Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

  • СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Кариес зубов Задача № 1.1.

  • 2. Некариозные поражения твердых тканей зуба Задача № 2.1.

  • Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5 курсов. Сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5. Терапевтическая стоматология


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеТерапевтическая стоматология
    АнкорСборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5 курсов.pdf
    Дата28.01.2017
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5.pdf
    ТипДокументы
    #158
    КатегорияМедицина
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ГОУ ВПО
    «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
    Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    Кафедра терапевтической стоматологии
    ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
    СТОМАТОЛОГИЯ
    сборник ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5 курсов, обучающихся по специальности 060105 – стоматология
    Красноярск
    2011

    2
    УДК 616.314 (076.1)
    ББК 56.6
    Т 34
    Терапевтическая стоматология : сб. ситуационных задач с эталонами ответов для студентов 3-5 курсов, обучающихся по спец. 060105 – стоматология / сост.
    А.А. Майгуров, И.В. Орешкин, А.С. Солнцев и др.– Красноярск : тип. КрасГМУ,
    2011. – 89 с.
    Составители: к.м.н., доц. Майгуров А.А. к.м.н., доц. Орешкин И.В. д.м.н., проф. Солнцев А.С., д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н., к.м.н., доц. Бакшеева С.Л., асс. Корякина О.С., асс., к.м.н. Кузнецова Л.А., асс. Мишнев Ю.В., асс. Позовская Е.В.
    Ситуационные задачи подготовлены в соответствии с
    Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2003), примерной программой дисциплины «терапевтическая стоматология» (Москва, 2002), рабочей программы дисциплины
    «терапевтическая стоматология» специальности 060105 - стоматология
    (2007).
    Рецензенты: доцент кафедры стоматологии ИПО
    ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, к.м.н. Буянкина Р.Г. доцент кафедры стоматологии детского возраста
    ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, к.м.н. Тарасова Н.В.
    Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № 7 от 28.04.11. г.)
    КрасГМУ
    2011

    3
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Ситуационные задачи
    ............................................................................................. 4 1. Кариес зубов
    ..................................................................................................... 4 2. Некариозные поражения твердых тканей зуба
    ............................................. 8 3. Воспаление пульпы зуба
    ............................................................................... 12 4. Воспаление периодонта
    ................................................................................. 15 5. Заболевания тканей пародонта
    ..................................................................... 21 6.
    Заболевания слизистой оболочки полости рта
    ........................................... 31
    Эталоны ответов на ситуационные задачи
    ......................................................... 52

    4
    СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
    1. Кариес зубов
    Задача № 1.1.
    Пациент Р., 34 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на боль в 15 при приеме твердой пищи, боль появилась месяц назад.
    Объективно: на жевательной поверхности 15 глубокая кариозная полость, зондирование болезненное по дну полости, реакция на холод болезненная, кратковременная.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3.
    Какими дополнительными методами обследования можно подтвердить диагноз?
    4.
    Проведите дифференциальную диагностику.
    5. Какой метод обезболивания потребуется?
    Задача №1.2.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная Д., 16 лет, с целью санации. При осмотре на вестибулярной поверхности 21 в пришеечной области обнаружено меловидное пятно размером 0,3 см на 0,4 см. При зондировании поверхность пятна гладкая. Со слов больной стало известно, что пятно появилось 3 месяца назад.
    1. Поставьте предварительный диагноз.
    2. Назовите дополнительные методы обследования.
    3. Проведите дифференциальную диагностику.
    4. Назначьте лечение.
    5. Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
    Задача №1.3.
    Пациент Л. обратился с целью санации. Жалоб не предъявляет.
    Объективно: на вестибулярной поверхности 11 в пришеечной области меловидное пятно с нечеткими границами диаметром до 0,3 см., поверхность пятна гладкая, реакции на температурные раздражители отсутствует.
    1.
    Поставьте предварительный диагноз.
    2.
    Назовите дополнительные методы обследования.
    3.
    Проведите дифференциальную диагностику.
    4.
    Составьте план лечения.
    5.
    Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
    Задача №1.4.
    Пациент А., 30 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на быстропроходящую боль от сладкого в 25 зубе, боль появилась месяц назад.

    5
    Объективно: На жевательной поверхности 25 кариозная полость в пределах эмали, зондирование безболезненное, реакция на холод безболезненная.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3.
    Назовите дополнительные методы обследования.
    4.
    Проведите дифференциальную диагностику.
    5.
    Какие пломбировочные материалы следует использовать?
    Задача № 1.5.
    Больной К., 23 года, обратился с жалобами на кратковременные боли от температурных раздражителей в 16 зубе. При осмотре на коронке видимых кариозных полостей не наблюдается, при орошении зуба холодной водой отмечается кратковременная боль.
    На внутриротовой рентгенограмме на апроксимально-дистальной поверхности отмечается нарушение структуры твердых тканей зуба в средних слоях дентина.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3.Какие особенности препарирования таких кариозных полостей?
    4.Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать для лечения?
    5.Почему при пломбировании необходимо восстановить контактный пункт?
    Задача № 1.6.
    Больной Р., 26 лет, обратился с жалобами на кратковременные боли в 13 зубе при приеме холодной пищи. 13 зуб год назад был лечен по поводу неосложненного кариеса. Боли появились 2 месяца назад после выпадения пломбы.
    Объективно: на контактно-медиальной поверхности 13 зуба кариозная полость средней глубины. Режущий край сохранен. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, перкуссия безболезненна.
    1. Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3. Назовите методы исследования, необходимые для уточнения диагноза.
    4. Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать для лечения?
    5.
    Каковы особенности пломбирования таких полостей?
    Задача №1.7.
    В клинику терапевтической стоматологии обратился больной К., 24 лет, с жалобами на кратковременные боли в 37 зубе при приеме пищи. Боли появились 2 месяца назад. При объективном осмотре на апроксимально-

    6 дистальной поверхности 37 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам кариозной полости , перкуссия безболезненна.
    1. Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3. Назовите дополнительные методы обследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
    4. Проведите дифференциальную диагностику.
    5.
    Назовите этапы лечения.
    Задача №1.8.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная М., 30 лет, с жалобами на кратковременные боли в 24 зубе при приеме пищи. Боль появилась после выпадения пломбы месяц назад. Объективно: на апроксимально-медиальной поверхности 24 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам полости, реакция на холод болезненная, кратковременная, перкуссия безболезненна.
    1. Поставьте диагноз.
    2. Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3. Назовите дополнительные методы исследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
    4. Проведите дифференциальную диагностику.
    5. Назовите этапы лечения.
    Задача №1.9.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная К., 25 лет, с жалобами на кратковременные боли в 17 зубе при приеме пищи. Пять дней назад 17 зуб был лечен по поводу среднего кариеса, пломба выполнена из материала «Эвикрол», прокладка из фосфатного цемента «Унифас».
    Объективно: на жевательной поверхности 17 зуба пломба. Перкуссия 17 безболезненна.
    1.
    Каковы причины жалоб пациентки?
    2.
    Перечислите, врачебные ошибки, которые могли привести к данной клинической ситуации.
    3.
    Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?
    4.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    5.
    Тактика врача в этой ситуации.
    Задача №1.10.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная А., 45 лет, с жалобами на выпадение пломбы из 12 зуба, боль от холодного, сладкого в 12 зубе.
    Из записей в медицинской карте стало известно, что 12 зуб полгода назад лечен по поводу среднего кариеса, пломбирование проведено материалом
    «
    Эвикрол».

    7
    Объективно: на контактно-латеральной поверхности 12 зуба кариозная полость средней глубины. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, реакция на холод болезненная, кратковременная. Перкуссия безболезненная.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3. Назовите возможные причины выпадения пломбы.
    4. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?
    5.
    Каким пломбировочным материалом целесообразнее провести пломбирование кариозной полости?
    Задача №1.11.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная А. 45 лет с жалобами на выпадение пломбы из 11 зуба.
    Объективно: на латеральной поверхности 11 зуба глубокая кариозная полость с разрушением режущего края коронки. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе и дну полости, реакция на холод болезненная, кратковременная, перкуссия безболезненная.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3.
    Проведите дифференциальную диагностику.
    4.
    Какое обезболивание следует провести?
    5.Каким материалом целесообразнее восстановить данный дефект?
    Задача №1.12.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная О., 38 лет, с жалобами на кратковременные боли в 25 зубе при приеме пищи. Боль появилась после выпадения пломбы 2 месяца назад.
    Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 25 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам кариозной полости, реакция на холод болезненная, перкуссия безболезненна.
    1. Поставьте диагноз.
    2. Какой класс кариозной полости по Блэку?
    3. Назовите методы обследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
    4. Проведите дифференциальную диагностику.
    5. Назовите этапы лечения.
    Задача №1.13.
    Больная А., 42 лет, обратилась в клинику терапевтической стоматологии с целью санации. Объективно: на оральных поверхностях 33, 32, 31, 41, 42, 43 зубов наблюдается зубной камень, покрывающий 1/3 коронки.
    1. С помощью каких инструментов можно провести удаление зубного камня?

    8 2. Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного камня?
    3. Дайте рекомендации пациенту по гигиене полости рта.
    4. Чем заканчивается процедура удаления зубного камня?
    5. На что следует обратить внимание врачу после удаления зубного камня?
    Задача №1.14.
    В клинику терапевтической стоматологии обратился пациент Б., 35 лет, с целью санации.
    При осмотре: небные поверхности зубов верхней челюсти и язычные поверхности зубов нижней челюсти покрывает налет темно-коричневого цвета до 1/2 коронки зуба.
    1. Какое назубное отложение имеет место?
    2. С помощью каких инструментов можно провести удаление данного зубного отложения?
    3.
    Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного налета?
    4. Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
    5. Что может скрывать налет курильщика?
    2. Некариозные поражения твердых тканей зуба
    Задача № 2.1.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 17 лет с жалобами на наличие светло-коричневых пятен на резцах верхней и нижней челюстей. При зондировании поверхность пятен гладкая, эмаль блестящая.
    Из анамнеза известно, что с 3 до 7 лет больная проживала в местности с содержанием фтора в воде 2,5 мг/л.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Назначьте лечение.
    4.
    Назовите меры профилактики при данной патологии.
    5.
    Что явилось причиной развития заболевания?
    Задача № 2.2.
    При осмотре полости рта пациента врач обратил внимание на меловидные пятна на буграх 25 зуба, границы пятен нечеткие, поверхность гладкая.
    Из анамнеза: пятна появились сразу после прорезывания 25, неприятных ощущений не вызывают, в размерах не изменялись.
    1.
    Назовите наиболее вероятный диагноз.
    2.
    Проведите дифдиагностику.
    3.
    Назовите наиболее вероятную причину таких изменений твердых тканей зуба.

    9 4.
    Какие дополнительные методы обследования можно провести?
    5.
    Назначьте лечение.
    Задача № 2.3.
    Пациент 25 лет, обратился с целью санации полости рта. При осмотре на вестибулярной поверхности, ближе к режущему краю, выявлены точечные углубления в эмали 11, 21 зубов, дно углублений пигментировано.
    Из анамнеза: углубления появились сразу после прорезывания, пигментировались позже, неприятных ощущений не вызывают. Проживает в местности с умеренным климатом и концентрацией фтора в питьевой воде 1 мг/л.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите дифференциальную диагностику.
    3.
    Что могло быть причиной этого заболевания?
    4.
    Назначьте лечение.
    5.
    Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать?
    Задача № 2.4.
    В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 46 лет с жалобами на боли в 12 зубе при накусывании. Боли появились после того, как пациентка пыталась разгрызть грецкий орех.
    Объективно: 12 зуб подвижен в вестибулярно-оральном направлении, перкуссия болезненна, ЭОД=15 мкА.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какие дополнительные методы обследования нужно провести для уточнения диагноза?
    3.
    Тактика врача.
    4.
    В каком случае следует депульпировать зуб?
    5.
    Назначьте общее лечение.
    Задача № 2.5.
    Больной 18 лет обратился с жалобами на боли в 11 зубе, возникшие сразу после травмы. При осмотре: коронка 11 зуба отломана на 1/2 длины, полость зуба вскрыта, пульпа кровоточит, резко болезненна при зондировании.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Назовите дополнительные методы диагностики.
    3.
    Составьте план лечения.
    4.
    Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
    5.
    Назовите способы реставрации.
    Задача № 2.6.
    В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 35 лет с жалобами на скол угла коронки 22 зуба, произошедший во время приема твердой пищи.

    10
    Объективно: медиальный угол коронки 22 отломан в переделах дентина, зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, перкуссия безболезненна.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Назовите методы обследования для уточнения диагноза.
    3.
    Какой метод лечения показан в этом случае.
    4.
    Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
    5.
    Какие рекомендации следует дать пациенту после восстановления коронки зуба?
    Задача № 2.7.
    В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 46 лет с целью санации. При осмотре на вестибулярной поверхности в пришеечной области
    23 зуба обнаружен дефект в виде клина. При зондировании стенки дефекта гладкие, безболезненные.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Назовите причины возникновения данного заболевания.
    4.
    Существуют ли эффективные меры профилактики этой патологии?
    5.
    Назначьте лечение.
    Задача № 2.8.
    Больная 43 лет обратилась с жалобами на боли в передних зубах верхней челюсти от кислого, холодного, наличие дефектов в этих зубах.
    Анамнез: дефекты появились 5 лет назад, боли от холодного появились 3 месяца назад. Страдает тиреотоксикозом.
    При осмотре: на вестибулярной поверхности экваториальной области
    12,11,21,22, вогнутые дефекты эмали овальной формы, размером до 0,3 см с гладким, плотным дном.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Назовите стадии этого заболевания.
    4.
    Укажите причины возникновения.
    5.
    Назначьте лечение.
    Задача № 2.9.
    Больной 38 лет обратился с жалобами на боли от температурных и химических раздражителей в передних зубах верхней и нижней челюстей.
    Работает на предприятии химической промышленности. При осмотре
    12,11,21,22,32,31,41,42 снижена высота коронок на 1/3, по режущему краю оголен пигментированный плотный дентин, зондирование безболезненное.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Объясните этиологию этого заболевания.

    11 4.
    Назначьте лечение.
    5.
    Укажите методы профилактики этого заболевания.
    Задача № 2.10.
    Больная, 31 год, обратилась с жалобами на резкую боль от холодного воздуха, чувство оскомины в зубах верхней и нижней челюстей. При осмотре обнаружено обнажение шеек зубов без нарушения целостности твердых тканей. Легкое прикосновение к зубам также вызывает болезненность.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Какое общее лечение можно назначить?
    3.
    Какие физиопроцедуры необходимы при данной патологии?
    4.
    Какими препаратами можно проводить местное лечение?
    5.
    Почему не целесообразно проводить местное лечение 30% водным раствором нитрата серебра?
    Задача № 2.11.
    Больной 23 лет обратился с жалобами на боли в 21 зубе, возникшие сразу после травмы.
    Объективно: коронка 21 зуба сохранена, изменена в цвете, резкая болезненность при перкуссии. На рентгенологическом снимке 21 зуба на середине корня отмечается линия просветления, идущая в поперечном направлении.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Составьте план лечения.
    4.
    Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
    5.
    Назовите методы коррекции цвета зуба.
    Задача № 2.12.
    Больной 18 лет обратился в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на болезненность передних зубов, «укорочение» 12, возникшие непосредственно после травмы.
    Объективно: 12 зуб смещен в лунки в сторону тела челюсти. Коронка 12 зуба сохранена, не изменена в цвете, резкая болезненность при перкуссии. На рентгенологическом снимке 12 зуба периодонтальная щель в области верхушки корня не прослеживается.
    1.
    Поставьте диагноз.
    2.
    Проведите диф.диагностику.
    3.
    Укажите классификацию переломов зуба ВОЗ.
    4.
    Составьте план лечения.
    5.
    Причины, по которым целесообразно провести депульпирование при данном диагнозе.

    12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    написать администратору сайта