Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа ТЕМА : «Современные технические средства обучения и правила их использования на уроках истории»

  • Оглавление Введение

  • .

  • Глава 2. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания

  • Глава3. Методика использования традиционных ТСО в учебно-воспитательном процессе.

  • Глава 3. Возможности ТСО на уроках истории

  • Заключение

  • Глава 1. Современные ТСО ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании.

  • Технические средства обучения

  • 1.2 Основные виды ТСО и их характеристика Существуют следующие виды ТСО

  • §1. Классификация ТСО

  • §2. Экранные средства обучения и воспитания

  • портфолио. Современные технические средства обучения и правила их использования на уроках истории


    Скачать 336.13 Kb.
    НазваниеСовременные технические средства обучения и правила их использования на уроках истории
    Анкорпортфолио.docx
    Дата25.04.2017
    Размер336.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапортфолио.docx
    ТипКурсовая
    #4866
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ФГАОУ ВО Нижегородский государственный университет

    им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)

    Историко-филологический факультет

    Курсовая работа

    ТЕМА:

    «Современные технические средства обучения и правила их использования на уроках истории»

    Выполнил:

    студент историко-филологического

    факультета

    Артемова Е.А

    Преподаватель:

    Воробьева О.В.

    Арзамас, 2015

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………..с 3-4

    Глава 1. Современные ТСО.

      1. ТСО в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании…………………………………………………………………..с 5-6

      2. Основные виды ТСО и их характеристика…………………….........................с 6-8

    §1. Классификация ТСО……………………………………………………………с 9-13

    §2. Экранные средства обучения и воспитания…………………………............с 13-17

    §3.Технические устройства экранно-статической проекции…………………..с 17-19

    §4.Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания…………..с 19-26

    §5.Компьютер – как современное техническое средство обработки информации........................................................................................................................с 26-30

    §6.Мультимедийная аппаратура…………………………………………………с 30-32

    Глава 2. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения и воспитания……………………………………………………………………с 32

    §1.Психологические особенности ТСО………………………………………… с 32-33

    §2.Дидактические основы использования ТСО…………………………………с 33-35

    Глава3. Методика использования традиционных ТСО в

    учебно-воспитательном процессе.

    §1.Подготовка учителя к использованию ТСО

    у учебно-воспитательном процессе……………….…………………………..с 35-38

    §2.Приемы работы с ТСО на уроках истории………………………………......с 38-39

    §3.Эффективность использования ТСО на уроках истории……………………с 39-43

    §4.Актуальность ТСО в современном образовательном процессе…………...с 43-44

    Глава 3. Возможности ТСО на уроках истории

    §1.Урок по истории России на тему

    «Русская культура в 17 веке» …………………………………………………….с 44-51

    Заключение……………………………………………………………………………....с 51-52

    Список литературы……………………………………………………………………...с 52-53

    Интернет-ресурсы……………………………………………………………………….с 53-54

    Введение.

    Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

    ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.

    Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные ТСО и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. К сурдотехническим средствам такого рода относится, например, звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, с помощью которой ведется работа по развитию нарушенного слухового восприятия у слабослышащих и глухих детей, имеющих остатки слуха; используются приборы и приспособления, которые передают информацию о звуковых явлениях, преобразуя их в световые сигналы, воспринимаемые зрением, или в тактильно-вибрационные сигналы, воспринимаемые поверхностью тела, и др. Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

    Большое значение имеет организационное обеспечение ТСО в образовательных учреждениях - их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования. Одна из причин слабого использования ТСО многими учителями и воспитателями дошкольных учреждений состоит в том, что в их составе много женщин, плохо разбирающихся в технике, да и не все учителя-мужчины, особенно с гуманитарным образованием, умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ТСО. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно многие учителя склоняются к их использованию. Поэтому необходимо не только знакомить будущего педагога с ТСО и методикой их использования на занятиях по данному курсу, но и активно вовлекать ТСО во все виды педпрактики студентов, давать разнообразные практические задания по их применению.

    Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.
    Глава 1. Современные ТСО

      1. ТСО в учебно-воспитательном процессе

    и компетентность учителя в их использовании.

    Каждый ребенок проходит стадию становления личности.

    В это время акладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда педагогов. Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, его интенсификации, заключающейся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические средства обучения (ТСО)
    Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

    • визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

    • аудиальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы; • аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

    • манипуляционные — тренажеры;

    • автоматические — компьютерная техника и материалы.

