароведных характеристик товаров ....280
    § 1. Технологический жизненный цикл товаров ...................... 280
    § 2. Формирующие факторы '. ................................................... 300
    Вопросы для самопроверки ...................................................... 308
    Глава 10. Сохраняющие факторы .................................................. 309
    § 1. Упаковка товаров ................................................................ 309
    § 2. Транспортирование товаров .............................................. 317
    § 3. Хранение товаров .............................................................. 318
    Вопросы для самопроверки ....................... ............................. 366
    Глава 11. Товарные потери............................................................. 367
    § 1. Виды потерь ....................................................................... 367
    § 2. Количественные (нормируемые) потери ............................ 367
    § 3. Качественные (актируемые) потери .................................. 371
    § 4. Порядок списания количественных и качественных потерь ...................................................... 373
    § 5. Меры по предупреждению и снижению потерь ................. 375
    Вопросы для самопроверки ...................................................... 379
    Глава 12. Средства товарной информации .................................... 380
    § 1. Виды и формы товарной информации ............................... 380
    § 2. Требования к товарной информации ................................. 382
    § 3. Средства товарной информации ........................................ 384

    § 4. Технические документы ........................................................... 426
    Вопросы для самопроверки ............................................................ 433
    Приложение. Выписка из «Тарифно-квалификационных характеристик
    (требований) по общеотраслевым должностям служащих». Товаровед ... 434
    Литература ............................................................................................ 436
    Предисловие
    При написании настоящего учебника по дисциплине «Тео- ретические основы товароведения» исходным материалом послужил учебник «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», вышедший в 1997 г. В то время еще не был утвержден государственный образовательный стандарт. Поэтому для привлечения внимания к учебнику не только студентов, аспирантов, преподавателей, но и практических работников торговли наименование науки
    «товароведение» было вынесено в начало.
    Реформы российского законодательства в сфере экономики, затронувшие в том числе область товароведения, обусловили выпуск в свет нового издания, название которого соответствует наименованию учебной дисциплины, регламентируемой ГОС ВПО 351100
    «Товароведение и экспертиза товаров» и ГОС СПО 0612
    «Товароведение», а также ГОС ВПО 351300 «Коммерция» и ГОС СПО
    0608 «Коммерция». Следует отметить, что дидактические единицы учебной дисциплины на уровнях ВПО и СПО во многом совпадают.
    Различия касаются лишь более углубленного изучения химических и физических свойств товаров на уровне ВПО.
    Указанная общность не случайна и объясняется тем, что автор учебника является одновременно и составителем примерных учебных программ по дисциплине «Теоретические основы товароведения». Эта общность обусловлена дидактическим назначением дисциплины — необходимостью формирования фундаментальных знаний теории товароведения как базы для овладения знаниями о товароведных характеристиках конкретных товаров.
    За годы, прошедшие с момента выхода учебника «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», в данной области появились работы других авторов. Обсуждения отдельных положений теоретических основ также проходили на заседаниях
    Учебно-методического объединения по товароведению РЭА им. Г. В.
    Плеханова и кафедр товароведения, на ко
    торых высказывались мнения преподавателей по отдельным вопросам, рассматриваемым в учебнике. Результаты этих дискуссий, методические разработки по истории возникновения и развития подготовки товароведов и другим вопросам, а также многолетний опыт автора по чтению лекций студентам РЭА им. Г. В. Плеханова, на семинарах повышения квалификации легли в основу нового учебника по данной дисциплине с расширенным методическим и иллюстративным материалом. Кроме того, в нем уточнены и дополнены формулировки некоторых терминов в связи с принятием новых нормативных доку- ментов: Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОС ВПО и ГОС СПО, ГОСТ Р 51305-99
    «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу»,
    ГОСТ Р 51303-99 «Торговля, ^ермины и определения», международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». В ряде случаев, когда определения в разных документах одних и тех же терминов и положений не совпадают или автор не согласен с ними, в учебнике приводятся разные формулировки этих терминов и положений.
    Кроме того, учебник может быть полезен студентам образовательных учреждений, изучающих дисциплину
    «Теоретические основы товароведения» по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент».
    Введение
    Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»
    Цели учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»
    — изучение теоретических положений, свойственных всем товарам независимо от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений применять отдельные методы товароведения и определять основополагающие характеристики товаров.
    В связи с этим в данной учебной дисциплине рассматриваются лишь основные методы товароведения и обобщенные характеристики товаров. Специфичные свойства качества и ассортимента, факторов формирования и сохранения разбираются в частных разделах товароведения. Поэтому назначение дисциплины «Теоретические основы товароведения»
    — формирование у студентов фундаментальных товароведных знаний и умений, при наличии которых облегчается усвоение товароведных характеристик товаров однородных групп.
    Для достижения указанных целей при изучении учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи:

    рассмотрена ее структурно-логическая схема;

    определены и классифицированы наиболее распространенные методы товароведения;

    установлены и охарактеризованы основополагающие това- роведные характеристики товаров, а также физические, химические и физико-химические свойства, обусловливающие их;

    рассмотрены факторы, обеспечивающие формирование и сохранение основополагающих характеристик товаров.
    Таким образом, указанные цели и задачи рассматриваемой учебной дисциплины во многом совпадают с целями и задачами товароведения и его частных разделов, но отличаются большей степенью обобщения и абстрагирования от частностей. Знания по этой дисциплине позволяют специалистам
    — товароведам, маркетологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, технологам — самостоятельно разобраться в товароведных
    и характеристиках товаров в широком понимании этого термина как средства удовлетворения потребностей потребителей. В таком контексте к товарам относятся не только материальная продукция, но и услуги, работы и т. п. В качестве примера использования теории товароведения применительно к ассортименту и качеству услуг можно привести учебник автора «Маркетинг товаров и услуг»
    1
    Структура дисциплины. При изложении теоретических знаний по рассматриваемой дисциплине проведена их систематизация и обобщение, представленное в форме структурно-логической схемы (рис. 1).
    Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина имеет три основных блока:

    принципы и методы товароведения;

    основополагающие товароведные характеристики и свойства, их обусловливающие;

    факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик.
    За последние годы в структуре учебной дисциплины произошли изменения, которые были регламентированы ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». В частности, из нее исключены вопросы, связанные с товарной информацией, которые легли в основу новой учебной дисциплины
    «Информационное обеспечение товароведения» (в учреждениях СПО дисциплина называется «Товарная информация»). Актуальность новой товароведной дисциплины несомненна, поскольку товарная информация является важнейшим средством продвижения товаров, создания потребительских предпочтений и идентификации, а также методом обеспечения конкурентоспособности. В России и за рубежом создана обширная норма- тивно-правовая база, регламентирующая обязательные и на добровольной основе требования к информации.
    Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются
    «продукция», «товар» и «товароведение». В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие ос-
    1
    См.: Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. М.: Деловая литература, 2001.
    новные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.
    Следует отметить, что в разных нормативных документах ус- танавливаются неоднозначные определения одного и того же термина.
    Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар- монизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:
    Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
    Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому- то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.
    Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п.
    Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.
    Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использо ванные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.
    В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, аналогичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля.
    Термины и определения» в термине «товар» отражается только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по нашему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т. п.) по формированию его потребительских свойств.
    Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.
    Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т. д.).
    Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.
    Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.
    Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами.
    Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина
    «товароведение».
    Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в
    «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения» [6].
    В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии,
    имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».
    Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения»
    1
    . Это определение легло в основу многих последующих определений термина.
    В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение:
    «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».
    Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жиз- неведении».
    Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К.
    Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.
    Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах.
    Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.
    Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    написать администратору сайта