Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный аппарат

  • Право законодательной инициативы

  • Англия. Тема Государство и право феодальной Англии


    Скачать 47.93 Kb.
    НазваниеТема Государство и право феодальной Англии
    Дата12.02.2018
    Размер47.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнглия.docx.docx
    ТипДокументы
    #36355

    Тема 5. Государство и право феодальной Англии.

    1.Возникновение государственности в Англии. Англо-саксонские королевства.

    Издавна территорию острова Британия населяли кельтские племена. В 5 веке Британия подверглась нашествию германских племен англов и саксов. Часть кельтов была перебита, часть переселилась на север острова, где была сохранена не зависимость, часть подчинена германцам и в конечном итоге слилась с ними. Вскоре на территории Британии образовалось семь англосаксонских королевств. Основное население этих королевств составляли свободные крестьяне – общинники (керлы). Родовая знать (эрлы) сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть. В благодарность за службу дружинники получали от короля в дар общинные земли вместе с жившими на них крестьянами. Со временем королевские пожалования приобрели широкий размах. Одновременно новые земельные собственники получали от короля всю полноту власти на своих землях. Крестьяне несут в пользу земельных собственников многочисленные повинности и становятся лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными несли повинности в пользу государства. Так постепенно общинные отношения были заменены феодальными. В 827 г. угроза нападения датчан заставила англосаксонские королевства объединиться под властью Экберта, короля Уэссекса. С 10 века это единое государство стало называться Англией. В конце 9 века королем единого королевства становится Альфред Великий, который осознавая слабость своего государства и невозможность защитить его от датчан, договорился с ними о предоставлении им восточной части королевства. Отныне власть Альфреда распространялась лишь на западную часть Англии. Альфред создал сильное государство, с которым в 10 веке слилось Датское государство (восточная часть острова), и Англия вновь стала единой. В 11 веке датчанам снова удалось завоевать Англию, и некоторое время государством правил датчанин Кнут Великий, оставивший известные Законы Кнута, в основе которых лежат обычаи английского права. Правивший после Кнута Эдуард Исповедник остался в памяти последующих поколений как справедливый король. Англосаксонские королевства представляли собой раннефеодальные монархии, порядок управления в которых был типичен. Административной единицей было графство. Народные собрания были заменены собрания графств, на которых присутствовала духовная и светская аристократия. Вместо избираемых раньше эльдорменов собрания возглавлялись королевскими чиновниками – шерифами. Важную роль в государственном управлении играл совет знати – уитенагемот. Наиболее важные вопросы – принятие новых законов, раздел земли, ведение войны и заключение мира – король решал с участием этого совета.

    2. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II. 

    В 1066г. Англия снова подвергается захвату, на этот раз нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Англосаксонская знать, оказавшая сопротивление завоевателям, была большей частью истреблена, а ее земельные владения стали военной добычей Вильгельма и его баронов. Все кто, получил землю, становились вассалами короля. Среди них различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны, или рыцари, получившие землю на условиях военной службы в пользу короля. Это способствовало усилению центральной власти и в то же время препятствовало развитию децентрализации. Это объяснялось упорным и продолжительным сопротивлением, к-рое оказало англосаксонское население захвату и разграблению его земель нормандской знатью. В этих условиях бароны были вынуждены поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление, чтобы держать в повиновении порабощенный народ. Усилению королевской власти в Англии способствовали огромный земельный фонд короля, а также наличие постоянных налогов. К тому же вассалы английского короля были обязаны ему не только военной службой, но и денежными взносами. Чтобы не допустить превращения графств в автономные княжества, король запретил шерифам графств иметь в своем должностном округе крупные землевладения - маноры. Короли также соблюдали все старинные обычаи и сохранили англосаксонские учреждения, которые способствовали централизации государственной власти. Таким образом, нормандское завоевание имело большое значение для Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации; усилило королевскую власть и закрепило полит единство страны; способствовало усилению связей Англии с континентом.

    Реформы Генриха 1.В правление Генриха 1 был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат: Королевская курия разделилась на большой совет и малую курию - постоянно правительственный орган. Большой совет созывался три раза в год (на Рождество, Пасху и Троицу) в составе сановников короля. Главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. В его компетенцию входило давать королю советы по всем вопросам, вносившимся на обсуждение, и заслушивать решения и законодательные акты короля. Обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако король был заинтересован в функционировании этого учреждения, поскольку таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих полит действий. Малая курия осуществляла высшую судебно-административную и финансовую власть. В ее состав входили королевские сановники: лорд- канцлер, лорд - казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны. При Генрихе 1 малая курия распалась на собственно Королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно - административного органа, и Счетную палату, ведавшую финансовыми делами короля. Заседания курии возглавлял король, а в его отсутствие-высший юстициарий. Видное место в управлении занимали канцлер, выполнявший роль госсекретаря, и казначей, заведовавший королев-й казной и возглавлявший счетную палату. К высшей сановной знати принадлежали также коннетабль(осуществлял юрисдикцию по военным делам) и маршал (участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии).

    Государственный аппарат, созданный Генрихом 1,получает дальнейшее развитие в царствование Генриха 2.

    Реформы Генриха2.

    Судебная реформа проводилась правительством Генриха 2 постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и пере-дачи их суду Королевской курии. Королем в разное время были изданы ассизы (иск, а также распоряжение о расследовании иска): Великая ассиза, ассиза о смерти предшественника, ассиза о новом захвате. Во всех этих случаях речь идет о земле- это земельные иски. Так, согласно Великой ассизе заинтересованная сторона имела право перенести свой иск относительно свободного владения из местного суда в Королевскую курию, заплатив за это соответствующую сумму. Ассизами Генриха 2 из сеньориальной юрисдикции были исключены все угол дела, а также значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Услугами королевских судов могли пользоваться все свободные люди, но они сохраняли за собой право обращаться по- прежнему и в обычные сотенные и манориальные суды. Королевский суд, хотя и был платным, имел явные преимущества. В нем практиковалось инквизиционное судопроизводство(предварительное расследование дела),в отличие от обычных судов, где установление истины производилось с помощью ордалии (испытаний).Естественно, что в королевский суд обращались охотнее, и сеньориальная юрисдикция в отношении свободных людей неуклонно свертывалась. Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов-трех мирян и двух клириков. Они занимались делами кассационного порядка, а также некоторыми, категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале 13 века Королевская курия разделилась на суд королевской семьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера. Во второй половине 12 века оформился институт разъездных судей. Королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны. Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления. Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, 4 свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха 2 были либо свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.

    Генрих 2 также предпринял попытку упразднить привилегии духовенства в сфере юрисдикции: королю удалось ввести в свою компетенцию назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц.

    Военная реформа. Сущность реформы сводилась к тому, что для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая- либо военная кампания. На эти деньги содержалось наемное рыцарское войско. В то же время Генрих 2 восстановил городское ополчение. В соответствии с ассизой о вооружении все свободное население Англии обязывалось обзавестись оружием сообразно средствам. В результате проведенной реорганизации военных сил ослабла зависимость королевской власти от воли феодалов в военной области, что способствовало централизации гос-ва.

    3. Великая хартия вольностей 1215 г. Оксфордские и Вестминстерские провизии.

    К началу XIII в. в Англии складываются объективные предпосылки для перехода к новой форме феодального государства - монархии с сословным представительством. Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Напротив, при Преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливается административный и финансовый произвол короля и его чиновников. В связи с этим признание права сословий участвовать в решении важных политических и финансовых вопросов происходило в Англии в ходе острых социально-политических конфликтов. Они приняли форму движения за ограничение злоупотреблений центральной власти. Это движение возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Социальный характер антикоролевских выступлений являлся особенностью политических конфликтов XIII в. по сравнению с баронскими мятежами XI-XII вв. Не случайно эти мощные выступления в XIII в. сопровождались принятием документов, получивших большое историческое значение.

    Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

    Великая хартия вольностей 1215 года была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Официально в Англии этот документ считается первым конституционным актом.

    Однако историческое значение Хартии может быть оценено лишь с учетом реальных условий развития Англии в конце XII - начале XIII вв. Закрепляя требования и интересы разнородных и даже противоборствующих, но временно объединившихся сил, Хартия является противоречивым документом, не выходит за пределы феодального соглашения между королем и верхушкой оппозиции.

    Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. (ст. 2-11 и др.). Так, ст. 2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст. 4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст. 44, 47, 48).

    Вместе с тем среди чисто "баронских" статей Хартии выделяются такие, которые имели общеполитический характер. Наиболее откровенно политические претензии баронства выражены в ст. 61. В ней прослеживается стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Несмотря на целый ряд оговорок (о процедуре контроля, ссылки на "общину всей земли"), эта статья прямо санкционировала возможность баронской войны против центральной власти. Статьи 12 и 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов - взиманию "щитовых денег". Соответственно определялся и состав этого "общего" совета (ст. 14) только из непосредственных вассалов короля. Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с г. Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог попрежнему взимать единолично. Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду "равных", изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных. Статья 34 запрещала применение одного из видов судебных приказов (приказа о немедленном восстановлении истца в правах или явке ответчика в королевский суд), тем самым ограничивая вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держании. Это мотивировалось в Хартии заботой о сохранении у "свободных людей" их судебных курий. Однако термин "свободный человек" здесь явно употребляется в целях маскировки чисто баронского требования. Ведь в условиях Англии XIII в. Обладателями судебной курии могли быть только немногие крупные иммунисты.

    Гораздо более скромное место занимают статьи, отражающие интересы других участников конфликта. Интересы- рыцарства в наиболее общем виде выражены в ст. 16 и 60, где говорится о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами.

    Очень скупо говорится в Хартии о правах горожан и купцов. Статья 13 подтверждает за городами древние вольности и обычаи, ст. 41 разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Наконец, ст. 35 устанавливает единство мер и весов, важное для развития торговли.

    Большое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст. 18-20, 38, 39, 40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах. Так, по ст. 38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст. 45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст. 40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины.

    Особую известность получила ст. 39 Хартии. Она запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны. В XIV в. ст. 39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.

    Таким образом, Великая хартия отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов. Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки. Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я. Из политических институтов, предусмотренных "баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждением.
    1 июня 1258 года вооружённые аристократы — прелаты, графы и около 100 баронов — собрались в Оксфорде и представили королю петицию, в которой жаловались на произвол и дурное управление. Избранный комитет из 24 лиц составил определения, принятые королём, которые и называются Оксфордскими постановлениями. Сущность их сводится к полному ограничению власти короля со стороны баронов.

    Вследствие розни партий среди баронов, комитет разделялся на две части: 12 лиц из совета короля и 12 баронов. Они избирали четырех лиц (королевская часть — двух лиц из среды баронов, бароны — двух из королевской), которые в свою очередь избирали 15 королевских советников, для совещания с королём о текущих административных делах. От комитета зависело назначение, на один год, верховного судьи, канцлера, управляющего казначейством и других высших должностных лиц.

    Три раза в год должен был собираться парламент, по созыву короля или без его согласия. В каждом собрании должны были присутствовать избранные советники короля, для рассмотрения общегосударственных вопросов. Для этой цели назначались 12 человек, как представители «общин». Эти 12 «честных людей», вместе с королевским советом, должны были обсуждать в парламенте нужды короля и королевства.

    Была избрана особая комиссия из 24 лиц (3 епископа, 8 графов и 13 баронов), для обсуждения дел по субсидиям. Реформа церкви была предоставлена прежнему комитету 24-х, финансовые дела — другому комитету 24-х. Король, члены совета и новые сановники клятвенно обещали соблюдать Оксфордские постановления. Они не могли, однако, оказаться прочными, вследствие их олигархического характера, противоречившего традициям Англии.

