Главная страница

Основы финансовой грамотности. Рабочая программа по осн фин грам 8 класс. Рабочая программа учебного предмета Основы финансовой грамотности для учащихся 8 класса составлена разработана на основе


Скачать 335.5 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета Основы финансовой грамотности для учащихся 8 класса составлена разработана на основе
АнкорОсновы финансовой грамотности
Дата01.12.2019
Размер335.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРабочая программа по осн фин грам 8 класс.doc
ТипРабочая программа
#97889

Подборка по базе: _РПД Б1.Б.48.02 Основы теории нац.безопаности.doc, рабочая программа по ТХ ПМ03 17.doc, ФОС основы управления.pdf, График учебного процесса на 2019-2020 год.doc, 2-4 рабочая программа 2019-2020.docx, Кафедра микроэкономики - Рабочая_тетрадь_микроэкономика - эконом, 1 Теоретические основы криптографии 9.doc, Рабочая программа по осн фин грам 9 класс.doc, Рабочая программа по осн фин грам 8 класс.doc, Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной де.





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 класса составлена разработана на основе:

  • Методических рекомендаций по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях.

  • и в соответствии с локальным актом образовательного учреждения «Положения о рабочей программе».

Программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю - 34 учебных недели.

  • УМК:

  1. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций 8-9 класс / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2019г.

  2. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017г.

  3. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017г

  • Программа содержит следующую структуру:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематический план (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы);

  • поурочное календарно-тематическое планирование.

При составлении поурочно календарного планирования был использован вариант № 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Личностные результаты освоения курса:

  • осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Метапредметные результаты освоения курса:

  • сформированность умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

—сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

  • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

  • сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Коммуникативные результаты:

—осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия и личных симпатий;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.

Предметным результатам освоения курса:

  • владение понятиями: человеческий капитал, деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, депозит, банковская карта, финансовое планирование, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; защита прав потребителя.

  • владение знанием:

  • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

  • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

  • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

  • возможных норм сбережения

  • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

  • видов страхования

  • видов финансовых рисков

  • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

  • способов определения курса валют и мест обмена

  • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Учащийся научится:

  • различать экономические явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных

  • финансов;

  • понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

  • объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

  • знать и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

  • грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

  • различать виды ценных бумаг;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

  • различать виды кредитов и сферу их использования;

  • разумному и безопасному финансовому поведению;

  • применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

  • выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Учащийся получит возможность научиться

  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических

  • действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.


Содержание учебного предмета

Введение в курс (1 час)

Содержание и назначение предмета.

Раздел I. Управление денежными средствами семьи (14 часов)

Тема1. Личное финансовое планирование

Понятие «человеческий капитал», как применить человеческий капитал, принятие решений, какие бывают решения, как определить цель, как подобрать альтернативы, как принимать решения, связанные с деньгами.

Тема 2. Происхождение денег

Понятие «деньги». Функции денег. Происхождение денег. Современные деньги. Определение подлинности банкнот Банка России.

Тема 3. Домашняя бухгалтерия

Понятия «активы» и «пассивы». Как лучше использовать свои активы и пассивы. Как вести учет активов и пассивов? Понятия «доходы», «расходы» и «семейный бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс». Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.

Тема 4. Составление личного финансового плана

Понятия «финансы», «финансовые цели», «финансовое планирование». Что такое личный финансовый план. Как определить свои финансовые цели? Стратегия и способы достижения финансовых целей. Альтернативные способы достижения финансовой цели. Что делать после составления личного финансового плана.

Тема 5. Рациональное поведение потребителя

Кто такой потребитель? Как сделать правильный выбор и не приобрести ненужный товар? Понятие «рациональное поведение потребителя». Этапы рационального поведения. Закон «О защите прав потребителя». Алгоритм составления обращение по нарушению прав потребителя.

Раздел II. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (17 часов)

Тема 4. Депозит

Накопление. Зачем копить деньги? Как копить деньги? Понятие «инфляция». В чем причины инфляции? Как рассчитывается инфляция? Индекс потребительских цен как способ измерения, инфляции. Как рассчитать «свою» инфляцию? Понятия «вкладчик», «банк», «банковский счет». Структура банковской системы. Понятие «Центральный банк». Информация на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков. Рейтинги банков. Что такое «депозит» и какова его природа. Понятия «депозитный договор», «процентная ставка». Преимущества и недостатки депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане? С какого возраста можно использовать депозит? Условия депозита. Что содержится в договоре депозита? Как выбрать нужные условия депозита? Что такое валюта. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте? Потеря финансовых документов: алгоритм действий. Финансовые риски. Чем мы рискуем, используя банковские вклады.

Тема 5. Расчетно-кассовые операции. Банковская карта

Понятия «электронные деньги», «банковская карта: дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом». Какие бывают банковские карты? Как выбрать банковскую карту? Как пользоваться банкоматом? Как защитится от мошенничества при пользовании банкоматом? Как пользоваться банкоматом? Как защитится от мошенничества при пользовании банкоматом? Как сделать денежный перевод? От чего зависит комиссия за перевод? Мобильный банкинг. Онлайн- банкинг. Как защитится от мошенничества, используя мобильный и онлайн-банкинг?

Итоговое повторение и обобщение (2 часа)

Тематический план




Модуль

Количество часов

1

Введение в курс

1

Управление денежными средствами семьи (14 часов)

2

Личное финансовое планирование

2

3

Происхождение денег

2

4

Домашняя бухгалтерия

3

5

Составление личного финансового плана

2

6

Рациональное поведение потребителя

5

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (17 часов)

7

Депозит

11

8

Расчетно-кассовые операции

6

Итоговое повторение и обобщение (2 час)

9

Практическая работа «Уровень моей финансовой грамотности».

2




Всего:

34



Поурочное календарно-тематическое планирование

дата план.

дата факт.

№п/п

№п/п в теме

Тема урока

Введение в курс (1 час)

05.09




1




Содержание и назначение предмета

Управление денежными средствами семьи (14 часов)

Личное финансовое планирование (2 часа)

12.09




2

1

Человеческий капитал

19.09




3

2

Как принимать решения?

Происхождение денег (2 часа)

26.09




4

1

Деньги. История происхождения денег

03.10




5

2

Современные деньги

Домашняя бухгалтерия (3 часа)

10.10




6

1

Активы и Пассивы

17.10




7

2

Доходы и расходы

24.10




8

3

Доходы и расходы семьи.

Составление личного финансового плана (2 часа)

31.10




9

1

Личный финансовый план.

14.11




10

2

Стратегия и способы достижения финансовых целей.

Рациональное поведение потребителя (5 часов)

21.11




11

1

Кто такой потребитель

28.11




12

2

Закон «О защите прав потребителя».

05.12




13

3

Алгоритм действий потребителя при нарушении их прав

12,

19.12




14-15

4-5

Защита проектных работ

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (17 часов)

Депозит (11 часов)

26.12




16

1

Накопление.

16.01




17

2

Инфляция.

23.01




18

3

Как рассчитать «свою» инфляцию?

30.01




19

4

Банк.

06.02




20

5

Депозит.

13.02




21

6

Изучаем депозитный договор.

20.02




22

7

Роль депозита в финансовом плане.

27.02




23

8

Условия депозита.

05.03




24

9

Валюта.

12.03




25

10

Потеря финансовых документов.

19.03




26

11

Риски при использовании банковских вкладов.

Расчетно-кассовые операции (6 часов)

02.04




27

1

Банковская карта.

09.04




28

2

Банкомат. Правила пользования банкоматом.

16.04




29

3

Денежный перевод.

23.04




30

4

Мобильный банкинг.

30.04, 07.05




31-32

5-6

Защита проектных работ.

Итоговое повторение и обобщение (2 час)

14,

21.05




33-34

1-2

Практическая работа «Уровень моей финансовой грамотности».

28




35

1

Резерв


написать администратору сайта