Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Реферат

  • «Пути к Победе»

  • Реферат история. Президент США билл Клинтон


    Скачать 138.5 Kb.
    НазваниеПрезидент США билл Клинтон
    Дата26.07.2019
    Размер138.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат история.doc
    ТипРеферат
    #84505

    Подборка по базе: 2019 Т. 2 Послание Президента России Федеральному собранию РФ.do, Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 _Об утверждении Основ гос, История_Джон Фицджеральд Кеннеди 35й президент США.docx, Послание Президента Республики Казахстан Н.docx, реферат президент.doc, В американском Госдепартаменте прокомментировали визит главы рос, В американском Госдепартаменте прокомментировали визит главы рос, АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ0105.docx, 1-желтоқсан – Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президент күні.pp.


    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


    Реферат


    по

    Дисциплине «История»

    дисциплине


    Тема:

    Президент США Билл Клинтон
















    тема работы






    Выполнил(а) студент(ка)


    Лекомцева Юлия Николаевна




    фамилия имя отчество

    Идентификационный номер:

    801-0210-71




































    Содержание:

    1. Введение

    2. Детство. Семья.

    3. Образование.

    4. Политическая карьера.

    5-7. Внутренняя политика в годы президентства.

    8-15. Внешняя политика в годы президентства.

    16. Итоги президентства. Историческая оценка деятельности.

    17. Список использованной литературы

    Введение.

    В 1996 году Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинтон - первый в истории США президент, начавший активную кампанию за собственное переизбрание более чем за год до выборов. О своем желании остаться на второй срок он заявил еще до первой инаугурации, не успев принять дела у предшественника, чем также установил своего рода рекорд. Американские газеты ехидно замечали, что президент умеет и любит лишь одно - проводить избирательные кампании.

    Жизнь Клинтона представляет собой как бы специальную пропагандистскую иллюстрацию к истории о "Великой американской мечте".

    1

    Детство, семья.

    Будущий лидер сверхдержавы появился на свет 19 августа 1946 года в городе Хоуп на юго-западе федерального штата Арканзас. Его папа, Уильям Д. Блайт-младший, был разъездным торговым агентом. Он трагически погиб в автоаварии в 36 лет незадолго до этого важного события. Мама, Вирджиния, в девичестве, Кэссиди, была вынуждена вернуться на родину вместе с сыном, где решила достичь квалификации медсестры и вскоре отправилась на учебу в Новый Орлеан.
    Сынишку она передала на воспитание своим родителям, которые были владельцами небольшого продуктового магазина. Библиографы подчеркивали, что чета Кэссиди, отпускала свои товары покупателям, невзирая на цвет их кожи, хотя в те годы на юге страны обычно практиковалась реализация продукции отдельно для белого населения и для представителей прочих этнических групп. Таким образом, с раннего детства Билли приобрел положительный урок толерантности. В 1950 году мама Билла возвратилась домой. Тогда же состоялась ее свадьба с Роджером Клинтоном, чью фамилию впоследствии взял и прославил ее первенец. Отчим был совладельцем магазина в Хот-Спрингс по продаже автомобилей, куда он и перевез молодую жену с ребенком. Через 6 лет у них появился совместный сын, Роджер-младший. Отчим оказался не очень примерным семьянином, злоупотреблял спиртным и даже избивал жену.



    2

    Образование.

    В школе Билл стал одним из лучших учащихся, лидером среди сверстников, увлеченным чтением и музыкой. Он великолепно играл на саксофоне в школьном ансамбле, был приглашен в музыкальный коллектив штата и выступал как солист. На уроках во время правовых игр и учебных судебных процессов подросток демонстрировал также свои великолепные ораторские способности. Так он увлеченно и убедительно защищал однажды руководителя заговора в Древнем Риме Луция С. Катилины, после чего заверил учительницу, что непременно когда-нибудь серьезно займется изучением правоведения.После школы юноша стал студентом Университета Джорджтауна в столице США, окончив учебу в 1968 году – специалистом в сфере международных отношений. Его семья, учитывая пристрастие отчима к алкоголю, не располагала достаточными средствами для его образования, поэтому молодой человек добивался всего самостоятельно. Например, проявив неординарные академические способности, он удостоился стипендии Сесиля Родса для учебы в Британском Оксфорде. В 1973 году он сдержал обещание, данное школьной учительнице, окончив также юридическое отделение престижного Йеля.

    .

    3

    . Политическая карьера.

    По окончании ВУЗа молодой юрист некоторое время преподавал правоведение в Арканзасском университете. Затем Билл Клинтон решил сконцентрироваться на политике. В 1976 году его назначили генпрокуром.В 1978-м, в 32 года от роду он стал губернатором родного региона. Несмотря на молодость, он сумел увеличить экономические показатели своего штата, ранее одного из беднейших, а также добиться существенных результатов в остальных сферах, особенно в образовательной. Приобретя опыт и изучив основные принципы политического поведения, в 1988 году Билл Клинтон баллотировался на пост лидера государства, но проиграл. Однако в 1992 году ему удалось достичь успеха и занять президентское кресло, невзирая на то, что против него выдвигались такие серьезные обвинения как отсутствие патриотизма из-за отказа воевать во Вьетнаме в молодости, употребление наркотических средств, супружеская неверность.
    На начальном этапе правления ряд идей президента, включая призыв в армию мужчин нетрадиционной ориентации, потерпели провал. В дальнейшем же американцы оценили его усилия и успехи в деле укрепления госбюджета и повышения соцгарантий, обеспечив ему в 1996 году очередной триумф на выборах. Второй срок пребывания политика в Белом Доме ознаменовался наибольшим подъемом экономики, мировым лидерством в IT-области, снижением уровня преступности, созданием новых рабочих мест, расширением НАТО, но и скандальными разоблачениями в связи с супружеской неверностью, с финансовыми махинациями компании Whitewater, угрозой импичмента. Дефицит бюджета при Буше-старшем в $290 миллиардов сменился профицитом в почти $260 млрд.Читайте: 8 изобретений нацистов, которыми мы пользуемся до сих пор В 54-летнем возрасте, перед уходом с высшего государственного поста, Билл Клинтон подписал указы о помиловании 140 осужденных американцев, включая брата Роджера, отбывавшего наказание за незаконное хранение и сбыт наркотических средств.






    4

    Внутренняя политика в годы президентства.

    Придя в Белый Дом под лозунгом «наведения порядка в доме» (put the house back on track) и «восстановления американской мечты» (restore the American dream), Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.[2]

    Основные параметры политики своей администрации были разработаны Клинтоном совместно с Гором и представлены в их программе, получившей название «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

    Суть нового решения заключалась в уделении основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. В своей программе Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет с одновременным уменьшением бюджетного дефицита вдвое. Инвестиции подобного масштаба позволят создать более миллиона новых высокооплачиваемых рабочих мест и тем самым помогут американскому государству должным образом конкурировать с другими странами и сохранить свой статус лидера на мировой арене. В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения;  3) улучшение системы среднего и высшего образования, предоставление государственных займов для желающих продолжить свое образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих;  4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание;  5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

    5

    По мнению Клинтона, единственный способ, с помощью которого американское государство сможет не только быть действительно конкурентоспособным на мировом рынке в современных условиях, но и сохранить свои лидирующие позиции в XXI в., - это создать лучшую в мире систему образования и обучения населения.

    В течение первых месяцев своего президентства Клинтон занимался вопросами здравоохранения и ратификации североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА). Он назначил свою супругу главой специальной комиссии по разработке реформ в системе здравоохранения. В ноябре обе палаты Конгресса ратифицировали НАФТА, причем большинство демократов голосовало против, а большинство республиканцев – за принятие соглашения. План реформирования системы здравоохранения был подвергнут критике многими членами Конгресса как слишком радикальный. Индустрия страхования здоровья предприняла против него серьезные лоббистские меры. В начале 1994 члены Конгресса представили другие предложения, и в конечном итоге Клинтон согласился с умеренным планом демократических лидеров Конгресса. Однако республиканская обструкция в Сенате помешала проведению голосования по реформе системы здравоохранения в 1994.[3]

