Главная страница
Навигация по странице:

  • Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.

  • Войшвилло Евгений Казимирович, Дегтярев Михаил Григорьевич ЛОГИКА

  • • Таким образом, практика играет двоякую роль она является основой процесса познания и критерием истинности его ре- зультатов.

  • Логика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF). Учебник для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.83 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов высших учебных заведений
    АнкорЛогика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF).pdf
    Дата24.04.2017
    Размер3.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛогика - Учебник - Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. (PDF).pdf
    ТипУчебник
    #4168
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 37
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    УЧЕБНИК
    ДЛЯ ВУЗОВ
    Е.К. ВОЙШВИЛЛО, МГ. ДЕГТЯРЕВ
    ЛОГИКА
    Рекомендовано Министерством образования
    Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    Москва
    ВЛАДОС-ПРЕСС
    ИМПЭ им. АС. Грибоедова

    ББК 87.4я73
    В65
    Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.
    В65 Логика Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.:
    Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с Рассматривается круг логических вопросов и проблем, который можно охарактеризовать как практическая логика. Анализируются вопросы практического применения логики, в частности, в педагогическом процессе. Особое значение имеет глава, посвященная логико-эпистемологическим и социально-психологическим аспектам аргументации (доказательство и опровержение, критика, споры и дискуссии и т. д.)
    В учебнике удачно сочетается традиционная тематика с современным уровнем логиико-методологических исследований.
    Для студентов вузов.
    ББК я Войшвилло Е.К., Дегтярев МГ, 2001
    © Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
    © Серийное оформление обложки 5-305-00001-7 Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», Учебное издание
    Войшвилло Евгений Казимирович,
    Дегтярев Михаил Григорьевич
    ЛОГИКА
    Учебник для студентов высших учебных заведений
    Зав. редакцией Т.И. Смирнова
    Редактор И.Б. Нилова
    Художник Ю.В. Токарев
    Компьютерная верстка Ю.В. Одинцова
    Корректор И.Б. Нилова
    Лицензия ИД Мот Гигиеническое заключение № 13882.8.00 от 23.08.2000 г.
    Сдано в набор 20.10.97. Подписано в печать Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. Тираж 15 000 экз. Заказ № Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
    117571, Москва, просп. Вернадского, Московский педагогический государственный университет.
    Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.
    E-mail: vlados@dol.ru ООО Полиграфист. 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.

    Предисловие
    О значении логики сказано немало в философской литературе.
    Однако чаще всего подчеркивается, что изучение логики необходимо для формирования культуры мышления. Авторы настаивают на более широком значении этой науки, считая, что знание форм и процедур мыслительной деятельности составляет по существу определенный аспект и основу той части философии, которую называют теорией познания или — точнее — научной эпистемологией.
    Формы и процедуры, а также общие закономерности процессов познания, которые выявляет логика, представляют собой основной
    «инструментарий» так называемого абстрактного мышления, составляющего наиболее существенный аспект теории научного по- знания.
    При написании книга авторы исходили из убеждения, что логика как наука должна быть необходимым элементом общего образования в России.
    Предлагаемая вниманию читателя книга появилась в результате значительной переработки учебника Логика с элементами эпистемологии и научной методологии, который был написан авторами в 1994 г. и предназначался для студентов пединститутов. Учебник г. участвовал в конкурсе в рамках программы Обновление гуманитарного образования в России (1992 г) и был удостоен Почетной грамоты. Работа финансировалась по гранту фондом
    Дж. Сороса. Настоящий учебник адресован самому широкому кругу читателей — студентам вузов различных специальностей.
    Овладение результатами логической науки является не только необходимым условием формирования культуры мышления, но также способствует развитию природных возможностей мыслительной деятельности человека, повышает его творческий потенциал. Несомненно, что понимание механизмов формирования научных знаний не может не способствовать рационализации процесса обучения и повышению эффективности усвоения достигнутых наукой результатов. К этому надо добавить, что при определенном понимании и соответствующем изложении логического материала изучение логики дает представление о самом процессе познания, в чем состоит ее важное философское значение.
    Однако степень полезности изучения логики зависит от того,
    насколько соответствует критериям научности само изложение ее результатов в учебной литературе, а тем самым от способов ее преподавания. Существенно при этом выявление места и роли рассматриваемых логических приемов, форм и законов познания в составе самого процесса познания. При написании книги авторы
    стремились рассматривать известные логические формы и приемы в контекстах познавательных процедур, считая, что только при таком подходе может быть выявлена их научно-методологическая значимость.
    В учебнике рассматривается крут логических вопросов и проблем, который можно было бы охарактеризовать как практическую логику. Многие из этих проблем были выделены в процессе развития так называемой традиционной логики, однако, как правило, еще не разработаны теоретически.
    Несмотря на то, что центральной проблемой логики всегда являлось изучение форм правильных умозаключений, что определяло ее как науку о законах и формах правильного мышления, несу- ществовало даже критерия правильности выводов (умозаключений) в силу отсутствия понятия логического следования. Не существовало также понятия о том, что представляют собой законы логики. Аналогичная ситуация наблюдается ив других разделах традиционной логики в области теории определения, аргументации,
    суждения. По существу здесь не было теории — имелось лишь описание узкого круга эмпирически выделенных форм выводов и форм мысли.
    Все это породило у многих специалистов, особенно у представителей вновь возникшего в середине XIX века этапа развития логики так называемой символической логики, отрицательное, неприязненное отношение к проблематике. Появилось даже противопоставление символической логики как современной формы логики традиционной.
    Такое противопоставление отчетливо проявляется в современной учебной литературе. С одной стороны, есть множество учебников, особенно в нашей стране, посвященных всецело традиционной логике со всеми указанными ее недостатками. В лучшем случае авторы этих учебников ограничиваются лишь включением элементов символической логики. Эти элементы оказываются просто инородными вкраплениями, никак несвязанными с основной проблематикой и по существу во многом даже несовместимы с основным материалом. При этом часто вместо систем логики излагаются так называемые формально-логические построения — не- интерпретированные квазилогические системы с неизвестным предназначением. С другой стороны, особенно в странах Запада,
    содержание логики в учебниках и учебных пособиях зачастую целиком сводится к символической логике.
    Однако ограничение учебников символической логикой, представляющей собой в основном теорию дедукции и некоторую методологию, связанную с особыми, специально построенными логическими формализованными языками, ведет к тому, что получаемые в рамках этих языков весьма важные сами по себе результаты оказываются недоступными широкому кругу ученых различных
    областей науки. Эти результаты предназначены в основном узкому кругу специалистов-математиков и самих логиков. Вместе стем обращение к символической логике и особенно использование ее формализованных языков приводит к выяснению именно тех основополагающих понятий, которых не хватало в традиционной логике. Здесь, например, выявляются такие особые формы мышления как предикаты, по существу то, что в традиционной логике называли признаками, составляющими содержание понятий. Однако теперь выясняется структурное многообразие таковых, возможность сравнения их, — как и самих понятий, — по информативности. Это поднимает саму теорию понятий на принципиально новый теоретический уровень. В рамках формализованных языков сформированы понятия логических форм мысли, отношения логического следования и законов логики и т. д.
    Таким образом, мы исходим из того, что символическая логика имеет не только важное самостоятельное значение, но является также методологической основой, средством решения проблем традиционной логики, а также позволяет выявить многие новые аспекты познания философского-методологического характера.
    Однако существенен, в конце концов, перевод всех результатов философского и методологического характера для познания вообще на естественный язык. В силу этого именно они могут становиться достоянием широкого круга лиц, связанных с наукой и особенно с изучением процессов познания. Поэтому, излагая формализованные языки и теорию дедукции в языках этого рода, мы рассматриваем эти разделы не как самоцель, а как основу для теоретического осмысления и обоснования всех других логических форм и процедур, связанных, в основном, с естественным языком.
    В ряде случаев в предлагаемой книге даны специфические уточненные — трактовки известных результатов традиционной логики, а также новые результаты, касающиеся, например, правдоподобных выводов, аргументации, анализа самих формализованных языков и формализации в их рамках выводов и доказательств. Так,
    предлагается оригинальная натуральная система исчисления предикатов, максимально приближенная, как нам кажется, к формам естественных рассуждений.
    Связывая логику с вопросами теории познания и рассматривая ее как методологию научного познания, мы ввели в учебник новые разделы логико-эпистемического характера Язык как средство познания, Типы объектов познания и их возможные характеристики, Некоторые методы эмпирического и теоретического познания, в частности, раздел Научное объяснение, важный для понимания законов науки.
    Наряду с основным материалом, относящимся к обычным курсам логики, в книге имеются сведения (данные мелким шрифтом),
    представляющие более детальное и уточненное рассмотрение вопросов, обсуждаемых в основном курсе. По замыслу авторов эти дополнения должны быть полезны для преподавателей, а также для студентов, стремящихся к более основательному изучению предмета. С другой стороны, учитывая то обстоятельство, что на курсы логики зачастую отводится незначительное количество учебного времени, естественно предполагать, что в процессе ее преподавания возникнет необходимость сокращенного изложения ряда разделов и исключения каких-то из них. Естественно, что выбор материала должен зависеть от профиля вуза и его подразделений.
    Для студентов любых профилей полезно знакомство с основными видами (формами) знания и процессов познания понятие,
    суждение (высказывания, вывод (умозаключения — дедуктивные и правдоподобные, основными принципами аргументации, теории определения.
    Студентам-лингвистам, как мы считаем, полезно сосредоточить внимание на разделе Логический анализ языка (гл Студентов естественнонаучных направлений могут заинтересовать разделы Типы объектов познания и их возможные характеристики (гл. IV), Правдоподобные выводы (гл. IX, часть
    «Теория определения (гл. VII), Теория (гл. XI), основные приемы абстрагирующей деятельности мышления (виды абстракций и идеализация, научное объяснение, подтверждение и доказательство научных утверждений, Теория и некоторые методы теоретического познания (гл часть Формализованные языки (гл. III). Им желательно ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с принципами формализации выводов, например, в так называемой натуральной системе предикатов (гл. Студентам социологических профилей рекомендуем раздел
    «Правдоподобные выводы (гл. IX, часть III), для обоснования которых в учебник введено разработанное понятие индуктивного следования, а также разделы Основные характеристики знаков»
    (гл. II), теория понятий (гл. V) и определений (гл. VII), а также
    «Теория аргументации (гл. В кратких курсах естественно опустить разделы символической логики, особенно логические исчисления (высказываний и предикатов, ограничившись общим представлением о специфике и значении формализованных языков и идеей формализации выводов и доказательств. Из гл. III Символическая логика в кратких курсах желательно ознакомиться хотя бы с формализованными языками и логикой высказываний. В случае обращения к исчислению высказываний и предикатов ограничиться системами натурального вывода.
    В числе изучаемых студентами математического профиля дисциплин имеются курсы символической логики. Однако при этом не уделяется внимание проблемам логики философского характера, например, таких, как анализ познавательных процедур и форм мышления в естественных языках (эмпирические методы познания, в частности правдоподобные выводы, а также специальный анализ отдельных форм мышления, кроме выводов и доказательств. Между тем, знакомство с этими аспектами познавательной деятельности, а также хотя бы с основными результатами анализа языка, весьма полезно для их общего и,
    особенно, философского образования.
    Тем, кто готовит себя к преподавательском деятельности, полезно знакомство со всеми разделами курса.
    Мы не стремились во чтобы тони стало сделать учебник книгой легкого чтения, а исходили из тех соображений, что коль логика есть наука о том, как надо правильно мыслить и как учить этому, то уж учебник логики тем более должен заставлять человека мыслить нельзя научиться мыслить, не пытаясь этого делать.
