Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетика Эстетика Древней Греции

  • Изобразительное искусство, скульптура

  • Философские школы Древней Греции

  • Философские школы Древнего Рима

  • Периодизация истории Древней Греции В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода: Гомеровский период

  • Периодизация истории Древнего Рима Царский период Древнего Рима.

  • Республиканский период Древнего Рима.

  • Специфические особенности развития Древней Греции и Древнего Рима Особенности древнегреческой культуры.

  • Особенности Древнеримской культуры

  • Список использованной литературы

  • Сходства и различия Древней Греции и Древнего Рима. Таблица

  • Греция и Рим сравнение эссе. Российский государственный социальный университет Факультет искусств и социокультурной деятельности


    Скачать 57.98 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Факультет искусств и социокультурной деятельности
    АнкорГреция и Рим сравнение эссе.docx
    Дата11.02.2017
    Размер57.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГреция и Рим сравнение эссе.docx
    ТипДокументы
    #2568

    Российский государственный социальный университет

    Факультет искусств и социокультурной деятельности

    Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской культуры

    Подготовила

    Студентка 2 курса ФИиСКД

    Сабанина Анастасия.

    Проверила

    Казакова И.С.

    Москва 2015.

    Содержание

    Эстетика……………………………………………………………………………………...3

    Эстетика Древней Греции…………………………………………………………..……3

    Эстетика Древнего Рима…………………………………………………………………4

    Гражданское общество…………………………………………………………………...…5

    Образование и культура……………………………………………………………………..6

    Архитектура………………………………………………………………………………6

    Вазопись …………………………………………………………………………………7

    Мифология…………………………..……………………………………………………7

    Театр…………………………………………………………………………………...….8

    Изобразительное искусство, скульптура………………………………………………..8

    Литература……………………………………………………………………………..…9

    Философские школы Древней Греции……………………….……………………10

    Милетская школа…………………………………………………………………10

    Пифагорейская школа……………………………………………………………12

    Софистская школа……………………………………………………………..…12

    Академия………………………………………………………………………….12

    Перипатетики…………………………………………………………………..…13

    Киники…………………………………………………………………………….13

    Философские школы Древнего Рима………………………………………………14

    Стоицизм……………………………………………………………………….…14

    Эпикуреизм……………………………………………………………………….14

    Скептицизм……………………………………………………………………….14

    Периодизация античности………………………………………………………………....15

    Специфические особенности периодов в Древней Греции………………..…………….16

    Список использованной литературы…………………………….………………………..17

    Эстетика

    Эстетика Древней Греции

    Одним из первых философов, который попытался использовать чувства для осмысления эстетических явлений, был Пифагор в VI в. до н.э. В процессе поисков первопричины бытия он предположил, что в основе мира лежит определенное число, которое в дальнейшем в различных комбинациях создает конструкцию бытия человека и природы. Порядок мира создавал гармонию жизни, в том числе и в искусстве. Числовая гармония пифагорейцев, которая отождествляла совершенство и красоту, стала первой в античности теорией эстетики. Среди видов искусства высшим носителем гармонии считалась музыка, являвшаяся носителем душевного равновесия, стимулирующая душевное спокойствие.

    Геометрически-математическое соотношение пропорций в древнегреческой науке сформулировало принцип красоты и совершенства в виде "золотого сечения" - соотношение пропорций, при котором целое так же соотносится со своей большей частью по соотношению 5: 8 = 8: 13 = 13: 21 = 21: 34. Подобные пропорции заложены в основу одного из величайших сооружений древней Греции - храма Парфенон. Греки считали, что человек имеет врожденные возможности чувствовать пропорции.

    С V в. до н.э. на смену такому понятию прекрасного приходит интерес к человеку, который способен увидеть красоту в природе и на этой основе развивать мир и себя. Очеловечивание прекрасного нашло яркое отражение во взглядах философа Сократа. По мнению философа прекрасное по сути совпадает с целесообразным, с тем, что имеет смысл и этим содержанием касается разнообразных проявлений человеческого бытия. Пытаясь раскрыть связь между этическим и эстетическим, Сократ вводит понятие калокагатия - сочетание древнегреческих слов прекрасный и добрый. Это понятие древнегреческой эстетики определяло основное условие красоты индивида - гармонию внешнего и внутреннего.

    Аристотель конкретизировал проявления внешней и внутренней гармонии и очертил ее источники в сфере образования и воспитанности человека. Центральным моментом концепции Аристотеля является внутренняя составляющая калокагатии - мудрость, которая приводит человека к осознанию единства красоты и добра - гармония эстетического и нравственного. Путь к прекрасному проходит через самосовершенствование, и человек сознательно привлекается к достижениям искусства, произведениям Фидия, Поликлета, Лисипа, Софокла, Эзопа и других художников, которые воспитывали гражданина на принципах калокагатии.

    Для понятности процесса духовного творчества в области искусства Аристотель вводит понятия:

    1. канон – это система норм и правил в развитии искусства, или обязательные требования к формальной содержательности художественного произведения;

    2. гедонизм (наслаждение) – чувственно-эмоциональное удовлетворение от произведений искусства;

    3. ассоциация - связь между двумя или более актами психического восприятия мира человеком и осознание их соответствия произведений искусства.

    Древнегреческие эстетические принципы искусства стали своеобразным зеркалом, которое не только отражало внешний мир и внутреннюю духовность человека, но и подсказывало пути улучшения этого отражения.

    Эстетика Древнего Рима

    Предпосылки античной эстетики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка.

    Выделяются следующие характерные черты античного мировоззрения:

    1. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны.
    2. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности, в отличие от Древнего Китая, не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.
    3. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществлял это при помощи разума.

    Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием.

    Гражданское общество

    В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя такого общества главное отличие эллинов от варваров, которые не имели полиса. Вслед за немецкими учеными XIX в. слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам, то есть был автономным. Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т.п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.

    Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис – это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан или просто римским народом. Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община. В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданского коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом, который осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной. Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме было общественное поле, в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах, провинциях. В Афинах государственной собственностью были серебряные

    рудники Лавриона. Государственная собственность сдавалась, но только гражданам.

    Образование и культура

    Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады как древние греки называли свою страну, является наиболее интересным. Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества. Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов.

    Архитектура
    Парфенон - это один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионические элементы, к примеру колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям. В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

    Часто встречающимся типом римских сооружений являлись аркады – это ряд арок, которые опираются на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, а также в акведуках. Акведуки - это многоярусные каменные мосты, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали с помощью них техническую и питьевую воду.
    Арочные и сводчатые конструкции использовались и при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, где зрительские места располагались не полукругом, как в греческих театрах, а эллипсом вокруг сцены или арены. Самый известный амфитеатр - это Колизей, где проводились гладиаторские бои.
    Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.
    Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам

    греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое "окно" – "глаз Пантеона", как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.
    Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

    Вазопись
    Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. А первые памятники этой цивилизации – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи. Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали. В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен. Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать индивидуальные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

    Мифология
    Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека. Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются

    на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа.


    Например, был Зевс-он и Зевс-она. Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов. Подобные взгляды пережили свое время.

    Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств.

    Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

    Древние римляне заимствовали практически всех богов у греков, но дали им свои имена.

    Аид

    бог царства мертвых

    Плутон

    Аполлон

    бог солнца и покровитель искусств

    Аполлон

    Арес

    бог войны

    Марс

    Артемида

    богиня охоты

    Диана

    Афина

    богиня мудрости и справедливой войны

    Минерва

    Афродита

    богиня любви и красоты

    Венера

    Гера

    царица богов

    Юнона

    Гермес

    бог торговли

    Меркурий

    Гестия

    богиня домашнего очага

    Веста

    Гефест

    бог огня и кузнечного ремесла

    Вулкан

    Гея

    богиня земли

    Теллус

    Деметра

    богиня плодородия

    Церера

    Дионис (Вакх)

    бог виноградарства и виноделия

    Бахус, Либер

    Зевс

    верховный бог, бог неба

    Юпитер

    Музы

    покровительницы наук, поэзии и искусств

    Камены










    Ника

    богиня победы

    Виктория

    Посейдон

    бог морей и землетрясений

    Нептун


    Театр

    Находясь в амфитеатре, можно испытать потрясающее чувство. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца людей уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток

    рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Содержание пьес было не менее интересным. Ныне известная в Италии комедия масок берет свое начало именно из классического греческого театра. Механизмы, позволяющие двигать декорации с помощью блоков и грузов, назывались «бог из машины», они потрясали зрителей своей необъяснимостью. Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов.

    Изобразительное искусство, скульптура

    В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений: на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии.

    В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

    Римское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они будто лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

    Литература

    Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, – самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Без советов Одиссея не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя острова Итака в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты. Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека. Культура Древней Греции, кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники – все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам. Искусство Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове. Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными инструментами художников данной эпохи были линейка и циркуль. В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными. В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

    Философия

    Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно эллины считались самым высокообразованным народом. Имена греческих мыслителей у нас на слуху. Демокрит и Протагор, Фалес Милетский и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит – все они внесли огромный вклад в культуру мира, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, и мы до сих пор пользуемся их достижениями. Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло – как вещь или событие, причиняющее страдания. Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа. Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным. Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

    Философские школы Древней Греции

    Милетская школа

    Ионийская (или милетская) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, мудрецом из Милета, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

    Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала выделял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение.

    Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и других наук.

    Пифагорейская школа

    Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. Это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство.

    Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".

    Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. В ней начали развиваться астрономия и медицина. Ею создана грамматика греческого языка.

    Софистская школа

    Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и другому. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

    Академия

    Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном около 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

    Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

    Перипатетики

    Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительное количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика", "Политика" и другие. Названия этих произведений говорят сами за себя

    Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленным идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

    Киники

    Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природыкак первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

    Философские школы Древнего Рима

    Рим превращается в сильную державу и распространяет свое влияние на большинство греческих территорий. Тесные связи с греческой культурой сформировали впоследствии философию Древнего Рима.

    В философии Древнего Рима принято выделять 3 течения, или школы:

    - стоицизм;

    - эпикуреизм;

    - скептицизм.

    Стоицизм

    Стоицизм понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. Но школа стоицизма намного разнообразнее и глубже. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное.

    Эпикуреизм

    Эпикуреизм – это учение, которое призывает человека к избавлению его от несчастья и страданий. Большое значение эпикурейцы придавали удовольствию. Они считали, что потребности человека безмерны, а способов удовлетворить их слишком мало. Это приводит человека к страданию. Они говорили, что нужно уметь ограничивать себя и удовлетворять самые необходимые потребности. Эпикурейцы одним из компонентов человеческого счастья называли дружбу.

    Скептицизм

    Главным принципом своего учения последователи скептицизма считали сомнение. Скептики применяли критическую оценку ко всему, а не только к понятиям философии. Некоторые скептики в ходе критического анализа вопросов философии приходили к атеизму. Скептики, как и эпикурейцы и стоики, видели источник морали в самосознании индивида, но если эпикурейцы рассматривали невозмутимость как следствие бегства от мира, а стоики - как результат покорности судьбы, то скептики источником невозмутимости считали силу разума. По их словам, ищущим какую-то вещь, приходится или найти ее, или прийти к отрицанию возможности ее нахождения и признание того, что она недоступна для восприятия, или упорно продолжать поиски.

    Философия Древнего Рима, которая переняла традиции великих философов Греции, дала начало развитию философской мысли средневековой Европы.

    Периодизация истории Древней Греции

    В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

    1. Гомеровский период – ХI - IХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя; В XI веке до н.э. племена дорийцев, ионийцев, эолийцев расселяются по территории Греции, захватывают Эгейские острова, достигают Малоазийского побережья. К IX в. Грецию заселяли: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы — Аттику и острова.

    2. Архаический период – VIIГ- VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса; распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью.

    3. Классический период – V - IVвв. до н.э. – расцвет античной цивилизации и греческого полиса; развивается самосознание свободных граждан, усиливается их политическая активность, зарождается эллинистическая демократия, основанная на принципе народовластия, то есть когда любой свободный гражданин вне зависимости от его социального статуса мог занять самую ответственную должность, если на него падёт жребий, а высшим органом государственной власти становится народное собрание.
      В религии получают развитие нравственно-мистические направления.

    4. Эллинистический период – конец IV-Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским, слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира и цивилизаций Древнего Востока.

    Периодизация истории Древнего Рима

    1. Царский период Древнего Рима. VIII - VI века до н.э. Первыми царями Рима были совместно Ромул и сабинянин Тит Таций, а последним — Тарквиний Гордый, изгнанный восставшим народом. Согласно традиции, царь Тарквиний Древний построил в Риме первый цирк, храм на Капитолии и сточную канаву — Великую клоаку, существующую и поныне. В центре современного Рима сохранились некрополи и следы поселений царского периода. Самый известный памятник царского периода Рима — «законы 12 таблиц», записанные в 5 в. до н. э., но отражающие более ранний период жизни общества.

    2. Республиканский период Древнего Рима. V - I века до н.э. Изгнав царей (в конце 6 в. до н. э.), римское общество вступает в длительную полосу войн. Сначала в Италии, а затем и за ее пределами, пока, наконец, с разгромом Карфагена (146 г.до н. э.). не становится сильнейшей державой

    средиземноморья. Нуждами войны объясняется строительство в этот период Аппиевой и Фламиниевой дорог. Ведется каменное строительство и в Риме, но город еще оставался по преимуществу деревянным.

    1. Период Римской империи. I - V века н.э. Весь период римской империи может быть разделен на - - - период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.),
      - империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.),
      -империю периода домината (поздняя империя, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.).
      Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, которое подчеркивало величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира.

    Специфические особенности развития Древней Греции и Древнего Рима

    Особенности древнегреческой культуры.

    • синтез достижения культур многих народов:.
    • Космологизм
    • утверждались эстетические категории – красота и мера.
    • наличие канона
    • антропоцентризм
    • состязательность (Олимпийские игры , Дельфийские, Немейские, Истмийские игры)
    • начало создания рыночного труда
    • тема свободы
    • Греческая культура поистине праздничная, внешне красочная, зрелищна.
    • рациональный подход к пониманию мира

    Особенности Древнеримской культуры

    • Консерватизм, аскетизм, бережливость, патриотизм

    • Трезвость и практичность

    • Ощущение себя как свободного гражданина

    • Усиление индивидуализации

    • Личность противопоставляется государству

    • Переосмысляются и критикуются традиционные античные идеи

    • Общество становится более открытым внешнему влиянию

    • Чувство коллективности, принадлежности к гражданской общине



    Список использованной литературы

    1. http://www.kazedu.kz/referat/102332

    2. http://referatyk.com/istoriya/3725-antichnoe_grajdanskoe_obschestvo.html

    3. http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXX.htm

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Соответствие_римских_и_греческих_богов

    5. http://uchebnikionline.com/etika_estetika/etika_-_toftul_mg/etika_skeptitsizmu.htm

    6. http://www.webarhimed.ru/page-476.html

    7. http://ucheba-legko.ru/education/pravovedenie/istoriya_gosudarstva_i_prava_zarubejnyih_stran/lecture_tsarskiy_period_drevnego_rima.html


    Сходства и различия Древней Греции и Древнего Рима. Таблица




    Древняя Греция

    Древний Рим

    Религия

    Всемогущество божества. У древних греков не было единой религии, единого бога. Боги были связаны с конкретными полисами. Тотемизм, природа одушевлялась, герои были посредники между миром богов и миром людей.

    Обожествление природы и общественной жизни; анимизм, то есть вера в духов, обитающих во всех предметах. Родовые и семейные культы, сильное влияние греческой религии. Боги были схожи с греческими, но имели другие имена. Важное значение имели жертвоприношения.

    Искусство

    Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества.
    Видение реальности сквозь призму мифов. Главной темой искусства являлся человеческий облик.


    Продолжение традиций греческого искусства, преобладание символики и аллегории, анализ явлений, деление целого на части и их детальное изображение, более четкое и понятное, чем у греков, восприятие и описание явлений.

    Архитектура

    Создавались большие открытые сооружения, которые стояли чаще на возвышениях, чем в низинах, нежели в Риме.

    Меньший, чем у римлян, интерес к практическому назначению зданий, создание го количества храмовых комплексов, а не различных мостов, акведуков, театров и т.д. Отсутствие симметрии разных частей здания.

    Описание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предпочтение отдается замкнутым формам. Сооружения значительно превосходили по размерам греческие; идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературных произведениях; стремление к пышной отделке зданий; богатому убранству, украшениям; строгая симметрия разных частей здания; применение греческих ордеров и изобретение своих

    Скульптура

    Открытые пластичные формы. Основная тема - изображение богов и героев – покровителей полиса. Постепенное развитие реалистичности.

    Наибольшее развитие портрета и исторического рельефа; концентрация внимания на личных, индивидуальных особенностях человека; кажущаяся компактность форм, вызванная подражанием греческим образам; массовое создание статуй низкой художественной ценности. утрата черт натурализма

    Литература и театр

    Развитию литературы предшествует устное народное творчество, тесная связь театра с жизнью полиса. На развитие литературы сильное влияние оказывает народное творчество, народная поэзия, распространение письменности. Расцвет драматического искусства и жанра комедии, которая влияла на политику 

    Очень сильное влияние греческих образов на развитие римской трагедии, комедии, литературы и других жанров; появление реалистического направления в литературе; влияние греческого искусства было революционным, зачастую не совпадающим с римскими тенденциями его развития

    Музыка

    Гимны богам

    Сольные пантомимы под музыку

    Письменность и язык

    Использование финикийской слоговой системы для создания письма, демократизация системы обучения.

    Использование латинского языка, родственного греческому. Согласно предположениям, заимствование греческого алфавита и его адаптация

    Наука

    Выделение из философии других наук. Стремительное развитие естественных наук.
    Большее, нежели и Риме, внимание к теоретическим наукам.


    Большее развитие прикладных, а не теоретических наук; развитие ораторского искусства и его независимость от греческих прообразов; большое развитие науки о праве, юриспунденции; зарождение филологии

    Быт

    Довольно большая свобода женщины, власть детей над отцом. Роль фамилий намного меньше, чем в Риме.

    Свобода женщины больше, чем в классической Греции, но только в семейной жизни. Более позднее, чем в Греции, начало соблюдения принципа единобрачия.
    написать администратору сайта