    В среде самого временного правительства произошли несогласия. В октябре 1259 года рыцари жаловались, что бароны заботятся только о своих выгодах. Пользуясь непопулярностью олигархического правительства, Генрих III пытался опереться на мелкое рыцарство и освободиться от Оксфордских постановлений. В 1260 году он объявил о своем нежелании исполнять Оксфордские постановления, а в июне 1261 года представил в Винчестере парламенту папскую буллу, которой освобождался от принесённой им присяги.

    В 1263 году Людовик IX, по просьбе Генриха III, объявил Оксфордские постановления не имеющими силы. Наступившая реакция опять соединила баронов: в 1263 году началась междоусобная война, и Симон Монфор вывел борьбу из узкой колеи Оксфордских постановлений на всесословную почву. В 1266 году Оксфордские постановления были отменены окончательно «Кенилвортским заключением».

    Вестминстерские провизии, «Уэстминстерские провизии» — постановление, принятое 15 октября 1259 г. Советом 15 баронов при короле Генрихе III по требованию рыцарства и при поддержке наиболее прозорливых баронов во главе с Симоном де Монфором вскоре после появления «Оксфордских провизии. Вестминстерские провизии были вызваны недовольством рыцарства и частично городов узкосословной политикой баронов, утвердившихся у власти в 1258 г. (после принятия «Оксфордских провизии»). Вестминстерские провизии защищали интересы рыцарства, горожан и верхушки свободных крестьян.

    В ходе начавшейся в 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения - парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

    4. Возникновение английского парламента, его структура, развитие и компетенция. 

    Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов.

    Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, — это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

    Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" — собрание для обсуждения). Английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

    К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.

    Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. С его помощью король мог повысить доходы казны путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить.

    Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты: парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин. Был образован устойчивый союз между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты.

    Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

    Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов" в котором говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
    Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

    • право на участие в издании законов;

    • право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны;

    • право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

     Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

    В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

    Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

    Создание сословно-представительного учреждения власти и законодательства внесло важные новшества в систему государственных учреждений монархической Англии. После периода Великой хартии и возникновения общего права с разъездными судьями наступает период противостояния короля, его совета и парламента. Это противостояние и конфликты приглушаются деспотизмом династии Тюдоров (1485—1603 гг.); после неудачного противостояния парламенту первых Стюартов (1603—1642 гг.) возникающие конфликты приводят к гражданской войне и революции, завершившейся упразднением на время королевской власти и провозглашением республики (1649 г.)

    5.Особенности английского абсолютизма.

    Как и в других феодальных государствах, в Англии сословно-представительная монархия постепенно уступила место монархии абсолютной. Этому способствовало разложение феодальных отношений. В XV в. в сельском хозяйстве зарождаются буржуазные отношения. Связано это было с ростом спроса на шерсть. Стремясь расширить свои владения с целью превращения их в пастбища для овец, феодалы захватывают общинные земли, сгоняя крестьян с их участков ("огораживание"). Огораживание имело своим последствием ускоренную дифференциацию сельского населения на фермеров, малоземельных арендаторов и безземельных батраков. Сельское хозяйство приобретает товарный характер. Главной отраслью становится овцеводство. Среди феодалов всё более активную роль начинает играть так называемое, "новое дворянство". Это – дворянство, использовавшее в своих хозяйствах наемный труд.

    Быстро растет суконная промышленность и вывоз сукна за границу. Купцы, новые дворяне, крестьянская верхушка владельцы мануфактур нуждались в сильной королевской власти. Она должна была защищать их от произвола крупных феодалов, которые владели еще значительной частью земель. Королевская власть призвана была оградить их также от обедневшей части крестьянства, сгоняемой с земли.

    Становлению английского абсолютизма способствовала также война Алой и Белой роз (XIV в.). Эта война названа так по гербам соперничавших за престол герцогских домов. В ходе войны была истреблена почти вся старая знать Англии, бывшая основным противником абсолютизма. Победила в войне династия Тюдоров, утвердившаяся на престоле.

    Начало английского абсолютизма восходит к концу XV в. Концом ее является середина XVII в.

    Английский абсолютизм имел ряд особенностей, благодаря чему получил в литературе название "незавершенного". Незавершенность выражалась в сохранении политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также в отсутствии некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического образца, каковым принято считать французский абсолютизм.

    Начало английского абсолютизма восходит к XV, его расцвет - к XVI столетию. На престоле находится династия Тюдоров - победительница в войне Роз.

    Основные особенности английского абсолютизма состояли в следующем:

    1) наряду с сильной королевской властью продолжал существовать парламент;

    2) сохранялось, как и в прежнее время, местное самоуправление;

    3) вооруженные силы оставались немногочисленными.

    Сохранение парламента было обусловлено союзом буржуазии с новым дворянством – союзом, который сложился на основе общности интересов этих сословий. Тесное переплетение интересов буржуазии и нового дворянства обеспечило устойчивость парламента, его "непотопляемость". Королевская власть вынуждена была с ним мириться.

    Теми же причинами объяснялось и живучесть местного самоуправления. Немаловажное значение имело и то, что все должности английского самоуправления были бесплатными. Для английской казны, перманентно испытывавший недостаток в средствах, донное обстоятельство было небезразлично.

    Что касается немногочисленных вооруженных сил, то объяснение этому следует искать в островном положении Англии, которое обеспечивало ее относительную безопасность.

    Центральным органом королевской администрации был Тайный Совет. Члены его назначались королем и только перед ним (а не перед парламентом) несли ответственность. Первоначальный совет был чисто совещательным органом при короле, но затем получил значение постоянно действующего распорядительного органа с практически неограниченным кругом полномочий. По сути королевский Совет стал государственным правительством, где отдельные члены располагали собственными правами и функциями.

    Как уже отмечалось, при абсолютизме сохранился и парламент. Он удерживал за собой прерогативу утверждения налогов. Королю поэтому приходилось действовать с оглядкой на парламент.

    В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью.

    Среди новых структур, возникших при абсолютизме, следует выделить Звёздную палату. Она бала создана в конце XV в. для борьбы с противниками королевской власти и являлась своего рода политическим трибуналом. Судопроизводство в ней носило инквизиционный (розыскной) характер, допускалось применение пыток. Звёздная палата осуществляла также цензуру печатных произведений.

    Мы видели, таким образом, что развитие феодального государства имело много черт, общих с французским средневековым государством. В то же время оно имело ряд специфических черт, обусловленных историческим развитием этой страны. Так, сеньориальная монархия носила не партикулярный, а централизованный характер. Прерогативы парламента как сословно-представительного учреждения были широки. Ярко выраженную особенность имела здесь абсолютная монархия. Она сосуществовала с парламентом и местным самоуправлением, а такой атрибут абсолютизма как наличие регулярной армии был в Англии выражен слабо.

    6. Формирование английской судебной системы. Общее право и право справедливости.

    Общее право – главная составная часть англосаксонской системы права, не испытавшей влияния римского права; базируется на прецедентном праве (решение суда по определенному делу обязательно для судов равной и низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел). Главный источник права: общее право, основанное на прецедентном праве, которое существует наряду с так называемым статутным правом, базирующимся на актах парламента. Судебный прецедент приравнен закону (статуту). В Англии число практически применяемых судебных прецедентов = от 300 до 500 тысяч. В Штатах ежегодно издается 350 томов судебных решений могущих служить прецедентами. Весьма слабое развитие кодификации, но огромное значение придается судебной практике. Поскольку пользование прецедентным право невозможно без свободы его истолкования, постольку английский и американский судья выступают в роли законодателей. Слабое влияние римского права – отсутствие четкого деления права на публичное и частное; полная свобода завещания; громоздкость и запутанность формулировок; нет административной юстиции: государственные учреждения и чиновники отвечают за свои действия перед тем же судом, что и частные лица. Архаичность форм закрепления права: считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой Хартии Вольностей 1215 года.

    Значение королевских судов, и без того немалое, было еще усилено реформами короля Генриха II (1154-1189 гг.).

    Одна из них вводила новый порядок судопроизводства по спорам о земельной собственности. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор в один из высших судов королевства. Не применялись ордалии. Расследование производилось через свидетелей (присяжных), дававших свои показания под присягой, и это было, конечно, шагом вперед – Великая Ассиза (первоначальный текст не сохранился). Реформа уголовного судопроизводства – Кларендонская Ассиза 1166 года – это была инструкция разъездным королевским судьям – вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) – разъездные судьи – явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам. Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе П, – “суду королевской скамьи”. В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице – так называемый суд общих тяжб.

    Для политических преследований существовал особый трибунал, названный “Звездной палатой”. Здесь не действовали общие нормы судопроизводства, применялись пытки.

    Преследование за религиозные преступления относились к компетенции Высокой комиссии.

    Парламент созывался редко. Между его решениями (статутами) и приказами короля (ордонансами) не было юридического различия. Те и другие имели равную силу.

    В местном управлении господствовал мировой судья – местный помещик (сквайр). Они устанавливали размеры зарплаты для своей местности, применяли закон о бедных и пр.

    Наряду с судами “общего права” (суд королевской скамьи и суд общих тяжб), появляются так называемые суды справедливости. В их компетенции находились те гражданские иски, которые не могли быть заявлены на основе общего, прецедентного права, как оно сложилось в практике вестминстерских судов. Возникновение права справедливости вызывалось развитием буржуазных отношений в Англии, заморской торговли, породившей, помимо прочего, страхование судов от аварий и т. д. К судам справедливости относят и суд адмиралтейства, в ведении которого оказались все те дела, которые были связаны с мореплаванием (фрахт судов, исполнение обязательств, пиратство и т. д.).

    Случалось, что общие суды вторгались в компетенцию суда канцлера и наоборот. Это было устранено путём чёткого определения юрисдикции общего суда и суда канцлера, также правило, согласно которому в случаи коллизии при отсутствии нор, главенствующую роль играет право справедливости.

    Английский процесс удерживает и развивает состязательный момент. В суде канцлера (Суде справедливости) складывается постепенно то, что называют перекрестным допросом. С течением времени он усваивается и судами общего права.

    Один из двух адвокатов истца (младший) излагает суть иска. Старший адвокат истца представляет доказательства. Затем вступает в дело адвокат ответчика: он ставит вопросы свидетелям истца. Затем тех же свидетелей допрашивает адвокат истца. Затем допрашивают свидетелей ответчика. Адвокат истца резюмирует суть следствия (судебного). Адвокат ответчика возражает.

    Судья, который до этого времени бездействовал, резюмирует доказательства сторон. При этом всякое не опровергнутое доказательство считается истинным.

    Присяжные решают вопрос факта (было, не было и т. д.). Судья постановляет решение.

    Важнейшим завоеванием английского уголовного процесса стало правило, согласно которому обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Тем самым бремя доказывания – важнейший вопрос всякого процесса – ложилось на обвинителя. Последнее слово в английском уголовном процессе принадлежит адвокату той стороны, против которой были представлены последние свидетели.

    В течение всего процесса присяжные не могли отлучаться из здания суда, не могли иметь сношений с внешним миром. Если процесс затягивался, они спали в здании суда. К дверям их комнаты ставился часовой. Английское право требовало единогласия присяжных как в обвинительном, так и в оправдательном вердикте.

    В Англии было две коллегии присяжных. “Большое жюри” (23 человека) решало вопрос о предании суду (оно выносило приговор, если обвиняемый тут же признавался). “Малое жюри” (12 человек) решало вопрос по существу (то есть “виновен” – “невиновен”).
    написать администратору сайта