Главная страница

учебное пособие. Основы философии. Содержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26


Скачать 4.9 Mb.
НазваниеСодержание пояснительная записка 4 вместо предисловия 7 Тема Философия как форма мировоззрения и наука 10 Тема Возникновение древневосточной философии 26
Анкоручебное пособие. Основы философии.doc
Дата08.01.2018
Размер4.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебное пособие. Основы философии.doc
ТипПояснительная записка
#13787
страница4 из 40

Подборка по базе: практика на 2019 год март титульник и содержание.docx, Расчетно-пояснительная записка1.doc, пояснительная записка дубль.docx, Пояснительная записка..docx, РГЗ-пояснительная записка.docx, Пояснительная записка.doc, Пояснительная Записка.docx, Пояснительная записка.docx, Пояснительная записка.docx, Отчет + содержание.rtf.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Итак, мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, стула, человека, лошади, добра, зла, совести и т.д. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – это неистинный мир, небытие. Мир вещей – это полуистинный мир, смесь бытия и небытия. Мудрость заключается в том, чтобы во всех вещах и явлениях найти их идею, найти общий закон, всем управляющий.

Человека ничему нельзя научить, если понимать обучение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Самое важное человек должен вспомнить сам. Как у всякого античного мыслителя, в рассуждениях Платона есть два уровня – мифологический и философский. Согласно мифологическому, душа до рождения человека жила среди богов (т.е. в мире идей), и когда она вселяется в родившегося человека, он должен вспомнить всё то, чему его душа научилась до рождения. Здесь заложен и глубокий философский смысл: нельзя научить самому главному, тому, что можно «достать» только из самого себя. Нельзя научить быть Эйнштейном, нет таких учебников по физике, нельзя научить быть Моцартом, сколько не изучай теорию композиции. То главное, что было у Эйнштейна и Моцарта, было создано их глубокими внутренними усилиями, - в этом смысле действительно было вспомнено.

Основные идеи учения Платона о триаде:


Три субстанции, из которых согласно учению Платона о триаде

состоит всё сущее





«Единое»

«Ум»

«Душа»





  • представляет собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает «единое-ничто» и « всё живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

  • душа может быть мировой и душой отдельного человека;

  • душа человека (вещи) есть часть мировой души;

  • душа бессмертна;

  • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные помтупки, приобретает новую телесную оболочку;

  • постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса

  • происходит от «единого»;

  • разделен с «единым»;

  • противоположен «единому;

  • является сущностью всех вещей;

  • есть обобщение всего живого на Земле

  • является основой всякого бытия;

  • не имеет ни каких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни формы, ни содержание);

  • есть ничто;

  • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

  • первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого)


Основные идеи учения Платона об идеальном государстве:

Проблема государства играла особую роль в философии Платона, что было нетипично для его предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества.
Типы существующих государств, по Платона:


  • монархия – справедливая власть одного человека;

  • тирания – несправедливая власть одного человека;

  • аристократия – справедливая власть меньшинства;

  • олигархия – несправедливая власть меньшинства;

  • демократия – справедливая власть большинства;

  • тимократия – несправедливая власть большинства (власть венных вождей, армии);

  • государство будущего, которого пока не существует и в котором отпадёт необходимость в государственной власти и законах.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
План государственного устройства, выдвинутый Платоном:
( в дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены)

  • всё население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

  • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

  • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

  • философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

  • философы и воины не должны иметь частной собственности;

  • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;

  • не существует брака, все жёны и дети общие;

  • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен

Когда Платону было около сорока лет (в 388 г. до н.э.), он был уже прославленным писателем и мудрецом. Поклонники купили ему небольшой участок, где стояла статуя героя Академа, (Академ в греческой мифологии афинский герой, указавший братьям Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем.) и община его учеников стала называться Академией. Вот откуда наше слово «академия». В саду Академии проходили занятия по математике, по астрономии, по всем основам наук. Главным было познание истины. Эта школа просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом в 529 г., так как не соответствовала ставшему господствующим христианству.
Историческое значение философии Платона:


  • впервые философом составлено целое собрание фундаментальных произведений;

  • положено начало идеализму;

  • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества;

  • была создана философская школа (Академия)



Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика, «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика».
Основные этапы философской деятельности Аристотеля:


  • 367 – 347 гг. до н.э. – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

  • 347 – 335 гг. до н.э. – жил и работал в Пелее – столице Македонского государства по приглашению Филиппа; воспитывал его сына Александра Македонского;

  • 335 г. до н.э. – основал свою собственную философскую школу – Ликей (лицей) и работал в ней до своей смерти.

