Главная страница
Навигация по странице:

  • Эволюция управленческой мысли

  • Методология теории управления Методы управления

  • - организационно-административные

  • Цели и функции теории управления

  • Планирование

  • Технологии эффективного управления

  • Первая стадия - возникновение потребностей. Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Третья стадия - определение целей (направления) действия

  • Четвертая стадия - осуществление действия. Пятая стадия - получение вознаграждения

  • Сущность и принципы инновационного управления

  • Сущность системного подхода в управлении

  • Методология и организация процесса принятия управленческого решения

  • Теория управления. Сущность и содержание теории управления Общепринятого определения понятия управление


    НазваниеСущность и содержание теории управления Общепринятого определения понятия управление
    АнкорТеория управления.doc
    Дата15.05.2017
    Размер422 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория управления.doc
    ТипДокументы
    #7598
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Сущность и содержание теории управления

    Общепринятого определения понятия «управление» не выработано до сих пор. По мнению многих специалистов управление можно определить как процесс целенаправленных воздействий на объект управления для достижения заданных результатов.

    Управление – это разнообразный, сложный, творческий вид деятельности, связанный с анализом ситуаций, определением целей, разработкой и осуществлением решений по их достижению, контролем и регулированием хода работ, стимулированием людей, выполняющих эту работу, а также всего другого, что определяет результативность и конкурентоспособность бизнеса, предприятия.

    Управление, осуществляемое в границах социально-экономических систем, действующих в условиях сформировавшегося рынка, получило название «менеджмент». Существует большое количество определений этого понятия, в которых авторы по-разному представляют объект управления, делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности предметных областей и границ этого понятия.

    В современном управлении рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ­водственные объединения, частные предприятия.

    Целенаправленное управление может быть прямым и косвенным. Прямое управление, реализуемое с помощью приказа, требования, распоряжения. При косвенном управлении человек оказывается в та­ком положении, в котором он сам стремится поступать в соответствии с интересами общества (группы). Самопроизвольное управление дей­ствует в форме традиций, обычаев, привычек, моральных норм и т.Д. Как в первом, так и во втором случаях имеют место элементы органи­зационного порядка, Т.е. различного рода инструкции, расписания, нормы административного распорядка и Т.п.

    1. Эволюция управленческой мысли

    Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению. В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

    1. Методология теории управления

    Методы управления - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность метода управления ориентирована на систему (объект) управления (человек, фирма, отдел и т.д.).

    Содержание - это специфика приемов и способов управляемого воздействия.

    Организационная форма - воздействие на конкретно сложившую­ся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвен­ное (постановка задачи) воздействие.

    В практике в конкретном методе управления, как правило, имеет место и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

    - организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

    - экономические, обусловленные экономическими стимулами

    - социально-психологические, при меняемые с целью формирования и развития общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.

    Необходимо от­метить, что результативность и эффективность использования их определяется комплексностью и системностью использования. Комплекс­ность использования означает, что они должны использоваться во всей совокупности, одновременно, хотя и в различных пропорциях и соот­ношениях. Системность означает, что они должны использоваться во всех звеньях и на всех уровнях организационных структур.

    Методы управления всегда должны выбираться взвешенно и це­лесообразно в строгом соответствии с поставленными задачами, ха­рактеристиками объекта и субъекта управления.

    1. Цели и функции теории управления

    Цели – идеальный конечный результат, которого стремиться достичь субъект управления. Поставив цели, субъект управления должен решить множество задач для ее достижения. Под целью управления обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, который следует достичь. Всякая цель обладает двойственностью содержания. С одой стороны она объективна, т.к. вытекает из законов и закономерностей мира, с другой , цель это идеальная, мысленная конструкция человека ,т.е. она имеет субъективный характер. Четко определенная цель определяет структуру системы управления, системный характер ее построения и функционирования.

    Основные требования, предъявляемые к цели:

    - цель должна быть внесторонне, научно и практически, обоснованна;

    - формироваться как безусловная

    - быть достижимой и иметь конечный результат.

    В зависимости от соотношения цели и конечного результата могут быть следующие варианты:

    1. конечный результат может быть не только близким к поставленной цели, но и даже в чем-то превосходить его

    2. полученный результат может уступать поставленной цели

    3. достигнутый результат превосходит в явное противоречие с поставленной целью

    Функции управления- это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.

    Под функциями управления понимаются особые виды управлен­ческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. В силу этого они характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления, и в связи с этим их целесообразно классифицировать по объективному содержанию. В соответствии с этой классификацией выделяют следующие функции управления:

    Планирование - определение целей функционирования и развития социально-экономических систем, а таюке путей и средств их достижения.

    Прогнозирование - это определение вероятностных целей функ­ционирования и развития систем и вероятностных путей их достиже­ния. Оно принципиально отличается от планирования введением вероятностного характера целей и путей их достижения и может осуще­ствляться:

    - после плановогопериода

    - одновременно с планированием

    - перед планированием

    Реrvлирование - процесс устранения отклонений в функциониро­вании социально-экономической системы от заданных плановых зна­чений или от естественного хода процесса. Регулирование должно быть направлено на устранение не только возникших отклонений, но и по­тенциально возможных,.

    Организация - это обоснование и выбор элементов управляемой и управляющей систем, а также установление постоянных или временных взаимоотношений между ними. Иначе говоря, это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных органи­зацией целей

    Контролькак функция управления означает процесс сопоставления достигнутого результата с запланированным, установление степени соответствия (несоответствия) фактического сocтoяния системы желаемому и выявление причин имеющихся отклонений

    Анализ - функция управления, назначением и содержанием кото­рой является изучение, систематизация, обобщение и оценка достиг­нутых результатов. На основании данных анализа выявляются наибо­лее значимые и узкие места в деятельности трудового коллектива, оценивается ситуация, промежуточные и конечные результаты деятепь­ности организации, фирмы, учреждения, обосновываются управлен­ческие решения.



    1. Технологии эффективного управления

    В основе эффективного управления заложены четыре системообразующих функции управления: планирование, мотивация, делегирование/организация и контроль.

    Планирование - определение целей функционирования и развития социально-экономических систем, а таюке путей и средств их достижения.

    Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

    Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии. Первая стадия - возникновение потребностей.

    Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Третья стадия - определение целей (направления) действия- Четвертая стадия - осуществление действия. Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Шестая стадия - устранение потребности

    Организация - это обоснование и выбор элементов управляемой и управляющей систем, а также установление постоянных или временных взаимоотношений между ними. Иначе говоря, это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных органи­зацией целей

    Контролькак функция управления означает процесс сопоставления достигнутого результата с запланированным, установление степени соответствия (несоответствия) фактического сocтoяния системы желаемому и выявление причин имеющихся отклонений
    Так же, во многих российских компаниях используются информационно-технологические (ИТ) системы, с помощью которых менеджеры осуществляют текущее руководство различными сферами бизнеса: планированием ресурсов, организацией снабжения и сбыта, взаимодействием с клиентами, регулированием потребительского спроса и т. д. Объем рынка программного обеспечения, предназначенного для создания подобных систем, быстро растет, и затраты на их приобретение становятся все более важной статьей корпоративных бюджетов.


    1. Сущность и принципы инновационного управления

    Поиски, новых методов обоснования управл решений, оценки достигнутых результатов, более эффективного использования мат и трудовых ресурсов, правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении привели к созданию так называемых программно-целевых структур. Сущность ПЦС заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель. Одной из разновидностей ПЦС является новая форма «внедрение нововведений». Она предназначена для тех орг-ций, где пр-во продукции осущ в широком диапазоне выпускаемой номенклатуры. Сущность ее заключается в том, что планирование и введение различных новшеств в технологию разработки принципиально новых видов изделий, а также их реализации полностью возлагаются на группу нововведений. Такая орг-ция работы позволяет руководителям функциональных подразделений сосредоточить внимание на выполнении обязательных текущих дел, менее сложных, но имеющих, однако, большой удельный вес в годовой производственной программе. Это обеспечивает определенную гибкость и оперативность в управлении. Тем не менее, не исключена возможность дублирования функций в нескольких группах. Внедрение нововведений требует также четкой системы связей между группами и внешней средой, в противном случае работа организации не достигнет научного уровня эффективности. Матричная это комбинация двух видов структур по функциям и по продукту. Пример: разрабатывается 4 разных продукта за каждый из которых отвечает отдельных руководитель. Каждый выполняет цепочку функций от создания нового продукта до его пр-ва и продажи. Здесь имеется двойное подчинение руководителю проекта и руководителю функционального отдела. Руководитель функционального отдела принимает участие в орг-ции, контролирует ход работы, сроки. Менеджер по продукту отвечает за интеграцию всех видов деятельности, за стратегию проекта и рез-ты работы.

    1. Сущность системного подхода в управлении

    Система – это некая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждый из которых вносит вклад в характеристику целого.

    Системный подход – это способ мышления по отношению к организации, к управлению фирмы.

    Системный подход - это мощный инструмент, позволяющий в короткие сроки находить новые, эффективные решения возникающих проблем, эффективно достигать целей бизнеса и управлять планируемыми изменениями. Кроме этого применение системного подхода позволяет значительно повысить эффективность коммуникаций между сотрудниками компании.

    Системный подход учит дисциплине делового мышления, что сильно облегчает анализ информации и принятие объективных решений в ситуации стратегического и, главное, тактического управления
    Системный подход необходим любому руководителю или менеджеру, который вынужден ежедневно решать разноплановые задачи и принимать дорогостоящие решения
    Системное управление создаёт более благоприятные условия для проведения необходимых изменений в компании


    Процессный подход к управлению, как один из элементов Системного подхода позволяет построить эффективную систему преодоления межфункциональных барьеров.


    1. Методология и организация процесса принятия управленческого решения

    Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются:
    - по времени управления на стратегические, тактические, оперативные;
    - по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные;
    - по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта