Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар 2 Содержание устного выступления

  • Семинар 3 Диалог. Полемическое мастерство

  • Семинар 4 Техника публичного выступления

  • Семинар 5 Взаимодействие оратора и аудитории

  • Семинар 6 Культура делового общения

  • Семинар 7 Статус и современное состояние русского языка. Социальная стратификация национального языка

  • Семинар 8 Культура ораторской речи. Литературные нормы

  • Формы и средства неречевого взаимодействия оратора и аудитории

  • Семинар 9 Тема: Научный стиль речи и его место в системе стилей современного литературного языка. Академическое красноречие

  • Семинар 10 Тема: Основы компрессии научного текста

  • Семинар 11 Тема: Научная статья: жанровые, структурные и языковые особенности

  • Семинар № 12 Тема: Исследовательский проект и этапы его подготовки.

  • Семинар 13 Тема: Аннотация: структурно-смысловые и языковые особенности

  • Семинар 13 Тема: Структура письменной студенческой работы

  • Семинар 14 Тема: Библиография и справочный аппарат научной работы

  • Семинар 15 Тема: Рецензирование научного текста

  • Семинары. Семинары (Р и АП). Семинары Семинар 1 Объект и предмет риторики. Из истории риторики. Виды риторики Риторика как наука. Ее объект и предмет


    Скачать 92 Kb.
    НазваниеСеминары Семинар 1 Объект и предмет риторики. Из истории риторики. Виды риторики Риторика как наука. Ее объект и предмет
    АнкорСеминары
    Дата01.12.2019
    Размер92 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСеминары (Р и АП).doc
    ТипСеминар
    #97880

    Подборка по базе: Эстетический регламент иных некапитальных объектов.pdf, Тема 8. Семинарское занятие.pdf, СНип рк 02-38-2006 Объекты общественного питания.doc, История медицы семинар 6.docx, рефератАнализ рисков на опасных производственных объектахСавелье, Организация тушения пожара на объекте.doc, Анализ реальных объектов1_methodinst.doc, уголовный процесс семинар.docx, Внимание участники семинара.docx, 6 семинар история.docx.

    Риторика

    Семинары

    Семинар 1

    Объект и предмет риторики. Из истории риторики. Виды риторики


    1. Риторика как наука. Ее объект и предмет.

    2. Связь риторики с другими науками.

    3. Из истории риторики. Риторика в России: Риторика в Древней Руси. Академическая риторика: Т.Н. Грановский, В.С. Ключевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов. Искусство речи в политической и культурной жизни России ХХ - ХХI века (персоналии – на выбор). Радиовещание, телевидение и судьбы ораторского искусства.

    4. Риторика как вид искусства.

    5. Социально -политическая риторика (с примерами конкретных речей)

    6. Богословско- церковная риторика(с примерами конкретных речей).

    7. Академическая риторика(с примерами конкретных речей).

    8. Военная риторика(с примерами конкретных речей).

    9. Перспективы развития риторики и ораторского искусства. Неориторика.


    Семинар 2

    Содержание устного выступления.


    1. Формы и жанры устной речи (с примерами текстов)

    2. Принципы и приемы составления монологической речи.

    3. Коммуникативные качества речи: ясность , понятность, убедительность, логичность, последовательность.

    4. Доказательность как основа убедительности речи.

    5. Приемы и факторы убеждения.

    6. Правдивость как принцип публичной речи.

    7. Рациональная и иррациональная вера.

    8. Внушение и фасцинация.

    9. Истина и заблуждение, правда и ложь. «Уровни» правды и виды лжи. Манипулирование сознанием аудитории в ораторской практике.

    10. Слово и дело

    11. Эффективность устного выступления, ее критерии и факторы.


    Семинар 3

    Диалог. Полемическое мастерство

    1. Характеристика диалога как риторического жанра.

    2. Типы собеседников.

    3. Постановка вопросов и ответов.

    4. Виды вопросов и ответов.

    5. Правила речевого поведения собеседников

    6. Содержание спора.Из истории спора

    7. Классификация споров.

    8. Принципы и правила ведения полемики.

    9. Стратегии и тактики ведения полемики

    10. Основные способы убеждения оппонента.

    11. Доводы в споре.

    12. Логические ошибки в споре

    13. Полемические приемы

    14. Уловки в споре и способы защиты от них

    15. Барьеры в общении и способы их преодоления

    16. Манипуляции и их преодоление


    Семинар 4

    Техника публичного выступления


    1. Личность оратора. О слове оратор

    2. Знания, умения и навыки, необходимые оратору

    3. Особенности устной публичной речи

    4. Средства публичной речи

    5. Подготовка публичного выступления

    6. Чувство неуверенности и страха перед аудиторией и способы их преодоления (советы опытных успешных ораторов)

    7. Повседневная подготовка к выступлениям

    8. Подготовка к конкретному выступлению

    9. Виды подготовки к выступлению Оперативная подготовка к выступлению

    10. Выступление без текста

    11. Выступление с презентацией. Функции презентации

    12. Композиция выступления. Составные элементы. Недостатки композиции.

    13. Звучащая речь и ее особенности:

    - дыхание

    - голос и его восприятие

    - дикция,

    - интонация,

    - пауза.

    12. Внешний облик выступающего

    13. Совершенствование навыков устной речи

    Семинар 5

    Взаимодействие оратора и аудитории


    1. Внимание аудитории как условие восприятия речи. Произвольное и непроизвольное внимание. Интересы слушателей и «постпроизвольное» внимание.

    2. Понятие контакта с аудиторией.

    3. Установление психологического контакта с аудиторией. Обращение. Психологическая функция вступления.

    4. Приемы привлечения внимания слушателей в ораторской практике

    5. Приоритетные каналы восприятия.

    6. Учет особенностей аудитории

    7. Типы аудитории

    8. Способы ораторского воздействия на различных слушателей.

    9. Приемы активизации творческого мышления слушателей.

    10. Виды и техника слушания

    11. Установки эффективного слушания

    12. Виды внимания аудитории. Способы удержания внимания

    13. Реакция слушателей на выступление

    14. Способы достижения эффективного восприятия в УПР.

    15. Способы удержания внимания.

    16. Устойчивость внимания аудитории. Апелляция к разуму и чувствам слушателей. Эмоциональность речи и восприятие ее содержания. Содержательность и логичность речи как факторы активизации внимания аудитории.

    17. Кризис внимания и способы его предупреждения. Приемы и средства восстановления внимания аудитории. Обращение к аудитории в процессе речи. «Освежающее» отступление. Юмор в публичной речи.

    18. Презентация и другие средства наглядности. Требования к презентации

    19. Реакция слушателей на выступление

    20. Ответы на вопросы

    21. Завершение выступления.Психологическая функция заключения


    Семинар 6

    Культура делового общения


    1. Специфика делового общения

    2. Требования к культуре речи в деловом общении

    3. Способы достижения выразительности в деловом общении

    4. Жанры устного делового общения и их риторические особенности: собеседование, деловое совещание, переговоры

    5. Имидж делового человека

    - внешнее впечатление,

    - деловые качества,

    - речевой портрет (речевой паспорт) говорящего.

    6. Восприятие и понимание партнера по деловому общению.

    7.Наблюдение за партнером: невербальные маркеры коммуникации: жесты, позы, положение рук и ног и т.д.

    8. Способы преодоления барьеров в общении.

    9. Позиции в деловом общении, ведущие к успеху.

    10. Этикет деловых переговоров.
    Семинар 7

    Статус и современное состояние русского языка. Социальная стратификация национального языка


    1. Какие существуют языки?

    2. Что такое естественный этнический язык, в чем его отличие от искусственных языков?

    3. Приведите примеры искусственных языков? Какую функцию они выполняют в деятельности человека?

    4. Какую роль сыграли М.В.Ломоносов и А.С. Пушкин в создании современного литературного языка?

    5. Что включают в понятие речевая культура?

    6. Что означает статус государственного языка?

    7. Как изменился статус русского языка в странах ближнего зарубежья? С чем это связано?

    8. В чем суть демократизации, либерализации языка? С какими историческими событиями они связаны?

    9. Укажите новые сферы применения языка.

    10. Назовите типы отклонения от нормативного использования языка (по Ю. Н. Караулову).

    11. Каковы причины присутствия в живой русской речи внелитературных употреблений, сниженной, грубо-просторечной, жаргонной лексики?

    12. Как оценить наличие заимствований в русской речи? В связи с чем они вводятся в русскую речь? Каково ваше отношение к обилию заимствований в ней?

    13. Что такое гиперонимические лакуны?

    14. Каково ваше отношение к порче языка? Нужно ли сознательно противодействовать порче языка?

    15. Приведите собственные примеры, демонстрирующие, что язык – это динамическое явление.

    16. Основные аспекты речевой культуры.

    17. Каковы экстралингвистические основания социальной стратификации национального языка

    18. Охарактеризуйте территориальный диалект как социальную разновидность национального языка.

    19. Что такое жаргон? Приведите примеры жаргонных употреблений из речевой практики разных социальных групп.

    20. Что такое арго, сленг?

    21. Почему просторечие называют наддиалектным, общенациональным и общенародным вариантом национального языка?

    22. Приведите примеры взаимодействия социальных страт национального языка.

    23. Что такое литературный язык?

    24. Какими признаками обладает литературный язык?

    25. С какой целью внелитературные элементы используются в художественной речи? В публицистике?

    26. Как происходит пополнение литературного языка и за счет просторечных, жаргонных слов?


    Семинар 8

    Культура ораторской речи. Литературные нормы


    1. Что такое норма литературного языка?

    2. Как формируются нормы?

    3. В чем проявляется социальный и лингвистический аспект языковой нормы?

    4. Охарактеризуйте нормированность как основной признак литературного языка.

    5. Охарактеризуйте виды норм

    6. Что такое кодификация языка?

    7. Что такое кодификация языка?

    8. Лексическая культура как искусство слова. Лексическое богатство речи. Слово и образ. Лексические средства создания образа. Тропы в ораторском искусстве

    9. Книжная и разговорная лексика. «Языковой вкус» и «чувство слова». Образ жизни, «круг общения» и «круг чтения» как основные факторы развития лексической культуры.

    10. Грамматическая культура как искусство фразы.

    11. Специфика построения фразы в ораторском искусстве.

    12. Фигуры в ораторском искусстве

    13. Орфоэпическая культура как искусство звучащей речи.

    14. Ударение в русской речи.

    15. Грамматическое и логическое ударение.

    16. Интонация и ее роль в публичной речи.

    17. Дикция оратора.

    18. Темп речи.

    19. Молчание и его роль в процессе речевой коммуникации.

    20. Логическая и психологическая пауза



    Семинар 8

    Формы и средства неречевого взаимодействия оратора и аудитории.


    1. Словесные и технические средства изобразительности и наглядности в устной речи.

    2. Презентации: основные функции и требования к подготовке презентации

    3. Микрофон, его функции в публичной речи и способы применения.

    4. Внешность оратора.

    5. Мимика и жесты.

    6. Ораторская поза и пантомимика. Ораторский такт и престиж оратора. Продолжительность речи.

    7. Реплики.


    Семинар 9

    Тема: Научный стиль речи и его место в системе стилей современного литературного языка. Академическое красноречие


    1. На какой основе противопоставлены книжная и разговорная речь?

    2. Приведите примеры устных и письменных жанров книжной и разговорной речи. Докажите, что книжная и разговорная речь взаимодействуют между собой.

    3. Что такое роды красноречия? Приведите примеры.

    4. Что такое функциональный стиль?

    5. Назовите объективные и субъективные факторы для выделения стилей (по О. А. Крыловой).

    6. Что такое доминанта стиля? Охарактеризуйте доминанты разных стилей.

    7. Приведите примеры языковых средств, типичных для разных функциональных стилей

    8. Каковы особенности сферы научного общения?

    9. Назовите конструктивный принцип научного стиля.

    10. Каковы стилевые черты научного функционального стиля?

    11. Какими языковыми средствами выражается отвлеченность/обобщенность?

    12. Укажите языковые средства выражения логичности

    13. Какую функцию в научном тексте выполняют термины, общенаучная лексика?

    14. Какие средства используются для выражения некатегоричности в научном тексте?

    15. Какова специфика образных средств в научной речи?

    16. Назовите подстили и жанры научного стиля.

    17. Назовите особенности устной научной речи (академического дискурса). Охарактеризуйте жанры устной научной речи (доклад, лекция, реферативное сообщение).

    18. Охарактеризуйте жанры письменной научной речи (реферат, аннотация, рецензия, тезисы, конспект).

    19. Выберите текст научного стиля, определите его стилистические особенности.


    Семинар 10

    Тема: Основы компрессии научного текста
    1. Компрессия научного текста: понятие, цель, функции, основные правила.

    2. Виды компрессии научного текста (конспект, доклад, реферат, статья, рецензия, тезис, аннотация, план и пр.).

    3. План как вид компрессии текста:

    3.1. План: функции, виды (классификация планов по речевому оформлению, по структуре).

    3.2. Рекомендации по составлению плана научного текста.

    4. Конспектирование:

    4.1. Виды конспектов.

    4.2. Особенности конспектирования и требования к написанию конспекта.

    4.3. Рекомендации по краткой записи текста лекции при конспектировании (рекомендации по трансформации предложений, рекомендации по сокращённой записи слов и пр.).

    Семинар 11

    Тема: Научная статья: жанровые, структурные и языковые особенности


    1. Научная статья: стилевые и жанровые особенности.

    2. Структурно-композиционные особенности научной статьи (название, аннотация, актуальность, новизна, цели и задачи исследования, основная часть, заключение).

    3. Языковые особенности научного изложения в статье

    4. Техническая сторона оформления статьи

    5. Современные требования к оригинальности статьи. Проверка на антиплагиат

    6. Задание: Подберите научную статью по вашей специальности. Проанализируйте ее структурно-композиционные, стилистические особенности.


    Семинар № 12

    Тема: Исследовательский проект и этапы его подготовки.

    1. Что такое проект?

    2. Какие выделяются типы проектов?

    3. Как связаны проект и технология?

    4. Что понимают под жизненном циклом проекта?

    5. Охарактеризуйте научный проект: виды, жанровые и структурные особенности.

    6. охарактеризуйте алгоритм научного исследования:

    а) составление индивидуального и рабочего плана,

    б) обоснование актуальности выбранной темы,

    в) постановку цели и конкретных задач исследования,

    г) определение объекта и предмета исследования,

    д) выбор методов (методики) проведения исследования,

    е) описание процесса исследования,

    ж) обсуждение результатов исследования,

    з) формирование выводов и оценки полученных результатов.

    1. Охарактеризуйте особенности композиции научного проекта:

      1. титульного листа,

      2. введения,

      3. основной части,

      4. заключения,

      5. списка использованных источников

      6. приложений,

      7. указателя.

    2. Защитное слово как форма презентации исследовательского проекта


    Семинар 13

    Тема: Аннотация: структурно-смысловые и языковые особенности

    1. Аннотация как вид компрессии научного текста. Функциональные задачи аннотаций.

    2. Требования к содержанию и структуре аннотаций (структурно-смысловые и языковые особенности).

    3. Типы и формат: дескриптивные, информативные и критические аннотации.

    4. Принципы составления аннотации к научной статье, научному докладу на конференции. Аннотации и ключевые слова.

    Семинар 13

    Тема: Структура письменной студенческой работы
    1. Виды письменных научно-исследовательских студенческих работ.

    2. Правила оформления структурных элементов письменной работы (оформление заголовков и подзаголовков; нумерация страниц и оформление содержания; абзацы, ссылки, сноски, примечания; оформление схем, иллюстраций, таблиц).

    3. Требования к оформлению презентаций научно-исследовательских работ обучающихся (структура, краткость, ясность, четкость, рациональное сочетание зрительных и текстовых материалов и пр.).

    5. Понятие о плагиате. Виды плагиата. Автоплагиат. Распространенность плагиата в академической среде: причины, последствия, способы преодоления.


    Семинар 14

    Тема: Библиография и справочный аппарат научной работы



    1. Аппарат научного исследования: виды, характеристика, основные требования.

    2. Библиография: происхождение и сущность понятия, формы существования библиографической информации.

    3. Источники и литература: формальное и функциональное разделение. Обоснование критериев отбора источников и их классификация.

    4. Изучение литературы и обзор фактического материала

    1. Что такое информационная база исследования?

    2. Как осуществляется поиск и отбор информации для исследования?\

    3. Назовите этапы изучения научных публикаций.

    4. На что нужно обращать внимание при работе с научными источниками?

    5. Как следует изучать источники? Какие три типа запоминания материала существуют?

    6. Какие существуют формы записи источников?

    7. Что такое научный факт?

    8. Чем обусловлена достоверность научного факта?

    9. Каковы особенности использования цитат в научном тексте?

    1. Основные правила цитирования и оформления списка использованной литературы, внутритекстовых и затекстовых ссылок на цитируемые источники. Системы и способы цитирования научной литературы.



    Семинар 15

    Тема: Рецензирование научного текста
    1. Рецензия как академический жанр: структура, задачи.

    2. Рецензия и библиографический обзор: общее и особенности.

    3. Реферативный и аналитический компоненты рецензии.

    Способы выражения положительной оценки в рецензии.

    4. Способы выражения критического отношения. Культура академической дискуссии.

    5. Статус рецензии в русскоязычной и англоязычной академической среде.

    6. Рецензия как экспертиза качества академической работы.

    7. Изучение и анализ рецензий, опубликованных в авторитетных журналах по специальности.


    Рекомендуемая литература по разделу «Академическое письмо»
    1. Академическое письмо: принципы структурирования и написания научного текста /А. Г. Ибраева, Т. В. Ипполитова. – Петропавловск: СКГУ им. М.Козыбаева, 2015. – 106 с.

    2. Аксарина Н. А. Технология подготовки научного текста: учебно-методическое пособие / Н. А. Аксарина. – Москва: Флинта, 2018. – 112 с.

    3. Бабкина Е. С. Русский язык и культура речи: подготовка к ФЭПО: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабкина – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2011. – 67 c.

    4. Бабкина Е. С. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. С. Бабкина – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. – 106 c.

    5. Графф Дж., Биркенштайн К. Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 528 с.

    6. Добреньков В. И., Осипова Н. Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие / В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова. – Москва: КДУ, 2015. – Москва: 274 с.

    7. Короткина И. Б. Академическое письмо: Процесс, продукт и практика: учебное пособие / И. Б. Короткина.– Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 295 с.

    8. Москвин В. П. Риторика и теория аргументации: учебник для вузов / В. П. Москвин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. –725 с.

    9. Основы стилистики: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Русский язык и культура речи / Сост. Л. Ф. Крапивник. –Хабаровк: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2001. – 46 с.

    10. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е. С. Бабкина, О. Ф. Куликова, Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – 119 с.

    Сабурова Н.А. Стилистика русского языка: конспект лекций / Н. А. Сабурова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 244 с.

    11. Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 5 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн.: Пропилеи, 2007. – 140 с.

    12. Стилистика русского языка и культура речи: тексты лекций / Под. ред. Терещенко Л.Н., Рябининой Н.В. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2001. – 132 с.


    написать администратору сайта