    В работе по подготовке настоящего учебника к изданию активное участие приняли А. А. Ильин, НЕ. Войшвилло и А. В. Щипкова.
    Авторы выражают им искреннюю признательность. Кроме того,
    А. А. Ильин оказал большую помощь Е. К. Войшвилло в написании разделов, дополнивших предыдущее издание этого учебника.
    Авторы благодарят также коллег с кафедры логики философского факультета МГУ им. МВ. Ломоносова — Ю. В В. И. Мар- кина, а также И. Н. Грифцову за ценные замечания и предложения,
    касающиеся отдельных вопросов. Без их творческого участия и советов учебник во многом проиграл бы.
    Евгений Казимирович Войшвилло
    Михаил Григорьевич Дегтярев
    Глава ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
    Термин логика в настоящее время употребляется в трех основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи
    объективных явлений Выражения логика фактов, логика вещей, логика исторического развития и т. п. представляют типичные варианты употребления этого слова в таком значении. Во-вторых, словом логика обозначают закономерности в связях ив развитии мыслей Традиционными выражениями здесь являются такие, как логика рассуждения»,
    «логика мышления и т. д. Будем иметь ввиду, что закономерности в связях и развитии мыслей являются опосредованным отражением объективных закономерностей. И наконец логикой называют науку — определенную систему знаний, рассматривающую логику мышления При этом логикой часто называют не только всю эту науку, но и отдельные ее разделы модальная логика, неклассическая логика и др.
    Мы знаем, например, что существует явление объективной действительности — отклонение кометы Галлея от заранее рассчитанной траектории. Очевидно, что это событие имеет свою объективную логику. Живет на Земле астроном,
    который рассуждает о причинах, последствиях этого отклонения. Его рассуждения поэтому поводу составят логику мышления.
    Логику же как науку может интересовать само это рассуждение сточки зрения того, какие мыслительные процедуры, какие логические операции используются те. как рассуждает астроном, когда он размышляет об отклонении кометы Галлея? Вопрос Как включает в себя главный логический компонент правильно ли он рассуждает Ответы на подобные вопросы дает ЛОГИКА
    Логику обычно определяют как науку о правильном мышле- нии.
    Мышление есть сложный процесс, оно имеет различные аспекты, их изучением занимаются различные науки психология, физиология, кибернетика, лингвистика, социология и др. Естественно возникает вопрос что же в мышлении составляет предмет изучения логики Для ответа на этот вопрос ознакомимся хотя бы в самых общих чертах стем, что представляет собой процесс познания 1. Основные характеристики процесса познания

    Предметы и явления окружающей действительности мы познаем с помощью органов чувств. В результате воздействия предметов на наши органы чувств (в том числе ив ответ на наши действия сними) мы получаем ощущения отражения отдельных свойств, сторон, характеристик этих предметов и явлений твердости цвета, запаха,
    звуковых проявлений и т. д. Ощущения составляют источник, начало всего нашего познания.
    На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов — восприятия отражение предметов в целом, правда, лишь с внешней их стороны.
    И наконец, воспроизводя в нашей памяти прежние восприятия, мы имеем представление о предметах. Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств. Более того, на основе своего чувственного опыта и имеющихся знаний человек может формировать представления о предметах,
    с которых он не имел чувственных контактов. Процесс создания представлений такого рода носит название вообра- жение.
    Обычно чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях языка. Посредством языка происходит также и переработка чувственных данных, осознание специфики тех или иных предметов, выделение их сходств и различий, выявление и обобщение их связей и отношений с другими предметами процесс воспроизведения действительности в сознании человека с помощью языка называют рациональной ступенью познания, илист у - пенью абстрактного мышления, в отличие от чувственной ступени.
    Употребление здесь слова ступень (или слова уровень) весьма условно, поскольку в самом процессе чувственного отражения существенную роль играют уже имеющиеся знания. Кроме того, в процессе мышления, включая и самые высокие его уровни, человек постоянно опирается на чувственные образы, создаваемые нередко посредством воображения. Тем не менее, разделение познания на ступени имеет основание хотя бы в историческом плане, да ив каждом отдельном процессе познания, поскольку началом его познания является чувственный опыт.
    Чувственные данные играют роль для нашего мышления,
    аналогичную той, которую играет пища для пищеварения.
    Отрицать существование чувственной ступени познания, как это делают некоторые философы, на том основании, что,
    дескать, сам процесс чувственного освоения предметов связан обычно с мыслительной деятельностью, — это все равно,
    что отрицать ступень (этап) приема пищи в процессе пищеварения только потому, что сам процесс пищеварения, например выделение слюны, желудочного сока, начинается до приема пищи, часто только при виде ее.
    В связи с пищеварением всякий раз, конечно, приходит мысль об отбросах его деятельности. Но и при переработке чувственных данных мышление, проверяя их, также отбрасывает часто то, что в наших наблюдениях не соответствует реальности — вроде сходящихся к горизонту железнодорожных рельсов, преломленного вводе весла, погружающегося в море солнца и т. п. Продолжая аналогию между мышлением и пищеварением, в процессе которого, как известно, не только перерабатывается пища, но и усваиваются вещества, нужно отметить, что роль мышления состоит не только в переработке чувственных данных. Мышление наряду с ощущениями само является важным источником приобретения нового знания. При объяснении чувственно воспринимаемых явлений,
    например горения, кипения и т. п, за счет мышления выясняется их сущность при этом вводятся в соответствующие теории недоступные органам чувств объекты молекулы, атомы,
    поля и т. д Мышление создает как мы увидим далее объекты сугубо теоретического характера абстрактные, идеализированные, идеальные и т. п (см. § При этом наряду с областями реальной действительности, предметы и явления которой существуют в пространстве и времени, возникают объекты, составляющие области идеальной действительности, которые изучают так называемые абстрактные науки, в частности,
    математика и логика. Логические операции и процедуры,
    изучаемые логикой, не имеют пространственно-временных характеристик, как и числа, множества, группы, вообще изучаемые математикой структуры.
    Чувственная и рациональная ступени познания обладают рядом существенно различных характеристик. Различны,
    во-первых, сами формы отражения действительности на той и другой ступени. На первой — чувственной, — как мы уже говорили, это — ощущения, восприятия, представления. На ступени же абстрактного мышления наши знания о действительности представлены такими формами,
    как понятия, высказывания (суждения, теории.
    Это специфические языковые формы выражения получаемых в процессе познания знаний, тогда как формы чувственного опыта вовсе необязательно связаны с языком. Далее, чувственное познание является, в основном, пассивной формой отражения действительности. Чувственные данные человек получает нередко помимо своей воли, а иногда — и вопреки желаниям.
    Процесс же познания на абстрактной ступени представляет собой волевую, целенаправленную деятельность. Неслучайно в характеристике этого процесса применяются такие выражения, как научный поиск, напряженная работа мысли, интеллектуальная деятельность и т. п. Целенаправленность мыслительных процессов определяется возникающими вопросами что общего в предметах того или иного класса Почему, как осуществляется то или иное явление?
    Каковы механизмы взаимодействия предметов Каковы закономерности их развития и т. п Конечно, речь идет не о конкретных случаях применения операций логики в конкретных, естественных процессах мышления, а о типах операций вообще, о законах, которым они подчинены, об условиях их правильности, взятых вне пространственно-временных координат

    Как и всякая мышление имеет свои специфические приемы и методы анализ, синтез, сравнение, обобщение,
    абстрагирование, научное объяснение и др, с помощью которых формируются понятия, высказывания (суждения, теории.
    К числу приемов и методов мыслительной деятельности относятся также операции с самими понятиями и высказываниями обобщение и ограничение, деление и классификация понятий, доказательство и опровержение высказываний, выводы одних высказываний из других — умозаключения.
    У м о заключения играют важную роль для характеристики мышления как одного из источников познания. Они часто дают возможность выявить то, что недоступно непосредственно органам наших чувств. Например, известно из механики, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех точках его объема, геометрический центр и центр масс совпадают. У Земли, как показывают астрономические наблюдения, эти центры не совпадают. Ясно, что это дает нам право — чисто теоретически, опосредованно — заключить, что плотность Земли неодинакова во всех ее частях.
    Характерной особенностью абстрактного мышления, наряду стем, что оно является опосредованным отражением действительности, выступает обобщенный характер отражения. Если нач у в ст вен ной ступени познания мы имеем информацию об отдельных явлениях и предметах и лишь в некоторой мере достигаем обобщения различного в представлениях, тона ступени абстрактного мышления всякое отдельное, конкретное познается на основе общего, то есть на основе предварительного обобщения предметов тех или иных классов (металлы, растения и т. п.).
    Так, чтобы понять, что представляет собой Московский государственный университет, мы должны, по крайней мере,
    иметь знание о том, что такое учебное заведение, высшее учебное заведение, университет. Знания такого рода представляют понятия.
    • В понятиях мы обобщаем предметы некоторых классов, то есть множеств качественно однородных в некотором отношении предметов. Обобщения достигаются за счет выделения именно того общего, что характерно для предметов этого класса
    Так мы получаем понятия Целое положительное число,
    отличное от единицы, которое не имеет никаких делителей,
    кроме самого себя и единицы, — простое число, Заведение, в котором происходит обучение людей каким-то наукам учебное заведение и т. п.
    Заметим, что сами обобщения возможны только благодаря употреблению языка, поскольку только с помощью знаков языкато есть слови словосочетаний, мы можем выделить и зафиксировать общие свойства предметов какого- либо класса С помощью языка мы познаем и выделяем причины и сущность явлений. Знание же сущности составляет основу значимых обобщений, объяснения явлений, раскрытия законов действительности, основу формирования теоретических понятий
    и самих теорий.
    В познании сущности явлений основную роль играет именно мышление, которое само по себе, наряду с ощущениями, является, как уже было сказано, важнейшим источником познания.
    Важную роль в процессе познания играет практическая
    деятельность людей Именно в практической деятельности прежде всего осуществляется познание предметов с помощью органов чувств. Практика ставит перед человеком вопросы, проблемы, которые стимулируют и направляют познавательную деятельность. С другой стороны, в практике проверяются результаты тех или иных процессов познания,
    устанавливается истинность или ложность возникающих высказываний и теорий.
    • Таким образом, практика играет двоякую роль она является
    основой процесса познания и критерием истинности его ре-
    зультатов.
    Все наше знание нужно нам в конечном счете для практического применения. Эту мысль хорошо выразил русский историк ВО. Ключевский: Цена всякого знания определяется его связью с нашими нуждами, стремлениями и поступками. Иначе знания становятся простым балластом памяти,
    пригодным для ослабления житейской качки разве только
    пустому кораблю, который идет без настоящего ценного груза Итак, основные особенности абстрактного мышления, определенные аспекты которого изучает логика, составляют:
    неразрывная связь с языком, опосредованный, целенаправленный и обобщенный характер отражения и, как мы видели, наличие особых форм отражения действительности и особых приемов и методов познавательной деятельности.
    Наряду с различением ступеней чувственного и рационального познания выделяют в рамках самого рационального познания также две ступени ступень или, другими словами,
    уровень эмпирического познания (и знания) и уровень теоретического познания (и знания).
    • Эмпирический уровень рационального познания — это процесс (этап) мыслительной — языковой — переработки чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщении материала, получаемого посредством наблюдения. Здесь в форме высказываний фиксируются определенные связи, отношения между предметами,
    факты, указывающие на наличие или отсутствие тех или иных ситуаций. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления. Таким образом формируются эмпирический базис тех или иных теорий.
