Главная страница
Навигация по странице:

  • Ринолалия

  • Р. открытая

  • Структура дефекта при открытойринолалии. Первичные и вторичные дефекты.

  • ЛОГОПЕДИЯ. Прием постановки звука з тот же, что и звука с, разница лишь в том, что здесь включаются в работу голосовые связки


    Скачать 73.98 Kb.
    НазваниеПрием постановки звука з тот же, что и звука с, разница лишь в том, что здесь включаются в работу голосовые связки
    АнкорЛОГОПЕДИЯ.docx
    Дата14.09.2018
    Размер73.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛОГОПЕДИЯ.docx
    ТипДокументы
    #24582
    страница1 из 3

    Подборка по базе: Тема 4.2. Приемы оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.doc, 111СОП Рабочая инструкция по складу приемка первый лист .doc, Правила приема_резидентура_2019.pdf, Сценарий приема в Юнармию.docx, Пример стандартной операционной процедуры по приему биоматериала, классификация методов и приёмов.pdf, О приеме зарубежными странами на обучение.pdf, Осмотр терапевта приемном отделении для врачей.docx, СОП приемочный контроль.doc, Правила приема на обучение по образовательным программам.doc.
      1   2   3


    8

    При устранении недостатков произношения звуков учитель сначала объясняет ребенку правильную артикуляцию звука, например, демонстрируя на себе несколько утрированное положение губ, зубов, языка, сопоставляя свое произношение с неправильной артикуляцией ученика. Обращает внимание ребенка на разницу в артикуляции и в характере звучания. Затем предлагает ему воспроизвести правильную артикуляцию перед зеркалом. Если использование зеркала, т. е. уточнение артикуляции звука по показу, недостаточно для достижения цели, то необходимо использовать некоторые специальные приемы постановки звука.

    Самый простой прием постановки звука с следующий: попросить ребенка просунуть язык между зубами и подуть на ватку, чтобы он смог почувствовать и увидеть в зеркале, как по образовавшемуся посередине языка желобу проходит холодная струя воздуха. Затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы, как при улыбке, зубы сжать и произнести звук с.

    Прием постановки звука з тот же, что и звука с, разница лишь в том, что здесь включаются в работу голосовые связки. Для того чтобы дать ребенку представление о колебании голосовых связок, учитель может в момент произнесения звука з приложить к своей гортани одну руку ребенка, давая ему почувствовать посредством осязания вибрацию (дрожание) гортани, а другую руку ребенка приложить к его собственной гортани. Ребенку, уже овладевшему правильным произношением звука с, можно предложить произносить громко поочередно звуки с - з, с - з и т.д.

    При постановке звука ц ребенку предлагают произносить подряд звуки тис (сначала произнести медленно сочетание звуков тс, тс, а затем в быстром темпе сочетание звуков атс, атс - тс, тс, тс). При этом внимание ребенка обращается на то, что т произносится при опущенном к нижним резцам кончике языка. Для контроля струи выдыхаемого воздуха можно использовать игровой прием - сдувание мелких бумажек, комочков ваты.

    В некоторых случаях во время произнесения сочетания тс приходится прибегать к механическому удерживанию кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или ручки чистой чайной ложки.

    Следует помнить, что закрепление произношения звука ц нужно начинать с закрытых слогов (ац, оц, уц) и слов, оканчивающихся такими слогами (палец).

    10

    Звуки рил

    Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении звука р. При произношении звука р форма губ и расстояние между резцами приспосабливаются к произношению следующего гласного; между верхними и нижними резцами остается некоторое расстояние; язык принимает форму ложечки, его боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам верхних резцов, соприкасается с ними. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка начинает вибрировать, получается дрожащее, вибрирующее р. Мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха через нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

    Артикуляция рь отличается от артикуляции р тем, что она производится не у альвеол, а непосредственно за резцами, иногда у нижнего края резцов.

    Нарушение произношения звука р. Разнообразные недостатки произношения звуков р и рь выражаются в их искажении или замене другими звуками. Наиболее часто звук р произносится "картаво" за счет того, что происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба или маленького язычка. Такие звуки в логопедии называют велярными и увелярными. Кроме того, встречаются: "кучерское" произношение р (прр), образуемое вибрацией обеих губ; боковое произношение, при котором происходит вибрация боковых краев языка вместо переднего, а также замена звука р звуками в, д, и, л, г или мягким звуком рь.

    Некоторые приемы постановки звука р. При устранении недостатков произношения звука р прежде всего надо попытаться получить этот звук на основе подражания. Однако в школьном возрасте, как правило, выработка нормального произношения р требует специальных упражнений.

    Ребенку предлагают произносить при полуоткрытом рте в постепенно ускоряющемся темпе звук д или фрикативный звук наподобие з. В момент произнесения ддд... ребенка побуждают подложить под язык шпатель с шариком на конце или чисто вымытый палец и быстро передвигать его вправо и влево (в горизонтальном направлении); этим вызывается механическое колебание языка и вырабатывается его вибрация.

    Если ребенок правильно произносит звук ж, то для постановки звука р можно им воспользоваться. Ребенку предлагают произносить протяжно звук ж при открытом рте и с несколько подвинутым вперед кончиком языка (к верхним резцам). Для выработки скорейшей вибрации рекомендуется использование шпателя и пальца. Следует помнить, что из-за индивидуальных особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка в отдельных случаях постановка звука р может затянуться, поэтому учителю необходимо проявлять в работе с такими детьми терпение.

    Звук л

    Положение органов артикуляционного аппарата. При правильном произношении звука л губы принимают положение в зависимости от следующего гласного; верхние и нижние резцы находятся на некотором расстоянии друг от друга; кончик и передний край языка образуют смычку с шейками верхних резцов (немного ниже альвеол); боковые края языка не касаются верхних коренных зубов, оставляя щель для прохода воздушной струи. Корень языка при твердом л (ла, ло лу, ли) поднят по направлению к задней части неба. При мягком л корень языка более опущен и передняя часть с большим напряжением упирается в верхние зубы; мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха через нос. Голосовые связки вибрируют.

    Нарушения произношения звука л. Среди недостатков произношения звука л наиболее распространены следующие: звук л произносится мягко, как ль, полумягко - ля; звук л заменяется звуками у, ы, и,к.

    Некоторые приемы постановки звука л. При постановке звука л учитель сначала показывает правильную артикуляцию звука (без голоса).

    В качестве временной меры ребенку предлагается просовывать кончик языка между зубами, слегка прикусывая его, чтобы удержать язык в этом положении. При этой установке языка произносить протяжно гласные у или ы. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука л.

    Затем к этому звуку присоединяются гласные: л - а, л

    о и т. д.

    Этот прием используют не только при слоговых упражнениях, но даже и при произнесении первых слов (фраз). Лишь тогда, когда отчетливо слышится звук л, кончик языка можно перенести за верхние резцы. Если л произносится с участием губ, то движение губ следует удерживать пальцами.

    При мягком произношении звука л используют следующий прием: легким нажимом шпателя надавливают на переднюю часть спинки языка, вследствие чего поднимается его корневая часть. Подъем корня языка вверх может быть осуществлен также посредством легкого нажима рукой между подбородком и гортанью ребенка.

    Бывают случаи, когда дети неправильно произносят сразу несколько звуков одной фонетической группы или разных групп. Начинать работу над исправлением произношения этих звуков нужно с наиболее легких и простых по своей артикуляции, так как это создает условия для работы над другими звуками, требующими более сложных и точных дифференцировок. Например, при отработке свистящих и шипящих звуков постановка начинается со звука с, который легче всего ставится и не требует от ребенка больших усилий. Если звук с имеется в речи ребенка, то начинать постановку следует со звука ш. Как только у ребенка будет получаться правильное произношение звука ш изолированно, можно начинать постановку другого звука той же группы звуков.

    К постановке звуков ч, щ, ц можно переходить лишь тогда, когда в произношении достаточно хорошо отработаны свистящие и шипящие звуки.

    При постановке звуков рил учитывается, какой из этих звуков первым удается поставить ребенку.

    При необходимости отрабатывать звонкие звуки, работу лучше начинать с фрикативных звуков ж и з, как наиболее легких для усвоения, затем переходить к взрывным звонким и среди них первым ставить звук б, который создает базу для более легкого появления звука д. Если поставлены б и д, то сравнительно быстро возникает звук г.

    Прежде чем приступить к постановке взрывных звонких, следует предусмотреть уточнение артикуляции соответствующих им глухих: п, т, к и х (последний может смешиваться со звуком к).

    Если нарушено произношение мягких согласных звуков, то они ставятся вслед за твердыми. Обычно постановка этих звуков у учащихся общеобразовательных школ не вызывает затруднений.

    Для закрепления звука в устной речи могут быть использованы такие виды работ:

    - проговаривание слогов, слов, фраз, текстов, насыщенных нужным звуком;

    - самостоятельное называние слов по картинкам;

    - подбор слов на заданный звук, составление с ними предложений (по картинке, по конкретной ситуации, по заданной теме);

    - чтение слов и небольших текстов;

    - заучивание и воспроизведение стихотворений и небольших рассказов, пословиц, поговорок, скороговорок, включающих данный звук, пересказ прочитанного, ответы на вопросы по сюжетной и серийной картинкам;

    - самостоятельные рассказы из личной жизни или из жизни школы.

    При этом рекомендуется постепенно убыстрять темп произнесения.

    6

    Дислалия

    [править]

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

    [править]Формы дислалии

    • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

    • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)

    • Физиологическая (возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.

    • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

    • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

    [править]Причины функциональной дислалии

    • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)

    • Социальные:

    1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)

    2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)

    3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)

    • Выбор неправильной артикуляции

    • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен

    [править]Причины органической (механической) дислалии

    • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)

    • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)

    • Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития

    • Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

    [править]Проявления

    Дислалия может проявляться в форме:

    • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т. п.).

    • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.

    • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] илигортанную смычку [']. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французскомнемецком) является нормой или вариантом нормы.

    • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».

    • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

    • Редко встречаются нарушения других согласных звуков.

    • дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].

    • дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].

    В логопедии используют для более точной фиксации в речевой карте обозначения: (греч. название буквы)+суффикс(изм) для нарушений звукопроизношений и пара+(греч. название буквы)+суффикс(изм) для обозначения дефекта появляющегося в замене одного звука другим.

    Проявления дислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектам звукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.

    Дислалия сенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функций слухового аппарата.

    К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

    11

    Ринолалия (гнусавость, палатолалия) — дефект звукопроизношения. Термин имеет специфическую, несколько различающуюся интерпретацию и трактовку в общемедицинской и в логопедическойлексике и специальной литературе.

     Р. открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твёрдого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. В качестве синонима используют иногда термин «гиперринолалия».

    Причина - нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком - гиперназализацией.

    Структура дефекта при открытой
    ринолалии. Первичные и вторичные дефекты.



    Все три отдела периферического конца
    речедвигательного анализатора тесно связаны между собой. В патологии (при
    ринолалии) эта взаимосвязь нарушается.



    При врожденных
    расщелинах анатомические изменения отличаются только в верхнем отделе
    периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины,
    недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в строении челюсти и зубных
    рядов). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения
    приводят к стойким функциональным дефектам во всех трех отделах речевого
    аппарата и в связи с этим — к своеобразному механизму произношения звуков.


    При ринолалии
    на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные
    артикулемы, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре мозга)
    фиксируется в виде дефектных кинестезии. Таким образом, центральное звено
    управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным.


    Согласно
    гипотезе Е. Н. Винарской система кинестетических сигналов составляет
    пространственную сетку, которая обеспечивает правильное направление эфферентных
    сигналов к соответствующим мышечным группам и которая вместе с тем динамически
    изменяет направление этих сигналов в зависимости от положения
    мышечно-суставного аппарата в пространстве. Без кинестетической основы движение
    не осуществляется. При ринолалии в первую очередь страдает образование
    артикулем, в связи с чем в кору мозга поступает дефектный афферентный импульс,
    и кинестезия либо не создается (при отсутствии звука в произношении), либо
    становится дефектной (при искажении артикулемы).


    Однако
    сложность механизма речепроизводства при ринолалии не ограничивается причиной
    дефектности артикулем, обусловленной патологией строения верхнего отдела
    периферического конца речедвнгательного анализатора. При ринолалии
    обнаруживается дефект функционирования всех трех систем речепроизводства:
    энергетической, генераторной и резонаторной. Следствием этого и является та
    сложная симптоматика ринолалии, которая отличает это расстройство от дислалии,
    с одной стороны, и от ринофонии — с другой.


    Открытая
    ринолалия и ее характер определяются не анатомическим дефектом самим по себе,
    а, в первую очередь, вторичными (компенсаторными) нарушениями: патологической
    стабилизацией тела языка в полости рта, нарушением деятельности мышц мягкого
    неба и нарушением взаимодействия всех мышечных групп периферического конца
    речедвигательного анализатора.


    В процессе
    логопедической работы коррекция артикулем и постепенное введение слухового
    контроля приводят к формированию правильных кинестезии, что позволяет воспитать
    новый речевой стереотип. Большое значение при этом имеет развитие четкой
    обратной афферентации, что достигается кропотливой работой логопеда при
    формировании как артикулем, так и фонематического восприятия.


    Наличие
    врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это
    дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение
    слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии
    высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными
    особенностями развития личности и формирования деятельности.


    Речевой дефект
    ринолалика с самого рождения обусловливается рядом причин.


    В первую
    очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к
    специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое
    положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной
    стороны, и к дефектной компенсации нарушения — с другой (во время речи в
    артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии).


    При ринолалии
    отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие
    гиперназализации и дефекты артикуляции звуков.


    В картине
    речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может
    страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная речь.


    Коррекция
    дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и
    психолого-педагогического воздействия.


    Итак,
    врожденные расщелины отрицательно влияют на формирование детского организма и
    развитие высших психических функций. Больные находят своеобразные пути
    компенсации дефекта, в результате чего формируется неправильная взаимосвязь
    мышц артикуляционного аппарата. Это является причиной первичного расстройства —
    нарушения фонетического оформления речи — и выступает в структуре дефекта как ведущее
    расстройство. Это расстройство влечет за собой ряд вторичных нарушений в речи и
    психическом статусе больного. Тем не менее у этой группы больных имеются
    большие приспособительные и компенсаторные возможности для реабилитации
    нарушенных функций.


    Таким образом,
    механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:


    
    отсутствие нёбно-глоточного затвора и вследствие
    этого — нарушение противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;


    
    изменение места и способа артикуляции
    большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялость кончика
    языка, губ, отодвигание языка вглубь ротовой полости, высокое положение корня
    языка, участие в артикуляции мышц глотки и гортани.

    20
      1   2   3


    написать администратору сайта