Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Юриспруденция
Право
Языкознание
Языки
Этика
Философия
Религия
Логика
Социология
Политология
Физика
История
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Информатика
Математика
Химия
Вычислительная техника
Связь
Автоматика
Электротехника
Экология
Геология
Начальные классы
Строительство
Механика
образование
Доп
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Музыка
Астрономия
Социальному педагогу
ОБЖ
Обществознание
Логопедия

Социально-экономическая статистика. УМК. Социально-экономическая статистика. Протокол 2006 г. Председатель проф. Башина О. Э


Скачать 2.63 Mb.
НазваниеПротокол 2006 г. Председатель проф. Башина О. Э
АнкорСоциально-экономическая статистика. УМК.doc
Дата07.02.2017
Размер2.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциально-экономическая статистика. УМК.doc
ТипПротокол
#2388
КатегорияМатематика
страница1 из 41
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра статистики

Одобрено УМС _______факультета

Протокол №___________

«______»________________2006 г.

Председатель________________________
проф. Башина О.Э.,

доц. Агентова Г.В., доц. Панюжев С.И., доц. Меженный М.Ю.,

Ярных Э.А.

Социально-экономическая статистика

Учебно-методический комплекс

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое. управление РГТЭУ Протокол №3

«____»__________________2006 г. «19» сентября 2006 г.

___________________ Зав.кафедрой_____

Башина О.Э.

Москва 2006

Авторы-составители:
Зав.кафедрой статистики д.э.н. проф. Башина О.Э., зам.зав. доц. к.э.н. Агентова Г.В, к.э.н. доц. Панюжев С.И., доц. Меженный М.Ю.,

к.э.н. доц. Ярных Э.А.
Учебно-методический комплекс по статистике (раздел: социально-экономическая статистика)составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин


……………………………………………………………………………………………
Согласования со смежными кафедрами:
Зав. кафедрой бухгалтерского учета

анализа и аудита

д.э.н., профессор Дмитриева И.М.
Зав. кафедрой финансов и кредита

к.э.н., профессор Лупей Н.А.
Зав. кафедрой информационных технологий д.э.н., профессор Макаров В.Ф.
Зав. библиотекой _______________ ____Уханова З.Н.____

(подпись) (ф.и.о.)

С О Д Е Р Ж А Н И Е





стр.

  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………

  3. Объем дисциплины ………………………………………………………..

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………

  4. Содержание курса …………………………………………………………

  5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………………………

  6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………..

  7. Темы курсовых/контрольных работ/рефератов ………………………

  8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету …………………………

  9. Учебно-методическое обеспечение ………………………………….

    1. Литература ……………………………………………………………….

    2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………………
    3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин……………………………………………………………







Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

Статистики

Групповая совместная работа студентов – комплекс педагогических методов обучения, предлагающих освоение обучающимися ряда алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решения, выработки общей стратегии действий и поиска решения возникающих проблем, которые успешно используются в дальнейшем в ходе дискуссий, диспутов, выполнения групповых заданий (проектов) и т.д. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в весьма жесткие сроки. На методе групповой совместной работы построены обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, метод «мозгового штурма».

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме заданной преподавателем. Дискуссия может проходить как в он-лайновом так и в офф- лайновом режиме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющийся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Информационные технологии обеспечивают возможность интерактивного общения студентов и преподавателя в диалоговом режиме. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющие собой изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, (лектором, координатором, и т.д.), приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, то при дистанционном обучении присутствующие находятся на расстоянии друг от друга, а сам доклад проводится в виде телекоммуникационной конференции в режиме реального времени.

Доклад в условиях Интернет так же может быть предоставлен в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды Power Point, иллюстрации, и т.д., вплоть до видеозаписи этого доклада) и размещает это все на одном из сайтов Интернет. Студенты получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомится с этим докладом. Преимуществом является то, что студенты будут знакомиться с материалами подобных «докладов» гораздо внимательней, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Круглый стол – это один из наиболее эффективных способ для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмене опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу особую динамичность и насыщенность. С применением дистанционных технологий возможно проведение «виртуальных» круглых столов.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Центральным понятием метода является понятие ситуация т.е. набор переменных (и/или значений их значений), когда их выбор решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден приминать решения и обосновать его.

Кейсы, подготовленные в письменной форме, либо на электронных носителях составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает и одновременно особый вид учебного материала, и способы использования этого материала в учебном процессе.

