Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия Мировое хозяйство

  • Международное разделение труда

  • Международное разделение факторов производства

  • Международная специализация

  • Интернационализация экономики

  • Транснационализация хозяйственной жизни

  • Рекомендуемая литература

  • Дополнительная литература

  • Практикум Мировая экономика. Тема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития 4 тема международная торговля и мировой рынок 16


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеТема мировое хозяйство и его структура. Современные тенденции развития 4 тема международная торговля и мировой рынок 16
    АнкорПрактикум Мировая экономика.doc
    Дата31.01.2017
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактикум Мировая экономика.doc
    ТипТемы рефератов
    #1466
    страница1 из 12
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    МАКАРОВ А.Н., ЗИГАНГИРОВА Э.И.


    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 2

    Тема 1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 4

    ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЙ РЫНОК 16

    ТЕМА 3. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 32

    ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ 69

    ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 100

    ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 118

    ТЕМА 7. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 128

    тема 8. Платежный баланс как отражение мирохозяйственных связей страны 146

    Темы рефератов 159

    ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ 164

    ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТА 166

    ВВЕДЕНИЕ



    Для современного этапа реформирования политики и экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, интенсификации развития новых форм международного обмена. Расширение международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, уверенный выход на мировой рынок при одновременной активизации внутреннего – обязательные условия занятия Россией достойного места в мировом сообществе.

    В новых условиях, когда изжили себя идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна преодолевает многие препятствия, которые мешали ее активному и масштабному вовлечению в интеграционные процессы. В связи с этим возрастает интерес к теории и практике рыночных отношений, основам конкурентной экономики, формам и методам участия корпораций в сфере внешнеэкономических связей, вне которых невозможна сейчас нормальная экономическая жизнь любого общества.

    Без этих знаний будущие специалисты не смогут мыслить глобально, стратегически и перспективно.

    Практикум предназначен для самостоятельного изучения и контроля полученных знаний. В его структуре представлены основные понятия, тестовые задания, вопросы для обсуждения, примеры решения типовых задач и список рекомендуемой литературы. Правильность решения задач можно проверить по приведенным в конце учебного пособия ответам.

    Предложенная структура способствует эффективному изучению курса «Мировая экономика», поскольку содержание курса предполагает тесную взаимосвязь теоретических и практических аспектов, в том числе навыков решения типовых задач по каждой теме. Так, навыки, приобретенные студентами в результате изучения данного курса, помогут им разобраться в вопросах: что такое мировая экономика и каковы основы ее функционирования; с какими глобальными проблемами сталкивается мировая экономика в настоящее время; как осуществлять регулирование внешнеторговой деятельности; что такое международные кредитные отношения; какова роль человеческих ресурсов в развитии мирового хозяйства; как осуществляется экономическое сотрудничество различных стран мира. К тому же процесс обучения позволяет осуществляется текущий и итоговый контроль. Например, знание понятий и терминов, умение анализировать утверждение, приводить примеры для подтверждения их правильности, умение решать задачи – позволяют студенту получить необходимое количество баллов. Для определения результатов работы за семестр учитываются баллы за контрольные работы и работа на семинарских занятиях.

    В работе над учебным пособием авторы обращались к опыту анализа проблем мировой экономики, отраженному в работах учебного характера российских и зарубежных ученых.

    Материалы практикума подготовлены в соответствии с государственными образовательными стандартами ВПО. Издание предназначается студентам экономических специальностей вузов.

    Тесты, отмеченные символом «*», предполагают несколько вариантов ответа.

    Тема 1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ





    1. Сущность и этапы становления мирового хозяйства.

    2. Понятие и предпосылки международного разделения труда и других факторов производства. Характеристика современной стадии развития.

    3. Международная специализация и кооперация производства: сущность и формы.

    4. Субъекты мировой экономики. Система показателей, характеризующих уровень экономического развития стран и степень включения страны в мировую экономику.

    5. Постиндустриализация как основная тенденция современной мировой экономики: позиции развитых стран и конкурентные преимущества России.

    6. Интернационализация, транснационализация и глобализация хозяйственной жизни.