Виды философии, выделяемые Аристотелем:


  • теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений;

  • практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

  • поэтическая – об искусстве

  • считается, что фактически Аристотелем как четвёртая часть философии была выделена логика


Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»

(«Платон мне друг, но истина дороже»):
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, является лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяжённость, покой, движение и др.

Согласно Аристотелю не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определённые вещи. То есть существует конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определённые параметры, а не «идея дома» и т.д.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи», то возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через категории. Категории согласно Аристотелю – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Категории Аристотеля:


  • сущность (субстанция);

  • количество;

  • качество;

  • отношение;

  • место;

  • время;

  • положение;

  • состояние;

  • действие;

  • страдание.


Проблема материи занимает важное место в философии Аристотеля. Материя по Аристотелю – это потенция (возможность быть), ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью). Всё сущее на Земле обладает потенцией (материей) и формой. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Проблема души. Душа по Аристотелю является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма.
Три уровня души, выделяемые Аристотелем:


  • растительная душа, которая отвечает за функции питания, роста и размножения;

  • животная душа, отвечающая за те же функции и, кроме того, за функции ощущения и желания;

  • разумная (человеческая) душа, которая, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает ещё и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.


Проблема человека. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума.

Человек, согласно Аристотелю имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе), и именно это качество приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающихся производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединённого языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Проблема государства.
Шесть типов государства, выделяемые Аристотелем:


  • монархия;

  • тирания;

  • аристократия;

  • крайняя олигархия;

  • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

  • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии)

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля:


  • внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

  • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

  • дал определение бытия через категории;

  • определил сущность материи;

  • дал понятие государства идеального типа;

  • внёс существенный вклад в развитие логики;

  • вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства

После классической эпохи в развитии античной философии наступает период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства – Эллады. Это период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками.
Особенности эллинистической философии:


  • кризис античных моральных и философских ценностей;

  • отказ от создания всеобъемлющих философских концепций;

  • переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни;

  • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;

  • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

  • стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир;

  • признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека.


Наиболее известные философские школы и эллинистического периода:
Школа киников. От слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где встречались представители этой школы.

Основатель этой школы – Антисфен. Другие яркие представители – Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) – и проверка данного образа жизни на себе.

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Характерные черты философии и образа жизни киников:


  • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

  • разрыв социальных связей, одиночество;

  • отсутствие постоянного места жительства, скитания;

  • паразитический образ жизни, попрошайничество;

  • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение гигиеной;

  • крайний аскетизм;

  • непризнание авторитетов;

  • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

  • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

  • скандальность

В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру. Киники считали, что боги дали людям все для счастливой жизни, а люди своими потребностями сами делают себя несчастными. В отличие от Сократа, они считали, что знания не делают людей лучше. Людей они презирали - Диоген ходил с фонарем днем, объясняя: «Ищу человека».

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей».

Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.

Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты». Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:

«Лишенный крова, города, отчизны,

Живущий со дня на день нищий странник»

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Наверное, наиболее известна его встреча с Александром Македонским, который посетил известного философа и пообещал выполнить любое его желание. И Диоген действительно высказал желание: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце!». На что Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.
Школа стоиков. Возникновение и развитие этой школы явилось реакцией на распространение идей киников. Название берёт от портика (галерея) в Афинах, где она была основана. Основателем считается Зенон Китионский. Другие представители: Клеанф, Хрисипп, Посидоний.

Основная идея школы стоиков – освобождение от влияния внешнего мира. В отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии).
Характерные черты стоической философии:


  • признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом ;

  • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

  • неучастие в жизни государства, игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

  • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

  • признание стремления к счастью высшей целью человека




Эпикурейство. Название получило по имени своего основателя Эпикура. Школа располагалась в предместье Афин, в деревенской глуши, постройка находилась в саду. Отсюда второе название – «философы Сада».
Основные положения эпикурейской философии:


  • высшая цель жизни человека – достижение счастья;

  • счастье – это освобождение от страдания и беспокойства;

  • для достижения счастья человек не нуждается ни в чём, кроме самого себя;

  • для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»:

    • не должно бояться богов;

    • не должно бояться смерти: «Смерть - самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть существует, тогда мы не существуем";

    • благо легко достижимо;

    • зло легко переносимо.

Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части: каноника (теория познания), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность.

По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения. Из множества сходных повторяющихся впечатлений в душе формируются общие представления или предвосхищения, позволяющие человеку узнавать предметы и обозначать их словами. Ощущения и предвосхищения обладают несомненной очевидностью и являются критериями истинности знания.

Все заблуждения возникают вследствие ошибочных суждений разума, в которых мы домысливаем к тому, что содержится в представлениях нечто такое, что не находит подтверждения или опровергается в чувственном восприятии.

Физика Эпикура опирается на натурфилософию досократиков и, в особенности, на атомизм Демокрита. Она призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти.

Согласно Эпикуру, Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная содержит в себе тела, движущиеся в пространстве, или пустоте. Существование пустоты между телами следует из того, что иначе не было бы возможно движение.

Все тела представляют собой соединения неделимых и неизменных частиц – атомов, различающихся между собой величиной, весом и формой. Двигаясь в бесконечной пустоте с равной скоростью, атомы слегка отклоняются от своих траекторий, соединяясь в сложные тела. В бесконечном пространстве и времени существует бесчисленное количество миров, которые рождаются и гибнут благодаря беспрестанному движению атомов.

Допущение самопроизвольного отклонения атомов (принципиальное отличие учения Эпикура от атомистики Демокрита) служит двоякой цели: в физике оно объясняет столкновение атомов и, тем самым, образование тел, которое было бы невозможно, если бы атомы двигались только по прямой.

Этика Эпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни». Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии).

Эпикур писал: "Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся или не правильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Именно посредством освобождения от них и достигается цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа - атараксия. Страдания души гораздо хуже в сравнении со страданьями тела».

Для достижения этого состояния самодовлеющего душевного покоя человеку необходимо преодолеть страдания, возникающие вследствие неудовлетворенных желаний. Согласно Эпикуру, желания бывают:

1) естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности);

2) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства);

3) вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия).

Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей.
Школа скептиков. Скептицизм (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Родоначальник античного скептицизма Пиррон (365-275 гг. до н.э.) Был в числе философов, участвовавших в восточном походе Александра Македонского, во время которого познакомился с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Учение Пиррона было устным, реконструкции основаны на изложении его ученика, литератора Тимона из Флиунта в позднейших источниках. К ученикам Пиррона относится также Навсифан, учитель Эпикура.

Скептики сознательно проводят общий принцип эллинизма – принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий, и приходят к выводу о невозможности познания окружающего нас мира. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие.

Завершающим этапом античной философии является римский период. Наиболее известные философы: Сенека, Марк Аврелий (римский император), Тит Лукреций Кар и др.
Особенности философии римского периода:


  • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии;

  • влияние традиций и идей покорённых народов (Востока, Северной Африки и др.);

  • повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства, смерти, загробной жизни;

  • преобладание идеализма над материализмом;

  • рост влияния на философию идей христианства;

  • постепенное слияние античной и христианской философии и их превращение в средневековую философию


Основные понятия и термины:
Апейрон – первоначало, нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределённое.

Аристократия (от греч. aristos — лучший), форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п.

Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.

Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего.

Гилозоизм – философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.

Демократия (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Категория (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Космогония - происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик).

Космология - физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.

Космоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы.

Логос (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, обозначающее разумный принцип, управляющий миром.

Майевтика (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материя (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание.

Монархия - государство, главой которого является монарх.

Олигархия (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).

Охлократия (от греч. ochlos — толпа, чернь ), в древнегреческих учениях о государстве — господство «толпы».

Первоначало – основа, мельчайшая единица мира.

Потенция (от лат. potentia — сила), скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях.

Софизм (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка), мнимое доказательство, в котором ложь выдаётся за правду.

Стоический - мужественный, терпеливый, стойкий в жизненных испытаниях.

Тирания (греч. tyrannis), форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.

Цинизм (от греч. kynismos — учение киников), нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности


Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:


  1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

  2. В чём проявляется космоцентризм античной философии?

  3. В чём видели первооснову многие античные философы?

  4. В чём главная особенность классической философии?

  5. Каким представляет идеальное государство Платон?

  6. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

  7. Какие идеи античной философии о воспитании и образовании актуальны, с Вашей точки зрения, и сегодня?

II. Упражнения и задачи

  1. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?

  2. Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – всё относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие-то общеобязательные правила и нормы морали?

  3. Чем, по вашему мнению, отличается мудрый человек от умного, знающего?


III. Тестовый контроль знаний
Вариант I
1. Натурфилософия – это:

а) философия природы;

б) философия, в центре которой стоит человек;

в) философия бытия;

г) философия культуры

2. Основоположник античной диалектики автор слов: «В одну воду нельзя войти дважды»:

а) Фалес Милетский;

б) Гераклит Эфесский;

в) Демокрит;

г) Анаксагор

3. Античный мыслитель, основоположник мистической философии цифр:

а) Сократ;

б) Фалес Милетский;

в) Пифагор;

г) Левкипп

4. Сопоставьте период античной философии и его хронологический рамки:

1) римский; а) VII – V вв. до н.э.;

2) классический; б) V – IV вв. до н.э.;

в) эллинистический; в) IV – I вв. до н.э.;

4) досократовский г) I в. до н.э.- VI в. н.э.

5. Кто считается основателем древнегреческой философии:

а) Пифагор;

б) Фалес Милетский;

в) Демокрит;

г) Сократ

6. Кто сформулировал основные законы и формы логического мышления?

а) Пифагор;

б) Аристотель;

в) Эпикур;

г) Анаксимандр

7. Какая из перечисленных идей принадлежит философии Платона?

а) «Мир есть огонь, мерами воспламеняющийся и мерами потухающий»;

б) «Мир вещей создаётся миром идей»;

в) «Всё в мире состоит из атомов»;

г) «В основе мира лежат четыре стихии: вода, земля, огонь, воздух»

8. Идеализм – это:

а) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к идеалу;

б) признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное;

в) утверждение, что идеи существуют реально;

г) туманные, далёкие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни

9. Назовите школу эллинистического периода античной философии, центральная идея которой – смысл жизни состоит в том, чтобы быть счастливым:

а) стоицизм;

б) скептицизм;

в) эпикуреизм;

г) кинизм

10. Основоположник скептицизма:

а) Пиррон;

б) Зенон;

в) Эпикур;

г) Антисфен

Вариант II
1. Авторы учения об атомах:

а) Эпикур;

б) Левкипп;

в) Демокрит;

г) Эпиктет

2. Сопоставьте философа и то, что он считал первоначалом:

1) Демокрит; а) вода;

2) Фалес Милетский; б) число;

3) Гераклит Эфесский; в) атом;

4) Пифагор г) логос

3. Представители Милетской школы:

а) Пифагор;

б) Анаксимен;

в) Анаксимандр;

г) Гераклит

4. Кто является автором высказывания: «Всё течёт, всё изменяется»?

а) Фалес Милетский;

б) Гераклит Эфесский;

в) Левкипп;

г) Сократ

5. Отличительная черта античной философии:

а) космоцентризм;

б) теоцентризм;

в) геоцентризм;

г) антропоцентризм

6. Основатель первой в мире Академии:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Фалес Милетский

7. Учитель Александра Македонского:

а) Сократ;

б) Аристотель;

в) Платон;

г) Пиррон

8. Софисты – это:

а) бродячие музыканты;

б) учителя математики;

в) платные учителя риторики и красноречия;

г) первые профессиональные философы

9. Сопоставьте школу эллинистического периода античной философии и её основателя:

1) скептицизм; а) Эпикур;

2) кинизм; б) Зенон;

3) эпикуреизм; в) Пиррон;

4) стоицизм г) Антисфен

10. Представители какой школы эллинистического периода отличались крайним аскетизмом?

а) стоики;

б) эпикурейцы;

в) киники;

г) скептики

Вариант III
1. Сопоставьте высказывание и автора:

1) «Вещи – тени идей»; а) Сократ;

2) «Всё течёт, всё меняется»; б) Фалес Милетский;

3) «Я знаю, что ничего не знаю»; в) Платон;

4) «Философу разбогатеть легко, но не интересно» г) Гераклит Эфесский

2. Кому принадлежит выражение: «Всё есть число»?

а) Эпикур;

б) Пифагор;

в) Гераклит Эфесский;

г) Аристотель

3. Основоположником какого философского учения был Платон?

а) атомистический материализм;

б) учение об идеях – объективный идеализм;

в) антропологизм и этический рационализм;

г) диалектика

4. В чём состоит особая роль Сократа в античной философии?

а) осуществление поворота от объяснения сущности природы к философии человека;

б) разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы;

в) этические проблемы связывал с политикой;

г) разработка учения о действиях противоположностей

5. Термин «майевтика» был введён:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Анаксимандр

6. Назовите учебное заведение, основанное Аристотелем:

а) академия;

б) лицей;

в) университет;

г) школа

7. Какую форму государства Аристотель считал наилучшей?

а) монархия;

б) тирания;

в) полития;

г) охлократия

8. Сопоставьте понятие и его определение:

1) монархия; а) несправедливая власть меньшинства;

2) тирания; б) справедливая власть меньшинства;

3) аристократия; в) несправедливая власть одного человека;

4) олигархия г) справедливая власть одного человека

9. По своему мировоззрению Платон был:

а) идеалистом;

б) материалистом;

в) скептиком;

г) эпикурейцем

10. «Мир в своей сущности непознаваем», считали:

а) скептики;

б) стоики;

в) эпикурейцы;

г) киники

Вариант IV
1. Автор «учения об идеях»:

а) Гераклит Эфесский;

б) Пифагор;

в) Платон;

г) Сократ

2. Автор «учения об идеальном государстве»:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Гераклит Эфесский

3. Чистая идея – это:

а) логос;

б) эйдос;

в) апейрон;

г) атараксия

4. Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»?

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Антисфен

5. Кто определил сущность материи?

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель

6. Что относится к категориям Аристотеля?

а) количество;

б) чувство;

в) качество;

г) понятие

7. Сопоставьте виды философии, которые выделил Аристотель и их назначение:

1) теоретическая; а) изучение законов мышления;

2) практическая; б) деятельность человека и устройство государства;

3) поэтическая; в) изучение искусства;

4) логика г) изучение проблем бытия, сфер бытия, происхождения всего сущего

8. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

а) Гераклит Эфесский;

б) Протагор;

в) Фалес Милетский;

г) Платон

9. Какую часть учения Платона критиковал Аристотель?

а) учение о триаде;

б) учение о душе;

в) учение об идеях;

г) учение об идеальном государстве

10. Сопоставьте школу эллинистического периода античной философии и утверждение:

1) эпикуреизм; а) «не стоит сетовать на жизнь, двери этой тюрьмы всегда открыты»;

2) стоицизм; б) «нужно жить по законам природы и отказаться от всего лишнего»;

3) скептицизм; в) «удовольствие есть начало и конец счастливой жизни»;

4) кинизм г) «мир в своей сущности непознаваем»

Литература
Основная


  1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

  2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

  3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

  4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

  5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

  6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

  7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.


Дополнительная


  1. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. М., 2003.

  2. Гомперц Т. Греческие мыслители / Пер. с нем. СПб., 1999. Т. 1.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

  4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.

  6. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

  7. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991.

  8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учебное пособие. М., 1996.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта