Главная страница
Навигация по странице:

  • Австралия Австралийский Союз

  • Государственное устройство

  • Правовые системы стран мира-Энциклопедический справ_ред Сухарев_2003 3-е изд 976с. Правовые системы стран мира-Энциклопедический справ_ред Сухарев_. Справочник Австралия Австрия Азербайджан


    НазваниеСправочник Австралия Австрия Азербайджан
    АнкорПравовые системы стран мира-Энциклопедический справ_ред Сухарев_2003 3-е изд 976с.doc
    Дата27.04.2017
    Размер7.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПравовые системы стран мира-Энциклопедический справ_ред Сухарев_.doc
    ТипСправочник
    #6104
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница1 из 120
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   120


    Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник
    Австралия

    Австрия

    Азербайджан

    Албания

    Алжир

    Ангола

    Андорра

    Антигуа и Барбуда

    Аргентина

    Армения

    Афганистан

    Багамские Острова

    Бангладеш

    Барбадос

    Бахрейн

    Беларусь

    Белиз

    Бельгия

    Бенин

    Болгария

    Боливия

    Босния и Герцеговина

    Ботсвана

    Бразилия

    Бруней

    Буркина-Фасо

    Бурунди

    Бутан

    Вануату

    Ватикан

    Великобритания

    Венгрия

    Венесуэла

    Восточный Тимор

    Вьетнам

    Габон

    Гаити

    Гайана

    Гамбия

    Гана

    Гватемала

    Гвинея

    Гвинея-Бисау

    Германия

    Гондурас

    Гренада

    Греция

    Грузия

    Дания

    Джибути

    Доминика

    Доминиканская Республика

    Египет

    Замбия

    Зимбабве

    Израиль

    Индия

    Индонезия

    Иордания

    Ирак

    Иран

    Ирландия

    Исландия

    Испания

    Италия

    Йемен

    Кабо-Верде

    Казахстан

    Камбоджа

    Камерун

    Канада

    Катар

    Кения

    Кипр

    Кирибати

    Китай

    Колумбия

    Коморские Острова

    Конго (Демократическая Республика Конго)

    Конго (Республика Конго)

    Корейская Народно-Демократическая Республика

    Корея

    Коста-Рика

    Кот-д'Ивуар

    Куба

    Кувейт

    Кыргызстан

    Лаос

    Латвия

    Лесото

    Либерия

    Ливан

    Ливия

    Литва

    Лихтенштейн

    Люксембург

    Маврикий

    Мавритания

    Мадагаскар

    Македония

    Малави

    Малайзия

    Мали

    Мальдивская Республика

    Мальта

    Марокко

    Маршалловы Острова

    Мексика

    Микронезия

    Мозамбик

    Молдова

    Монако

    Монголия

    Мьянма

    Намибия

    Науру

    Непал

    Нигер

    Нигерия

    Нидерланды

    Никарагуа

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Объединенные Арабские Эмираты

    Оман

    Пакистан

    Палау

    Панама

    Папуа - Новая Гвинея

    Парагвай

    Перу

    Польша

    Португалия

    Приднестровская Молдавская Республика

    Россия

    Руанда

    Румыния

    Сальвадор

    Самоа

    Сан-Марино

    Сан-Томе и Принсипи

    Саудовская Аравия

    Свазиленд

    Сейшельские Острова

    Сенегал

    Сент-Винсент и Гренадины

    Сент-Китс и Невис

    Сент-Люсия

    Сингапур

    Сирия

    Словакия

    Словения

    Соединенные Штаты Америки

    Соломоновы Острова

    Сомали

    Судан

    Суринам

    Сьерра-Леоне

    Таджикистан

    Таиланд

    Тайвань

    Танзания

    Того

    Тонга

    Тринидад и Тобаго

    Тувалу

    Тунис

    Туркменистан

    Турция

    Уганда

    Узбекистан

    Украина

    Уругвай

    Фиджи

    Филиппины

    Финляндия

    Франция

    Хорватия

    Центральноафриканская Республика

    Чад

    Чехия

    Чили

    Швейцария

    Швеция

    Шри-Ланка

    Эквадор

    Экваториальная Гвинея

    Эритрея

    Эстония

    Эфиопия

    Югославия

    Южно-Африканская Республика

    Ямайка

    Япония
    Предисловие
    Для решения глобальных задач, поставленных сейчас, в начале XXI в, перед учеными-юристами и практиками, потребуется широкий спектр знаний, "понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих на земном шаре"*(1).

    Сравнительно-правовое исследование является одним из важнейших методов юридической науки, позволяющим выявить общие закономерности правового развития. Более того, уже со второй половины XIX в. сравнительное правоведение стало оформляться в ряде стран в самостоятельную юридическую науку и учебную дисциплину. В нашей стране этот процесс вступил в завершающую стадию только в конце XX в. в связи с общей активизацией сравнительно-правовых исследований, освободившихся от некоторых идеологических догм. Так, в 1996 г. вышел первый отечественный учебный курс сравнительного права*(2).

    Как правило, крупные работы в этой области посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане*(3), либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей*(4). Комплексное исследование отдельных национальных правовых систем пока остается большой редкостью*(5). Отчасти это объясняется, вероятно, тем, что ученые-компаративисты обычно стараются не выходить за рамки своих "общетеоретических" или "отраслевых" интересов. Между тем и с исследовательской, и с практической точек зрения имеется значительная потребность систематизированно изложить в одном издании информацию о современном состоянии национальных правовых систем различных государств. За рубежом уже имеется положительный опыт подобного рода изданий. Достаточно упомянуть фундаментальную Международную энциклопедию сравнительного права (International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. l. National Reports. A-Z. Tubingen; N. Y., 1972-1987), которая, правда, обошла вниманием уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В России первый прообраз подобного издания появился в начале 1990-х гг. с выходом в издательстве "Юридическая литература" cправочника "Правовые системы стран мира" (1993), подготовленного замечательным отечественным ученым-компаративистом профессором Ф.М. Решетниковым, ныне покойным.

    Предлагаемая читателям книга представляет собой, по сути, третье, значительно расширенное издание вышеуказанного справочника. Напомним, что первый справочник состоял из 24 очерков, охватывавших только развитые капиталистические страны, второй - из 104. Настоящая книга состоит уже из 194 самостоятельных разделов, в каждом из которых содержится характеристика современной правовой системы соответствующего государства. В справочнике наиболее полно освещены страны Европы, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, все государства СНГ, а также крупные государства Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны представляют все известные юридической науке правовые системы современности: романо-германскую, англо-американскую, скандинавскую, мусульманскую, социалистическую, а также смешанные. Нынешнее издание охватило также небольшие развивающиеся государства, правовое развитие которых порой носит самостоятельный и весьма оригинальный характер и материал по которым крайне труднодоступен.

    В начале каждого очерка приводятся краткие сведения о каждой стране, о ее современном конституционном (государственном) строе. Далее следует общая характеристика национальной правовой системы, включая анализ основных исторических этапов ее развития, помогающий понять ее современное состояние, и источников права. Последующее описание важнейших отраслей действующего права в большинстве очерков делится на вопросы гражданского права и смежных с ним отраслей права (семейного, торгового, трудового и др.) и вопросы уголовного законодательства. В некоторых очерках выделены также вопросы процессуального законодательства. При анализе отраслей права авторы стремились назвать важнейшие из действующих законодательных актов в соответствующей области. Завершает каждый из очерков описание судебной системы: в этом разделе показана структура судов различных инстанций и различной компетенции, а также приводятся сведения о порядке замещения судейских должностей, об органах расследования, контроля, прокуратуре и адвокатуре. В некоторых очерках от названной схемы сделаны отступления, связанные чаще всего с необходимостью отразить федеральную структуру законодательства.

    Для удобства пользования в конце справочника содержится небольшой глоссарий, раскрывающий значение малознакомых широкому кругу читателей иноязычных правовых терминов: ампаро, иджма, хабеас корпус и т.д.

    При подготовке книги были использованы многочисленные отечественные и зарубежные издания справочного характера, содержащие сведения о государственном строе и правовых системах нескольких или многих государств, издания нормативно-правовых актов, монографии и публикации в юридических журналах соответствующих стран. Большую помощь в работе над книгой оказали вышедшие за последние годы в издательствах "Прогресс", "Юридическая литература" и Международном центре финансово-экономического развития переводы конституций, кодексов и иных законодательных актов зарубежных государств, а также переводы книги Рене Давида "Основные правовые системы современности" (1988, 1996, 1998).

    Общий перечень основных справочных изданий, монографий, статей и сборников документов, посвященных различным отраслям права зарубежных государств, которые были в той или иной мере использованы либо учтены при работе над этой книгой, приводится в конце справочника. Помимо этого, краткая библиография по правовой системе данной страны имеется в конце большинства очерков.

    Помимо печатных изданий широко использовались информационно-правовые системы (базы данных) и другие электронные ресурсы.

    Авторы также выражают свою глубокую признательность ученым-правоведам, юристам-практикам, сотрудникам научных библиотек, посольств и торговых представительств зарубежных стран, оказавшим консультационную и иную помощь в создании справочника.

    Несмотря на использование максимально актуальной информации авторы, к сожалению, не могут исключить возможность того, что отдельные изменения в законодательстве, произошедшие к моменту завершения работы над справочником, в нем не отражены.

    Издательство "Норма" и авторы с благодарностью примут замечания и пожелания по составу, содержанию и оформлению справочника.
    Австралия

    Австралийский Союз
    Государственное устройство

    Правовая система

    Общая характеристика

    Гражданское и смежные с ним отрасли права

    Уголовное право

    Судебная система. Органы контроля

    Литература
    Государство на материке Австралия, острове Тасмания и прилегающих островах.

    Территория - 7,7 млн. кв. км. Столица - г. Канберра.

    Население - 19,1 млн. чел. (1999 г.), в основном потомки переселенцев из Великобритании и Ирландии, а также из других стран. Коренных жителей (аборигенов) - около 230 тыс. чел.*(6)

    Официальный язык - английский.

    Религия - более 73% населения исповедует христианство.

    Английская колонизация Австралии началась в 1788 г. В 1827 г. правительство Англии официально объявило об установлении английского суверенитета над всем континентом. В 1900 г. отдельные колонии были объединены в Австралийский Союз, получивший право доминиона. В 1931 г. в соответствии с Вестминстерским статутом Австралия получила полную независимость от Великобритании во внешних и внутренних делах.
    Государственное устройство
    Австралия - федеративное государство, входящее в Содружество, возглавляемое Великобританией. Оно состоит из 6 штатов и двух территорий Северной и Австралийской столичной. В каждом штате есть губернатор, назначаемый Королевой Великобритании, парламент, правительство, судебные органы.

    Конституция Австралии принята 9 июля 1900 г. и вступила в силу в январе 1901 г. По форме правления Австралия - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Главой государства считается Королева Великобритании, которая осуществляет свои полномочия через назначаемого ею Генерал-губернатора.

    Законодательная власть возложена на двухпалатный Парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе верхней палаты (Сената) - 76 человек (по 12 от каждого штата и по 2 от территорий), избираемых путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Сенаторы от штатов избираются на 6 лет (от территорий - на 3 года) со сменой половины состава каждые 3 года. В Палате представителей - 148 членов (по Конституции общее число членов этой Палаты должно быть примерно в два раза большим, чем в Сенате). Депутаты нижней палаты также избираются путем прямых выборов и представляют субъекты федерации пропорционально численности их населения. Срок полномочий депутатов - 3 года, но по решению Генерал-губернатора палата может быть распущена досрочно. Первая сессия Парламента созывается не позднее чем через 30 дней после выборов. В составе Парламента действуют различные комиссии, как постоянные (большинство из них занимается внутрипарламентскими делами), так и временные, создаваемые для определенных целей (к примеру, комиссия парламентских расследований). Полномочия палат практически одинаковы (за исключением сферы финансового законодательства - Сенат лишен права вносить поправки в финансовые законопроекты).