    В современных условиях перспективным средством обеспечения образовательного процесса является компьютер ТСО делятся:

    - по характеру предъявления (экранные, звуковые и экранно-звуковые средства и аппаратура);

    - по функциональному назначению (комбинированные средства - компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и группа вспомогательных ТСО).

    Применение технических средств обучения в образовательных учреждениях может осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях:

    — совершенствование воспитательно-образовательной работы с детьми с тем, чтобы дети глубже, полнее, эмоциональнее усваивали определенные программой знания, легко и свободно ими оперировали, получали представления об окружающей природе, искусстве, культуре родной страны и т. д.;

    — научная организация труда педагогов образовательных учреждений, повышение их профессионального мастерства, расширение обмена опытом по творческому применению различных методов и приемов работы;

    — широкая пропаганда педагогических знаний среди родителей и общественности. Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Требования к техническим средствам обучения в сфере образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

    1.2 Основные виды ТСО и их характеристика

    Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как Общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

    Широкое распространение получают в школах обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Они снабжены программами управления познавательной деятельностью школьников, связанной с формированием расчетных арифметических навыков, навыков письма, решения алгебраических уравнений, задач по физике, химии, построения графиков и чертежей, рисования на экране дисплея, разучиванием нотной грамоты и сочинением музыки, написанием и редактированием сочинений, заучиванием наизусть, усвоением грамматики и других правил поведения и деятельности. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые персональные компьютеры снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и анализировать ошибки, предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков до заданного качества (например, при обучении работе на пишущей машинке довести навык до возможности одной ошибки на 10000 знаков при заданной средней скорости печатания).

    Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера. По своим техническим характеристикам персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), в частности персональные компьютеры (ПК), разделяются на современные и морально устаревшие. Современные ПК изготовлены с экраном на твердых или жидких кристаллах, могут питаться от электрических батареек, аккумуляторов (до 5 вольт), а также от сети; потребляют мизерную мощность (несколько ватт) и могут быть установлены в любом помещении с воздухом, очищенным от пыли. Морально трубку, которая дает сильное излучение и отрицательно действует на зрение и организм в целом, питается только от сети переменного тока, очень чувствительны к изменению напряжения и частоты тока (быстро перегорают микроэлементы), а также потребляют значительную мощность (сотни ватт), выделяют много тепла и потому устанавливаются в специальных аудиториях, имеющих заземление и искусственную вентиляцию.

    Современный ПК, снабженный дополнительными устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино и видеоизображением, называется мультимедиа («многовариантная среда»). Обычно все дополнительные устройства (микропроцессоры) крепятся внутри корпуса ЭВМ, поэтому мультимедийный ПК внешне почти не отличается от других ПК.

    При эпизодическом использовании ПК употребляются в системе с другими средствами и методами обучения; поэтому на их применение отводится часть урока (эпизоды по 5—15 минут); для этого необходимы небольшие, часто стандартные программы. При систематическом использовании компьютеры работают в течение многих занятий, занимая основное учебное время; для этих занятий разрабатываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения (чаще всего на дискетах), предъявления информации (в основном на экране телевизора или дисплея), управления познавательной деятельностью учащихся, анализа ошибок и оценки успешности обучения класса в целом и каждого учащегося персонально.

    Перед использованием ТСО учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Так, при просмотре кинофильма в первый раз они могут запомнить костюм и манеры ведущего, но не поймут содержания фильма. Аналогичное рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

    Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования. Для физико-математических предметов экспериментально была определена частота использования ТСО 1:8 (при обучении учащихся 15-16 лет).

    Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, порога, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

    §1.Классификация ТСО

    В силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации классифицировать технические средства обучения довольно сложно. Перечислим основные классификации:

    1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно- воспитательных задач);

    2) принципу устройства и работы;

    3) роду обучения;

    4) логике работы;

    5) характеру воздействия на органы чувств;

    6) характеру предъявления информации.

    По функциональному назначению их подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют комбинированные технические средства, совмещающие функции различного назначения. Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы (оверхеды), эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и т.п. Отличительной особенностью всех этих устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму. Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Контролирующие средства бывают 8 индивидуальными и групповыми. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности контроля знаний они варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы. Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал небольшими дозами, после каждой следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом проверяющем вопросе. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта. Тренажерные технические средства — специализированные учебно- тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Тренажеры применяются на основе специально разработанных программ действий, составленных с учетом процесса моделирования осваиваемой деятельности. Они особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям. Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; для дистанционного управления комплексами технических средств и затемнения предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонная проводная техника, усилители, полиэкраны, плазменные панели, электронные доски, световые и электронные таблицы, устройства для переплета и ламинирования, видеокамеры, диктофоны, копировальные аппараты и т.п.

    К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные и компьютерные системы. По принципу устройства и работы они бывают механическими, электромеханическими, оптическими, звуко-техническими, электронными и комбинированными. По логике работы они могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи. По характеру воздействия на органы чувств их разделяют на визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные технические средства. По характеру предъявления информации технические средства обучения делятся на экранные, звуковые и экранно-звуковые. К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические. Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора). Педагогические — соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями. 10 Эргономические — удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования. Эстетические — гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид. Экономические — относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств. Таким образом, можно сделать вывод, что технические средства обучения могут использоваться с любой дидактической целью на любом этапе процесса усвоения знаний. На этапе восприятия сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления. Кроме того, в этом случае применение технических средств оказывает воздействие на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно- следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания. В запоминании как логическом завершении процесса усвоения технические средства также играют большую роль. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Велико значение технических средств и на этапе применения знаний. Уже говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств. 11 Каждым учителем должно учитываться эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие, но избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий имеют большое значение при восприятии любых технических средств и новых информационных технологий обучения, что не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и т. п. Одной из актуальнейших и сложнейших проблем в учебно- воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д. Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. По его мнению, каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Технические средства обучения обладают значительными возможностями для привлечения и удержания детского внимания. Используя их, необходимо учитывать психологические особенности внимания. Сосредоточенность — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у детей 15—20 минут, а потом требуются его переключение, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2. Распределение внимания — одновременное внимание 12 к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик не охватывает многие его необходимые характеристики. Переключение — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения — умения наблюдать. Технические средства обучения помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, поскольку различные формы наглядности позволяют дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя. Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. Они позволяют широко использовать различные пособия, в которых школьники в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также составлять учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью технических средств способны формулировать свои вопросы, запросить у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, сколько им нужно. 13 Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств, в основном, сводятся к следующим характеристикам: — недостаточная методическая подготовленность учителя; — неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости; — бесплановость, случайность применения; — перегруженность урока или воспитательного занятия техническими средствами, превращение их в зрительно-звуковую, литературно- музыкальную композицию. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся, что позволяет: — научить работать с различными источниками информации; — разнообразить формы самостоятельной работы; — научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности. Из вышесказанного вытекает, что технические средства обучения имеют четкое целевое назначение в учебно-воспитательном процессе, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

    §2.Экранные средства обучения и воспитания

    К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. Экранные средства обучения и воспитания включают аппаратуру диапроекции. т.е. проецирование в проходящих лучах, и эпипроекции, т.е. проецирование в отраженном свете, и представлены проекционными аппаратами различного типа и назначения. Проекционные аппараты - это оптические устройства, формирующие на экране увеличенное, позитивное, перевернутое, действительное изображение дна- или эпиобъектов. К объектам днапроекции относятся диапозитивы (слайды) и диафильмы, представляющие собой тематически связанную последовательность кадров, расположенных на одной пленке. Проекционный аппарат – диапроектор(рисунок) состоит из механической и оптической частей. Механическая часть, объединяя конструктивно все элементы аппарата, обеспечивает правильное положение проецируемых объектов перед объективом, их смену, выполнение необходимых регулировок и настроек, а в некоторых аппаратах - автоматическую фокусировку и выдержку времени при смене объектов. 5.4. экранные средства обучения - российской федерации смоленский государственный педагогический университет в.Рис. Оптическая схема диапроектора (1- рефлектор, 2- источник света, 3- конденсор с теплофильтром. 4- кадровая рамка, 5- объектив)

    Оптическая часть диапроектора обеспечивает освещение и проецирование объекта и состоит из осветительной системы с источником света и проекционной, представляющей собой систему линз для получения на экране увеличенного изображения проецируемого объекта. В большинстве проекционных аппаратов и узкопленочных кинопроекторов в качестве источника света применяются кварцевые галогенные малогабаритные (КГМ) лампы накаливания – проекционнаые лампы. Зеркальный отражатель, или рефлектор (от лат. reflecto - загибаю назад, поворачиваю) - вогнутое сферическое зеркало для отражения световых лучей. Рефлектор служит для того, чтобы использовался весь создаваемый лампой световой поток, т.е. в отсутствие рефлектора большая часть светового потока не попала бы в объектив. Конденсор (от лат. condense - уплотняю, сгущаю) - оптическая система, которая собирает расходящиеся лучи, испускаемые проекционной лампой, т.е. позволяет сконцентрировать световой поток на кадровой ранке 4, ограничивающей демонстрируемый слайд, и представляет собой систему собирающих линз. В проекционных аппаратах встречаются конденсоры, состоящие из двух или трех линз различного диаметра и кривизны поверхности. Проекционный объектив (от лат. objectus - предмет) - представляет собой линзовую оптическую систему и формирует на экране увеличенное изображение объекта. Параметрами объектива являются: фокусное расстояние, относительное отверстие и светосила. Они указываются на оправе объектива. Объективы для проекционных аппаратов подразделяют на короткофокусные, нормальные и длиннофокусные. Главным фокусом называется точка, в которой пересекаются после преломления в объективе лучи, падающие на него пучком, параллельным главной оптической оси, а расстояние главного фокуса от оптического центра объектива называется главным фокусным расстоянием. Оно определяет масштаб изображения (размер изображения). Относительное отверстие представляет собой отношение диаметра зрачка объектива к его фокусному расстоянию. Светосила характеризует способность объектива к наибольшему пропусканию света и зависит от величины относительного отверстия. Линзы современных объективов просветлены, т.е. на их поверхность нанесена тончайшая пленка, позволяющая уменьшить отражение лучей при прохождении их через объектив. Проекционная лампа, зеркальные отражатели, конденсор и объектив образуют осветительно-проекционную систему проекционного аппарата. Осветительно-проекционная система всех типов диапроекторов (кроме кодоскопов) расположена горизонтально, а объект проекции (диапозитив) расположен вертикально. Световой поток от проекционной лампы, отраженный рефлектором, проходит через конденсор, кадровую рамку с диапозитивом и объектив, образуя на экране увеличенное изображение объекта. Особыми аппаратами диапроекции являются кодоскопы (графо-проекторы). Носители информации, применяемые в кодоскопах. представляют собой прозрачную пленку (в виде рулона или отдельных транспарантов, называемых также кодограммами), на которую нанесено изображение. Осветительно-проекционная система кодоскопа расположена вертикально, а объект проекции - горизонтально. Световой поток от проекционной лампы отражается рефлектором вертикально вверх, проходит через конденсор (линза Френеля) и предметный столик, на котором расположена кодограмма, попадает в объектив с по- воротным зеркалом и формирует на экране увеличенное изображение объекта Данное техническое средство имеет ряд преимуществ. Сильный световой по- ток позволяет использовать его без затемнения помещения, проекция осуществляется как на экран, так и на доску, и воспитатель имеет возможность дорисовывать и стирать изображение. Во время демонстрации педагог стоит лицом к детям, видит их реакцию и в зависимости от нее ускоряет или замедляет проекцию, повторяет весь сюжет или отдельные элементы. Классификация проекционных аппаратов. Методика применения статичных экранных пособий. Проекционную аппаратуру различают: А) в зависимости от того, какое пособие используют для получения изображения на экране. 1-я группа. Аппараты для демонстрации диапозитивов. Кадропроекторы - только для демонстрации диапозитивов (слайдов). Универсальные диапроекторы - для диапозитивов и диафильмов. Эпидиаскопы - для диапозитивов и эпипособий. 2-я группа. Аппараты для демонстрации диафильма. Это фильмоскопы и универсальные диапроекторы. 3-я группа. Аппараты для проекции эпипособий: эпипроекторы и эпидиаскопы, специальные видеокамеры. 