В целом метод позволяет:

  1. научиться принимать верные решения в условиях неопределенности;

  2. разрабатывать алгоритм приятия решения;

  3. овладеть навыками исследования ситуации;

  4. применять полученные теоретические знания на практике;

  5. учитывать точки зрения других специалистов;

Главное, метод кейс-стади способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач. Разработана общая технология работы при использовании этого метода.

До начало занятий преподаватель:

  • подбирает конкретную ситуацию (кейс);

  • определяет основные и вспомогательные материалы;

  • разрабатывает сценарии.

Обязанности студента – получить кейс и список рекомендуемой литературы, подготовится к занятию.

Во время занятий преподаватель:

  • организует предварительное обсуждение кейса;

  • делит группу на подгруппы;

  • руководит обсуждением кейса.

Студент:

  • задает вопросы;

  • предлагает варианты решений;

  • принимает решение;

  • составляет письменный отчет о работе;

Метод кейс-стади называет методом учебных конкретных ситуаций (УКС).

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Пре-тест – тест, за который не ставится оценка. Он определяет насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя или дополнительной практики. Используется для более сфокусированного преподавания.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.
Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, который состоит из условий (вопроса) и, в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Варианты предоставления тестовых вопросов: выбрать правильный ответ, расположить в нужной последовательности, заполнить пропуски и проч.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Электронная библиотека – любые собрания (коллекции) книг, учебников, пособий, и т.д., размещенные на электронных носителях. Значительная часть электронных библиотек размещена в свободном доступе сети Интернет.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Электронный словарь – справочное электронное издание, содержащие собрания слов, расположенных по определенному принципу, и дающие сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деталях в какой- либо области науки, культуры, и т.д. Электронный словарь в отличие от традиционного словаря представляет собой компьютерную базу данных и наряду с текстом и графическими изображениями может содержать видео- и анимационные фрагменты, звук, музыку и пр. Особым образом закодированные словарные статьи позволяют осуществлять быстрый поиск нужный слов или сочетания слов (часто с учетом морфологических форм) Разновидностью электронных словарей являются онлайновый словари с функцией поиска, размещенные в Интернете.

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

Электронный учебно- методический комплекс (ЭУМК) по специальности – электронная версия учебно-методических материалов, включающая традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик.

Учебно-методический комплекс включает:учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной в РГТЭУ структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического пособия, практикума, практического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний студентов; методические рекомендации и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения и т.д.); рекомендуемые элементы (конспект лекций, электронная библиотека курса, методическое обеспечение интерактивных видов обучения, глоссарий курса, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.); дополнительные информационные ресурсы (словари, справочник, хрестоматии, периодические о отраслевые издания, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, сетевые ресурсы и т.д.)

Номер и тему лекции или практического занятия каждый преподаватель решает сам.

1.Цели и задачи дисциплины

Изучение курса социально-экономической статистики призвано помочь студентам коммерческих специальностей овладеть методологией статистического и экономического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, обобщения тенденцией развития социально-экономических процессов. При этом основное внимание студентов должно направляться на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, раскрытие их логики, овладение аналитическими методами.

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами методов получения, обработки и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях.

Изучение курса базируется на знании высшей математики, общей теории статистики, экономической теории, бухгалтерского учета, экономики отраслей народного хозяйства. Знание курса необходимо при исследовании взаимосвязей социально-экономических явлений в их динамике, а также при изучении курса социологии. Социально-экономическая статистика широко применяется при написании курсовых работ по экономическим дисциплинам.

Задачами изучения курса является обучение студентов:

  • использованию методов статистического и экономического анализа для исследования социально-экономических явлений и процессов;

  • применению системы показателей социально-экономической статистики для характеристики хода проводимых в РФ экономических реформ;

  • исследованию социально-экономического потенциала страны, процесса воспроизводства общественного продукта и национального дохода;

  • использованию экономико-статистического анализа в различных отраслях хозяйственно-управленческой деятельности;

  • измерению эффективности результатов хозяйствования;

  • проведению социально организованных статистических обследований.

Социально-экономическая статистика обеспечивает предоставление важ­ной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Она является одним из решающих ориентиров политики, способствует объектив­ному обсуждению конкретных вопросов (не только экономической политики государства) и удовлетворяет потребности в информации всех лиц и учрежде­ний, вовлеченных в процессы политической жизни. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной госу­дарственной задачей, выполнение которой вменяется в обязанность так назы­ваемой «официальной статистики».

«Социально-экономическая статистика» - представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимо­отношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.

Социально-экономическая статистика ведет свою работу по двум направлениям:

  • как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, об­работки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе;

  • как область практической деятельности направлена на выполнение ор­ганами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы, в частности, чис­ленность населения и трудовых ресурсов, безработицу, степень равномерно­сти распределения доходов.

«Социально-экономическая статистика» – это одна из наиболее важ­ных отраслей статистики как научной дисциплины и вида практической дея­тельности органов государственной статистики, которая занимается количест­венной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике. Наиболее простыми показателями количественных измерений экономических явлений являются показатели динамики цен, объема произведенной продукции, наличия основных и оборотных фондов и т.д. С помощью межотраслевого баланса дается цифровая характеристика межотраслевых связей, зависимости между выпуском продукции отраслей народного хозяйства и конечным продуктом, т.е., продукцией, используемой для потребления и накопления. Данные эконо­мической статистики позволяют обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса и экономики в це­лом. Они необходимы, прежде всего, органам государственного управления для решения вопросов, связанных с регулированием экономики и разработкой эко­номической политики.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основное внимание студентов должно направляться на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, раскрытие их логики, овладение аналитическими методами.

Целью преподавания дисциплины является изучение студентами методов получения, обработки и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях.

Изучение курса базируется на знании высшей математики, общей теории статистики, экономической теории, бухгалтерского учета, экономики отраслей народного хозяйства. Знание курса необходимо при исследовании взаимосвязей социально-экономических явлений в их динамике, а также при изучении курса социологии. Социально-экономическая статистика широко применяется при написании курсовых работ по экономическим дисциплинам.

Задачами изучения курса является обучение студентов:

  • использованию методов статистического и экономического анализа для исследования социально-экономических явлений и процессов;

  • применению системы показателей социально-экономической статистики для характеристики хода проводимых в РФ экономических реформ;

  • исследованию социально-экономического потенциала страны, процесса воспроизводства общественного продукта и национального дохода;

  • использованию экономико-статистического анализа в различных отраслях хозяйственно-управленческой деятельности;

  • измерению эффективности результатов хозяйствования;

  • проведению социально организованных статистических обследований.


3.Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Распределение часов по темам и видам учебной работы
Для студентов дневной и вечерней форм обучения специальностей:
060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060400 – Финансы и кредит, 351400 – Прикладная информатика (в экономике) и направления
521600 – Экономика

№№ п/п

Название разделов и тем

Всего
(часов)

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

2

1



1

2

Тема 2. Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике. Международные сопоставления

4

1

1

2

3

Тема 3: Социально-демографическая статистика

8

2

3

3

4

Тема 4: Система показателей трудовых ресурсов и занятости

6

2

2

2

5

Тема 5. Статистика уровня жизни населения

6

2

2

2

6

Тема 6. Статистика макроэкономических показателей

6

2

2

2

7

Тема 7. Статистика основных и оборотных фондов

6

2

2

2

Итого:

34

12

12

16



Для студентов специальности
060600 – «Мировая экономика» дневной и вечерней форм обучения

№№ п/п

Название разделов и тем

Всего
(часов)

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики

2

1



1

2

Тема 2. Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике. Международные сопоставления

4

1

1

2

3

Тема 3. Социально-демографическая статистика

6

1

2

3

4

Тема 4. Система показателей трудовых ресурсов и занятости

4

1

1

2

5

Тема 5. Статистика уровня жизни населения

4

1

1

2

6

Тема 6. Статистика макроэкономических показателей

4

1

1

2

7

Тема 7. Статистика основных и оборотных фондов

4

1

1

2

Итого:

28

17

17

16


4. Содержание курса

Тема 1. Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики.

Предмет социально-экономической статистики. Структура социально-экономической статистики как науки. Теоретические основы социально-экономической статистики и ее взаимосвязь с другими науками.

Методы социально-экономической статистики. Применение математических методов в социально-экономической статистике.

Основные источники информационного обеспечения социально-экономической статистики.

Современная организация социально-экономической статистики в РФ. Международные статистические организации.

Тема 2. Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике. Международные сопоставления.

