Главная страница
Навигация по странице:

  • Итунина Н.Б.

  • Объектом

  • Универсальными

  • Внутринаучными

  • Кажанов_Курс лекций СПИОМ. Социологические проблемы изучения общественного мнения


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеСоциологические проблемы изучения общественного мнения
    АнкорКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    Дата18.10.2017
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКажанов_Курс лекций СПИОМ.pdf
    ТипЛекция
    #9540
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
    О.А.КАЖАНОВ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
    Курс лекций
    СМОЛЕНСК
    2006

    УДК 316.65
    ББК 60.527
    К 12
    Р е ц е н з е н т ы
    Итунина Н.Б., кандидат философских наук, доцент
    Баринов Д.Н., кандидат философских наук, доцент
    Кажанов О.А.
    К 12 Социологические проблемы изучения общественного мнения: Курс лекций. –
    Смоленск, 2006. - 135с.
    Данное пособие раскрывает специфику социологического подхода к изучению такого сложного и изменчивого явления общественной жизни как общественное мнение. В нем рассматриваются наиболее важные вопросы отраслевой социологической теории: сущность и структура общественного мнения, особенности его формирования, выражения и функционирования, связь с управленческой деятельностью и политической властью, особенности взаимодействия со СМИ, история изучения этого феномена в отечественной и зарубежной социальной мысли, современные технологии и механизмы исследования общественного мнения и т.д. Акцентируется внимание на особенностях функционирования общественного мнения в условиях российского общества в настоящее время.
    В работе использованы материалы учебных пособий по рассматриваемой тематике, изданных в нашей стране в последние годы, а также материалы научных публикаций российских и зарубежных исследователей, внесших существенный вклад в становление социологии общественного мнения.
    Курс лекций адресован студентам факультетов социологического профиля высших учебных заведений.
    УДК 316.65
    ББК 60.527
    © Смоленский государственный университет, 2006
    © Кажанов О.А., 2006

    С О Д Е Р Ж А Н И Е
    Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………………………… 4
    Лекция II. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………………. 10
    Лекция III. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ……… 22
    Лекция IV. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО
    МНЕНИЯ……………………………………………………………………….... 32
    Лекция V. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ……………… 44
    Лекция VI. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯ-
    ТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА……………………………………………………. 54
    Лекция VII. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ОСОБЕН-
    НОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ………………………………………………. 66
    Лекция VIII. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ): СУБЪЕКТ
    ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ…… 82
    Лекция IX. СЛУХИ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ФУНКЦИО-
    НИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ………………………….. 97
    Лекция X. ЦЕНТРЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В СОВРЕМЕН-
    НОМ МИРЕ…………………………………………………………………… 106
    Лекция XI. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИ-
    ЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ…………………. 122

    ЛЕКЦИЯ I. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИО-
    ЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
    ПЛАН
    1. Социологические проблемы изучения общественного мнения: объект, пред- мет, место в общей системе социологического знания. Специфика социо- логического подхода к анализу общественного мнения.
    2. Методологические основы социологии общественного мнения.
    3. Теоретическое и практическое значение изучения общественного мнения.
    Словосочетание «общественное мнение» хорошо известно каждому из нас. В обыденной жизни оно часто используется в речах политиков, общественных деятелей, его можно прочесть в газетных и журнальных статьях, услышать из уст дворовой общественности. Несмотря на широкое обыденное использование, научный смысл понятия сложен и противоречив. Попытка определить сущность этого общественного феномена вызывает острые теоретические дискуссии, делая проблематику общественного мнения важной составной частью современного социологического познания.
    1. В истории мировой социологии изучение общественного мнения выделилось в самостоятельную отрасль исследования под воздействием ряда обстоятельств. Во-первых, развитие рыночной экономики индустриального общества с резким обострением конкурентной борьбы за потребителя вызвало потребность в изучении потребительского спроса и основ рекламной деятельности с целью привлечения покупателя. Во-вторых – усложнение политической жизни общества, связанное с формированием демократических структур, институализацией партий и общественных движений, обострением борьбы за власть, вовлечением в политику широких слоев населения, поставило проблему изучения электоральных предпочтений и пропагандистских средств воздействия на массы с целью контроля за их политическим поведением. В-третьих, возрастание роли средств массовой информации, особенно прессы и телевидения, в общественной жизни стимулировало исследование интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации. Феномен общественного мнения все больше входил в сферу научных интересов и в связи с ростом образованности и культуры населения, стремящегося к осмыслению различных сторон социальной действительности.
    В середине ХХ века в странах Запада сложилась социология общественного мнения – специальная социологическая теория со своей проблематикой, понятийным аппаратом, методикой и техникой исследования.
    Объектом ее изучения является рассмотрение процессов и явлений, реально происходящих в области общественного мнения.
    Предмет изучения социологии общественного мнения связан лишь с изучением существенных, устойчивых, повторяющихся, необходимых связей, отношений и процессов, в рамках которых осуществляется функционирование и развитие общественного мнения. Следовательно, за рамки предмета выведены случайные, несущественные связи и отношения, в которых участвуют вышеназванные процессы и явления. Правильнее будет говорить о том, что социология общественного мнения
    изучает закономерности и механизмы зарождения, исторической эволюции,
    современного формирования и функционирования оценочного отношения больших
    социальных групп, народа в целом к актуальным проблемам действительности,
    представляющим общественный интерес. Речь о закономерностях идет не случайно, ибо всякая область знаний в полной мере институционализируется только тогда, когда она
    в своем арсенале имеет не только объект исследования, понятийный аппарат, но и обширный блок систематизированных, т.е. позитивных, научных знаний о своем объекте.
    В освоении общественного мнения как социального явления сложилось два подхода: теоретический и практический.
    В теоретическом плане рассматривается содержание и структура общественного мнения, его проявление в различных сферах жизнедеятельности, способы и приемы фиксации настроений масс. Социология общественного мнения тесно связана как социетальным уровнем структуры социологического знания, так и с социологическими теориями среднего уровня.
    На макросоциологическом уровне общественное мнение изучается как специфическое социальное явление (природа, структура, функции). При этом социологическое знание тесно смыкается с социальнофилософским подходом к проблематике общественного мнения.
    На институциональном уровне осуществляется анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере.
    Социология общественного мнения тесно связана с другими частными социологиями, такими как социология политики, этносоциология, социология религии и т.д. Среди последних можно выделить социологию массовых коммуникаций, изучающую закономерности и динамику социального общения, осуществляемого с помощью СМИ.
    Не менее важными для изучения данного социального феномена являются
    прикладные исследования, которые дают ценный фактический материал, на основе которого уточняются и развиваются теоретические представления об общественном мнении. Апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей. За последнее столетие эмпирическая социология общественного мнения перешла от первых неуверенных (опирающихся на метод проб и ошибок) попыток его изучения к индустрии опросов населения, использующей научную методологию и методы, которые, в частности, позволяют с точностью до одной десятой процента предсказывать результаты общенациональных выборов. Она активно использует достижения математической статистики, теории вероятностей и других математических методов, доказавших свою эффективность при изучении общественного мнения.
    Социологический аспект исследования общественного мнения – не единственный. Это общественное явление также исследуют (под своим углом зрения) философия, история, политология, социальная психология и другие научные дисциплины. Многогранность общественного мнения проявляется в том, что оно может выступать не только отношением социальных общностей людей к явлениям общественной жизни, но и являться выражением определенной морали ( вспомним известное высказывание аббата
    Алькуэна «vox populi – vox dei»), превращаться в важнейшего партнера властных субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки, реализовываться в качестве социально-психологического коммуникативного явления.
    Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально- экономического профиля.
    Специфика предмета социологической науки определяет особенность социологического подхода к изучению являений общественной жизни. В отличие от экономической науки, делающей упор на познание объективной стороны общественной жизни (не забывающей, естественно, о мотивации поведения людей в сфере хозяйства), и социальной психологии, делающей упор на познание обладающей существенной самостоятельностью субъективной стороны ( не забывающей о влиянии социальной среды на психические процессы ), социология в своих исходных установках требует соотнесения субъективного с объективным. Располагаясь «посередине» и учитывая достижения других
    научных дисциплин, социология рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социальный институт.
    В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста «сознание - социальная среда». Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования. В качестве базовых социологических категорий для определения общественного мнения, как считает российский ученый
    Д.Гавра, следует применять категории деятельности и социального института. В деятельностном аспекте он определяет общественное мнение как совместную заинтересованно-ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат. В аспекте институциональной трактовки данного феномена, общественное мнение выступает как специфический социальный институт, обеспечивающий включение массовой оценочно- практической деятельности в процессы социальной регуляции, играющий особую роль в общественной системе, имеющий свои функции и характер взаимодействия с другими институтами, способный функционировать во всех сферах жизни общества ( Гавра, Д.П.
    Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт / Д.П.Гавра.
    – СПб., 1995. – С.63 ).
    Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз и составляют комплекс теорий общественного мнения.
    2. Феномен общественного мнения можно достаточно полно и всесторонне осветить на основе устоявшихся в современной философской теории познания гносеологических принципов. Эти принципы выступают некоторыми универсальными и всеобщими правилами познавательной деятельности, связанной с извлечением социологического знания. Их дополняют гносеологические методы, являющиеся общезначимыми способами извлечения знания об объекте познания.
    Принципы и методы познавательной деятельности подразделяются на универсальные и внутринаучные. Первые используются в любом познании и всеми науками – естественными гуманитарными. Вторые применяются в отдельных областях знания и имеют внутриотраслевой характер, так как помогают извлекать достоверные знания в одной или нескольких естественных либо гуманитарных науках.
    Универсальными гносеологическими принципами выступают:
    ● Принцип детерминизма, предписывающий в нашем случае при анализе общественного мнения освещать прежде всего сущностные причинно-следственные связи и зависимости, выражающие природу и специфику объектов познания.
    ● Принцип объективности, который подразумевает познание основных форм общественного мнения в их объективной данности, т.е. абстрагируясь от заданных или предвзятых по своей исходности оценок и мнений. Тем самым обеспечивается достоверность и верифицируемость получаемых знаний.
    ● Принцип историзма, включающий в себя требование рассматривать общественное мнение в его историческом становлении и реальной динамике. Этот принцип предусматривает выделение этапов, стадий и фаз зарождения, становления и развития объектов познания, а также раскрытие определенного вектора и тенденций их поступательного движения в современных условиях.
    Принцип системности, нацеливающий на всестороннее изучение общественного мнения в единстве его сущности и проявлений, внутренних и внешних сторон, формы и
    всех основных элементов содержания. Причем речь здесь должна идти о субстанциональности анализа, углубляющегося в самую суть изучаемых объектов.
    ● Принцип противоречивости, предполагающий в процессе познания общественного мнения разложение последнего на противоположные стороны и аспекты, познание противоречивых частей, выявление тенденций трансформации противоположностей и их соединение в единое целое.
    Внутринаучными гносеологическими принципами являются:
    ● Принцип восхождения от абстрактного к конкретному знанию при рассмотрении общественного мнения. Он предписывает начинать освещение основных сторон объектов познания в мыслительной абстракции и продолжать восхождение к мысленно- конкретному знанию, выстраивая последнее в определенной координации, субординации и систематизированном виде.
    ● Принцип единства логического и исторического в познании общественного мнения, представляющий собой некоторый диалектический синтез процессов раскрытия имманентной логики объектов анализа и их исторической эволюции. При этом историческое как отражение объективного существования общественного мнения первично, а логическое как их познавательный образ – вторично. Важными требованиями к познавательной деятельности, раскрывающими суть названного принципа, являются: проспективность познания, т.е. логическое воспроизведение сущности общественного мнения в исторической динамике, простирающейся из прошлых состояний объектов познания через настоящее в будущее; ретроспективность познания, предусматривающая возвратный анализ прошлых состояний объектов познания при освещении их нынешнего состояния. Тем самым обеспечивается единство логического и исторического уровней познания.
    Не менее важны для процесса познания природы, сущности и содержания общественного мнения гносеологические методы:
    ● Метод наблюдения, заключающийся в непосредственном изучении общественного мнения и воспроизведении его внешних сторон и характеристик.
    ● Метод анализа, предусматривающий разложение объектов познания на составные части с целью самостоятельного рассмотрения.
    ● Метод синтеза, представляющий собой способ познания, противоположный анализу.
    ● Метод абстрагирования, связанный с мысленным вычленением отдельных наиболее существенных сторон общественного мнения при одновременном отвлечении от несущественных аспектов и характеристик.
    ● Метод идеализации, выступающий разновидностью абстрагирования и связанный с предельным отвлечением от реальных свойств и характеристик изучаемых объектов с параллельным введением некоторых призрачных признаков.
    ● Метод индукции, означающий движение познания от частных знаний об общественном мнении к обобщенному и сущностному представлению о нем, включая раскрытие законов его функционирования и развития.
    ● Метод дедукции, являющийся противоположностью индукции в познании.
    ● Метод аналогии, позволяющий на основе сходных признаков разных объектов познания обосновать предположение об их известной тождественности.
    ● Метод моделирования, который дает возможность осуществлять позновательное замещение реального общественного мнения его моделями, обладающими сходными характеристиками.
    3. Социология общественного мнения является ядром социологического механизма изучения процессов, происходящих в обществе. Исследования, проводимые в ее рамках, расширяют и углубляют наши представления о разных сторонах социального и его проявления в конкретных человеческих сообществах. Обращаясь к общественному мнению и полученным данным, специалисты могут с определенной степенью вероятности предсказать протекание будущих социальных процессов и явлений.

    Теоретическое значение изучения проблематики общественного мнения связано, в первую очередь, с возможностью обогащения «багажа» научных знаний относительно такого социального феномена как общественное сознание и, особенно, его составной части – массового сознания. Социология общественного мнения позволяет лучше разобраться в сущности таких компонентов общественного сознания как социальные настроения, ценностные ориентации, мировоззренческие оценки социальных реалий и т.д.
    Данные ее исследований проясняют специфику коммуникативных процессов, взаимосвязь социальной структуры общества и общественного сознания, особенности таких категорий как «национальное сознание», «духовная жизнь нации» и т.п.
    В практическом плане изучение этого феномена связано с освоением сложного и, нередко, очень эффективного механизма воздействия на развитие самых разных сфер общественной жизни. Это – и регулятор отношений между людьми, и инструмент социального управления, и фактор воспитания.
    Ценность социологического подхода к пониманию феномена общественного мнения проявляется, к примеру, в аспекте социальной диагностики. Именно он позволяет зафиксировать момент зарождения социального напряжения в обществе и предложить меры по предотвращению негативного развития событий. Ситуация с общественным бытием и общественным мнением, считает А.Н.Елсуков, вполне сравнима с паровым котлом. Если представить, что экономическая жизнь – топка, социально-политические события – жидкость, то общественное мнение – это пар. При нагревании жидкость превращается в пар, который, расширяясь, давит на стенки котла. Чтобы котел не взорвался, в нем предусмотрены предохранительные клапаны, через которые время от времени пар должен выходить. Но если клапаны засорятся, то вся система разрушится.
    Чтобы этого не случилось, нужен оператор – живой человек, который бы следил за показателями приборов, регулировал бы спускание пара или подачу топлива. В роли такого оператора можно представить социолога, который следит за состоянием пара, т.е. общественного мнения ( Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А.Н.Елсуков. – Мн.: «Тетра Системс», 2003. – 181-182).
    Вместе с тем, нужно помнить о том, что сложные процессы, происходящие в обществе, не всегда находят адекватное отражение в субъективных представлениях людей.
    Возникает соблазн манипулирования общественным мнением, возможности его формирования, управления процессами связи с общественностью, что требует глубокого усвоения социологических научных знаний, серьезной подготовки в области социологии общественного мнения и PR.
    В целом, подлинно научное изучение общественного мнения является необходимым, полезным, поскольку оно, в конечном счете, выражает тенденции общественного развития, расстановку социальных и политических сил, может помочь правильному определению выбора общественного развития. Соответственно, результаты этого исследования могут использоваться при разработке и реализации важнейших управленческих и распорядительных документов: концепций и программ социально- экономического развития, подготовке прогнозных и аналитических материалов.
    Особенно актуально обращение к общественному мнению в следующих случаях:
    ● при проведении экономических и социальных преобразований;
    ● при необходимости выявить точки зрения граждан по готовящимся решениям;
    ● при окончательном решении при выборе одного из вариантов подготовленных к реализации мероприятий;
    ● при неясности общественных потребностей и интересов, направленности их развития;
    ● для выяснения степени согласия с проводимой государственными органами внутренней и внешней политикой;
    ● для выяснения оценки деятельности всех органов государственного управления, политических партий и движений;

    ● при определении гражданского, правового статуса граждан, степени реализации их прав ( Иванов, О.И.. Методология и методика изучения общественного мнения: Учебно- методическое пособие / О.И.Иванов. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. – С.5).
    В тоже время опасна фетишизация общественного мнения, которая заставляет носителей власти действовать исключительно в соответствии с «волей народа», понимая под ней мнение большинства. Это характерно в первую очередь для популистской политики. Исторический опыт многих стран указывает на то, что не всегда такой путь приводит к хорошим для общества результатам. Более эффективным является стремление политика действовать с учетом, а не в соответствии с общественным мнением. В мировой практике не раз случалось так, что лидер противился воле своих избирателей, навязывал им непопулярное решение, но, в конце концов, оказывался прав, укрепляя свой авторитет и легитимность власти.
    Между общественностью и властными структурами, отмечает О.Иванов, могут складываться разные отношения по поводу оценки остроты проблемы, способам их решения. Встречаются отношения полного и частичного несогласия. В любом случае представители властных структур должны стремиться к прояснению этих отношений с общественностью и к соотвествующим действиям. В случае полного согласия результаты изучения могут целиком включаться в управленческие решения. Когда имеется частичное согласие, общественное мнение может использоваться частично или в качестве фона для принятия решений с соответсвующим разъяснением причин проводимых мероприятий. В ситуации полного несогласия требуется проведение ряда итеративных (т.е. повторяющихся) процедур, целью которых должно быть уменьшение несогласия или поиск и предложение других приемлемых для общественности решений. Конечно, не всегда возможно принять все предложения общественности, ведь общественное мнение может и заблуждаться. Тогда необходим диалог и привлечение к диалогу экспертов, которые помогут снятию остроты разногласий. Здесь необходимо проведение экспертных опросов, результаты которых должны переубедить или общественность или представителей власти. В крайнем случае мнения экспертов могут склоняться к мнению общественности, и тогда не исключена ситуация, когда властям следует думать об отставке ( Иванов, О.И. Методология и методика изучения общественного мнения:
    Учебно-методическое пособие / О.И. Иванов. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1996. – С.21).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    написать администратору сайта