4-я группа. Аппаратура для демонстрации транспарантов - графопроекторы. Б) По степени автоматизации процессов фокусирования и смены кадров различают проекторы с полностью автоматическим устройством, с полуавтоматическим и неавтоматическим управлением. Суперавтоматическими называют аппараты, работающие без оператора по задан- ной программе (от реле времени, программного устройства или магнитофона) и оснащенные автофокусирующим устройством. Эти аппараты относятся к высшему классу (диапроекторы «Альфа-35-50-автофокус», «Диана-207», «Пеленг-700АФ»). Автоматическими называют аппараты, в которых отработка процесса смены кадров, подфокусировка производятся механизмами с собственными приводными устройствами при подаче соответствующих команд (диапроектор «Свитязь-авто», модификации «Протона», «Пеленг-500А», «Пеленг-500АФ» и др.) Эти аппараты входят в группу первого класса. Полуавтоматическими называют аппараты, в которых отработка процессов смены кадров осуществляется механизмами при управлении или при контроле оператора (диапроекторы «Свитязь», «Свитязь-М», «Пеленг-500К», «Горизонт»). Неавтоматические аппараты те, в которых оператор управляет сам всеми процессами (диапроектор «Экран», различные модификации диапроектора «Свет» и др., а также графопроекторы «Лектор-2000», «Пеленг-2400» и др.) Методика применения экранных средств обучения В качестве наглядных средств обучения в старшей и подготовительной группах детского сада могут быть использованы кинофильмы, диафильмы и диапози- тивы. Использование экранных пособий делает учебный процесс привлекательнее, расширяет возможности воспитателя в ознакомлении детей с окружающим, так как этим путем могут быть показаны те явления жизни, с которыми непосредственное знакомство невозможно. Так, кинофильмы «Твоя книжка», «Рассказ колоска», «Откуда стол пришел», «О чем рассказал автобус», «Кружка молока», «Первое письмо» рассказывают о тех видах труда, которые не всегда можно непосредственно понаблюдать с детьми. При ознакомлении со столицей нашей Родины Москвой, с жизнью народов России и т.д., хорошо использовать диафильмы. Благодаря тому что в кинокадрах одни и те же предметы могут быть показаны в крупном, среднем и общем плане, в различных ракурсах, создается возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенном. Фильмы вызывают у них интерес, эмоции, они охотно обмениваются впечатлениями об увиденном, отражают его в рисунках, рассказах, играх, надолго запоминают. Учебные фильмы оказывают большое воспитательное влияние на детей; например, при просмотре фильмов о создании книги, об изготовлении стола, о выращивании хлеба дети убеждаются, что для изготовления предметов, окружающих нас, требуются немалые усилия, поэтому относиться к ним надо бережно; человеческий труд заслуживает всемерного уважения. Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить об- разные представления о художественных произведениях. Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателю необходимо проиллюстрировать сказку 19 или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания. Кинофильмы и диафильмы используются в обучении в сочетании с другими средствами: наблюдениями, показом иллюстраций и натуральных предметов, словом воспитателя, чтением книги. Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определенные методические требования. Фильм не должен быть продолжительным; как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 9-10 минут или фрагменты из них. Перед просмотром фильма проводится беседа с целью выявления знаний детей, одновременно воспитатель подготавливает их к восприятию фильма. При ознакомлении детей с окружающим посредством кино необходимы повторные про- смотры фильма. Занятие с показом фильма не должно сводиться только к его демонстрации; оно может состоять из нескольких частей: показу предшествует беседа, короткое сообщение воспитателя или задание, которое должны выполнить дети на основе просмотра фильма. После демонстрации надо им дать возможность обменяться впечатлениями, рассказать, что особенно понравилось. Повторный просмотр и беседу, уточняющую и систематизирующую знания детей, целесообразно провести через 5- 6 дней после первого просмотра. Для занятий с использованием технических средств обучения в детском саду должны быть созданы соответствующие условия: выделено место для демонстра- ции фильмов, сделаны шторы затемнения; проецирование изображений должно идти только на экран, а не на стену и т. п. Прежде чем демонстрировать фильм детям, педагог должен сам хорошо ознакомиться с ним. Практика показывает, что при однообразной и монотонной деятельности ребенок быстро устает. Поэтому, планируя применение технических средств, педагог обязан тщательно продумывать структуру занятия, находить ему правильное место в системе других занятий так, чтобы нагрузка равномерно распределялась на разные анализаторы. Например, занятия с использованием проекционной аппаратуры желательно чередовать с физминутками.

      1   2   3   4   5
    написать администратору сайта