    • Для теоретического уровня рациональной ступени познания характерно то, что здесь включается деятельность мышления как другого источника знания происходит построение теорий,
    объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности, которая является предметом изучения той или иной теории.
    Если для эмпирического уровня характерно знание фактического характера, то для теоретического уровня основным является знание необходимого характера, пример которого как раз — знание законов действительности Ключевский ВО Курс русской истории // Собр. соч Вт М. — Т. 1. — Ч. 1. — С. 45.
    14
    Однако основа всего мышления — его синтетическая
    (синтезирующая) деятельность, проявляющаяся в суждениях.
    Дело в том, что при формировании самого языка происходит отрыв свойств, отношений, вообще характеристик предметов от самих предметов. Свойства и отношения предметов,
    как и сами предметы, фиксируются в различных знаках языка и наличествуют первоначально в языке в отрыве друг от друга, как нечто самостоятельно" существующее свойства
    (красный, высокий, электропроводный, вязкий, трудный) в отрыве от предметов (медь, человек, воск, наука, некоторые свойства и отношения, связанные в действительности — в отрыве друг от друга и от предметов и т. д.
    Созидательная деятельность мышления начинается с того, что свойства, отношения соотносятся с определенными предметами устанавливается наличие или отсутствие тех или иных свойству предметов (медь воск — не красный и т. п, характеризуется наличие или отсутствие отношений между определенными предметами
    (Москва южнее Мурманска, воск легче парафина, Иван не брат Петра и т. п. Это — основная синтетическая деятельность мышления, осуществляемая посредством специальных мыслительных актов — утверждений и отрицаний, — и реализуется в таких формах мысли как суждения.
    • Таким образом, суждение является основной формой мыслительной деятельности. А указанная синтетическая деятельность прежде всего характеризует активный характер мыслительной познавательной деятельности и специфику воспроизведения мира с помощью языка (см. гл. Основу всего процесса познания составляют следующие наиболее общие — применимые как на эмпирическом, таки на теоретическом уровне познания — приемы познавательной деятельности.
    С равнение выявление сходств и различий между предметами.
    Анализ предметов, данных в представлении, — разложение, расчленение их на отдельные признаки, отдельные части, выявление их связей и отношений с другими предметами Синтез — воспроизведение предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, части, результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств и отношений.
    О боб щ е ни е — объединение водной мысли под одним термином — словом, словосочетанием — множества предметов по сходным их чертам. Обобщение связано с процессом абстрагирования.
    Выделяются три вида абстрагирования Первый из них состоит в том, что в предмете выделяются какие-то признаки, а все другие остаются за пределами внимания другими словами, происходит отвлечение от всех других признаков. Результат применения такого приема есть абстрактно мыслимый, характеризуемый лишь некоторой совокупностью выделенных признаков предмет. Наиболее важную роль этот прием играет при образовании понятий. Здесь он неразрывно связан с обобщением предметов некоторого класса и поэтому может быть названо боб щ а ю щ ера зли чающим абстрагированием Второй вид — отождествляющее абстрагирование. Прием состоит в том, что, выделяя некоторые признаки предмета, мы игнорируем все остальные как несущественные стой или иной точки зрения. Это ведет к отождествлению всех предметов, обладающих выделенными признаками. Таким образом, например, выделяя те или иные слова по их структуре, мы игнорируем все различия, связанные сих написанием или произношением, и рассматриваем все случаи употребления слова одной и той же структуры как различные экземпляры одного итого же слова. Все эти случаи как бы склеиваются в один. Элементами понятия
    «книга», например, мы считаем такие книги, как Поднятая целина, Три мушкетера и т. дно не различные экземпляры этих книг.
    И наконец, имеется так называемое изолирующее абстрагирование, состоящее в том, что отдельные признаки предметов, отдельные их характеристики мысленно отделяются от самих предметов и становятся самостоятельными предметами мысли. Результатом таких процессов являются так называемые абстрактные объекты и понятия:
    «фигура», качество, количество, талант, объем, длина и пр
    Следует различать (часто смешиваемые) такие приемы познания, как обобщающее абстрагирование и идеализация Идеализация состоит в том, что, имея ввиду некоторые предельные случаи (предел уменьшения трения, увеличение упругости и т. д мы либо мысленно наделяем предметы какими-то свойствами, которых они в действительности не имеют (например, физические тела — способностью восстанавливать при деформации свой объем или форму, в результате чего появляются понятия типа идеально упругое тело или идеальная жидкость либо лишаем их
    каких-то свойств, которыми они в действительности обладают Так возникают в нашем сознании «безразмерные»
    точки, линии, лишенные ширины, идеальный газ».
    Понятие истины. В заключение данного очерка о процессе познания особо отметим, что цель всякого познания состоит в достижении истинного знания о тех областях действительности, которые являются предметом познания. Понятие истинного знания удобнее всего разъяснить на примере высказываний (суждений, с которыми его нередко только и
    В каждом высказывании устанавливается наличие или отсутствие утех или иных предметов какого-то свойства или отношения между ними. Иначе говоря, в каждом высказывании утверждается наличие или отсутствие той или иной ситуации в действительности, к которой относится данное вы- сказывание.
    Отсутствие некоторой ситуации, в свою очередь, обычно рассматривают как наличие некоторой отрицательной ситуации. Отсутствие ситуации впадения Волги в Черное море можно рассматривать как наличие ситуации невпадения Волги в Черное море. Таким образом мы приходим к обобщению в каждом высказывании утверждается наличие некоторой (положительной или отрицательной) ситуации в действительности. Положительные и отрицательные ситуации назовем противоположными (они не могут иметь место в действительности одновременно и какая-то из них всегда имеет место. Учитывая это, можно сказать Вопрос о применимости понятия истинности к теориями понятиям будет рассмотрен далее (см. гл. V игл Высказывание истинно тогда и только тогда, когда утверждаемая в нем ситуация имеет место в действительности.
    В противном случае говорят, что высказывание ложно.
    Точнее говоря, высказывание ложно, если в действительности имеет место ситуация, противоположная той, которая утверждается в высказывании.
    Если высказывание истинно или ложно, то только в этом случае оно называется осмысленным. В противоположном случае оно не является осмысленным Необходимым

    условием осмысленности высказывания является точность
    его формулировки, то есть правильность его формулировки сточки зрения требований языка и логики Требование логики состоит прежде всего в том, чтобы высказывание имело ясный смысл (что, в свою очередь, подразумевает выполнение определенных правил логики при построении высказывания) При неудовлетворении требования ясности в рамках неосмысленных высказываний могут возникать высказывания бессмысленные и неопределенно- истинностные. Вот примеры бессмысленных высказываний:
    «Всякий вечный двигатель работает без бензина, Простые числа тяжелее нечетных. Утверждения типа Это тело является горячим, Земля вращается быстро и т. п. без дополнительных уточнений смысла горячее, «быстрое»,
    «большое» и т. п. являются неопределенно-истинностными.
    Бессмысленные и неопределенно-истинностные высказывания, конечно, не являются истинными, но они и не ложны.
    В дальнейшем мы вернемся к некоторым уточнениям определений истинности и ложности высказываний Это высказывание бессмысленно потому, что не имеет реального содержания, так как в действительности нет предметов, к которым оно относится. Это значит, что в данном случаев действительности нет ситуации,
    которая утверждается в данном высказывании (работа всех вечных двигателей без бензина, как нет и противоположной ситуации (работа каких-то вечных двигателей на бензине Это высказывание бессмысленно, так как не выполнено одно из требований логики — необходимо, чтобы предметы, к которым относятся утверждаемые в высказывании характеристики их, относились к области определения этих характеристик (точнее, как мы увидим далее — к области определения знаков этих характеристик, называемых далее предикато- рами — гл. И, 6).
    18

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37