Главная страница
Навигация по странице:

  • Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.

  • ISBN 5-7695-0577-Х

  • ЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ. Рецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических


    Скачать 2.57 Mb.
    НазваниеРецензенты др исторических наук, зав сектором социальнопсихологических
    АнкорЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭТНОЛОГИЯ САДОХИН.ГРУШЕВИЦКАЯ.doc
    ТипКнига
    #296
    страница1 из 29
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



    УДК 39(075.8)

    ББК 63.5

    С 14

    Рецензенты:

    д-р исторических наук, зав сектором социально-психологических

    проблем национальных отношений Института этнологии

    и антропологии РАН, профессор Л.М. Дробижева;

    д-р социологических наук, зав. кафедрой культурной антропологии

    и этнической социологии СпбГУ, профессор Н.Г. Скворцов;

    д-р философских наук, зав. кафедрой культурологии ИПППК МГУ,

    профессор Л.П. Воронкова


    Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.

    С 14 Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.:

    Издательский центр « Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с.

    ISBN 5-7695-0577-Х (Изд. центр «Академия»)

    ISBN 5-06-003682-0 (Высшая школа)
    В книге в доступной форме излагается содержание основных разделов этнологической науки. Структура и подбор тем в пособии позволяют преподавателю моделировать курс сообразно объему учебного времени и степени подготовленности студентов. По каждой теме предлагаются список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий, темы для докладов и рефератов. В конце книги приведены краткий словарь специальных терминов и список вопросов к зачету и экзамену.

    Книга может представлять интерес также для преподавателей, специалистов в области культурологии, социологии, политологии, культурной и социальной антропологии.

    УДК 39(075.8)

    ББК 63.5
    © Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г 2000

    ISBN 5-7695-0577-Х © Издательский центр «Академия» 2000

    ISBN 5-06-003682-0 © Издательство «Высшая школа», 2000


    ВВЕДЕНИЕ


    Бурные события XX века с новой силой заставили человечест­во обратить внимание на проблемы этничности. Процессы рас­ширения межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда многонациональных государств, агрессивный национализм, этнические конфликты полностью опровергли гу­манистические иллюзии о едином человечестве.

    В сложном и противоречивом переплетении этих процессов общественное сознание России оказалось совершенно неподго­товленным к мощной волне национализма и целой череде крово­пролитных этнических конфликтов. Полную неспособность к анализу современных этнических процессов, их прогнозированию и управлению ими показали не только действующие политики, но и отечественное обществоведение в целом. Между тем латентные и открытые этнические конфликты на территории нашей страны не представляют собой исторически новых явлений. Они имеют достаточно аналогов во всем мире и являются предметом при­стального научного исследования за рубежом.

    В связи с этим возникла настоятельная необходимость в глубо­ком изучении этнических процессов современной истории. С этой целью в учебные планы университетов и педагогических институ­тов была включена новая учебная дисциплина «Этнология», ко­торая предполагает изучение и освоение студентами вопросов теории этноса, этногенеза и этнической истории, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов, особенностей межэтнической коммуникации, этнической картины мира, этни­ческого сознания и т.д.

    Научное осмысление отмеченных вопросов сразу же наталки­вается на неоднозначность, полисемантичность базовых понятий и терминов, неадекватность существующих теоретических выво­дов современным условиям. Для российской системы высшего образования это обстоятельство усугубляется тем, что большин­ство основных разделов этнологии в отечественной науке до на­стоящего времени не получили окончательной разработки и ос­таются дискуссионными.

    Поэтому, как представляется авторам, здесь следует пойти по традиционному и многократно себя оправдавшему пути и начать изучение этнологии с вопросов становления этнологической науки и краткого аналитического обзора основных направлений научно­го исследования в этой области в странах Западной Европы, в Со­единенных Штатах Америки, а также в России. В пользу такого подхода свидетельствует также опыт построения зарубежных учеб­ников по этнологии, в частности в Германии, где данная наука широко преподается в университетах уже более полувека. Поэтому настоящее учебное пособие начинается с рассмотрения вопросов специфики этнологии как науки, характеристики ее предмета и ме­тодов исследования, ее взаимосвязи со смежными науками.

    Логическим продолжением этих вопросов становится характе­ристика ведущих научных направлений и школ, сложившихся в рамках этнологии на протяжении более чем столетней истории ее развития. Однако компетентный и внимательный читатель заме­тит, что эти направления и школы не описываются целиком и подробно, как некие законченные теоретические системы. В них выделяются исходные основания и главные идеи, которые имеют непосредственное отношение к изучению этнических обществ и их культур. Подчеркнуты их инструментальные, работающие эле­менты и обозначены границы применения этих теорий. Наконец, эти направления излагаются в определенной последовательности, в соответствии с тем, как они сменяли друг друга в ходе историче­ского развития этнологии.

    Все последующие темы пособия посвящены рассмотрению главных теоретических вопросов этнологии. В них излагаются основные теории этничности и классификации этносов, благодаря которым весь процесс социокультурного развития приобретает системный и упорядоченный характер. Затем вполне логичным и закономерным представляется переход к рассмотрению процессов антропогенеза и этногенеза, объясняющих факт антропологиче­ского разнообразия человечества и наличия у каждой расы своих отличительных признаков.

    Продолжением этой темы является комплекс вопросов, связан­ных с механизмом формирования психологии этноса, ее структу­ры и сознания человеком своей принадлежности к соответствую­щему этносу.

    Становление этнологии как самостоятельной науки началось с изучения европейцами культур других («чужих») народов. Иссле­дование этносов через разнообразие их культур и в настоящее время остается одним из основных разделов этнологии, и здесь наиболее важными являются вопросы функционального назначе­ния этнической культуры, ее уровней, взаимосвязи с другими ти­пами культур.

    В то же время под пристальным вниманием ученых уже давно находится вопрос сосуществования культур с различными уров­нями развития. Исследование качественных различий традицион­ной и модернизированной культур, их структурных особенностей, значений обрядов, обычаев и ритуалов в этнокультурном процессе помогает глубже понять своеобразие каждой отдельной этни­ческой культуры.

    Наконец, существование и развитие каждого этноса во мно­гом зависит от разнообразных форм его взаимосвязи с другими этносами. Знания о различных видах этнокультурных контактов и концепции межэтнических коммуникаций призваны объяснить механизм развития и функционирования современных этниче­ских процессов, формы трансляции культурного опыта и спосо­бы усвоения человеком иноэтнического социокультурного ок­ружения.

    Как отмечают представители самых разных наук, весь совре­менный мир охвачен действием противоположных тенденций: ин­теграцией и дифференциацией. Поэтому результатами межэтни­ческих коммуникаций являются как поступательное сближение этносов, так и не менее серьезные процессы отчуждения и враж­дебности.

    Вопрос о природе и детерминантах межэтнических конфлик­тов является наиболее острым и актуальным в современной эт­нологии. Историческая практика последних десятилетий пока­зывает, что этнические конфликты различаются по типам про­явления и способам разрешения. В то же время богатый опыт их изучения позволил разработать механизм регулирования и управления ими.

    Такая тематическая структура книги обусловлена не только логической взаимосвязью основных составных частей и исследо­вательских проблем этнологической науки, но и требованиями Государственного образовательного стандарта, которые по от­ношению к такого рода литературе носят нормативный характер. Авторы постарались добиться максимального соответствия этих двух обстоятельств в своем труде, для чего использовали широкий круг отечественной и зарубежной литературы, как учебной, так и монографической, по этнологии.

    В задачу предлагаемого учебного пособия не входило полное и систематическое изложение всего содержания этнологической науки. Учитывая потребности учебного процесса, авторы изна­чально сознательно ограничили свой труд только учебными це­лями и задачами. Для этого они отказались от анализа многочис­ленных частных проявлений этнических процессов, не оправдав­ших себя теорий и концепций. Свое внимание они сосредоточили прежде всего на тех вопросах и проблемах, знания которых требу­ет Государственный образовательный стандарт.

    Предлагая свой труд читателям, авторы отдают себе отчет в том, что содержание их труда не дает полного и исчерпывающего представления об этнологической науке, но они глубоко убеждены, что настоящее пособие может быть полезным в общекультур­ной подготовке студентов гуманитарного профиля. Кроме того, не претендуя на исчерпывающую полноту представления этноло­гии, авторы вместе с тем надеются, что их труд в какой-то мере возместит отсутствие базового учебника по этнологии в системе высшего образования или поможет созданию такового в ближай­шем будущем.

    В заключение авторы хотели бы выразить благодарность тем организациям и ученым-коллегам, без помощи которых издание настоящей книги было бы невозможно, прежде всего Фонду Конрада Аденауэра, - за предоставленную возможность научной работы в библиотеках университетов Мюнхена, Кёльна, Фрай­бурга и приобретенную для них немецкую учебную литературу по этнологии.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    написать администратору сайта