Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Возможности использования музыки различных стилей и направлений в работе с дошкольниками.

  • 22. Характеристика основных музыкальных театральных жанров (опера, балет и др.)

  • 23. Симфоническая музыка, ее основные жанры.

  • Камерная симфония

  • Симфонич поэма

  • Симфонич фантазия

  • 24. Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация.

  • 25. Характеристика хоровой музыки, ее основные жанры. 26. Характеристика камерной музыки, ее основные жанры.

  • 28. Музыкальное образование на территории современной Беларуси с 1917 по 1930 - е годы. 29. Музыкальное образование детей дошкольного возраста в БССР (40-е – 80-е гг. Х Х

  • 31. Современные подходы к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста (на основе учебной программы дошкольного образования 2012 г.).

  • 34. Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, возможности ее использования в работе с дошкольниками. 35. Хоровое пение как основа системы музыкального воспитания З. Кодая.

  • 36. Синтез музыки и движения в системе музыкального воспитания Э.Жака-Далькроза. 37. «Метод элементарного музицирования» - основа системы музыкального воспитания К.Орфа.

  • 38. Комплексный подход как основа системы музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной.

  • 40. Подходы к определению понятия «музыкальность» (исследования Ревеша, Сишора и др.).

  • моя шпора по музыке. Специфика музыки как вида искусства


    Скачать 60.55 Kb.
    НазваниеСпецифика музыки как вида искусства
    Дата24.03.2018
    Размер60.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламоя шпора по музыке.docx.docx
    ТипДокументы
    #39318
    страница3 из 3
    1   2   3

    19. Музыкальное искусство 20 века, его представители (импрессионизм, экспрессионизм и др.).

    Импрессионизм

    Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры.  Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус, Густав Малер .

    Р. Штраус и Г. Малер  в своих произведениях противопоставляют идеализированный мир своей души  (и мир души своих героев) пошлости и косности мещанского быта и буржуазной эстетики, лицемерию общественной морали. Однако вера в высшие идеалы дается многим из художников этого времени с большим трудом – в душевном мире  героев вместо чистых и возвышенных чувств обнаруживаются низменные страсти, болезненные страхи и фантазии, ужас, безысходность. Музыкальный образ окружающей действительности приобретает  откровенно гротесковый характер (за счет введения «фальшиво» звучащих гармоний, примитивно-пошловатых ритмов, неблагозвучных, резких инструментальных тембров и т.п.). Идеализированная откровенность романтической музыки сменяется пугающими и шокирующими откровениями, часто эротического характера. Художник выставляет напоказ тайны своей внутренней жизни, которые обычно принято скрывать.

     Экспрессионизм. Арнольд Шенберг - Его первые произведения –струнный секстет «Просветленная ночь» (1899) и симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903) –еще несут в себе тенденции постромантизма.Многие произведения, написанные в ХХ веке, весьма сложны. Их полноценное восприятие требует от слушателя высокой музыкальной и шире того  - художественной культуры. Проникнуть в замысел современных произведений, понять, что волновало их авторов, к чему они стремились, можно только познакомившись с эволюцией, которую претерпело музыкальное искусство на протяжении своей долгой истории, изучив различные направления и школы, стили и техники композиции.(К. Дебюсси) и французские композиторы   ( М. Равель; композиторы «шести»; О. Мессиан). Экспрессионизм ( А. Шенберг и нововенская школа) и неоклассицизм (П. Хиндемит, И. Стравинский), неофольклоризм ( Б. Барток) и рождение джаза ( Д.  Гершвин), музыкальный авангард и новации ( П. Шеффер, Л. Берио, Я. Ксенакис и др.), неоромантизм и минимализм. Творчество С. Губайдулиной.
    20. Современные стили и направления музыкального искусства (jazz, rock, pop и др.)

    Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Ка́нтри — сельская музыка — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка. Электро́ннаям у́зыка — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий.электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Рок-му́зыка— обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» —— в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. Ре́гги — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х. Название иногда употребляется для наименования всей ямайской музыки. Название данного музыкального стиля, согласно разным предположениям, происходит от словосочетания «рэггид-ритм» (англ. reggedrhythm — рваный, истрёпанный ритм.