    Согласно некоторым рекомендациям, сделанным в самом начале 80-х годов активными сторонниками теории индустриального пути развития и изложенным в работе «Взгляд в 1990-е: американская стратегия и мировая экономика» Д. Бертона Мл., В. Готбаума и Ф. Рохатина, Соединенные Штаты Америки должны в первую очередь рассматривать технологические изменения как основной национальный приоритет. Между правительством и промышленными кругами должен вестись продолжительный диалог, позволяющий последним открыто обсуждать свои технологические потребности, что должно способствовать более скорому и скоординированному ответу на возникающие проблемы. Что касается вопроса о человеческих ресурсах, то в книге был предложен ряд изменений относительно взаимоотношений бизнеса и профсоюзов, здравоохранения, образования, обучения и переобучения рабочих. Рассмотрение шагов администрации Клинтона - Гора показывает, что они восприняли многие предложения, выдвинутые в книге «Взгляд в 1990-е», и воздвигли их в ранг национальных целей и приоритетов.[4]

    6

    Успехи во внутренней политике – стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок. На выборах 1996 г. Клинтон получил 379 голосов выборщиков против 159, отданных сенатору Р. Доулу, и стал первым со времен Рузвельта президентом-демократом, избранным на второй срок. Однако Клинтона поддержали лишь 49% голосовавших избирателей, а республиканцы удержали большинство в обеих палатах Конгресса.[5]

    После переизбрания основной проблемой администрации Клинтона стало достижение сбалансированного бюджета при одновременной реализации обещанных избирателям социальных программ. В июле 1997 удалось согласовать с республиканским большинством в Конгрессе ориентацию законодательства на достижение сбалансированного бюджета к 2002. Пойдя на уступки республиканцам в налоговой политике и программе медицинского страхования «Медикэр», президент добился одобрения Конгрессом мер по расширению медицинской помощи детям и инвалидам и выделению субсидий студентам колледжей.

    Основная заслуга администрации Клинтона, как отмечает И.В. Скрынник[6],  состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества. Подобный подход означал также и переосмысление роли правительства, которое должно фокусировать свое внимание на тех аспектах экономики и рынка, которые не в состоянии обеспечить индивидууму соответствующего уровня жизни и развития. В результате новой экономической и социальной философии правительства показатели экономического развития продолжали укрепляться и превзошли все ожидаемые результаты.[7]

    Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Уровень дефицита бюджета в 1992 г., ожидаемый приблизительно в 357 млрд дол. или более того, на самом деле составил всего 10 млрд дол. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

    7

    Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. При этом ведущую роль играют расходы федерального правительства на «человеческие ресурсы» - социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то к 2000-му году -  две трети бюджета, или почти 14% ВВП, а с учетом расходов штатов и местных властей - более 21% ВВП. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство социальных расходов имеет «защищенный», обязательный характер. Система социального обеспечения образовала прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца.[8]

    В 2000 г. свыше 80 млн. американских граждан - треть населения страны - регулярно получали пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышал 1 трлн. долларов. Это в 30 с лишним раз больше федерального бюджета РФ в то же время.[9]

    Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона.[10]Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП. У американской экономики - громадный положительный потенциал.

    Экспресс-анализ эры Клинтона говорил о том, что за весь послевоенный период, не считая «аномальных» двадцати лет пребывания у руля исполнительной власти демократических администраций Франклина Рузвельта - Гарри Трумэна (1933-1953), это было первое в целом состоявшееся президентство кандидата партии Осла.[11]

    7

    Внешняя политика в годы президентства.

    3.1. Глобальная стратегия США

    Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения».

    Было решено сделать акцент на четырех направлениях американской политики продвижения демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять новые демократии и общества с рыночной экономикой там, где для этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики в регионах, вызывающих наибольшую тревогу.[12] В июле 1994 г., по настоянию президента Клинтона, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения» (National Security Strategy of Engagement and Enlargement). Основным положением документа было утверждение о том, что граница между внутренней и внешней политикой стирается, укрепление национальной экономики необходимо для поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания мирового влияния США, активная международная деятельность обеспечивает расширение торговли и новые рабочие места для американцев.

    Победа на президентских выборах 1996 г. была расценена администрацией Клинтона как национальное признание выдвинутой ею внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов не только на конец XX века, но и на грядущее столетие. В мае 1997 г. Белый дом представил еще один важный доклад - Стратегия национальной безопасности в новом столетии (National Security Strategy for a New Century), в котором были изложены основы политики администрации Клинтона на второй срок правления, представлена стратегия на будущее. В докладе были выделены следующие основные положения стратегии: 1. США - нация с глобальными интересами; 2. Задача руководства страны - поддерживать превосходство во всех сферах- дипломатической, технологической, индустриальной и военной для защиты интересов США; 3. Для выполнения этой задачи США могут действовать как совместно с другими странами, так и в одиночку, когда это необходимо; 4. Соединенные Штаты являются единственной страной, способной осуществлять мировое лидерство при разрешении международных проблем.

    8

    Администрация Клинтона выдвинула внешнеполитическую программу, целью которой было закрепить благоприятный для США расклад сил в мире и обеспечить возможности для контроля над развитием международной ситуации в соответствии с американскими интересами и планами. Важное место было отведено идеологическому компоненту - распространению американских ценностей и преобразованию международного сообщества в соответствии с американской моделью демократии и экономической системы.

    В ходе формирования глобальной стратегии США были поставлены вопросы создания нового мирового порядка, в котором США должны сохранить статус основного системообразующего центра и в котором будут максимально нейтрализованы угрозы его безопасности и позиции гегемона. Именно поэтому важнейшими действиями США стали расширение НАТО и представление этой организации, где они занимали позицию неоспоримого лидера и хотели ее сохранить, в качестве основной коллективной регулирующей силы в формирующемся порядке; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов опять же при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности, которые отражали положение, существовавшее в годы холодной войны (СНВ, ПРО).

    В результате деятельности администрации Клинтона и политологов, работавших на нее, получила закрепление концепция создания евро-американского сообщества, действующего на основе модели «кооперационной безопасности». Такой подход предполагает сохранение американского лидерства и не исключает определенной автономности мирового лидера.

    Действия США по урегулированию конфликтов (бывшая Югославия) свидетельствуют о том, что военно-силовая модель получила закрепление в теории и на практике. В концепциях, аргументирующих действия США, основными были положения об отмирании национального суверенитета, о подчиненности национальных интересов общедемократическим ценностям и интересам «демократической части мирового сообщества», в котором США являются неоспоримым лидером (гегемоном). Объявив «мир» (как состояние без войны и/или конфликтов) неделимой категорией, США взяли на себя миссию по дальнейшему расширению демократии в мире.

    На практике военно-силовой подход основывается на использовании двойных стандартов (США и их союзники поддерживают одну из сторон в конфликте); на игнорировании ООН и существующих международных норм (невмешательство во внутренние дела государств); не исключается возможность одностороннего принятия решений Соединенными Штатами; используются новые виды вооружений, в том числе опасные для населения и запрещенные международными нормами; военные операции не имеют четко проработанных программ по послевоенному урегулированию ситуации

    9

    (создание демократических институтов) в странах - объектах воздействия.

    Как заметил В. Колосов, ссылаясь на газету Economist (1999. 24 April. Р. 50), к концу XX в. в демократических странах законность силовой акции определялась общественным мнением. Именно оно, а не нормы международного права выступали в роли высшего арбитра. Так, американские и другие западные лидеры прекрасно отдавали себе отчет, какую реакцию вызовут не сходившие с телеэкранов картины массового исхода албанских беженцев из Косово (1999). Цель была достигнута. Если в начале 1990-х большинство американцев выступало против превращения единственной сверхдержавы в мирового полицейского, то, напротив, весной 1999 года общественное мнение поддержало вмешательство НАТО в косовский кризис[13].

    Демонтаж существовавшей системы международной безопасности существенно затрагивал интересы России, так как, во-первых, она, как правопреемница СССР, была одним из устроителей и основных регуляторов системы безопасности биполярной эпохи, а во-вторых, у нее сохранялось свое видение нового мирового порядка, а также того, какой должна быть система безопасности в XXI веке.

    Во время правления администрации Клинтона в американском политико-академическом сообществе проходили острые   дискуссии о том, как урегулировать проблемы с Россией (расширение НАТО, кризис в Югославии, Договоры СНВ-2 и ПРО, судьба ООН), как рассматривать ее роль в международной системе безопасности. В результате - отход США от двусторонних договоренностей сопровождался интенсивными диалогом лидеров двух держав, в ходе которого президенты России и США объявили государства партнерами в решении международных проблем и подписали ряд документов, которые по формату и содержанию отличаются от двусторонних договоров эпохи биполярности. Статус этих договоров существенно ниже, их значимость для международной безопасности не так высока, а роль России выглядит менее важной. Они не сняли проблем в отношениях России и США, сохраняются разногласия и в США, и в мире относительно правомерности и правильности американской политики.

    3.2. Расширение НАТО на Восток

    Прекращение существования Организации Варшавского договора в июне 1991 г. сняло вопрос о роспуске НАТО – к добровольному отказу от полученного преимущества США и их союзники не были расположены. Расширение состава Североатлантического альянса помимо количественной имело важную стратегическую значимость, и с самого начала рассматривалось в трех ракурсах: 1) расширение миссии; 2) расширение зоны ответственности; 3) расширение состава.  Российская дипломатия фактически

    10

    В ноябре 1993 г, вРиме государственный секретарь У. Кристофер в выступлении на пленарном заседании СБСЕ, провозглашая программу «Партнерство во имя мира» сказал: «В то же самое время мы предлагаем открыть двери для постепенного расширения числа членов НАТО»[14]. Администрация Клинтона начала претворять в жизнь планы расширения НАТО, которые поначалу казались трудноосуществимыми. В кампании по разъяснению позиции администрации Клинтона по НАТО большая роль принадлежала внешнеполитическим экспертам – эмигрантам из Восточной и Центральной Европы. «В этом регионе, – пишет научный сотрудник ИСКРАН П. Е. Смирнов, – блок НАТО, хотя формально больше и не противник России, но так и не переставший восприниматься ею как угроза, мог взять под свое крыло как минимум еще 50 млн. человек и вплотную подойти к рубежам, которые всегда были для России наиболее уязвимыми»[15].

    10 января 1994 г. Б. Клинтон, выступая на саммите НАТО в Брюсселе, заявил, что «если демократия на востоке потерпит поражение, насилие и нестабильность с востока могут быть опасны для Америки и других демократических государств». Он официально объявил о программе «Партнерство ко имя мира» (ПВМ), которая должна была способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. На пресс-конференции он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что ПВМ открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность военного сотрудничества с НАТО.[16]

    Было заявлено, что после распада СССР в мире не осталось военной державы, способной удержать США от решительных действий по регулированию мирового порядка. Расширение НАТО характеризовалось не только и не столько как расширение военного блока и угроза России и другим государствам, которые не войдут в него, а как действия по расширению границ либерального демократического порядка, построенного и поддерживаемого в течение 40 лет Соединенными Штатами. Авторы политической концепции будущей НАТО заявляли, что поскольку НАТО была создана в основном американскими усилиями, США вправе возглавить процесс по ее закреплению, опираясь на нее как на ведущую международную структуру.

    К началу второго срока правления администрации Клинтона вопрос о расширении НАТО был решен окончательно. Позиция России не учитывалась, хотя она была вовлечена в широкий диалог с США относительно форм взаимодействия и оформления отношений НАТО–Россия. Самым важным для США было то, что им удалось нейтрализовать

    11

    оппонентов внутри страны, договориться с Россией, осуществить радикальное изменение стратегии НАТО, приведя ее в соответствие с глобальной стратегией США.

    Вторая половина 90-х годов XX века проходила под знаком конкретных шагов в плане расширения НАТО на восток. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия. В 2000 г. отдельные политологи поставили вопрос о целесообразности дальнейшего расширения альянса с возможным присоединением к нему стран Балтии. Так, в докладе Института Кейто указывалось, что действия США привели к кардинальному изменению доктрины НАТО, существа этого блока. Отмечалось, что НАТО начала выполнять задачи за пределами сферы своего действия, не оговоренные Вашингтонским договором 1949 г. (бывшая Югославия).

    Эксперты Института Кейто рекомендовали Конгрессу США принять резолюцию, запрещающую использование вооруженных сил США для выполнения задач, выходящих за рамки обеспечения обороны стран – членов НАТО. Конгрессу предлагалось остановить дальнейшее расширение блока после принятия в 1999 г. трех восточноевропейских стран. Однако подобные рекомендации не принимались во внимание администрацией Клинтона. К 2000 г. даже те либеральные эксперты, которые выступали против расширения альянса, заявили, что США не могут отступиться от своих обещаний и приостановить процесс расширения.

    3.3. Общая оценка внешней политики Клинтона

    Добившись достижения решения о принятии некоторых стран Восточной Европы в НАТО, Клинтон, казалось бы, одержал победу в сфере международных отношений. Тем не менее, из всего наследия Клинтона, как отмечает В. Ошеров, самой неудачной сферой явилась именно внешняя политика.[17]Внешнеполитические успехи Клинтона, раздувавшиеся американскими СМИ, оказались очередной иллюзией. Конфликт между Израилем и арабским миром только усугубился, мир в Северной Ирландии так по-настоящему и не восстановлен, Африка остается зоной непрекращающегося кровопролития. Иллюзией обернулась сама идея о том, что конфликты возможно решить путем кулуарных сделок, от которых «всем будет хорошо». На самом деле в любой ситуации будут выигравшие и проигравшие, и для того, чтобы уладить многолетние, а то и многовековые конфликты, нужен не расчет на материальные выгоды, а прежде всего решимость враждующих сторон во имя мира по-настоящему жертвовать, смиряться, прощать. И силовые методы тут тоже не помогают.

    Вообще при Клинтоне отношения Америки с окружающим миром, в частности с Европой, заметно осложнились. Они никогда не были простыми, во многом двусмысленными, но наличие общего врага - СССР - приглушало противоречия. Сейчас этот фактор улетучился. Зато претензии на гегемонию,

    12

    никогда не нравившиеся никому, стали вызывать открытое осуждение,

    особенно из-за некомпетентности людей, определявших внешнюю политику США в клинтоновский период. Европейцы всегда с благодарностью принимали американскую защиту и помощь, но когда защищаться стало не от кого, а высокомерное желание учить других осталось прежним, положение заметно изменилось. Было много признаков растущей оппозиции.

    4. Анализ модели политики Клинтона

    Американские политологи Галперин и Харрис в свете подготовки к президентским выборам 2008 г. провели исследование, названное ими «Пути к Победе», в котором проанализировали различные модели политики и, в частности, модель политики Клинтона.[18]Эта модель, по мнению авторов, возникла в процессе поисков ответов на два ключевых вопроса. Первый: почему американцы сейчас так взвинчены и разобщены? И второй: как должны вести себя в такой ситуации политические лидеры?

    Политика Клинтона - это последовательный центризм. В ее основе лежит убежденность, что большинство жителей США куда меньше интересуются идеологическими спорами, нежели практическим разрешением основных проблем, стоящих перед страной. Отсюда следует, что избиратели в целом предпочитают спокойную и умеренную политику, ориентированную на достижение разумных компромиссов. Проведению такой политики препятствуют не настроения львиной доли электората, а циничные маневры всякого рода лоббистов и групп давления, которые сознательно и преднамеренно изобретают и подхлестывают идеологические и политические конфликты, чтобы с их помощью манипулировать общественным мнением.

    Эти установки влекут за собой и выбор вполне определенной политической линии. Основная цель Политики Клинтона состояла не в акцентировании разногласий, а в их смягчении и затушевке с последующим наведением мостов между конфликтующими сторонами. Практическим путем к ее достижению стала тактика триангуляции (triangulation) Это название придумал политический советник Клинтона - Дик Моррис. Она акцентирует необходимость разрешения конфликтов с помощью конструирования третьей позиции, лежащей не между позициями противников, а как бы над ними. По мнению Морриса, которое разделял и Клинтон, триангуляция лучше всего позволяет находить решения, более или менее приемлемые для обеих сторон и не создающие ни у той, ни у другой стороны унизительного чувства поражения.

    Успешное применение тактики триангуляции требует заметной поддержки со стороны электората. Поэтому не приходится удивляться, что Клинтон всегда придавал огромное значение результатам опросов общественного мнения.

    13

    Он считал 50-процентное одобрение тревожным симптомом, требующим срочной коррекции политического курса.

    Клинтон стремился, чтобы его действия одобряли не менее 65% респондентов, ибо полагал, что в этом случае никто не осмелится бросить ему вызов. В то же время Клинтон никогда не стремился к одностороннему усилению президентской власти за счет власти законодательной и судебной - также вполне в духе своей политической философии.

    Противники Билла Клинтона, в том числе Джордж Буш и Карл Роув, нередко утверждали, что тактика триангуляции влечет за собой чрезмерно умеренную и осторожную, даже мелкотравчатую политику, которая не позволяет главе администрации использовать все ресурсы президентской власти. Авторы «Пути к Победе» указывают, что эта критика по большей части несправедлива. Клинтон не планировал свои действия на основе опросов, в чем его нередко обвиняли, а использовал их результаты для выбора оптимальных (в том числе, и наименее конфликтных) способов достижения своих собственных целей. Особую пользу он извлекал из этих результатов в тех случаях, когда ему надо было предпринимать непопулярные шаги или действовать на фоне сильных разногласий. Например, Клинтон пошел навстречу консерваторам в их желании радикально изменить сложившуюся еще в 1930-е годы систему финансовой помощи безработным и сбалансировать федеральный бюджет, но настоял на своем праве осуществлять эти цели такими средствами, которые были в целом приемлемы для его собственной партии. Он расширил доступ к высшему образованию, чего давно добивались либералы, однако в качестве инструмента выбрал такой вполне законный, с консервативной точки зрения, механизм, как налоговые кредиты. Следовательно, клинтоновская политика триангуляции во многих случаях работала вполне эффективно.

    Однако своей главной цели, реального ослабления общественных разногласий, эта политика все же не достигла. Консервативные республиканцы вообще не желали никакого единства с политикой Белого Дома и всячески стремились ослабить позиции его хозяина. Венцом этих усилий, конечно, стала кампания за импичмент президента в связи со скандалом вокруг его связи с Моникой Левински, однако они предпринимались и раньше, причем многократно. К тому же из-за своего стремления к синтезу разумных идей, рожденных на обоих полюсах политического спектра, Клинтон нередко давал оппонентам повод для упреков в бесхребетности и оппортунизме, которые подчас было трудно парировать.

    Клинтон действовал на фоне постоянного усиления культуры Freak Show[19], которая не раз показывала ему свои зубы. Обороняясь, Клинтон стремился подняться над медийным "паноптикумом", не прибегая к его методам.

    14

    Клинтоновское стремление к популярности в значительной мере было вызвано осознанным желанием сделать себя неуязвимым к ее атакам.

    Это ему долго удавалось, хотя скандальное дело Моники Левински показало, что эта стратегия имеет свои пределы.

    Политика Клинтона была не столь привлекательна для радикальных активистов его партии, однако лучше помогала сохранить влияние Белого Дома на всем протяжении его президентства.

    15

    Итоги президентства. Историческая оценка деятельности.

    Период пребывания у власти Билла Клинтона представляет собой в целом успешный для президента, но весьма противоречивый для страны этап развития Соединенных Штатов Америки.

    В области внутренней политики США в результате проведенных реформ испытала несравнимый бум в своем экономическом и социальном развитии. Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна стала пополняться реальными деньгами. У американской экономики - громадный положительный потенциал. Основная заслуга администрации Клинтона состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества

    В области внешней политики США в годы президентства Клинтона сумели успешно осуществить ряд важных мер, выводящих политику этой страны на мирорегулирующий уровень. Администрации Клинтона удалось: 1) не просто провести расширение НАТО, нейтрализовав противников внутри страны но и закрепить тенденцию к дальнейшему расширению альянса на Восток; 2) совместить стратегию НАТО с глобальными интересами США; 3) закрепить военно-силовую модель урегулирования конфликтов.

    Однако политические события наложили неизгладимый отпечаток на деятельность 42-го президента США, которая к 2000 году привела к демонтажу существовавшего режима обеспечения безопасности, усилению конфликтогенности в мире. Политика США создала ряд серьезных проблем и для России в реализации ее внешней политики и в обеспечении национальной безопасности, что не привело к конфронтации или противостоянию между державами, но сохранило определенную напряженность в двусторонних отношениях.


    16
    Список использованной литературы.
    1. Литературная газета 31.1.96. №5 (5587) стр.14.2 // США: экономика, политика, идеология. - 1994. - №3. с.72.

    2. Билл Клинтон - народный президент США. Международные отношения // 2000. - №3.

    3. Современная политическая ситуация в США. // ПиК №2 2001.


    Пермь 2018 г.



    написать администратору сайта