Система показателей социально-экономической статистики. Значение социально-экономической статистики для изучения закономерностей становления рыночного многоукладного хозяйства страны.

Структура системы показателей социально-экономической статистики. Макроэкономические, отраслевые и региональные показатели.

Важнейшие группировки и классификации, применяемые в социально-экономической статистике.

Основные международные сопоставления.

Международные классификации отраслей народного хозяйства. Классификации ООН.

Тема 3: Социально - демографическая статистика.

Население как объект статистического изучения. Источники данных о населении. Методы текущего учета населения. Выборочные обследования (микропереписи населения). Организация и содержание переписей населения. Всемирные переписи населения.

Основные категории населения. Изучение численности населения и его размещение на территории страны. Социально-экономические группировки населения. Структура населения по полу, возрасту, национальности, уровню образования, другим признакам. Возрастно-половая пирамида. Изучение естественного движения и миграции населения. «Открытое» и «закрытое» население.

Абсолютные и относительные показатели естественного движения, воспроизводства и миграции населения.

Наличное, постоянное, временно-отсутствующее и временно-проживающее население. Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, младенческой смертности. Специальные коэффициенты жизненности (Покровского), фертильности (плодовитости) и др. Сальдо миграции. Коэффициенты механического прироста населения.

Расчеты перспективной численности отдельных возрастных групп населения. Метод «возрастной передвижки». Коэффициенты вероятности дожития.

Тема 4: Система показателей трудовых ресурсов и занятости

Содержание и задачи статистики трудовых ресурсов в условиях современного рынка труда. Источники сведений о трудовых ресурсах. Статистика занятости и безработицы. Классификация населения по статусу в занятости. Статистическое изучение динамики численности и состава занятых лиц. Показатели размещения трудовых ресурсов по территории, отраслям и народного хозяйства, видам занятий и источникам средств существования. Методы оценки уровня безработицы.

Баланс трудовых ресурсов и его значение в статистическом изучении трудовых ресурсов. Экономически активное и экономически неактивное население.

Понятие естественного и механического движения (миграции) трудовых ресурсов; их статистическое изучение с помощью расчета абсолютных и относительных показателей.

Трудоспособное и нетрудоспособное население. Трудоспособное население трудоспособного и нетрудоспособного возраста. Функционирующие, выбывающие и потенциальные трудовые ресурсы.

Коэффициенты экономичности возрастного состава населения; замещаемости трудовых ресурсов.

Методика определения перспективной численности трудовых ресурсов.

Тема 5. Статистика уровня жизни населения

Понятие уровня жизни населения. Социальное значение и задачи статистического изучения жизненного населения.

Система показателей статистики уровня жизни населения.

Доходы населения, их структура по составу, направлению получения и использования. Доходы населения: конечные; номинальные и реальные доходы. Индексы номинальных и реальных доходов.

Статистическое изучение социального расслоения общества. Показатели дифференциации доходов населения. Коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джинни).

Коэффициент Лоренца в расчете относительной характеристики неравенства при распределении доходов различных групп населения.

Заработная плата как один из видов дохода. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс покупательной способности рубля, индекс цен на товары и услуги. Индекс реальной заработной платы.

Определение платежеспособного спроса населения. Показатели степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Инфляция и оценка ее влияния на уровень жизни. Дефлятор расходов потребителей. Показатели уровня жизни отдельных социальных групп. Коэффициент эластичности потребления. Индивидуальные и сводный индексы потребления. Общий индекс потребления материальных благ.

Понятие прожиточного минимумам и потребительской корзины.

Индекс развития человеческого потенциала.

Тема 6. Статистика макроэкономических показателей.

Система макропоказателей, характеризующих результаты экономической деятельности в условиях рынка в трактовке СНС. Стандарты СНС 1993 года. Валовой внутренний продукт (ВВП) и его исчисление на трех стадиях воспроизводства общественного продукта: производство, распределение, конечное использование. Производственный метод исчисления ВВП. Понятие валового выпуска, промежуточного потребления, валовой добавленной стоимости. Методы исчисления валового выпуска в различных отраслях народного хозяйства.

Определения ВВП на стадии распределения (распределительный метод). Первичные доходы, прибыль, доходы от собственности, чистые налоги на продукты и импорт, валовая прибыль или валовые смешанные доходы.

Понятие конечного потребления товаров и услуг. Сектора экономики, имеющие конечное потребление товаров и услуг. Понятие валового накопления. Сальдо экспорта товаров и услуг.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) и его отличие от ВВП.

Национальный доход (НД), его исчисление на валовой и чистой основе. Фонд потребления и фонд накопления. Валовый и чистый национальный располагаемый доход (НРД). Национальное конечное потребление (НКП) и национальное сбережение (НС).

Чистое кредитование, чистое заимствование.

Тема 7. Статистика основных фондов

Понятие об основных фондах и социально-экономическое значение их статистического изучения.

Классификация производственных и непроизводственных основных фондов и ее специфика в отдельных отраслях народного хозяйства. Состав основных фондов, их учет на начало и конец года.

Методика построения балансов основных фондов: по полной первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости за вычетом износа.

Методы изучения динамики основных фондов. Виды стоимостной оценки основных фондов и их переоценка в сопоставимые цены. Значение переоценки основных фондов в условиях инфляции.

Изучение структуры основных фондов. Относительные характеристики интенсивности движения фондов, их технического состояния и эффективности использования. Коэффициенты обновления, выбытия и износа. Фондоотдача и фондоемкость.

Показатели амортизации основных фондов. Годовая сумма амортизации и норма амортизационных отчислений. Методы начисления амортизации.

Тема 8. Статистика оборотных средств.

Оборотные средства, их понятие и значение в структуре национального богатства. Размер оборотных средств в связи со спецификой производства.

Статистическое изучение наличия, состава и использования оборотных средств. Моментные и средние показатели наличия оборотных средств. Размер оборотных средств по состоянию на отчетную дату. Пересчет моментных показателей в средние остатки за изучаемый период. Средняя арифметическая и средняя хронологическая при расчете величины оборотных средств.

Система показателей использования оборотных средств предприятия.

Коэффициент оборачиваемости (скорость оборота). Средняя стоимость оборотных средств за период. Число оборотов среднего остатка оборотных средств.

Коэффициент закрепления оборотных средств. Величина среднего остатка оборотных средств, приходящаяся на один рубль выручки от реализации.

Средняя продолжительность одного оборота.

Сумма высвобожденных или вовлекаемых в оборот оборотных средств.

Анализ использования оборотных средств на основе построения индексных и приростных моделей. Модель изменения суммы оборотных средств. Общее изменение суммы оборотных средств за счет действия отдельных факторов: изменения влияния оборачиваемости оборотных средств и за счет влияния изменения объема реализованной продукции.

Тема 9. Статистика цен.

Понятие цен, задачи их статистического изучения.

Система цен: оптовые, розничные, цены предприятия, цены конечного использования, рыночные цены, цены предприятий различных форм собственности. Исчисление средних цен.

Значение изучения рыночных цен на современном этапе развития.

Статистические методы анализа колеблемости (вариации), структуры и динамики рыночных цен.

Факторы, влияющие на формирование рыночных цен.

Сбор информации о рыночных ценах и методы оценки достоверности и надежности получения статистических данных.

Анализ динамики рыночных цен с использованием различных формул индексов цен. Формулы Ласпейреса, Пааше и Фишера. Пересчеты цен с помощью индексов-дефляторов.

Измерение уровня инфляции. Расчет прибыли и ее влияние на уровень цен.

Тема 10. Статистика труда и заработной платы

Составление баланса рабочего времени и его значение для статистического изучения использования рабочего времени. Календарный фонд времени, фактически отработанное время, неявки и неиспользованное время по уважительным причинам, потери рабочего времени, максимально возможный фонд времени.

Методика расчета показателей производительности труда.

Объем нормативно-чистой продукции в единицу времени, затраты рабочего времени на единицу выпущенной продукции. Изучение изменения производительности труда под влиянием изменения производительности труда отдельных категорий работников и изменения структуры работников.

Индексное изучение статистики труда.

Фонд оплаты труда. Абсолютная и относительная экономия или перерасход фонда оплаты труда в результате изменения численности работников, изменения их производительности труда и средней заработной платы.

Коэффициент опережения роста средней выработки над ростом средней зарплаты на одного работника. Статистическое изучение системы показателей статистики труда и заработной платы при помощи измерения тесноты связи между показателями данной системы.

Тема 11. Статистика финансов и кредита

Понятие финансов и кредита. Финансово-кредитные институты и коммерческие банки и их роль в аккумуляции средств физических и юридических лиц. Кредит как форма движения ссудного капитала. Кредит краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Измерение уровня оборачиваемости кредита. Определение длительности пользования краткосрочным кредитом. Средние остатки кредита. Оборот кредита по погашению. Расчет среднего остатка ссуд.

Количество оборотов кредита. Методика краткосрочных ссуд и определение уровня оборачиваемости долгосрочных ссуд. Коэффициент соотношения оборота ссуд по выдаче и по погашению.

Индексный метод анализа показателей кредитных ресурсов. Индекс средней длительности пользования краткосрочным кредитом (индекс переменного состава).

Индекс постоянного состава и прирост средней длительности пользования кредитом.

Индекс влияния структурных сдвигов, или влияние изменения удельного веса однодневного оборота по погашению отдельных частей совокупности в общей его величине по всей совокупности. Взаимосвязь указанных индексов.

6.Темы практических и семинарских занятий,

тематических дискуссий

Тема 1. Предмет, метод и задачи социально-экономической статистики.

Тема 2. Система показателей, классификации и группировки в социально-экономической статистике. Международные сопоставления.

Тема 3: Социально - демографическая статистика.

Тема 4: Система показателей трудовых ресурсов и занятости

Тема 5. Статистика уровня жизни населения

Тема 6. Статистика макроэкономических показателей.

Тема 7. Статистика основных фондов

Тема 8. Статистика оборотных средств.

Тема 9. Статистика цен.

Тема 10. Статистика труда и заработной платы

Тема 11. Статистика финансов и кредит.

6.Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Переписи населения России

Среди приемов статистического наблюдения наиболее распространение получили переписи

Переписи - это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого - полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление.

В нашей стране статистические сведения о развитии экономики и культуры дают предприятия в статистической отчетности. Потребности государства в разносторонних статистических материалах настолько велики, что наряду со статистической отчетностью перепись имеет большое значение, а в некоторых материалы переписей дополняют и проверяют материалы отчетности, поскольку в них могут быть отдельные недочеты.

Различают два вида переписей. Первый- это переписи, в которых статистические формуляры заполняют на основе материалов первичного учета предприятий. Такие переписи называют единовременным учетом. Примером являются переписи остатков различных материалов (черных и цветных металлов), переписи промышленного оборудования, учет посевных лошадей в совхозах и колхозах, учет специалистов и многие другие.

Второй вид - переписи, при которых формуляры заполняют на основе специально организованной регистрации фактов, например перепись населения.

Перепись населения – научно организованная статистическая операция для получения данных о численности, составе и размещении населения.

При проведении переписи населения составляется программа. Программа переписи излагается в переписном листе, который может состоять из индивидуальных карт или представляет собой список на некоторое число переписываемых. В последние годы при проведении переписей населения прописной лист составлялся на отдельную квартиру, комнату в общежитии. Такой порядок позволяет экономить время на записях адресной части, оставлять еще место для еще не переписанных членов семьи и, таким образом, полнее вести счет населения.
2.Международные статистические организации и основные направления их деятельности.

В связи с расширением межгосударственных связей и формированием единой хозяйственной системы появилась потребность и возможность создания статистической картины мира

Статистическая работа в разных странах ведется многочисленными государственными и частными учреждениями. Например, в США основными государственными статистическими учреждениями являются: Бюро цензов и Бюро экономического хозяйства, входящие в Управление социальной и экономической статистики Министерства торговли, Бюро статистики труда при Министерстве труда. Кроме того, статистическими исследованиями занимается и Служба сбыта сельскохозяйственной продукции и Национальное Бюро статистики естественного движения населения.

В ФРГ статистические разработки проводятся Федеральным статистическим управлением при Министерстве внутренних дел.

Национальный институт статистики и статистических исследований Министерства финансов и экономики Франции координирует все статистические исследования в стране. В некоторых странах статистические работы возглавляют статистические возглавляют Центральные статистические управления.

Кроме государственных органов статистики, действующих при правительстве, в практике зарубежных стран сложилась система частных систематических служб, обслуживающих как заказы предпринимательского сектора, так и некоторые государственные интересы.

3. Индекс развития человеческого потенциала, методы его расчета

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как средняя арифметическая величина из трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (), индекса достигнутого уровня образования () и индекса реального объема ВВП в расчете на душу населения (в долларах на основе паритета покупательной способности – ППС) ().

Индекс развития человеческого потенциала равен:

.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
написать администратору сайта