    21. Возможности использования музыки различных стилей и направлений в работе с дошкольниками.

    Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому она имеет большое познавательное значение. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на ребенка, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир ребенка, формирует основы его музыкальной культуры.

    Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).
    22. Характеристика основных музыкальных театральных жанров (опера, балет и др.)

    Жанр – это вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. Опера -  вид муз.-театр. искусства, кот. включает в себя  драмат. действие, пение, танец, сопров-ся оркестр. музыкой и дополняется декорат.оформл-м. Возникла она в Италии на рубеже 16-17 веков. Пение – осн.часть этого искусства.Оперное произв-е это совок-ть сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен. Важное место в  ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет вед.роль. Хор может быть как фоном, не связанным с осн. Сюж. линией, так и расск-ком сюжета. Его худ.возм-ти помогают  раскрыть картины нар. жизни,  показать взаимоот-я героя и народных масс. Примером этого являются выдающиеся оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».Опера делится на акты и картины, сцены и номера.Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообр. Комментир. и обобщ. роль, доводя её до наивысшей точки напряжения. Виднейшие представители:17 век – Италия - Клаудио Монтеверди, Франция - Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо.Нач. 18 века – опера-серия (серьезная опера на мифологические и историко-героические сюжеты) - в творчестве неаполитанской оперной школы. 18 век - Германия - К. В. Глюк (Орфей и Эвридика), опера насыщается более глубоким и правдивым содержанием, Глюк считается реформатором оперного жанра. БАЛЕТ - вид сценического искусства, содержание которого выражается в муз.-хореографич. образах. Балетная музыка занимала значительное место в творчестве крупнейших композиторов 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Ж. Ф. Рамо. Реформа балетного театра, связанная с деятельностью балетмейстера Ж. Ж. Новера, утвердила активную роль музыки как "программы, определяющей движения и действия танцовщика".

    В кон. 18-нач. 19 вв. наряду со становлением симфонических и оперных жанров происходило развитие музыки Балета ("Творения Прометея" Бетховена (1801), "Жизель" (1841), "Корсар" (1856) А.Адана и др.). Качественно новый этап в развитии балетного искусства ознаменовало творчество П. И. Чайковского, который внёс глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии ( "Лебединое озеро" (1877), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892)) способствовали значительному обогащению танцевальной лексики и драматургии. Большое значение для развития балетной музыки имели балеты И. Ф. Стравинского - "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), созданные для "Русских сезонов" и связанные с новаторскими поисками М. М. Фокина. Этапными для развития Балета явились произведения С. С. Прокофьева, определившие дальнейшее утверждение в балетной музыке принципов симфонизации и конфликтной драматургии: "Ромео и Джульетта" (1938) - одна из вершин мирового муз. искусства, "Золушка" (1945). Выдающимся достижением балетной музыки стал. Б. "Спартак" Хачатуряна (1956), его также "Гаянэ" (1942). Среди Балетов. кон. 50-х-нач. 80-х гг.: "Сотворение мира" Петрова (оба-1971), "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974). Новаторские поиски характерны для балетов Р. К. Щедрина - "Конёк-Горбунок" (1960), "Кармен-сюита".

    Опере́тта - вид муз. театра, в переводе с итальянского означает - маленькая опера.Оперетта носит легкий, развлек.хар-р, поэтому ее еще называют муз. комедией. В ней превосходно сочетаются вок., инструм.музыка, оркестр. фрагменты, разгов. эпизоды, танец. Сюжет в оперетте как правило комич., музык.номера короче, чем в опере Как самостоятельный жанр Оперетта сложилась в 1850-е гг. во Франции (Ж. Оффенбах, ("Орфей в аду"). В 1860-е гг. появилась австрийская (венская), в 1870-е гг.- английская, в 1880-е гг. - американская. Новый подъем – в австрийской так называемой новой Оперетте, в которую Франц Легар («Веселая вдова») и особенно Имре Кальман («Сильва», «Принцессса цирка») ввели венгерские мелодии. Начало советской Оперетте положено в сер. 1920-х гг. (И. О. Дунаевский).

    МЮЗИКЛ (англ. musical, сокр. от musical comedy - муз. комедия) - музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографические, драматические и оперного искусств. В отличие от оперетты может быть не только комедией, но и драмой. Мюзикл оформился как жанр в 1920-30-х гг. в США. Расцвет жанра наступает в 1940-60-х гг.: "Оклахома" Роджерса (1943), "Целуй меня, Кэт" Портера (1948), "Моя прекрасная леди" Лоу (1956), "Вестсайдская история" Бернстайна (1957), "Скрипач на крыше" Бока (1964), "Хэлло, Долли!" Хермена (1964), "Человек из Ламанчи" М. Ли (1965) и др. С конца 1960-х гг. наступает кризис жанра, связанный, в частности, с развитием поп-музыки и рок-оперы ("Волосы" Макдермота, 1967). С конца 60-ых распространяется и за пределы США, составляя конкуренцию европ. оперетте.

    Водевиль - веселая комедийная, муз.  пьеса с занимат. интригой. Это муз.пьеса, как правило - одноактная. В ее основе - веселые приключения, песенки-куплеты, танцы, переодевания, где живут любовь, благородство и доброта, побеждающие зло.
    23. Симфоническая музыка, ее основные жанры.

    Симфонич музыка – музыка, пердназнач для исполн-я симфонич оркестром. Впервые она появилась в середине 18 в. с установл-ем жанра симфонии и формир-ем симфонич оркестра. Симфонизм – это муз-эстетич категория, подразумевающ как метод худ отраж-я дествит-ти в муз, так и продикт им хар-р муз драматургии и мышл-я.Все существующ муз инстр делятся на 2 подгр: 1- инстр симфонич оркестра, 2- нар инстр(входят джазовые инстр). Симфонич инстр: I – струнные: щепковые, смычковые.

    Смычковые: а)скрипки, б) альты, в) виолончель, г) контрабас. Щипковый: арфа. II – духовые: медные, деревянные. Деревянные: а)флейта, б)кларнет, в)гобой, г) фагот. Меддные: а)труба, б)трамбон, в)валторна, г)туба. III – Ударные: барабаны(большой, средний, маленький), литавры, колокола.Жанры:Симфония ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавш в серед 18 в. До 18 в – вступление к опере. Свой классич облик симф приобрела у представителей венской классич школы, т.е. Моцарта, Бетховена. Симфониетта жанр симфонич музыки, отлич от симфонии меньшим масштабом и оркестровым составом. Хар-но светлое, часто народно- жанровая образность. Перв образцы относ к 19 в (Римский-корсаков), 20в(Прокофьев, Качат). Камерная симфония симф для камерн состава, т.е. ансамбля. Характ уменьш кол-во частей, их продолжит-ть(Шостакович, Мерзоян и др.). Симфонич картина обычно одночастное произвед-е. Характ созерцат-ть, неторопливость, обилие живописн деталей. Образы облад яркими хар-ками («Баба яга», «Кикимора» Лядова). Симфонич поэма жанр, созд Ференцем Листом и выражающий идею синтеза ис-в. Это 1-частное оркестровое произвед-е, представляющ собой иллюср литерат, живописных, филос и др произвед-ий (Сен-Сакс, Дворжак, Скрябин и др.). Симфонич фантазия отлич свободой р-тия, ярк контрастами. Чаще 1-частн произвед-е, имеющ программу или основан на разраб народных или песенно-танцев тем(Глинка «Орагонская хота», Римский-Корсаков «Исп каприччо»).
    24. Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация.

    Все существующ муз инстр делятся на 2 подгр: 1- инстр симфонич оркестра, 2- нар инстр(входят джазовые инстр). Симфонич инстр: I – струнные: щепковые, смычковые.

    Смычковые: а)скрипки, б) альты, в) виолончель, г) контрабас. Щипковый: арфа. II – духовые: медные, деревянные. Деревянные: а)флейта, б)кларнет, в)гобой, г) фагот. Меддные: а)труба, б)трамбон, в)валторна, г)туба. III – Ударные: барабаны(большой, средний, маленький), литавры, колокола.

    Смычк.струнные инструменты состоят из вибрирующих струн, натянутых на резонир. дерев.корпус (дека). Для извлечения звука используется смычок из конского волоса, зажимая струны в различных положениях на грифе, получают звуки разной высоты. Дерев.дух.инстр-ты. Большая семья различных инструментов, не обязательно сдел. из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько муз-тов. Медные дух.инстр-ты.Самая громкая группа инстр-тов симфон. оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у дерев.дух.инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию.
    25. Характеристика хоровой музыки, ее основные жанры.

    26. Характеристика камерной музыки, ее основные жанры.

    27. Становление музыкального образования на территории современной Беларуси в период до 1917 года.

    28. Музыкальное образование на территории современной Беларуси с 1917 по 1930 - е годы.

    29. Музыкальное образование детей дошкольного возраста в БССР (40-е – 80-е гг. ХХв).

    30. Развитие отечественной методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе (с 90-ых годов ХХ в. по настоящее время).

    31. Современные подходы к организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста (на основе учебной программы дошкольного образования 2012 г.).

    32. Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников.

    33. Сущность категорий «музыкальное воспитание», «музыкальное развитие», «музыкальное образование».

    34. Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, возможности ее использования в работе с дошкольниками.

    35. Хоровое пение как основа системы музыкального воспитания З. Кодая.

    36. Синтез музыки и движения в системе музыкального воспитания Э.Жака-Далькроза.

    37. «Метод элементарного музицирования» - основа системы музыкального воспитания К.Орфа.

    38. Комплексный подход как основа системы музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной.

    39. Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

    40. Подходы к определению понятия «музыкальность» (исследования Ревеша, Сишора и др.).

    1. Определение и структура музыкальности в исследованиях Б.М. Теплова.

    2. Определение и структура музыкальности в исследованиях Н.А. Ветлугиной.

    3. Определение и структура музыкальности в исследованиях К.В. Тарасовой.

    4. Теории детерминации музыкальных способностей.

    5. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.

    6. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения.

    7. Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальном воспитании дошкольников.

    8. Значение методов моделирования звуковых отношений в развитии музыкальности дошкольников.

    9. Характеристика методов уподобления звучанию музыки, их роль в активизации музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

    10. Дидактическая игра как метод музыкального воспитания дошкольников. Музыкально-дидактические пособия, их роль в музыкальном развитии дошкольников.

    11. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

    12. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников

    13. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации.

    14. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы активизации восприятия музыки.

    15. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дошкольного возраста

    16. Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи

    17. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране

    18. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста

    19. Этапы разучивания песни с детьми дошкольного возраста, методы и приемы

    20. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи

    21. Виды музыкально-ритмических движений

    22. Принципы отбора музыкального репертуара к музыкально-ритмическим движениям дошкольников

    23. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений с детьми дошкольного возраста, методы и приемы

    24. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи

    25. Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация

    26. Способы обучения игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста, методы и приемы

    27. Обучение элементам нотной грамоты детей дошкольного возраста, методы и приемы

    28. Формы организации коллективного музицирования дошкольников (ансамбль, шумовой и смешанный оркестры), методика работы

    29. Понятие детского музыкального творчества, его задачи

    30. Подходы к развитию музыкального творчества дошкольников, условия и этапы его развития

    31. Виды заданий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

    32. Музыкально-образовательная деятельность, ее задачи

    33. Методы и приемы формирования знаний о музыке у детей дошкольного возраста

    34. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников, характеристика видов и особенности проведения в разных возрастных группах

    35. Роль и место музыки в быту учреждения дошкольного образования

    36. Роль музыки в организации развлечений, требования к организации развлечений и досугов

    37. Музыкальное оформление праздничных утренников в дошкольном учреждении, требования к организации и проведению праздника

    38. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников в условиях дошкольного учреждения, организация предметно-пространственной среды

    39. Музыкальное воспитание детей в семье, его задачи, методы и формы

    40. Деятельность педагогического коллектива дошкольного учреждения по организации музыкального воспитания дошкольников


    Теноровый ключ - помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов (в сольном исполнительстве)
    1   2   3
    написать администратору сайта