    Законодательная деятельность парламента протекает следующим образом. Обычно законопроект (билль) подготавливается парламентским советником, получившим задание от министра или члена Парламента. Затем он передается инициатору данного билля, который дополняет и исправляет его, и только после этого - на рассмотрение палат Парламента. В каждой палате законопроект проходит несколько чтений. Первое - ознакомление депутатов с текстом проекта, второе - разъяснение его смысла и целей членам Парламента. Затем законопроект обсуждают и направляют в комиссии, где он дорабатывается. В ходе третьего чтения билль должен быть одобрен обеими палатами Парламента. Ни одна из палат не может внести в него изменения, не одобренные другой палатой. В случае если палаты не приходят к общему мнению, они назначают своих представителей для выработки общего решения. После того как законопроект будет одобрен обеими палатами, он передается на утверждение Генерал-губернатору.

    Сфера законодательства штатов и федерации разграничена Конституцией. Если законодательные полномочия федерации четко определены ст.51, то штаты обладают "сопутствующими полномочиями", в соответствии с которыми их парламентам предоставлено право принимать любые законы для поддержания "мира, порядка и доброго правления на своей земле". В ограниченную компетенцию местных органов входят вопросы здравоохранения, школьного обучения, дорожного хозяйства. Однако, если законы штатов противоречат законам федерации, предпочтение отдается последним. Штаты не могут без согласия федерации формировать и создавать морские и сухопутные военные силы, облагать налогами любые виды собственности, принадлежащей федерации, печатать деньги.

    Исполнительная власть возложена на британскую Королеву и осуществляется от ее имени назначаемым ею на 5 лет Генерал-губернатором. Среди полномочий Генерал-губернатора можно выделить следующие: он имеет право созыва и отсрочки парламентских сессий, роспуска Палаты представителей; он одобряет принятые Парламентом законы, а также вправе возвратить закон в Парламент со своими поправками; он назначает на государственные должности, осуществляет право помилования и является верховным главнокомандующим.

    Генерал-губернатор назначает консультативный орган - Федеральный исполнительный совет, который, согласно ст.62 Конституции, создается "для оказания помощи Генерал-губернатору в осуществлении им своих функций в управлении государством". В состав Федерального исполнительного совета входят 2 или более министра и другие лица, назначаемые Генерал-губернатором на такой срок, какой он сочтет нужным. Деятельность Федерального исполнительного совета контролируется Парламентом.

    Представители Королевы в штатах - губернаторы - независимы от Генерал-губернатора; их деятельность им не контролируется. Они действуют в пределах предоставленной компетенции. Срок их полномочий также равен 5 годам.

    Правительство Австралии образуется из представителей партии, получившей большинство мест в Парламенте, и возглавляется Премьер-министром. Им становится лидер победившей на выборах партии, который формирует Кабинет и представляет список на утверждение Генерал-губернатору. Роль Кабинета достаточно велика. Он определяет основные направления государственной политики, обладает законодательными полномочиями, используя делегированное ему Парламентом право на издание законодательных актов, наделен квазисудебными функциями. Кроме того, он реализует полномочия, формально закрепленные за Генерал-губернатором. Каждый из министров, входящих в Кабинет, отвечает, как правило, за один департамент, однако один министр может руководить и несколькими департаментами одновременно. Правительство несет коллективную ответственность перед нижней палатой федерального Парламента.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   120
    написать администратору сайта