Главная страница

Основные этапы становления и развития органов внутренних дел в Р. Савюк Л. К правоохранительные органы. 2005


Скачать 26.73 Kb.
НазваниеСавюк Л. К правоохранительные органы. 2005
Дата17.02.2018
Размер26.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные этапы становления и развития органов внутренних дел в Р.docx
ТипДокументы
#36706

Подборка по базе: Тест по теме правооохранительные органы.docx, Правоохранительные органы.pptx, Правоохранительные органы.docx, прав органы.pptx, правоохранит. органы.docx.

  • Савюк Л. К.. Правоохранительные органы. 2005

§ 4. Основные этапы становления и развития органов внутренних дел в России


Полицейская деятельность как деятельность надзорно-принудительная по наведению общественного порядка и обеспечению безопасности граждан — атрибут любого государства. Государство обязано постоянно заботиться об общественном порядке и безопасности своих граждан. 
Порядок и безопасность — фундамент, на котором могут эффективно работать механизмы управления экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д. Полицейская функция государства — наиболее важная и первичная его функция. Само государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности, благосостояния, без эксцессов. История показывает: производство материальных и культурно-духовных благ требует определенного общественного порядка, который в первую очередь обеспечивает и охраняет государство. Независимо от его социальной или классовой сущности в любом из них могут возникнуть такие эксцессы (и статистика свидетельствует — с удивительным постоянством), обеспечивается безопасность граждан и защищаются их элементарные права (право на жизнь, на личную неприкосновенность, собственность), экономическая безопасность государства и собираются налоги, появляется необходимость в полицейской деятельности и полиции[307]. 
Как служба обеспечения правопорядка и безопасности полиция зародилась еще в античности. Изначально под ней всегда понимался регулярный, военизированный, исполнительный орган государственного управления, повседневно и профессионально охранявший общественный порядок и внутреннюю безопасность. 
В России до конца второго десятилетия XVIII в. не было регулярных полицейских органов, не употреблялся и иностранный
термин «полиция». В допетровской России соответствующая деятельность обозначалась понятием «благочиние». 
Как функция и исполнительный орган государства по внутреннему управлению полиция в России появилась в первой четверти в. Первоначально она не была четко определена и понималась как общегородское, позднее и все местное государственное управление. Уже в 1715 г. была образована Главная полицмейстерская канцелярия как орган управдения полицией, 25 мая 1718 г. учреждена должность Санкт-Петербургского генерал-полицмейстера. С этого периода началось активное формирование полицейских органов России. В 1722 г. полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером, которому подчинялась городская полицейская команда, была образована в Москве. Обер-полицмейстер Москвы должен был подчиняться генерал-полицмейстеру. В некоторых крупных городах учреждалась должность полицмейстера — с подчиненной ему полицмейстерской канцелярией или конторой. Полицмейстер назначался, как правило, из офицеров местного гарнизона. Формируется полицейское право, которое только в начале XX в. превращается в административное[308]. 
Основными нормативными документами, определившими компетенцию, функции, организацию полиции с конца XVIII в. и сохранившими свое значение и в последующее время, стали «Учреждения для управления губерний» (1775 г.) и «Устав благочиния или полицейский» (1782 г.). 
Отличительной чертой полиции второй половины XVIII в. являлось многообразие ее организации в различных городах и местностях империи, что во многом определялось отсутствием центрального органа управления полицейскими учреждениями. 
В конце XVIII — начале XX в. создаются первые команды жандармерии — политической полиции, имевшей военную организацию, выполнявшей охранные функции, борьбу с революционным и оппозиционным движением (подавление крестьянского движения, восстания декабристов). В 1827 г. все части жандармерии были сведены в Корпус жандармов (с 1836 г. — Отдельный корпус жандармов), аппарат которого стал исполнительным органом Третьего отделения (орган политического надзора и сыска — 1826—1880 гг.). Россия была разделена сначала на пять, а потом на восемь жандармских округов.

Реформа государственного управления в первом десятилетии в., создание в 1802 г. Министерства внутренних дел, в котором сосредотачивалось руководство полицейскими учреждениями, позволило более эффективно управлять ими, производить изменение в их организации, деятельности с учетом социально-экономических, демографических, политических факторов. В то же время функции, компетенция полиции в начале XIX в. в основном оставались такими, какими они были определены еще указанными выше документами. 
Развитие полицейских органов в XIX в. до начала реформ 60— 70-х гг. характеризовалось совершенствованием их организационной структуры, прежде всего аппарата центрального управления. Целью реорганизации было более эффективное выполнение задач по охране общественного порядка. Стабильность социальноэкономического, государственного строя, невысокий уровень преступности не вызывали потребности глубоких изменений в политико-правовой сфере, в реорганизации судебных, полицейских учреждений. 
Функции, выполняемые полицией, не претерпели существенных изменений в дореформенный период. Ввиду слабости органов местного самоуправления, а также соединение на уездном уровне администрации и полиции в одном органе — нижнем (с 1837 г. просто уездном) земском суде обусловило наделение полиции значительным объемом административно-хозяйственных функций. 
Вторая половина XIX и начало XX вв. отмечены частыми изменениями в структуре и компетенции полиции. Образовывались новые полицейские органы, учреждались новые должности, готовилось много проектов по реорганизации всей полицейской системы. Коренному переустройству были подвергнуты уездная полиция и центральный аппарат Министерства внутренних дел. 
Наиболее значительным изменением в компетенции полиции было изъятие из ее ведения следствия, произошедшее в 1860 г. Предварительное следствие стало проводиться вновь учрежденными судебными следователями. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. установили, что полиция проводит дознание и выполняет законные требования судебных органов. 
В 1880 г. в составе Министерства внутренних дел создается Департамент полиции — центральный орган политического сыска и управления полицией, унаследовавший функции упраздненного Третьего отделения. Вскоре он был слит с Департаментом полиции исполнительной, а с 1883 г. соединен с Судебным отделом Министерства внутренних дел и стал называться Департаментом полиции. Его 

главная функция — предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка. В ведении Департамента полиции — охранные отделения, сыскные отделения, розыскные пункты, регистрационные бюро, пожарные команды. Департамент состоял из делопроизводств (9) и отделов. Непосредственное руководство Департаментом полиции с 1882 г. осуществлял товарищ министра внутренних дел, который являлся, как правило, и командиром Отдельного корпуса жандармов. 
После Февральской революции постановлением Временного правительства 10 (23) марта 1917 г. Департамент полиции упразднен, его функции переданы Временному управлению по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан Министерства внутренних дел (в июне — октябре 1917 г. Главное управление по делам милиции). Отдельный корпус жандармов был распущен. 
Была провозглашена замена полиции «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления» , правовые основы организации которой определялись в правительственных постановлениях «Об учреждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданных 17 марта 1917 г.1 
Народная милиция стала неотъемлемой частью государственного аппарата, сформировавшегося после февраля 1917 г. и сохранившегося к моменту победы Октябрьской революции и перехода власти в руки Советов. 
Второй Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25— 26 октября (7—8 ноября) 1917 г., провозгласил образование Советского государства и юридически закрепил ликвидацию буржуазного Временного правительства и его органов в центре и на местах. 2 декабря 1917 г. было упразднено Министерство внутренних дел и его Главное управление по делам милиции. 
В числе тринадцати наркоматов, вошедших в состав первого Совнаркома, был Народный комиссариат по внутренним делам, который возглавил Г.И. Петровский, а с 30 марта 1919 г. — Ф.Э. Дзержинский. На НКВД были возложены функции: практическое руководство строительством Советов на местах, организация охраны общественного порядка в стране и т.д. Штатным государственным органом охраны общественного порядка была советская рабоче-крестьянская милиция. Центральным органом милиции первоначально было Управление милиции, входящее как
подотдел в состав отдела местного управления НКВД РСФСР, затем Главное управление милиции НКВД РСФСР. 
История органов внутренних дел советского периода — неотъемлемая часть истории нашей страны, этапы становления и развития которых заслуживают отдельного изложения1. Мы ограничимся лишь важными вехами их сложной и противоречивой судьбы. 
В период иностранной интервенции и Гражданской войны (1918—1920) органы внутренних дел, и милиция в частности, будучи частью единого государственного аппарата, не могли находиться в стороне от решения главной задачи, стоявшей перед страной — разгрома иностранных интервентов и внутренней контрреволюции. Поэтому на них были возложены военные функции, они участвовали в вооруженной борьбе на фронтах.
 
Вместе с тем милиция активно способствовала претворению в жизнь политики военного коммунизма — проведению продразверстки, контролю за всеобщей трудовой повинностью, занималась охраной крупных стратегических объектов, путей сообщения и других коммуникаций и т.д. 
В апреле 1920 г. было проведено слияние уголовного розыска и следствия. Главными задачами следственно-розыскной милиции являлись «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведенных расследований». В конце 1920 г. после введения института народных следователей в системе Наркомюста милиция перестала выполнять функции органов предварительного следствия. 
В связи с усилением борьбы с уголовной преступностью в конце 1922 г. отдел уголовного розыска Главного управления милиции был реорганизован в самостоятельное управление — Центральное управление уголовного розыска НКВД РСФСР (Центро- розыск). При нем на базе кабинета судебных экспертиз, созданного еще в годы Гражданской войны, был организован научно-технический отдел. 
С образованием СССР охрана общественного порядка осталась в ведении союзных республик (их наркоматов внутренних дел). 
В августе 1923 г. в составе НКВД РСФСР было создано Центральное административное управление, осуществлявшее руководство милицией, уголовным розыском, записью актов граждан
ского состояния. Состояло оно из четырех отделов: административного, милиции, уголовного розыска и секретариата 
Задачи и права НКВД РСФСР, структура его центрального аппарата, а также функции входящего в него Общего управления, Центрального административного управления, Главного управления местами заключения и Главного управления коммунального хозяйства были определены принятым в марте 1927 г. Положением о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР.

НКВД стал в основном органом руководства советским строительством, ведающим административным надзором, охраной общественного порядка и общественной безопасностью, местами заключения и коммунальным хозяйством. 
В целях улучшения качества расследования преступлений в 1928 г. в органах милиции и уголовного розыска были выделены специальные лица, занимающиеся исключительно проведением дознания. 
В декабре 1930 г. НКВД союзных и автономных республик были ликвидированы. При СНК РСФСР было образовано Главное управление милиции и уголовного розыска, а при СНК автономных республик — управления милиции и уголовного розыска. 
Одновременно с постановлением о ликвидации НКВД ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», которым ОГПУ и его органам были предоставлены широкие полномочия по руководству органами милиции и уголовного розыска.
 
Используя чрезвычайное законодательство, 30-х гг. и военного времени, органы НКВД — МГБ — МВД насаждали произвол и беззаконие, применялись недопустимые методы расследования, фабриковали ложные обвинительные материалы, царила атмосфера страха и доносительства. Потребовались неимоверные усилия для восстановления в стране законности и правопорядка. Установлено, что «в 30—50-е гг. (до 1953 г.) по обвинению в политических преступлениях было репрессировано 3 778 234 человека. Из них высшей мере наказания — расстрелу — подвергнуто 786 098 человек. Цифры ужасны и говорят сами за себя»1. Под молох репрессий попало большое количество и тех, кто в тот период работал в органа ВЧК — ГПУ — ОГПУ — МВД. Только в 1934—1939 гг. за «контрреволюционные преступления» было расстреляно 21 880 сотрудников органов госбезопасности»2. Под 
' Крючков В. Личное дело, часть первая. М., 1996. С. 399. Там же. С. 402. 

этот молох попал и начальник Главного управления рабочекрестьянской милиции, заместитель председателя ОГПУ Г. Прокофьев, в 1935 г. произведенный в комиссары госбезопасности 1го ранга и расстрелянный в 1937 г.
 
Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован Народный комиссариат внутренних дел, в подчинение которому передавались органы безопасности и милиции. На Наркомат внутренних дел были возложены следующие обязанности: обеспечение революционного порядка и государственной безопасности, охрана социалистической собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана, содержание и охрана исправительно-трудовых учреждений. 
Наркомат внутренних дел включал: 
Главное управление государственной безопасности; 
Главное управление рабоче-крестьянской милиции; 
Главное управление пограничной и внутренней охраны; 
Главное управление пожарной охраны; 
Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений; 
Отдел актов гражданского состояния; 
Административно-хозяйственное управление. 
Во всех союзных республиках, кроме РСФСР, создавались республиканские НКВД. В РСФСР вводился институт уполномоченных НКВД СССР. В автономных республиках, краях и областях были образованы управления НКВД.
 
В 1935 г. в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУ Дортранс) была образована Государственная автомобильная инспекция, которая в октябре этого же года передается в состав НКВД СССР, а в марте 1936 г. ГАИ в центре и на местах передается в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции. 
16 марта 1937 г. вместо упраздненного экономического отдела Главного управления государственной безопасности в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции организуется отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В 1941 г. создается Главное управление по борьбе с бандитизмом (ГУББ) НКВД СССР. 
В феврале 1941 г. происходит разделение Наркомата внутренних дел СССР на два самостоятельных народных комиссариата — Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. Аналогичные структурные преобразования проводятся в органах внутренних дел союзных и авто
номных республик, краев и областей. Органы милиции передаются в ведение Наркомата внутренних дел СССР.
 
В период Великой Отечественной войны НКВД СССР создавал только те структурные подразделения, которые были необходимы в военное время: Главное управление по делам военнопленных и интернированных, Штаб истребительных батальонов. 
В 1946 г. в связи с преобразованием СНК СССР и союзных республик в Советы Министров вместо НКВД СССР было образовано МВД СССР. 
МВД СССР упразднило административный отдел Главного управления милиции и его органы на местах. Их функции были переданы паспортному отделу ГУМ и его территориальным органам. Уголовный розыск ГУМ МВД СССР был преобразован в управление уголовного розыска (УУР). В 1947 г. отдел БХСС ГУМ также был преобразован в управление по борьбе с хищением социалистической собственности и спекуляцией. 
Важной мерой, направленной на усиление борьбы с преступностью, явилось образование в феврале 1948 г. в составе ГУМ МВД СССР следственного отдела и следственных отделов в республиках, краях и областях страны. 
В связи с расширением функций милиции по обеспечению государственной безопасности, в октябре 1949 г. милиция решением Советского правительства была передана из МВД в Министерство государственной безопасности. 
В 1953—1954 гг. МВД СССР и МГБ СССР были объединены одним министерством — МВД СССР. Принимались меры по расширению прав и повышению ответственности республиканских органов МВД. 11 апреля 1955 г. СМ СССР принял постановление 
об              организации республиканского министерства внутренних дел в Российской Федерации. 
Утвержденное 24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР новое Положение о прокурорском надзоре в СССР не только полностью восстановило права прокуратуры в области надзора, но и значительно расширило их, в частности в плане усиления надзорной функции за деятельностью органов государственной безопасности, милиции, а также исправительно-трудовых учреждений. 
Одной из мер по ликвидации последствий культа личности явилось восстановление в 1956 г. принципа двойного подчинения милиции — местным Советам и вышестоящим учреждениям МВД. 
60—70-е гг. ознаменовались совершенствованием системы управления органами внутренних дел, контроля за их деятель- 

ностью, улучшением информационного обеспечения подразделений, возрастанием роли науки в решении стоящих перед ними задач. В 1966—1971 гг. как в МВД СССР, так и в МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов были образованы штабные подразделения. На них возлагались следующие основные задачи: разработка комплексных проблем совершенствования деятельности ОВД, обеспечение постоянного оперативного управления всеми службами и подразделениями ОВД, осуществление контрольно-инспекторских функций. 
Особое значение имело создание в составе МВД СССР следственного управления, которое стало направлять всю работу следственных аппаратов органов внутренних дел, которые в январе 1970 г. были включены в состав горрайорганов внутренних дел.
 
На базе МВД России могут быть созданы два правоохранительных органа — федеральная полиция и муниципальная ми- 1 
лиция . 
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ Дайте понятие и охарактеризуйте основные направления деятельности органов внутренних дел РФ. Раскройте систему органов внутренних дел РФ и их место в системе правоохранительных органов РФ. Определите место милиции в системе подразделений органов внутренних дел РФ. Раскройте основные задачи милиции. Укажите структурные подразделения милиции и их полномочия. Опишите задачи и полномочия Следственного комитета при МВД России. Раскройте основные этапы становления и развития органов внутренних дел РФ. 
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции». 
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности ». 
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 30 июля 1997 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола». 
Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». 
Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. 
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. 
Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422. 
Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». 
Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел, утвержденная Указом Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644. 
Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. Утверждено постановлением Совета Министров РФ от 14 августа 1992 г. 
Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации». 
Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации». 
Положение «О Национальном центральном бюро Интерпола». Утверждено постановлением Правительства РФ 14 октября 1996 г. № 1190. 
Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 924—926 «Об окружных подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О подразделениях криминальной милиции» и «О подразделениях милиции общественной безопасности». 
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу». 
Инструкция «О порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ», введенная приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 (регистрация в Минюсте России 10 апреля 2000 г. № 2190). 
Устав Международной организации уголовной полиции — Интерпола от 13 июня 1956 г. 
Решения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (1999—2001 гг.) // Под общ. ред. В.В. Черникова. М., 2001. 
Воронцов С. А. Правоохранительные органы. Ростов н/Д, 2001. 
Овчинский B.C. Интерпол в вопросах и ответах. М., 2001. 
Овчинскип B.C. XXI век против мафии: криминальная глобализация и конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001. 
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. 3-е изд. М., 1990. 
Сизиков М.И. История полиции России (1718—1917 гг.): становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. М., 1992. 


написать администратору сайта