    Основные понятия

    Мировое хозяйство – это совокупность взаимосвязанных национальных экономик, включая их ресурсы и продукты экономической деятельности, представляющая собой сложную систему отношений, участниками которых выступают институциональные единицы (правительства, финансовые и нефинансовые предприятия, некоммерческие организации, домохозяйства), а также их международные объединения. Его материальную основу составляет международное разделение труда.

    Международное разделение труда – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах; проявляется в международной специализации и кооперации.

    Международное разделение факторов производства – исторически сложившееся сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими отдельных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

    Международная специализация – это концентрация ресурсов страны в тех отраслях производства, где сосредоточены ее естественные и приобретенные преимущества. Международная кооперация – объединение производственных аппаратов двух и более стран в интересах выполнения единой производственной программы для технического совершенствования производимой продукции.

    Формирование мирового хозяйства завершилось в конце XIX – начале XX в. в связи с окончанием промышленного переворота и переходом к индустриальному обществу, основанному на разделении труда и крупном машинном производстве. Мировое хозяйство – это более широкое понятие, чем мировой рынок, так как оно включает взаимодействие стран и их взаимозависимость не только в сфере обращения, но и в сфере производства.

    К основным субъектам мирового хозяйства относятся:

    • государства (развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой);

    • международные организации различного уровня и международные финансовые центры;

    • национальные предприятия (компании) различного уровня – от малого бизнеса до наиболее крупных;

    • транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), капитал которых инвестирован в экономику многих стран мира и которые оперируют на экономическом пространстве различных государств, регионов и в мировом хозяйстве в целом;

    • физические лица (индивидуалы), деятельность которых нередко оказывает значительное воздействие на те или иные процессы, протекающие в мировом хозяйстве.

    Государства – субъекты мирового хозяйства.

    В соответствии с типологией Организации Объединенных Наций (ООН) все государства мира подразделяются на три основные группы:

    1. развитые страны с рыночной экономикой;

    2. развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;

    3. страны с переходной экономикой.

    В качестве основного критерия отнесения страны к той или иной группе выступает тип ее экономики (является ли она рыночной или переходной), а также уровень ее социально-экономического развития (он определяется прежде всего величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, его отраслевой структурой, уровнем и качеством жизни населения страны).

    Постиндустриализация – переход от индустриального общества к постиндустриальному, начавшийся в развитых странах в середине XX в., а в остальных группах стран – позже.

    Интернационализация экономики – усиление участия страны в мировом хозяйстве: формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда.

    Транснационализация хозяйственной жизни – процесс усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике.

    Глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала; логическое продолжение интернационализации.
    Тестовые задания

    1. Определение мирового хозяйства следующее:

      1. глобальный хозяйственный механизм, в котором его отдельные части (национальные хозяйства) находятся во взаимосвязи посредством международных экономических отношений;

      2. простая сумма хозяйств отдельных стран;

      3. отраслевая структура всех стран мира, созданная на основе МРТ;

      4. совокупность стран, связанных системой международных экономических отношений;

      5. все ответы верны.




    1. Этапы становления мирового хозяйства:

    1. конец XIX до нач. 1950-х гг., 1950 – 1970-е гг., 1980 и до нашего времени;

    2. конец XIX – начало XX в., 30 – 60-е гг. XX в., 1970 – 2000-е гг.;

    3. XVII – XIX вв., 20 – 40-е гг. XX в., 50 – 80-е гг. XX в., 90-е гг. и до нашего времени;

    4. все ответы верны.




    1. Субъектами мирового хозяйства являются:

    1. международная торговля;

    2. иностранные инвестиции;

    3. национальные экономики, ТНБ и ТНК;

    4. валюта и валютный курс;

    5. все ответы верны.

    1. *Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики:

      1. промышленно развитых стран;

      2. развивающихся стран;

      3. стран с экономикой переходного типа;

      4. стран с командно-административной системой управления;

      5. новых индустриальных стран;

      6. стран – поставщиков сырья.




    1. Какие показатели особенно подчеркивают разницу в уровнях развития между центром и периферией:

      1. общий объем ВВП;

      2. производство промышленной продукции;

      3. ВВП на душу населения;

      4. природно-ресурсный потенциал;

      5. все ответы верны.




    1. Специализация стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке – это:

      1. международная интеграция;

      2. международное кооперирование;

      3. международное разделение труда;

      4. международная концентрация производства.




    1. *Отметить основные причины развития разделения труда между странами:

      1. различия в природно-климатических условиях;

      2. трудовые факторы;

      3. геополитические особенности положения страны;

      4. факторы научно-технического развития;

      5. использование информационных преимуществ;

      6. уровень заработной платы;

      7. проведение политики импортозамещения.




    1. *В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

      1. технологическое;

      2. подетальное;

      3. общее;

      4. отраслевое;

      5. сырьевое;

      6. частное;

      7. поузловое;

      8. единичное.




    1. Специализация стран на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг – это:

      1. общее международное разделение труда (МРТ);

      2. частное МРТ;

      3. единичное МРТ;

      4. подетальное МРТ.




    1. *Указать основные формы международного разделения труда:

    1. общее;

    2. частное;

    3. международная специализация;

    4. единичное;

    5. международная кооперация;

    6. поузловое.




    1. Основным побудительным мотивом участия стран в международном разделении труда является:

      1. получение доступа к новым технологиям и знаниям;

      2. передел сфер влияния между странами;

      3. получение экономических выгод;

      4. доступ к источникам сырья и энергии.




    1. *Экономические выгоды от участия страны в международном разделении труда заключаются:

      1. в получении новейшей информации о конкурентах;

      2. в экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта;

      3. в получении земельной ренты;

      4. в получении разницы (выгоды) между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров.




    1. *Наиболее динамично развивающимися направлениями международного разделения труда в XXI в. становятся сферы:

    1. производства;

    2. обмена технологиями;

    3. информационных услуг;

    4. транспорта;

    5. туризма;

    6. инвестиций.




    1. Форма разделения труда между странами, когда отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей, называется:

    1. международным разделением труда;

    2. международной кооперацией;

    3. общим разделение труда;

    4. отраслевым разделением труда;

    5. международной специализацией производства;

    6. единичным разделением труда.




    1. Форма взаимодействия между странами, при которой разделение труда предстает как форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг, называется:

    1. международной специализацией;

    2. международной кооперацией;

    3. международным разделением труда;

    4. производственным сотрудничеством;

    5. импортозамещением;

    6. экспортоориентацией производства.




    1. Россия продает в Германию сырую нефть, а Германия в Россию – станки. Можно ли считать это:

    1. международным разделением труда;

    2. международной кооперацией;

    3. международным разделением факторов производства;

    4. верно а и b;

    5. верно b и c.




    1. *В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты:

      1. проводит самостоятельную независимую политику;

      2. ведет отдельный статистический учет своего экономического развития;

      3. имеет систему национальных счетов;

      4. имеет национальный герб, флаг и гимн;

      5. имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира.




    1. *Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН:

    1. развитые страны с рыночной экономикой;

    2. социалистические страны;

    3. развивающиеся страны и территории;

    4. страны с централизованной плановой экономикой;

    5. новые индустриальные страны.




    1. Общие черты экономики развивающихся стран:

    1. многоукладность;

    2. низкий уровень развития производительных сил;

    3. финансовая зависимость;

    4. специализация на сырьевых товарах и полуфабрикатах;

    5. все ответы верны.




    1. *Отметить страны, входящие в группу новых индустриальных стран:

      1. Аргентина;

      2. Бразилия;

      3. Китай;

      4. Индия;

      5. Гонконг;

      6. Россия;

      7. Нигерия;

      8. Сингапур;

      9. Тайвань;

      10. Уругвай;

      11. Парагвай;

      12. Франция.




    1. *Отметить новые индустриальные страны «первой волны»:

      1. Тунис;

      2. Тайвань;

      3. Индонезия;

      4. Республика Корея;

      5. Сингапур;

      6. Вьетнам;

      7. Гонконг;

      8. Пакистан.




    1. Функции стран в иерархической структуре мировой экономики по критерию технической вооруженности труда распределяются следующим образом (установить соответствия):

    1. Промышленно развитые страны

    А. Включены в «мировой конвейер», выполняют функции сборки, ремонта машин и оборудования или им передаются традиционные технологии.

    2. Страны третьего мира

    В. Поставки сырья, продовольствия, энергосистем.

    3. Страны – поставщики сырья

    С. Сюда переводятся «грязные производства».

    4. НИС

    D. «Мозговой центр»: новейшие технологии, наиболее квалифицированная рабочая сила, доминирующее влияние на экономическую ситуацию в мире.




    1. Какая из перечисленных ниже тенденций развития мировой экономики считается наиболее современной:

      1. интернационализация;

      2. глобализация;

      3. интеграция;

      4. транснационализация?




    1. Процесс интернационализации означает:

    1. достижение определенной степени единства торговли, производства и кредитно-финансовой сферы национальных государств, входящих в формирующийся мировой хозяйственный комплекс, несмотря на наличие государственных границ;

    2. формирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в глобальный мировой комплекс;

    3. растущую связь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем;

    4. поиск занимаемой национальной экономикой определенной «ниши» в мировом хозяйстве;

    5. развитие устойчивых экономических связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ;

    6. все ответы верны.

    1. Все экономические вопросы содержат как позитивные, так и нормативные элементы. Вместе с тем некоторые утверждения носят по преимуществу нормативный характер, а другие – по преимуществу позитивный характер. Определите каждое из следующих утверждений как позитивное или нормативное:

      1. «рабочие сталелитейной промышленности США должны снять свои требования по ограничению импорта стали в США»;

      2. «неограниченная (свободная) международная торговля текстилем приведет к застою в некоторых отраслях текстильной промышленности Великобритании»;

      3. «правительство России позволило рублю «упасть» слишком низко, и импорт в Россию стал очень дорогим»;

      4. «если денежная масса растет слишком быстро, то, при прочих равных условиях, это приведет к инфляции»;

      5. «национальные правительства должны пытаться ограничивать растущую взаимозависимость стран, для того чтобы иметь возможность проводить свою собственную политику».


    Вопросы для обсуждения

    1. Верно ли следующее утверждение: международное разделение труда подразумевает его последующую кооперацию и обмен произведенными продуктами.




    1. Согласны ли вы с утверждением: международная кооперация труда полностью основывается на международном разделении труда и самостоятельно существовать не может.

    2. Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?




    1. Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия – землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкурентного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?




    1. Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе производства, как земля? Приведите аргументы за и против положительного ответа.




    1. Иногда международной экономикой считают только внешнеэкономические связи государств друг с другом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.




    1. По каким показателям Россию можно отнести к развитым странам, а по каким к развивающимся?




    1. Приведите примеры глобализации хозяйственной жизни в России.




    1. Как мы можем определить степень экономической взаимозависимости между странами? Как соотносятся между собой понятия взаимозависимости и глобализации?




    1. На рубеже XIX – XX вв. невиданными до той поры темпами развивались международные экономические отношения. Было ли это началом глобализации? Докажите, что глобализация двух последних десятилетий – новый процесс в мировой экономике (подсказка: сравнивайте с процессом интернационализации).


    Задачи

    1. Если Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?

    2. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?


    Рекомендуемая литература

    1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. – М.: Экономика, 2007. – Лекц. 1-2.

    2. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – Гл. 1-3.

    3. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. пособие /
      Н.А. Волгина. – М.: Эксмо, 2006. – Гл. 1.

    4. Гурова И.П. Мировая экономика / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007. – Гл. 1-3.

    5. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. – Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Междунар. отношения, 1999. – Гл. 1-2.

    6. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ, 2000. – Гл. 1-3.

    7. Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – СПб.: Питер, 2008. – Гл.1.

    8. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – Гл.1.

    9. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов /
      А.В. Стрыгин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – Гл. 1-3.

    10. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие / Н.П.Фигурнова. – М.: Омега-Л, 2007. – Тема 1-2.

    11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 1: учебник / под ред. чл.-корр. РАН
      Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 1-2.

    12. Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / под ред. Ю.А. Щербанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – Гл.1-4.

    Дополнительная литература

    1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2001.

    2. Андреева Е.Л. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики: монография / Е.Л. Андреева, Л.Е. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    3. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: учеб. пособие. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000.

    4. Дайнеко А.Е. Мировая экономика: механизмы и факторы роста /
      А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, А.С. Малинин, П.В. Шведко; под ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004.

    5. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П.Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

    6. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. – М.: Дело, 2004.

    7. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005.

    8. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность /
      Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова; под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    9. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: учебник /
      Е.Д. Халевинская, И. Крозе; под ред. Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2001.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12