Главная страница
Навигация по странице:

  • Морфемика и словообразование

  • Алифиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. -М., 2004. 368 с. Теория языка вводный курс


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеТеория языка вводный курс
    АнкорАлифиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. -М., 2004. 368 с.pdf
    Дата30.01.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаАлифиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. -М., 2004. 368 с.pdf
    ТипРеферат
    #1252
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ÂÛÑØÅÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÅ Н. Ф. АЛЕФИРЕНКО
    ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
    ВВОДНЫЙ КУРС
    Допущено
    Учебно методическим объединением
    по направлениям педагогического образования
    Министерства образования Российской Федерации
    в качестве учебного пособия для студентов
    филологических специальностей высших учебных заведений "

    ÓÄÊ 800 (075.8)
    ÁÁÊ 81ÿ73
    À489
    ISBN 5-7695-1448-5
    © Àëåôèðåíêî Í.Ô., 2004
    © Îáðàçîâàòåëüíî-èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2004
    © Îôîðìëåíèå. Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2004
    ÓÄÊ 800 (075.8)
    ÁÁÊ 81ÿ73
    Ð å ö å í ç å í ò û:
    êàôåäðà îáùåãî ÿçûêîçíàíèÿ è èñòîðèè ÿçûêà
    Ìàãíèòîãîðñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî óíèâåðñèòåòà (çàâ. êàôåäðîé — äîêòîð
    ôèëîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð C.Ã. Øóëåæêîâà); äîêòîð ôèëîëîãè÷åñêèõ
    íàóê, àêàäåìèê ÐÀÅÍ, ïðîôåññîð ÃÈÐß èì. À. Ñ. Ïóøêèíà Â. Ì. А Í. Ô.
    Òåîðèÿ ÿçûêà. Ââîäíûé êóðñ: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ôèëîë.
    ñïåö. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð
    «Àêàäåìèÿ», 2004. — 368 ñ.
    ISBN 5-7695-1448-5
    Â ïîñîáèè ðàññìîòðåíû îñíîâíûå âîïðîñû êóðñà «Ââåäåíèå â ÿçûêî-
    çíàíèå» â ñîîòâåòñòâèè ñ äåéñòâóþùåé ïðîãðàììîé. Ìíîãèå òðàäèöèîí-
    íûå ðàçäåëû êóðñà («ßçûê è ìûøëåíèå», «Ïðèðîäà è ñóùíîñòü ÿçûêà»,
    «Êëàññèôèêàöèè ÿçûêîâ ìèðà», «Ôîíîëîãè÷åñêèå è ãðàììàòè÷åñêèå òåî-
    ðèè», «Ñåìàñèîëîãèÿ») ðàñêðûâàþòñÿ ñ ó÷åòîì íîâåéøèõ äîñòèæåíèé
    ÿçûêîâåäåíèÿ (ñîöèî- è ïñèõîëèíãâèñòèêè, ñèíõðîíè÷åñêîé è äèàõðî-
    íè÷åñêîé, êîãíèòèâíîé ëèíãâèñòèêè).
    Äëÿ ñòóäåíòîâ ôèëîëîãè÷åñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé âûñøèõ ó÷åáíûõ çàâå-
    äåíèé; ìîæåò áûòü ðåêîìåíäîâàíî òàêæå äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ
    êîëëåäæåé, ïðåïîäàâàòåëåé ãèìíàçèé, ëèöååâ.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение .................................................................................................. 3
    ßçûê êàê ñèñòåìà ................................................................................... Объект и предмет науки о языке
    ............................................................... Языки речь ............................................................................................ Единицы языка и единицы речи ......................................................... Природа и сущность языка
    ......................................................................... Биологическая теория языка ............................................................ Психологические подходы к сущности языка ................................... Язык как общественное явление ......................................................... 24
    Многокачественная природа языка ..................................................... Основные этапы порождения речи ..................................................... Функции языка ...................................................................................... Проблема происхождения языка ................................................................ Легенды и мифы .................................................................................... Античные теории ................................................................................... Язык — продукт человеческого естества ............................................ Социальные теории происхождения языка ........................................ 48
    Яфетическая теория .............................................................................. Материалистическая теория ................................................................. Развитие и функционирование языка ........................................................ Основные понятия ................................................................................ Языковые контакты .............................................................................. Социальные условия развития и функционирования языка ........................................................... Генеалогическая классификация языков мира .......................................... Фонетика и фонология ............................................................................... Фонетика ..................................................................................................... Фонетическое членение речи ............................................................... Звуки речи. Акустические свойства звуков ...................................... 100
    Просодика ............................................................................................ Фонетические процессы ..................................................................... Чередования ......................................................................................... 121
    Фонология ................................................................................................... Из истории фонологии ....................................................................... Фонема и звук ..................................................................................... Восприятие звуков и фонема ............................................................. Историческая фонология. Конвергенция и дивергенция ................................................................................ Фонологические школы ..................................................................... Современные теории фонемы ................................................................... Письмо ....................................................................................................... Языки письмо ..................................................................................... Исторические предпосылки возникновения письма ...................... Этапы развития письма. Типы письма ............................................. Основные категории письма .............................................................. Графика и орфография ....................................................................... Лексикология ............................................................................................. Основные понятия .............................................................................. Слово как предмет лексикологии ...................................................... Лексическое значение слова. Аспекты лексического значения ..... Проблема тождества слова .............................................................. 203
    Моносемия ........................................................................................... Полисемия. Способы ее развития ..................................................... Омонимия ............................................................................................ Синонимия .......................................................................................... 217
    Антонимия. Функции антонимов ..................................................... 221
    Паронимия ........................................................................................... Типы лексических полей .................................................................... Динамика словарного состава и его стилистическое расслоение ...................................................................................... Лексикография ........................................................................................... Основные понятия .............................................................................. Основные типы словарей ................................................................... Фразеология ............................................................................................... Категориальные свойства фразеологической единицы ................... Классификация фразеологических единиц ...................................... Фразеологическое значение ............................................................... Источники возникновения фразеологических единиц ................... Этимология ................................................................................................ 267
    Морфемика и словообразование .............................................................. Морфемный состав слова ................................................................... Типы морфов ....................................................................................... Словообразовательная структура слова ............................................. Производные и производящие слова (основы) ................................ Словообразовательный тип ................................................................ 280
    Словообразовательная модель ........................................................... Словообразовательное значение ........................................................ Способы словообразования ................................................................ Грамматика ................................................................................................ Морфология ................................................................................................. Грамматическое значение .................................................................. Способы и средства выражения грамматических значений ........... Грамматическая форма ....................................................................... Грамматическая категория ................................................................. Историческое развитие морфологии ................................................. Синтаксис .................................................................................................. Основные понятия .............................................................................. Словосочетание ................................................................................... Предложение ........................................................................................ Историческое развитие синтаксического строя ............................... Основные учебные пособия ............................................................... Список условных сокращений ........................................................... 364

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Язык — одна из самых таинственных мировых загадок, которую люди пытаются разгадать не одно тысячелетие. Донаучные представления о языке отражены в многочисленных мифах, легендах и религиозных сочинениях. Зарождение научной картины мира предполагало, разумеется, и накопление достоверных знаний о языке. Первые филологические знания формировались в самых разных науках о человеке и его мире, древнейшей из которых была философия (Древняя Индия, Древняя Греция, Древний
    Рим, Китай, Арабский Восток и др. Накопленные за много веков наблюдения и знания о языке и родственных связях между отдельными языками приблизительно кв. создают основу для выделения языкознания в специальную научную дисциплину, уже располагающую своим предметом и методом (сравни- тельно-историческим) изучения языковых явлений.
    Я зык о знание (языковедение, или лингвистика (от лат. lingua язык, — наука, изучающая человеческий язык вообще и отдельные (живые или мертвые) языки. В связи с этим выделяют общее и частное языкознание.
    О б щ ее языкознание рассматривает все то, что свойственно любому языку мира (или большинству языков. К важнейшим проблемам общего языкознания относятся проблема природы и сущности языка, вопросы, связанные сего устройством и организацией, система языка, закономерности его происхождения, развития и функционирования, классификация языков мира, методология, методы и приемы лингвистических исследований, связь языкознания с другими науками (философией, логикой, психологией, филологией, этнографией, историей, социологией, семиотикой, анатомией и физиологией, математикой, статистикой, кибернетикой и др. К ним относится также проблема возникновения и развития письма.
    Ч ас т но е языкознание занимается изучением отдельных языков или группы родственных языков. Существует, например, русское, чешское, польское, китайское языкознание (или, соответственно, русистика, богемистика, полонистика, китаистика. Языкознание, изучающее германские языки (английский, немецкий,
    нидерландский, шведский, датский, норвежский, исландский
    и др, называют германистикой, языкознание, изучающее славянские языки, — славистикой и т. д. Общее и частное языкознание располагают особой теоретической базой (ср.: теоретические основы славистики, теоретическая грамматика английского языка и т.п.). Наряду с теоретическим существует прикладное языковедение, которое решает как общие, таки частные задачи обучение языкам, создание письма, культура речи, создание систем автоматического перевода, автоматического поиска и т.п.
    В зависимости от целей и задач исследования частное языковедение может быть либо синхроническим (от греч. syn вместе си время, если изучает языковые явления водной временной плоскости (напр, современный английский язык безотносительно к его истории, либо диахроническим (от dia сквозь, через»),
    историческим, если прослеживается историческое развитие языка,
    затрагивающее разные его временные периоды (напр, историческая грамматика русского (украинского, белорусского) языка).
    Каждое направление располагает особым арсеналом лингвистических методов (от греч. methodos путь познания) — совокупностью научно-исследовательских приемов изучения языка, связанных с определенной лингвистической теорией и методологией.
    Важнейшими методами синхронического языкознания являются описательный, структурные (дистрибутивный, трансформационный, компонентный, типологический, статистический и др.
    Диахроническая лингвистика своим становлением обязана срав- нительно-историческому и историко-сравнительному методам.
    Первый разработан для сравнения родственных языков в их историческом развитии, а второй — для изучения языковых явлений одного итого же языка на разных этапах его развития.
    М е то долог и я — это философское учение об основных путях и способах познания языковой действительности. Содержание методологии определяется ведущими принципами познания
    (принципы системности, историзма и взаимосвязи теории и практики, законами диалектики (перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания) и категориями (наиболее общими понятиями типа единичное и общее, конкретное и абстрактное, тождество и различие. Философские и общенаучные принципы, законы и категории находят специфическое преломление в собственно лингвистических принципах, законах и категориях,
    лежащих в основе того или иного лингвистического учения (о звуковом составе языка, о словарном составе, учение о грамматическом строе и т.п.).
    Осмыслить принципы основных учений о языке, раскрыть закономерности формирования и функционирования языковых единиц, установить взаимосвязь языковых категорий — важнейшая задача курса Теория языка
    ЯЗЫК КАК СИСТЕМА
    Выполнение языком сложнейших общественно значимых функций мыслеобразующей и коммуникативной — обеспечивается его исключительно высокой организацией, оперативным динамизмом и взаимообусловленностью всех его элементов, каждый из которых хотя и имеет свое особое назначение (различать смыслы, дифференцировать формы, обозначать предметы, процессы,
    признаки окружающей действительности, выражать мысль, сообщать ее, подчинен единой общеязыковой задаче — быть средством общения и взаимопонимания. В соответствии с этим уже стало бесспорным понимание языка как открытого (постоянно развивающегося) системно-структурного образования. При этом основными категориями выступают система и структура. Первая соотносится с такими понятиями, как совокупность, целое, интеграция, синтез (объединение, а вторая с понятиями организация, строение, упорядоченность, анализ (расчленение. Существуют разные интерпретации характера соотношения этих категорий. Однако наиболее признанными и приемлемыми являются следующие.
    С ист ем а языка — это целостное единство языковых единиц,
    находящихся между собой в определенных взаимосвязях и отношениях. Сама же совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих своеобразие языковой системы в целом, образует структуру языковой системы. Структура — основное свойство языковой системы. Она предполагает расчлененность языка как целостного образования на составляющие, их взаимосвязь, взаимообусловленность и внутреннюю организацию. Для названия компонентов языковой системы обычно используются термины элементы,
    единицы языка языковые знаки части группы подсистемы.
    «Элемент» — наиболее общее терминообозначение компонентов любой системы, в том числе и языковой. Это относительно неделимый объект в составе определенной системы, а система сложное единство взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В лингвистических работах элементы языковой системы чаще называются единицами языка, или языковыми единицами
    (фонема, морфема слово предложение),а элементами именуют те
    составные части, из которых образуются единицы языка (например, идеальными элементами языковой единицы являются семы мельчайшие компоненты ее значения материальными элементами языковой единицы выступают для морфемы — фонемы, или звукоряд, звукокомплекс, звуковая оболочка, а для слова — морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание, для словосочетания слова и т. д.).
    Следовательно, не все объекты языка могут быть названы единицами языка. Статус единицы языка могут получить величины,
    если они обладают следующими свойствами 1) выражают некоторое значение либо участвуют в его выражении или различении) выделимы в качестве некоторых объектов 3) воспроизводимы в готовом виде 4) вступают между собой в закономерные связи,
    образуя некоторую подсистему 5) входят в систему языка через свою подсистему 6) находятся в иерархических отношениях к единицам других подсистем языка (такие отношения могут быть охарактеризованы в терминах состоит из ...» или входит в ...»);
    7) каждая более сложная единица обладает новым качеством по сравнению с составляющими ее элементами, поскольку единицы высших уровней не являются простой суммой единиц низших уровней.
    Различают дономинативные единицы языка (фонемы, морфемы, номинативные (слова, словосочетания, фразеологизмы) и коммуникативные (предложения, сверхфразовые единства, периоды, тексты).
    Единицы языка теснейшим образом связаны с единицами речи.
    Последние реализуют (объективируют) первые (фонемы реализуются звуками, или фонами морфемы — морфами, алломорфами;
    слова (лексемы) — словоформами (лексами, аллолексами); структурные схемы предложений — высказываниями. Единицы речи любые единицы, свободно образующиеся в процессе речи из единиц языка. Их основными признаками являются производимость свободное образование в процессе речи комбинаторность — сложное строение в результате свободного комбинирования единиц языка способность входить в более крупные образования (слова в состав словосочетаний и предложений простые предложения в состав сложных предложения образуют текст).
    Единицы языка и речи являются в основном знаковыми образованиями, поскольку они обнаруживают все признаки знака:
    имеют материальный план выражения являются носителями некоторого мыслительного содержания (значения находятся в условной связи стемна что они указывают, те. обозначают предмет мысли не в силу своих природных свойства как нечто социально предписанное.
    Из ряда знаковых единиц языка обычно исключают лишь фонему, поскольку она лишена значения. Правда, ученые Пражской лингвистической школы фонему относили к числу языковых знаков
    поскольку она участвует в различении смыслового содержания,
    сигнализирует о той или иной значимой единице языка. Полу- знаковым характером обладает и морфема (корень, приставка,
    суффикс), так как она не передает самостоятельно информации, а значит и не является самостоятельным знаком (да и опознается лишь в составе слова. Остальные единицы языка — знаковые.
    Я зыков ой знак чувственно воспринимаемая единица языка или речи, передающая информацию о другом предмете (явлении, находясь с ним в условной (социально и исторически обусловленной) связи. Определение знаковой единицы языка варьирует в зависимости от приверженности ученого к одной из существующих знаковых теорий языка монолатеральной или билатеральной. Согласно первой, знаком считается лишь материальный аспект единицы языка (звукоряд, план выражения, означающее).
    Сторонники второй теории убеждены, что языковым знаком является двусторонняя материально-идеальная единица языка, поскольку для носителей одного итого же языка план выражения
    (означающее) и план содержания (означаемое) знака представляют собой неразрывное единство, которым, собственно, и характеризуется единица языка. Следовательно, язык — это знаковая система особого рода (вторичная, материально-идеальная, исторически и социально обусловленная, открытая, те. развивающаяся).
    Элементы, единицы языка и языковые знаки следует отличать от частей и подсистем единой языковой системы.
    Как часть системы можно рассматривать любую группировку языковых единиц, между которыми устанавливаются внутренние связи, отличающиеся от связей между самими группировками.
    Внутри системы образуются таким образом подсистемы (в словарном составе — лексико-семантические группы, семантические поля в морфологии — подсистемы спряжения глаголов или склонения имени т. п.).
    Языковые единицы, образующие систему языка, могут быть однородными и неоднородными. Между однородными единицами языка исключены иерархические отношения они присущи только неоднородным единицам (фонема

    > морфема > лексема слова словосочетание > предложение).Однородные единицы языка обнаруживают способность входить в а) линейные структуры,
    цепочки и комбинации (линейные связи языковых единиц называются синтагматическими, и б) определенные группы, классы и разряды, реализуя тем самым свои парадигматические свойства.
    С и н та гм ат и чески е связи — это отношения языковых единиц по смежности, их рядоположенности (по схеме и
    ¾ и) и сочетаемости по законам определенным для того или иного языка.
    Так, по законам, английской фонетической синтагматики наличие звонких согласных в конце слова возможно, а по законам русского звукосочетания оно недопустимо. Аналогично по определенным синтагматическим законам (ограничениям) сочетаются морфемы, словоформы, члены предложения, части сложного предложения. Синтагматические ограничения обусловлены тем, что каждая единица языка занимает в линейном ряду вполне определенное положение относительно других единиц. В связи с этим было введено понятие позиции языковой единицы. Единицы, занимающие одну и туже позицию в синтагматическом ряду, образуют парадигму (класс, разряд, блок, группу).
    П ара д и гм ат и чески е связи — это отношения по внутреннему сходству, по ассоциации или отношения выбора (по схеме или
    ... или. Парадигматическими свойствами обладают все разновидности языковых единиц (выделяют парадигмы согласных и гласных фонем, морфем, словит. д. Наиболее ярким примером такого рода отношений могут служить лексические парадигмы,
    синонимы, антонимы, лексико-семантические группы и поля в морфологии — парадигмы склонения и спряжения. В парадигме каждая языковая единица отличается от всех других. Эти различия могут быть максимальными и минимальными. Так, между фонемами пил различия максимальные, а между пи /б/
    минимальные. Для общения наиболее сложными оказываются минимальные различия (их легко смешать. Именно поэтому основное внимание в лингвистике уделяется изучению языковых единиц сточки зрения их минимальных различий. Противопоставление единиц, основанное на минимальном различии, называется оппозицией. Итак, в оппозиции могут находиться две единицы, если они занимают одну и туже позицию и если их различие минимально. Ср.: 1) рот — роди) рот — ро
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта