Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

ИСТОРИЯ_ЭКОНОМИЧЕСКОЙ_МЫСЛИ_КРАТКИЙ_КОНСПЕКТ. Тема предмет и значение курса истории экономической мысли предмет истории экономической мысли. Метод истории экономической мысли


Скачать 1.11 Mb.
НазваниеТема предмет и значение курса истории экономической мысли предмет истории экономической мысли. Метод истории экономической мысли
Дата26.02.2018
Размер1.11 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИСТОРИЯ_ЭКОНОМИЧЕСКОЙ_МЫСЛИ_КРАТКИЙ_КОНСПЕКТ .doc.doc
ТипДокументы
#37215
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.Предмет истории экономической мысли.

2.Метод истории экономической мысли.

3.Периодизация истории экономической мысли
1.ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Предмет истории экономических ученийисторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческого общества.

При изучении следует различать используемые в ИЭМ понятия: школа экономической мысли (совокупность экономических учений, объединенных базовыми идейными принципами, а также общностью или последовательностью методов); течения экономической мысли (совокупность школ, представленных как альтернативные варианты или модификации, основанные на единых принципах экономических исследований); направления экономической мысли (глобальные образования, эволюционизирующие на протяжении длительного исторического периода и охватывающие совокупность течений, которые имеют существенные расхождения, но придерживаются некоторых общих принципиальных положений).

Экономическая мысль сама по себе не появляется. С одной стороны, она результат потребностей людей, которые хотят постичь действительность. С другой – попытка использовать её в практических целях, для преобразования действительности или решения хозяйственных задач. Это практическая задача экономической науки предстает в виде экономической политикигосударств.

В истории экономической мысли акцент сделан не только на сами теории, но и на их реальное воздействие на ход экономического развития. Они объективный фактор экономического развития. Таким образом, теперь мы можем дать полное определение предмета «Истории экономической мысли»как исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей в связи с решением задач хозяйственной практики.
2. МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Метод исследования определяется спецификой изучаемого объекта, то есть независим от нашего желания.

В данном случае используется подход, который в работе «Наука логики» Георг Вильгельм Фридрих Гегель определил один из самых фундаментальных методов философской науки – диалектический метод. Последний есть «осознание формы внутреннего самодвижения её содержания». В процессе познания фиксируя различие внутренней и внешней формы объекта необходимо учитывать и обстоятельство видоизменения форм, то есть их развитие. Такой подход наиболее оптимален для изучения биологической и социальной форм материи, которая предполагает сохранение изучаемого объекта как живого. Последнее отражается в понятии «органическая целостность».

Однако диалектический метод не является в исследовании экономических явлений и процессов единственным.

  1. При этом история экономической мысли, как одна из фундаментальных экономических наук имеет свой собственный, присущий только ей метод исследования в основе которого лежит закон отрицания отрицаний. Иными словами, задача состоит в объяснении причин смены одной экономической мысли другой. .

Историко-генетический метод исследования дает возможность выявить исторические условия возникновения и развития экономических идей, их взаимосвязь с хозяйственной практикой.

Системно-структурный метод исследования способствует пониманию эволюции экономической науки как целостного системного процесса.

Проблемно-логический метод исследования раскрывает объективно обусловленную историю постановки и решения теоретических и практических проблем.

Компаративный (сравнительно-исторический) метод исследования дает возможность выявить общее и особенное в разных экономических учениях.

3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Существуют самые разнообразные деления или периодизация науки. Каждая из них отражает свой взгляд на проблему и имеет свою ценность. Рассмотрим деление истории экономической мысли, применяемой в марксизме и у Раймона Барра.

Марксизм выделяет следующие этапы в развитии экономической мысли.

1. Нахождение экономической мысли в философии. Сюда относятся экономические взгляды Аристотеля, канонистов, У. Петти и т.д.

2. Развитие поверхностных (вульгарных) взглядов началось с выделения экономической науки в отдельную отрасль знаний. Поверхностный этап экономической мысли отразил меркантилизм.

3. С накоплением эмпирического материала появляются теории богатства. Весь ХVIII и ХIХ век проходит в решении этой дилеммы. Сюда можно отнести учение А.Смита, Д. Рикардо и многих других экономистов.

4. После достаточно глубокого анализа природы богатства появляется трудовая теория стоимости. Экономистом, открывшим этот этап, был Д. Рикардо. Венцом же применения данного подхода стал «Капитал» К.Маркса.

5. Появляется необходимость в более тесной привязке результатов науки к практике. Данная задача получила свое разрешение с появлением экономикса. Его автор английский экономист Альфред Маршалл.

Периодизация по Раймону Барру. Он выделяет четыре этапа развития экономической науки:

1. Донаучный этап( от возникновения до 1750 года).

К данному этапу можно отнести древних греков, канонистов, У. Петти, П. Буагильбера. Завершается этот этап Ричардом Кантильоном, работы которого стали предтечей научного этапа.

2. Рождение экономической науки (1750 – 1870 годы).

Первыми экономистами, которые дали миру экономическую науку, были физиократы. Сюда же можно отнести Адама Смита, Давида Рикардо, К.Маркса Дж.С. Милля, Сэя.

3.Открытие и разработка основополагающих теоретических принципов (1870 – 1930 годы).

Наиболее крупными направлениями этого этапа были: историческая школа в Германии, (эмпирия как аргумент приобретает здесь особую роль), австрийская (венская) школа предельной полезности, Лозанская школа и теория всеобщего равновесия, Кембриджская школа с теорией частичного равновесия.

4. Современные исследования. Углубление и развитие политической экономии после 1930 года.Здесь можно выделить ряд подэтапов:

а) Макроэкономический подход (Дж. М. Кейнс).

б) Исследование несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон и Эдвард Чемберлин).

в) Динамика: колебание, рост и равновесие. (Шведы: К.Виксель, Г.Мюрдаль).

г) Экономический оптимум или теория благосостояния.

д) Конвергенция методов анализа. Эконометрика.
ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО МИРА И ФЕОДАЛИЗМА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИЗМА
1. Особенности формирования экономических взглядов в странах Древнего мира.

1.1. Экономические взгляды Древнего Китая. Конфуций (551-479 до н.э.)и конфуцианство. Легизм, Шан Ян (390-339 до н.э.) Трактат "Гуань-цзы" (IV в. до н.э.)

1.2. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт (430-355/4 до н.е.), Платон (427-347 до н.э.)Аристотель (384-322 до н.э.).

1.3. Экономические взгляды Древнего Рима. Катон (234-149 г.г. до н.э.), Тиберий (163-132 г.г. до н.э.) и Гай (153-121 г.г. до н.э.) Гракхи, Варрон (116-27 г.г до н.э.), Колумелла (І в. н.э.)

2. Особенности формирования экономической мысли в период средневековья.

2.1. Экономические идеи феодализма в арабских странах. Ибн Хальдун (1332-1406).

2.2. Экономические взгляды средневековья. Учение канонистов о „справедливой цене”. Фома Аквинский (1225-1274).

3. Меркантилизм:

3.1. Ранний меркантилизм. Теория денежного баланса. В.Стаффорд, Г.Скаруффи.

3.2. Поздний меркантилизм. Теория торгового баланса. Т. Мэн, Ж. Кольбер, А. Монкретьєн.

4. У. Петти (1623-1687) – основатель английской классической политической экономии. Попытки анализа ценности, зарплаты, ренты, цены земли.

5. Французское ответвление классической политэкономии. П.Буагильбер (1646-1714). Анализ экономического состояния Франции и проект его реформирования. Взгляды на стоимость и деньги. Высказывания относительно действия рыночного механизма и функционирования экономической системы.

6. Экономические взгляды Г. Кантильона (1680-1734). Первый взгляд на оборот общественного капитала и предпринимательство.
1. Особенности формирования экономических взглядов в странах Древнего мира.

1.1. Экономические взгляды Древнего Китая. Конфуций (551-479 до н.э.)и конфуцианство. Легизм, Шан Ян (390-339 до н.э.) Трактат "Гуань-цзы" (IV в. до н.э.)

Древний Китай дал наиболее широкую гамму вариаций управления людьми в восточной системе рабовладения. Она нашла своё отражение, в основном, в четырёх ключевых направлениях китайской философии: конфуцианстве, даосизме, легизме и моизме. Каждое из них использовало свои приёмы для подчинения людей.

Конфуцианство оказало огромное влияние на развитие Китая на

протяжении более чем ІІ тысячилетий. Его основателем стал Кун Фу Цзы ( 551 –479 до н.э.) или Конфуций. В качестве основного метода подчинения людей в государстве были использованы отношения в большой патриархальной китайской семье. Младшие должны были беспрекословно подчиняться старшим, в то же время, старшие были обязаны уважать младших. Как глава семейства (отец) должен был заботиться обо всех членах семьи, так и император должен был заботиться обо всём народе, откуда и пошло название «отец народов». Конфуций выдвинул теорию естественного порядка (права): все экономические процессы проходят в соответствии с экономическими закономерностями. Он обосновал принцип равномерного распределения богатства (принцип социальной справедливости).

Вторым, по значимости, направлением философии Древнего Китая, стал даосизм, основал который Лао-Цзы (VІ – V в.в. до н.э.). Главной книгой даосизма является «Дао де цзинь». Лао-цзы считал, что человеку нет смысла что-либо предпринимать, так как рано или поздно всё изменится само собой.

В VІ – ІІІ ст. до нашей эры у конфуцианства появляется серьёзный оппонент – философия легизма. Родоначальником легизма можно считать Ли Куя – первого министра правителя царства Вей (424 – 522 до н.э.). Сторонники легизма, в отличие от конфуцианцев, предлагали управлять людьми не при помощи ритуалов, а законов, написанных, в отличие от гражданских (буржуазных), под соответствующего императора. При его нарушении людей строго наказывали.

