Главная страница
Навигация по странице:

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности

  • Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка……..……

  • 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  • 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  • Целью данной рабочей программы

  • Таблица 1. Оценка здоровья детей группы

  • Одной из основных задач рабочей программы

  • Планируемые результаты освоения программы В итоге логокоррекционной работы дети должны научиться

  • КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ. Звукопроизношение

  • Фонематические процессы

  • Грамматический строй речи

  • Пространственная ориентировка

  • Артикуляционная моторика

  • Средний балл по каждой речевой и неречевой функции

  • рабочая программа. Протокол педагогического совета


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПротокол педагогического совета
    Анкоррабочая программа
    Дата30.08.2019
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файларабочая программа .doc
    ТипПротокол
    #85563
    страница1 из 7

    Подборка по базе: АНКЕТА ПРОТОКОЛ.docx, 2015 Сборник педагогического семинара (РИНЦ)..doc, секретарю тендерного совета.docx, секретарю тендерного совета.docx, 2. Стандарты и стеки протоколов.pdf, 6.Методы педагогического исследования..docx, 6.Методы педагогического исследования..docx, 2-1.Формат квалификационного протокола монтажа_установки.docx, ОРВИ и грипп у взрослых протокол.pdf, Требования к членам диссертационного совета.docx.
      1   2   3   4   5   6   7

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Центр развития ребенка - детский сад №15"


    Согласовано:

    Протокол педагогического совета №__

    От ____________

    Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №15» ____________ А.М. Каминская Приказ № ___от "01" сентября 2017г.


    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    коррекционно – развивающей работы

    учителя-логопеда

    в группе компенсирующей направленности

    для детей с нарушением речи

    на 2017-2018 учебный год.
    составила учитель – логопед Т.В.Русанова

    Принята на педагогическом совещании

    МБДОУ "Детский сад №15"

    Протокол № 1 от "01"сентября 2017г.

    Троицк, 2017г

    Оглавление
    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    Пояснительная записка……..……………………………………………..………………………………………………….…3

    Цели и задачи программы …………………………………………………………………………………………………..….3

    Принципы формирования программы ………………………………………………………………….……………………..5

    Планируемые результаты освоения программы …………………………………………………………………… .……….7

    Критерии оценивания уровня……………………………………………………………………...……………...……………7

    2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Содержание коррекционно-развивающей программы…………………………………………………………………….....10

    Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы ……………..........………………11

    План-программа коррекционно-развивающей работы для детей 6-го года жизни …………………..…..………...…......12

    Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы …………………………..…...……………….….21

    Календарно – тематическое планирование ………………………………………………………..…………………………23

    Взаимодействие учителя - логопеда с родителями ………………………………………………..…………………….......38

    Взаимодействие учителя- логопеда с участниками образовательного процесса ………………..………………………...39

    Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей….………………………...................................................................43

    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………..……………………...44

    4. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………..………...47
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе основной дошкольной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Нищева Н. В.). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

    Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

    Группу посещают дети шестого года жизни с нарушениями речи (общим недоразвитием речи III, IV уровней речевого развития).

    Таблица 1. Оценка здоровья детей группы

    Общая численность детей — 29.

    Группа (возраст)

    Количество детей

    всего




    Диагноз

    ОНР 1

    ОНР 2

    ОНР 3

    ОНР 4

    Билингвизм

    Заикание

    Стертая дизартрия

    ФФНР

    Автоматизация

    5-6 лет

    29

    0

    0

    6

    3

    1

    1

    11

    1

    6


    Таким образом, группу посещают дети в основном с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, при стертой форме дизартрии.

    Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

    В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).

    У дошкольников с третьим уровнем речевого раз­вития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризует­ся элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и дее­причастий. Появляются первые навыки словообразова­ния. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной сло­говой структуры. Понимание речи приближается к норме.

    Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т-т’-c-c’-ц], [р-р’-л-л’-j] и т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатления «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оценочных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с различными придаточными.

    Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, граммати­чески правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

    В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здо­ровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она по­зволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

    Объем учебного материала в рабочей программе рас­считан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

    Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

    Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

    Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

    Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

     принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

     принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

     принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

    принципы интеграции усилий специалистов;

    принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

     принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

     принцип постепенности подачи учебного материала;

     принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

    Основной формой работы в соответствии с рабо­чей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыще­ны разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

    Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

    Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя – дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

    В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоке «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей».

    Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

    В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем- логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

    Полученные данные о развитии речи воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений воспитанников.
    Планируемые результаты освоения программы

    В итоге логокоррекционной работы дети должны научиться:

    • понимать обращенную речь в соответствии с парамет­рами возрастной нормы;

    • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

    • пользоваться в самостоятельной речи простыми рас­пространенными и сложными предложениями, вла­деть навыками объединения их в рассказ;

    • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагатель­ных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существи­тельных и проч.;

    • грамматически правильно оформлять самостоятель­ную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;

    • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существитель­ных, глаголов, наречий, прилагательных, местоиме­ний и т. д.);

    • владеть элементами грамоты: навыками чтения и пе­чатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.


    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ.

    Звукопроизношение:

    1. нарушение нескольких групп звуков;

    2. недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи.

    3. звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.

    4. звукопроизношение в норме.

    Фонематические процессы:

    1. не слышит данный звук в любой позиции

    2. не дифференцирует оппозиционные звуки какой – либо группы.

    3. с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.

    4. фонематические процессы в норме.

    Словарный запас:

      1. активный словарь ограничен бытовым уровнем.

      2. владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.

      3. глаголы, использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки, пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.

      4. активный словарь близок к возрастной норме.

    Грамматический строй речи:

    1. речь резко аграмматична.

    2. допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

    3. допускает незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.

    4. грамматический строй близок к возрастной норме.

    Связная речь:

    1. фразовая речь отрывочна, малопонятна.

    2. испытывает значительные затруднения при составлении рассказа – описания, пользуется вопросно – ответной формой предложения.

    3. при составлении рассказа использует не более двух-трёх предложений, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.

    4. умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространёнными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.

    Пространственная ориентировка:

    1. не ориентируется на плоскости и в пространстве.

    2. владеет понятиями вверх-вниз, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево.

    3. ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.

    4. пространственная ориентировка соответствует возрасту.

    Артикуляционная моторика:

    1. объём артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.

    2. неполный объём артикуляционных движений, неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.

    3. статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

    4. строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.

    Мелкая моторика:

    1. мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).

    2. испытывает затруднения при выполнении динамических проб.

    3. точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.

    4. мелкая моторика в норме.

    Средний балл по каждой речевой и неречевой функции:

    1. – низкий уровень;

    2. – ниже среднего;

    3. – средний;

    4. – достаточный;



    2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

    1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

    2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

    В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта