Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Белорусские народные музыкальные инструменты, их классификация.

  • Детский музыкальный фольклор

  • Средневековье

  • моя шпора по музыке. Специфика музыки как вида искусства


    Скачать 60.55 Kb.
    НазваниеСпецифика музыки как вида искусства
    Дата24.03.2018
    Размер60.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламоя шпора по музыке.docx.docx
    ТипДокументы
    #39318
    страница2 из 3
    1   2   3

    10. Система жанров белорусского музыкального фольклора.

    1. Обрядовый фольклор - строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально имел магическую функцию.

    А) Календарно - обрядовый фольклор:

    - зимний цикл (калядаванне, шчадраванне, масленіца (тяготеет к весеннему циклу)

    - весенний цикл (гуканне вясны, валачэбныя песні (на вялік дзень, пасху, троіцкія, русальныя...), летний цикл (купалле, жніўныя), осенний цикл (льняные, ярные, «ягады бяручы» ...)

    Б)Семейно – обрядовый фольклор:

    • родильные обряды

    • крестильные обряды

    • свадебные

    - похоронные голошения

    2. Внеобрядовый фольклор - более поздний пласт, нет жесткой приуроченности к событию, мелодически более разнообразен: пастушьи, бурлацкие, чумацкие (торговцев), казацкие, солдатские, рекрутские, партизанские, лирические, шуточные, частушки.К внеобрядовому фольклору относится и детский фольклор.

    Детский фольклор - это произведения исполняющие взрослыми для детей или детьми в своей среде (колыбельные, потешки, считалки, дразнилки, заклички, игры с пением и движением).
    11. Белорусские народные музыкальные инструменты, их классификация.

    Все белорусские народные музыкальные инструменты в зависимости от их конструкции и способа звукоизвлечения подразделяются на духовые, клавишно-язычковые, ударные, струнные музыкальные инструменты.

    Духовые музыкальные инструменты – те инструменты, звук которых извлекается при помощи потока воздуха. К ним относятся: окарина, свердёлка, дуда, рожок, дудочка, свистулька, двойная дудка.

    Клавишно-язычковые инструменты – инструменты, в конструкции которых присутствуют клавиши, приводящие в движения «язычки», которые под воздействием струи воздуха воспроизводят музыкальные звуки. Инструменты: гармонь, баян.

    Ударные инструменты – группа инструментов, звук которых извлекается при помощи удара о корпус инструмента, либо способом встряхивания. К этой группе инструментов традиционно относятся: бубен, барабан, треугольник, трещотка, ложки, рубель, коробочка, елка.

    Струнные музыкальные инструменты – инструменты, отличительным признаком которых является наличие струн. Это: цимбалы, скрипка, балалайка, колесная лира.
    12. Возможности использования белорусского музыкального фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

    Народная м у з ы к а - музыкальный фольклор — вокальное(преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальноеколлективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всегонарода, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков.

    Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с муз.фольклором нач. с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Нар.музыка входит в быт ребёнка с раннего детства.

    Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. Пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. Чтобы вызвать у ребёнка радость, двиг. возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя нат. тембр голоса, его теплоту.

    Детский муз.фольклор отражает разл. виды муз. деят-ти ребёнка: слушание – восприятие, пение, народная хореография.

    С бел.нар. песнями и мелодиями можно начинать знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и выз.эмоц. отклик у р-ка. Нар.мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Нар.плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позв. импровизировать движения. Нар.подв.хоров. игры форм-ют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
    13. Понятие о музыкальном стиле, краткая характеристика основных музыкальных стилей.

    Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов. Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный. Музыкальные стили связаны со стилями других искусств.


    «Стиль»— это характеристика музыкального искусства определенных исторических эпох или крупных худо-направлений. Сегодня часто можно слышать выражения: «музыка барокко», «музыка эпохи рококо», «романтическая музыка» и т. д.
    Средневековье «Григорианский хорал», барокко– Вивальди – «Времена года», Гендель Садок – гимн юефа, адажио. Импрессионизм – Дебюсси – «Девушка с волосами цвета льна», «Танцующий снег», «Отражение в воде». Равель- «Болеро». Реализм – Бизе – «Марш Теодора» из оперы «Кармен», Глинка – «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила», Верди – «Песенка герцога» из оперы «Риголетто», Чайковский –«Вальс цветов» из балета Щелкунчик. Романтизм- Мендельсон – «Свадебный марш», Шопен – «Прелюдия», Вагнер – «Полет Валькирий» из оперы «Валькирия», Паганини – «Каприс»
    14. Характеристика музыкального стиля «барокко», творчество композиторов этой эпохи.

    Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы; 2) от лат. bаroco - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итал. художника Ф. Бароччи, F. Barocci, (15287-1612) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца 16-1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической и общественной жизни, приведших в 17 в. к началу буржуазной революций. С возникновением стиля Барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера), что определялось характерным для Барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров, в значительной мере связанных с эстетикой Барокко. Наиболее ярко стиль Барокко, проявился в Италии (монументальные вокально-инструментальные произведения композиторов венецианской школы во главе с Дж. Габриели, оперные сочинения М. А. Чести, органное творчество Дж. Фрескобальди и др.). В нач. 18 в. в Германии (оперы Р. Кейзера, органное творчество Д. Букстехуде, клавирные произведения И. Кунау и др.), в исторической судьбе которой с особой силой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора - И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых тесно было связано со стилем Барокко. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европейской музыки, оно не вмещается в рамки какого-либо одного стиля.
    15. «Классицизм» как музыкальный стиль, его отличительные черты, творчество композиторов.

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма, а также эстетики Возрождения с его ориентацией на античное искусство как на непревзойдённый художественный образец. Ведущий тезис эстетики Классицизма заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логичности, обоснованности, внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщённости выразительных средств. Основоположником Классицизма в музыкальном театре стал Ж. Б. Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии. Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжестика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически гибкий речитатив и оркестровое развитие. Однако лишь К. В. Глюку, осуществившему реформу оперы, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью.

    Вершинная, качественна новая стадия в развитии музыки Классицизма - искусство венской классической школы (творчество И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена). Венский Классицизм впитал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени, во многом перекликаясь с веймарским классицизмом И. В. Гёте и Ф. Шиллера в литературе. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование сонатно-симфонического цикла и симфонического оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектическим идеям немецкой классической философии. На рубеже 18-19 вв. Классицизм обрёл новые формы в сочинении композиторов Великой французской Революции. Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произведения которого, однако, уже были отмечены чертами романтизма. Сочетаясь с элементами других художественных направлений, черты Классицизма преломились и в русской музыкальной культуре (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И. Е. Хандошкин).
    16. Утонченная логика музыки стиля «рококо» в творчестве композиторов 18 века.

    Рококо (франц. rococo, от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего Рококо сказалось в изобразительном искусстве (Ф. Буше, А. Ватто) и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Франсуа. Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для них характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики и т. д.
    17. Отражение внутреннего мира человека в творчестве композиторов- романтиков.

    Романтизм (франц. romantisme) - идейно-эстетическое и художественное, направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. В эпоху Романтизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоциональной жизни человека. Начальный этап музыка Романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Н. Паганини, Дж. Россини, и др., последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап Романтизма простирается до кон. 19 в. (И. Брамс, позднее творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, ранние соч. Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых национальных композиторских школах расцвет Романтизма пришёлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Руссская музыка, опиравшаяся в основном на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с Романтизмом, - творчество П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

    Важнейшим моментом эстетики музыки Романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке (Лист, Шуман, Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литература, живопись, скульптура и др.). Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, народной сказочности ("Сон в летнюю ночь" Мендельсона, "Вольный стрелок" Вебера) до гротеска ("Фантастическая симфония" Берлиоза, "Фауст-симфония" Листа), причудливых, порождённых изощрённой фантазией художника видений ("Фантастические пьесы" Шумана). Интерес к народному творчеству, в особенности к его национально-самобытным формам, в значительной мере стимулировал возникновение в русле Романтизма новых композиторских школ - польской, чешской, венгерской, позднее норвежской, испанской, финской и др. Бытовые, народно-жанровые эпизоды, локальный и национальный колорит пронизывают всё музыкальное искусство эпохи Романтизма. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворённостью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - "большая" симфония C-dur Шуберта). Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологической детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вокальной и фортепианной миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вокальных и фортепианных циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. Психологическая и лирико-драматическая трактовка присуща в эпоху Романтизма и крупным жанрам - симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургическому развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтическим сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др. Музыка Романтизма, являясь ведущим направлением в искусстве 19 в., на позднем своём этапе породил новые направления и течения в музыкальном искусстве - веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Музыкальное искусство 20 в. во многом развивается под знаком отрицания идей Романтизма, однако его традиции живут в рамках неоромантизма.
    18. «Реализм» как объективное отражение окружающего мира в музыкальном искусстве 19-20 веков.

    Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определенному виду искусства. Наиболее полное раскрытие специфических черт Реализма в прошлом усматривается в искусстве 19 в. Нек-рые теоретики не считают возможным говорить о Р. в музыке, т. к. для муз.иск-ва неспецифично отражение жизни в формах самой жизни. Однако с того момента, когда термин "Р." вошёл в эстетику и критику (1860-е гг.), он применялся и по отношению к музыке. В европ. проф. музыке реалистич. черты проявились в разл. художеств.направлениях. Начиная с 17 в. тенденция реалистич. типизации в наследии К. Монтеверди, Г. Шютца нашла выразит. претворение в речевых интонациях их произведений. В 1-й пол. 18 в. гигантская мощь обобщения в музыке И. С. Баха воплощала реалистич. тенденцию, связанную с опорой интонац. мышления на нар.и хоральный мелос, тесно сопряжённый с этич. и идейно-эмоц. установками человека той эпохи. Обратившись преим. к внутр. миру человека, романтики достигли правдивой типизация эмоц. жизни в её динамизме, внутр. конфликтности, целостности. С др. стороны, обращение к программ.музыке ввело в романтич. образность звук.картины конкретной действ-ти, параллельной или противопоставляемой психологич. состояниям. Так формировался осн. принцип муз. Р.: постижение действ-ти через эмоц.-психологич. состояние чел-ка, а внутр. психологич. жизни - через драматизм внешней истории, с к-рой неразрывно связана чел. личность. Мятежная страстность музыки П. И. Чайковского, сила и острота выражения в ней напряжен. драм. конфликтов осознаются и как обобщ-е внутр. строя чел.эмоц-ти, и как типизация соц. конфликтов, и, наконец, как выражение противореч. соотнош-й между личностью и внешн. миром. Основоп-к реалистич. школы в рус.музыке - М. И. Глинка, чьи традиции получили разв-е в ТВ-ве крупнейш. рус. Комп-ров 19 - нач. 20 вв. В классич. рус.музыке Р. получил яркое, неповторимое выражение в эпич. операх А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова, в лирико-драм. соч. П. И. Чайковского, в музыке М. А. Балакирева, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др. Рус. композиторы обогатили реалистич. направление новым кругом образов, связанных как с повседн. жизнью народа, так и с история, движениями масс, как с гармонич. самоощущением личн-ти, так и сеё внутр. Конфликт-тью, с коллизиями разл. столкновении личности и соц. условий, препятствующих её развитию и самоутвер-ю.
    1   2   3
    написать администратору сайта