Реформы Шан Яна(390-339 до н.э.) открыли путь к преодолению противоречия между знатностью и богатством: отныне любой член общества, обладавший богатством, имел возможность добиться соответствующего социального положения. Реформы Шан Яна стимулировали развитие товарно-денежных отношений и рабовладения.

Особое место в истории Древнего Китая принадлежит трактату «Гуань-цзы» о государственном регулировании экономики. В трактате содержались важные наработки об использовании товарно-денежных отношений для стабилизации натурального хозяйства. Обращает на себя внимание определение понятия рынка. «Рынок – это то, по чему узнают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства».
1.2. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт (430-355/4 до н.е.), Платон (427-347 до н.э.)Аристотель (384-322 до н.э.).

Ксенофонт (430 – 355 до н.э.) один из первых проанализировал общественное разделение труда, заметив его ограниченность размерами рынка. В известной работе «Домострой» он показал хозяйство, работающее на личные нужды производителя, назвав его термином экономика, разработав методы его организации.

Другим наиболее значительным явлением в истории Древней Греции был Платон (428/7 – 348/7 до н.э.). Он выделял 3 сословия: философов – руководителей общества, стражей или воинов, и наконец, третье сословиеземледельцев,ремесленников,торговцев. Первое и второе сословие лишено частной собственности и денег. У них должны были быть общие жилища, женщины и дети. У воинов – тоже общая собственность. Частная собственность и деньги допускались лишь для третьего сословия. Они должны были обеспечивать всем необходимым первое и второе сословия.

Изучая обмен, Платон говорил о соразмерности в разных товарах.

Самым выдающимся мыслителем Др.Греции, был Аристотель (384 – 322 до н.э.).

В работе «Политика» Аристотель, рассуждая об общей (коллективной) собственности, рассматривал её части, которые сейчас назвали бы лич­ной или частной собственностью.

Но наиболее интересен анализ Аристотелем формы ценности. Он от­мечает, что вещь может быть использована двояко:

1. Как предмет удовлетворения определенных потребностей.

2. Для обмена.

Он хорошо понимал, что развитие товарного обмена, ведет к появлению денег, а денежное выражение стоимости получает вид цены.

В отношении рабства Аристотель утверждал, что оно вытекает из законов природы. Одни рождаются прирожденными повелевать другими, другие, наоборот, предназначены для физического труда. Наиболее важной сферой деятельности Аристотель считал земледелие.

Аристотель выделил два типа хозяйства, а именно: экономику, которая создает потребительные стоимости для жизни, домохозяйства и государства и хрематистику– искусство наживы (противоестественное, с точки зрения Аристотеля).

Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег.

Первый вид богатства – естественный, так возникает в результате производственной деятельности и его размеры ограничены потребностями.

Второй – противоестественный, так как возникает из обращения и размеры его ничем не ограничиваются:

Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.
1.3. Экономические взгляды Древнего Рима. Катон (234-149 г.г. до н.э.), Тиберий (163-132 г.г. до н.э.) и Гай (153-121 г.г. до н.э.) Гракхи, Варрон (116-27 г.г до н.э.), Колумелла (І в. н.э.)

Марк Порций Катон (234 – 149 г.г. до н.э.) написал труд «О земледелии», где выступил сторонником на­турального хозяйства, попытался определить основные факторы производства в имении (землю, людей, средства производства). Он первым поставил вопрос об эффектив­ности хозяйства.

Марк Теренций Варрон (116 – 27 г.г. до н.э.) отмечал, что облик поместья определяет агрикультура, а в ко­нечном счёте, свойства почвы. Большое место в работах заняла проблема использования труда, как рабов так и наемного. К рабам он предлагал, в отличие от Катона, относиться более гуманно заботясь об их сытости и эки­пировке. На больших сельскохозяйственных работах рекомендовалось использовать наемный труд.

Важное место в разработке отмеченной проблематики заняли труды Люция Юния Модерата Колумеллы (I в. н.э.). Колумелла считал, что лучше тщательно обрабатывать малый участок земли, чем иметь, плохо обработанный большой. Этим впервые был поставил вопрос об интен­сивном пути развития производства. В имении предлагалось широко экспериментировать. В организации труда рабов предлагалось широко применять специализацию рабов. Особое место отводилось привлечению к работе квалифицированных рабов. На их покупку денег жалеть не стоит. К рабам необходимо отно­ситься бережно, стимулируя их рождаемость. Многодетных матерей-рабынь рекомендовалось отпускать на волю.
2. Особенности формирования экономической мысли в период средневековья.

Феодальный строй берет свое начало в Западной Европе с падением Римской империи и тянется до буржуазных революций ХVI – ХVIII столетий. В средних веках условно можно выделить следующие этапы развития:

раннее средневековье (V – ХI в.),

классическое средневековье (ХI – ХV в.) и, наконец,

позднее средневековье, которое заканчивается периодом буржуазных революций. Последний этап характеризуется бурным процессом разрушения натурального хозяйства как основы феодализма и усилением рыночных связей.
  1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта