Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

  • ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

  • ГЛАВА 4 . СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

  • ГЛАВА 5 . В ЧЕМ СУТЬ СОЗНАНИЯ

  • ГЛАВА 6 . ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • реферат. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание


    Скачать 38.77 Kb.
    НазваниеПсихика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание
    Дата22.12.2018
    Размер38.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx.docx
    ТипДокументы
    #61432



    ВВЕДЕНИЕ

    Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

    Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

    Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

    Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

    Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

    Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. . Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

    Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.
    Актуальность темы связана с тем, что проблемы структуры сознания, деления его на общественное и индивидуальное сейчас волнуют многие науки и происходит интенсивное проникновение системно-структурного подхода к различным формам знания. Каждая из наук делает акцент на тех элементах, что являются важными для ее предметной области, поэтому для философии при изучении сознания важно сохранить ее целостность.

    Цель данной работы – рассмотреть особенности общественного и индивидуального сознания. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    - рассмотреть общественное сознание,

    - определить взаимосвязь между общественным и индивидуальным сознанием.

    ГЛАВА 1. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    Под сознанием человека можно понимать:

    познание себя и окружающего мира;

    противоположность бессознательности, то есть состояние активности; процесс осознания влияния факторов внешней среды на человека.

    Как правило, внешний мир изменяет сознание человека как непосредственно через органы чувств, так и через анализ субъективных ощущений индивида. Это является неотъемлемой частью процесса жизнедеятельности любого человека. Также отдельно следует выделить общественное сознание, которое является отражением внутреннего мира индивида в социуме.

    Сознание дословно расшифровывается как «co» – вместе и «scio» – знать. Впервые упоминания о сознании восходят к 1500-му году. Иногда это также трактовалось как «знание о себе», так и «обмен знаний с самим собой о чем-то».

    Происхождение современной концепции сознания часто приписывается Джону Локу, благодаря его работе, опубликованной в 1690 году. Локк определяет сознание как «восприятие того, что происходит внутри человека». Эта работа оказала существенное влияние на общественное мнение о сознании в 18-м веке.


      1.  Сознание ребенка


    Развитие сознания у ребенка и уровень понимания того, что происходит вокруг, является серьезным вопросом, интересующим многих матерей. Так, даже несмотря на то, что здоровый новорожденный ребенок не спит, у него открыты глаза и он извивается или строит гримасы, достаточно сложно понять, что на самом деле происходит у него в голове.

    Согласно имеющимся на сегодняшний день данным считается, что новорожденные не имеют осознанного понимания своего состояния, эмоций и мотивации. Кроме того, сознание ребенка даже в дошкольном возрасте достаточно ограничено. Это можно определить по общению с детьми при задании им определенных вопросов.

    В то же время, несмотря на то, что сознание ребенка имеет достаточно низкий уровень развития, детям приходится сталкиваться с большим объемом информации. Так, уже новорожденные обрабатывают большие объемы информации, получаемые с помощью зрения и слуха.

    Также ребенок активно изучает окружающий мир. Развитие сознания, таким образом, является последовательным процессом, включающим как восприятие информации, так и ее обработку с формированием абстрактных понятий, которые составляют основу осознанной деятельности.

    На то, как развивается сознание ребенка, значительное влияние также оказывают особенности созревания нервной системы организма, от которой зависит умственная работа любого человека. Как правило, после рождения некоторое время происходит дальнейшее созревание как периферической, так и центральной нервных систем, что проявляется повышением эффективности их функционирования.

    Также, следует отличать безусловные рефлексы, заложенные в геноме каждого человека, от проявления тех или иных признаков сознания. Тем не менее, имеются основания предполагать, что у человека существует базовый уровень сознания, который проявляется уже в детском возрасте следующими признаками распознаванием голоса матери и имитацией некоторых движений. Тем не менее, достоверно определить, так ли это, на сегодняшний день не удалось.

    Существует определенная модель функционирования центральной нервной системы, обеспечивающая существование сознания. Так, после встречи с тем или иным раздражителем, у взрослого человека возникает определенный алгоритм, направленный на привлечение внимания и обработку полученной информации. Это и становится основой для того, чтобы запустился процесс сознания. Было установлено, что этот алгоритм получения и обработки информации встречается у некоторых детей в возрасте 5 месяцев и у всех в возрасте 12 месяцев, однако скорость протекания этих процессов в три раза ниже, чем у взрослых.

    Первая модель, которая является примитивной формой общественного сознания, формируется уже в детском коллективе. Как правило, система взаимоотношений в детском саду и школе намного проще, однако играет большую роль в социализации индивида.

    Как правило на сознание оказывают влияние внутренние факторы, связанные как с нервным перенапряжением, так и с изменением гормонального фона. Так, стресс в незначительных количествах приводит к повышению интенсивности когнитивных процессов, в то время как при длительном стрессе происходит угнетение сознания. Также на сознание влияет гормональный фон, изменения которого наиболее выражены в период пубертата.


      1. Сознание взрослого


    Сознание взрослого человека тесно связано с личностью, основы которой закладываются уже в детском возрасте. Таким образом, на сознании значительно сказываются характер, темперамент и направленность.

    В большинстве случаев, люди в современном обществе живут в одних и тех же условиях довольно длительное время. В связи с этим, довольно сложно проследить изменения в сознании индивида за небольшой промежуток времени (в течении одной или нескольких недель). Исключением являются ситуации, кардинально меняющие уклад жизни человека (серьезные аварии, катастрофы, смерть близких).

    Гораздо проще заметить, что сознание изменилось, если промежуток времени, в течение которого отмечались изменения, составляет 5 и более лет. Так, ни для кого не является секретом, что сознание человека в возрасте 30 и 50 лет сильно отличается. Как правило, это значительно связано с разницей в социальных ролях. Так, в возрасте до 30 лет люди занимаются созданием карьеры и семьи, в связи с чем имеют более активную позицию.

    На сознание человека значительное влияние оказывает кризис среднего возраста. Как правило, это состояние наступает далеко не у всех людей. Оно связано с несоответствием ожиданий и амбиций в молодости реалиям в зрелом возрасте. Также кризис усиление кризиса может быть связано с осознанием того, что значительная часть жизни прошла и ее конец не так уж далеко.

    Также возможно временное изменение состояния сознания, связанное с приемом различных психотропных соединений. Как правило, обычно это встречается среди лиц до 30 лет. К этим средствам относят алкоголь и наркотические средства. При сильном изменении сознания могут наблюдаться иллюзии и галлюцинации.

    Значительное влияние на сознание личности в жизни оказывают такие факторы, как:

    • социальное окружение (друзья, коллеги);

    • наличие высшего образования;

    • материальное обеспечение;

    • род профессиональной деятельности;

    • религия и культура; жизненный опыт;

    • наличие или отсутствие семьи.

    ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

    Структура сознания изучается феноменологией – учением, основанным Эдмундом Гуссерлем. В основе этого метода исследования лежит изучение отношения к физическому миру. Как правило, наиболее распространенным методом изучения сознания в феноменологии является интроспекция. При этом методе суть исследования сознания состоит в сравнении информации, получаемой от органов чувств и из памяти.

    Однако, в начале двадцатого века эффективность феноменологии как метода изучения структуры сознания была подвергнута серьезным сомнениям. Однако, в настоящее время, в сочетании с современными методами изучения активности мозга, феноменология как смежный раздел философии и психологии, снова получила распространение.

    Как правило, в большинстве случаев сознание определяется окружающей средой. Еще Иммануил Кант говорил, что структура сознания является отражением внешнего мира, состоящего из отдельных объектов с совокупностью отдельных характеристик, включающих:

    • форму;

    • качество (цвет, тепло и т.д);

    • пространство (расстояние, направление и локализацию);

    • время.

    Мир сознания и его структура изучались нейробиологами. Наибольший интерес вызывали процессы, протекающие при этом внутри головного мозга. Как правило, изучению были подвергнуты два основных механизма получения информации:

    • иерархической обработки данных от органов чувств;

    • памяти.

    Так, от органов чувств информация через подкорковые структуры поступает в кору головного мозга, где происходит ее обработка с интерпретацией полученных данных. То же происходит и со слухом, а также другими органами чувств.

    Память же имеет двойное значение. Во-первых, новая информация сравнивается с уже существующими данными, что важно для интерпретации полученных ощущений. Во-вторых, информация в памяти является главной основой для формирования представлений или ощущений о том или ином объекте.

    И все же, даже несмотря на большое количество информации, достаточно сложно установить конкретную структуру головного мозга, отвечающую за формирование сознания. В связи с этим, ученые пришли к выводу, что за сознание, при кажущемся единстве, отвечает несколько взаимосвязанных структур мозга.

    В соответствии с изучаемым объектом, выделяют следующие уровни сознания:

    • личностный;

    • общественный.

    ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

    Общественное сознание формируется множеством индивидов и является совокупностью коллективных представлений, характерных определенному временному периоду и отражающему сущность и состояние конкретной группы людей. Как правило, сознание каждого индивида не только изменяется под влиянием общества, но и активно изменяет его.
    3.1. Формы сознания

    Как правило, философы сосредоточены на изучении сознания на примере конкретного индивида. В то же время социология рассматривает основные формы общественного сознания:

    • искусство;

    • науку;

    • мораль;

    • правосознание;

    • религию;

    • идеологию.

    Как правило, формы общественного сознания определяются устройством конкретной социальной группы и существующими в ней отношениях между индивидуумами, которые могут быть:

    • экономическими;

    • политическими;

    • нравственными;

    • эстетическими.

    Искусство как форма общественного сознания является особым способом познания и отражения действительности, результатом которой является создание эстетически-выразительных объектов (музыки, картин, литературных произведений). В основе искусства лежит творчество.

    Под наукой, как формой сознания, понимают человеческую деятельность, в основе которой лежит выработка и систематизация объективных знаний о внешнем мире. При этом осуществляется создание гипотез, подтверждаемых фактами или опытами и формулируемых в виде законов природы или общества.

    Мораль как форма сознания позволяет людям дифференцировать плохое и хорошее, доброе и злое, существенно сказываясь на принятии решения по поводу тех или иных поступков. В какой-то степени мораль определяется индивидуальными представлениями и является синонимом нравственности.

    Под правосознанием, как формой сознания понимают совокупность взглядов и представлений, которые являются субъективным отношением индивидуума к правовым явлениям. Правовые отношения представляют систему правил, регулирующих отношения между людьми в социуме и устанавливающими меру наказания за несоблюдение правил.

    Религия, как учение зародилось более 40 тысяч лет назад и представляет из себя систему взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественное. Религия оказывает значительное влияние на сознание, формируя свод ценностей, обрядов и мировоззрение.

    Идеология является совокупностью упорядоченных взглядов, выражающих интересы различных слоев общества. Идеология тесно связана с религией и политикой.

    3.2. Уровни сознания

    В соответствии с глубиной проникновения субъекта познания в объективную реальность, принято уровни сознания делить на:

    • обыденно-практический;

    • научно-теоретический.

    Эти уровни сознания значительно отличаются своими проявлениями всоциуме. Так, в то время как обыденно-практический уровень менее структурирован и поверхностен, он более доступен для обычного обывателя и используется в обычной жизни индивида, представляя систему бытовых межличностных отношений. В то же время в научно-теоретический уровень сознания имеет четкую структуру и носит, скорее, идеологический характер.

    3.3. Субъекты процесса сознания

    Можно выделить субъекты и объекты, которые принимают участие в процессах сознания. Как правило, они отличаются в соответствии с уровнем сознания (личностном или общественном). Так, если процесс сознания изучается на уровне личности, то субъектом является конкретный индивид. К объектам сознания в таком случае относят все элементы, которые возникают во время его мыслительной деятельности и являются отражением окружающего мира.

    Гораздо сложнее обстоит ситуация с объектами и субъектами общественного сознания. Так учитывая тот факт, что социум не может быть носителем мыслительного процесса, можно сделать вывод, что носителем, или субъектом общественного сознания является группа лиц, имеющих сходное понимание действительности.

    Таким образом, к субъектам общественного сознания можно отнести:

    • социальный класс;

    • национальность;

    • государство;

    • человечество в целом.

    Объектами общественного сознания является тот сложившийся комплекс взаимоотношений и ценностей, характерный для определенной группы лиц. Известным является тот факт, что личность человека неразрывно связана с социумом. И, даже несмотря на способность личности с помощью мышления генерировать свое собственное сознание, попытки его отдельного от общества существования оказались несостоятельными.

    Также существует мнение, что социально-исторические группы являются целостными субъектами общественного сознания, принимающими серьезные, сказывающиеся на их существовании, решения. Так, государство может как начать, так и окончить войну, а социальные классы решают то, как им существовать и соответствии с конкретной экономической или политической ситуацией.

    Однако, в таких ситуациях действующим субъектом сознания является узкий круг лиц, которые имеют власть в той или иной структуре и принимают решения в соответствии с установленными правилами или законами. Как правило, рядовые представители общества оказывают опосредованное влияние на те или иные решения путем выбора руководящего звена.

    3.4Как происходит формирование сознания

    Как правило, основные процессы, связанные с формированием сознания, протекают в детском возрасте и подвержены значительным колебаниям, обусловленным разнообразием характеристик окружающей среды.

    Существует ряд методов, направленных на повышение уровня адаптации индивида к внешнему миру путем передачи взглядов, убеждений, понятий и представлений. С их помощью происходит формирование сознания. Передача информации осуществляется вербальным путем, то есть с помощью слов. Это позволяет повысить объем и точность передаваемых данных.

    К наиболее распространенным методам, направленным на формирование сознания в жизни, относят:

    • убеждение;

    • рассказ;

    • объяснение;

    • разъяснение;

    • лекция;

    • этическая беседа;

    • диспут;

    • увещевание;

    • внушение;

    • пример.

    Под убеждением понимают доказательство того или иного суждения, в основе которого лежит логическая цепь из фактов. Таким образом, при использовании убеждения как метода изменения сознания передаются не сами факты, а логичность суждений. Наиболее часто этот метод применяется во время дискуссий.

    Рассказ и лекция являются схожими понятиями, так как при этих методах используется констатация фактов. Однако, в основе лекционного материала лежит сухая подача информации, не имеющая яркой эмоциональной окраски, в то время как при рассказе большое внимание уделяется созданию чувственного контраста. Рассказ позволяет формировать отношение к тем или иным поступкам, нормам и поведению.

    В ситуациях, когда индивид не в состоянии полноценно интерпретировать полученную информацию, в целях повышения эффективности методов формирования сознания, используются объяснение и разъяснение.

    Главная цель этической беседы – обсуждение воспитателем и воспитанниками нравственных, моральных и этических проблем. Как правило, во время этической беседы важно использование принципов равноправия и сотрудничества. Проведение этого метода формирования сознания направлено на укрепление и укрепление взглядов и убеждений.

    Под диспутом понимают оживленный спор, способствующий не только формированию определенных взглядов, но и развитию мышления. Однако, для проведения диспута требуется не только обладание необходимым количеством информации, достаточным для оперирования имеющимися данными.

    Увещевание и внушение являются методами воздействия на сознание, при которых используется авторитет того лица, которое обращается к тем или иным чувствам субъекта сознания. У примерам этих методов относят просьбу, похвалу и укор.

    В основе примера как метода формирования сознания является создание образца для подражания, ориентирование на который будет мотивировать индивида на дальнейшее развитие. Как правило, первыми примерами для подражания в жизни большинства людей являются родители. Именно наблюдение за их поведением закладывается в характере.

    Формирование сознания является непрерывным процессом, позволяющим личности адаптироваться к существованию в конкретных условиях окружающей среды. Так, с возрастом существенно изменяется мировоззрение, цель жизни, приоритеты и сама личность.
    ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

    Сознание личности определяется совокупностью представлений о самом себе, что является результатом воспоминаний, самоанализа и внешних воздействий окружающей среды. Именно в соответствии с самосознанием определяется поведение человека.

    Также большое влияние на поведение личности оказывает самооценка. В ее основе лежит соответствие уровня притязаний (желаемого) действительности. Так, при завышенной самооценке сознание личности переоценивает свои возможности и достоинства, что может негативно сказываться на взаимоотношениях в социуме. В то же время заниженная самооценка становится причиной снижения эффективности использования реального потенциала индивида.

    4.1. Индивидуальное развитие сознания

    Развитие сознания определяется сочетанием следующих процессов:

    • филогенеза;

    • онтогенеза.

    В основе филогенеза лежит длительный процесс совершенствования человеческого вида с генетическим закреплением наиболее выгодных для выживания особенностей сознания. Таким образом передаются способности и темперамент, которые сказываются не только на личностных характеристиках индивида, но и на его сознании.

    Развитие сознания в процессе онтогенеза осуществляется в период с рождения до смерти. Так, если в процессе филогенеза закладываются те или иные особенности поведения, то во время онтогенеза возможна их корректировка с последующим изменением сознания.

    4.2. Роль сознания в жизни человека

    Сознание в жизни каждого человека играет огромное значение, так как именно оно определяет отношение индивида к действительности и, соответственно, его поведение. Так, сознание и осмысленная деятельность человека являются неотъемлемыми элементами его жизнедеятельности. Именно благодаря сознанию человек не только приспосабливается к новым условиям, но и изменяет окружающую среду.

    Сознание в жизни человека определяет взаимоотношения между людьми, а также круг общения, принадлежность к тому или иному социальному классу. Это, как правило, нередко сказывается на положении человека в обществе, профессиональной деятельности и отношениях в семье.

    ГЛАВА 5. В ЧЕМ СУТЬ СОЗНАНИЯ?

    Вопрос о том, в чем суть сознания, а именно что оно из себя представляет, издавна вызывал серьезные споры в философии и до сих пор не является закрытым. В зависимости от эпохи, в которой проживали те или иные философы, понимание сознания существенно отличалось.

    Как правило, в каждой эпохе наибольшее влияние на понимание сути сознания оказывали преобладающие мировоззренческие установки, такие как:

    • античный космоцентризм;

    • средневековый теоцентризм;

    • антропоцентризм.

    Понятие сознания в античности отражало связь между индивидом и окружающим миром, однако рассматривалась только направленность на внешние объекты. Таким образом, главная проблема понимания сознания в том, что не учитывался внутренний мир человека – способность личности сосредотачиваться внутри себя. Платоном и Аристотелем приводилась аналогия с воском и сознанием. Они считали, что как острый предмет изменяет форму воска, так и сознание изменяется под действием внешней среды.

    Во время процветания христианства понятие сознания расширилось за счет привлечения внимания к внутреннему, духовному миру человека. Однако, в связи с существованием ряда проблем понимания сознания, общепринятого мнения сформировано не было.

    В эпоху антропоцентризма, когда общество несколько отошло от религии, суть сознания приобрела концепцию, согласно которой человек не является воском, на котором отпечатывает внешний мир, а, скорее, является сосудом, содержащим идеи внешнего мира.

    5.1. Сознание и активная деятельность индивида

    Сознание и деятельность индивида являются взаимосвязанными частями жизни человека. Как правило, в то время как сознание оказывает влияние на выбор того или иного действия, активная деятельность, которая включает взаимодействие с другими субъектами в обществе, изменяют мировоззрение человека и его понимание внешнего и внутреннего мира.

    Также считается, что благодаря отражению в сознании внешнего мира, человек имеет возможность предугадывать последствия своей деятельности. Сознание, таким образом, позволяет минимизировать вероятность развития негативных последствий своих действий.
    ГЛАВА 6. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОНЯТИЕ О СОЗНАНИИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

    Понятие сознания в психологии и философии несколько отличается. Это связано, в первую очередь, с тем, что объекты изучения этих разделов знаний отличны. Так, в то время как психология исследует конкретного человека и протекающие у него психические процессы (ориентирована на внутренний мир человека), философия изучает окружающий мир и место в нем человека и его сознания.

    Таким образом, понятие сознания в философии имеет более широкое значение. В связи с этим, существуют следующие теории:

    • дуализм (сознание является отражением души и стоит отдельно от физического мира, при этом душа и физический мир равноправны);

    • логический бихевиоризм (в основе этой теории лежат проблемы противоречия теории дуализма физикализму);

    • идеализм (сознание преобладает над телом и физическим миром);

    • материализм (физический мир преобладает над духовным, к которому относится сознание);

    • функционализм (согласно функционализму сознание является обычной функцией физических объектов, в связи с чем сознанию не придается большое значение).

    Отдельно выделяются теории существования сознания в индуизме и буддизме.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сознание делят на общественное и индивидуальное сознание. Субъектом общественного сознания может выступать социальная группа, класс или общество в целом. На определенном этапе развития общественное сознание претерпевает изменения и начинает соответствовать общественной жизни. Когда данное соответствие нарушено, возникают предпосылки для появления нового общественного сознания, но старое из-за этого не исчезает полностью.

    Индивидуальное сознание человека формируется под воздействием многих факторов (личности, условий труда, пола, материального положения человека). Носителем индивидуального сознания является отдельный человек. Индивидуальное сознание представляет собой отражение общественной жизни, сформированное под влиянием условий жизни человека и его психологических характеристик. Общественное и индивидуальное сознание формируется от одного источника – человеческого бытия. Основа их проявления заключается в деятельности и языке, но данные сходства предполагают существенные различия.

    Общественное сознание характеризует коллективное представление действительности социальной группой людей, которое формируется под воздействием определенных факторов: условий жизни общества и его духовного развития. Сформированная обществом культура питает духовную сферу личности, интегрируясь с индивидуальным сознанием.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

    2. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1998.

    3. Караваев Э.Ф. // «Философия» // М.: Юрайт-Издат, 2004.

    4. Леонтьев А. Н. // Деятельность. Сознание. Личность. // М., Политиздат, 1975.

    5. Мялкин А.В. Философия. – М.: 2000, стр. 293-305, стр. 418-444






    написать администратору сайта