Главная страница
Навигация по странице:

  • История

  • Цели и задачи изучения истории

  • Историческое сознание

  • Вещественные источники делятся в свою очередь на три основные категории

  • Устные исторические источники

  • К политическим источникам

  • Отцом исторической науки в России считается В.Н. Татищев

  • Новые подходы заключаются в следующем

  • Методология познания

  • 2. Цивилизационный подход разработан М. Вебером, А. Тойнби, О. Шпенглером, Н. Данилевским, П. Сорокиным.

  • Культурно-исторические типы

  • Славяне отделились от индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до н.э.

  • Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне).

  • Более расширительное толкование: конец 9 - начало 10 века

  • Предпосылки складывания абсолютистской системы власти в России

  • Особенности формирования абсолютизма в России

  • Просвещенный абсолютизм

  • Факторы, обусловившие падение крепостного права и реформы

  • Документ Microsoft Office Word (7). Предмет истории как науки Объектом изучения истории является


    Скачать 29.74 Kb.
    НазваниеПредмет истории как науки Объектом изучения истории является
    Дата10.09.2019
    Размер29.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (7).docx
    ТипРассказ
    #86515

    Подборка по базе: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do, Информация как предмет управленческого труда.docx, СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РИСУНКОВ ПРЕДМЕТА.pdf, реферат по истории..doc, 2 часть по истории.doc, Сборник лекций по предмету.docx, Стоимость предметов Синергия.docx, шпоры по истории казахстана.doc, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.do.

    Предмет истории как науки

         Объектом изучения истории является человеческое общество. Термин «история» греческого происхождения, в дословном переводе означает «повествование», «рассказ». Музой-покровительницей истории называют Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота (V в. до н.э.). Предметом истории как науки является совокупность деятельности и действий людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи. 

         История – наука о развитии человеческого общества, о всей совокупности отношений в обществе.

         Отрасли исторического знания:

         1) гражданская история

         2) политическая история

         3) история государства и права

         4) военная история

         5) археология

         6) история музыки, культуры, языка, литературы.

         Цели и задачи изучения истории

         Историк Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».

    История – это огромный массив духовного, нравственного, культурного и социального опыта человечества. Историческая наука открывает доступ к этому историческому опыту. Научное познание социального мира – это важный элемент взаимодействия человека с миром. В России всегда историческое знание служило опорой при формировании социальных отношений и культуры.

    Историческое сознание: сущность, формы и функции


         Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом  и его социальных групп о своем прошлом и прошлом человечества.
         Формы исторического сознания:

         1. Обыденное историческое сознание складывается на основе жизненного опыта людей. Оно субъективно, эмоционально, бессистемно.

         2. Теоретическое историческое сознание формируется на основе теоретического осмысления прошлого, обобщенного исторического опыта, научного мировоззрения.  Строится на исторических категориях, осмысливает исторический процесс в динамике, во взаимосвязи времен. 

         Функции исторического сознания заключаются в обеспечении осознания общностью людей своего единства, общности исторической судьбы, традиций, культуры, языка, психологии.

         Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника


         Исторические источники – это все свидетельства о прошлом. Источники содержат первичные сведения о событиях, близких к ним по времени.

         По своему внешнему виду, характеру и содержанию исторические источники распадаются на три основных вида:

         1) вещественные,      2) устные,     3) письменные. 

         Кроме основных выделяют еще этнографические, лингвистические, фото- и кинодокументы, фонодокументы. 

         Вещественные источники делятся в свою очередь на три основные категории: 

         1. Памятники жилья – стоянки, городища. 

         2. Погребальные памятники – курганы, могильники. 

         3. Клады.

         Устные исторические источники включают в себя народные предания, бытовые пережитки, народный эпос.

         Письменные источники появляются на стадии цивилизации. К ним относятся летописи, памятники права – сборники законов, уставов, переписи населения, отдельные литературные и политические произведения, мемуарная литература, письма, записки, дневники, сказания иностранцев.

         Русское летописание началось в 11 веке и дало богатый материал по истории Киевской Руси. К началу 12 века сложилась «Повесть временных лет» – один из самых известных письменных источников. Огромное значение для истории Киевской Руси имеют такие литературные произведения как «Слово о полку Игореве». Самым ценным юридическим памятником древней Руси является дошедшая до нас более чем в сотне рукописных списков – «Русская Правда» (11 век). Источником для изучения не только правовых, но и социально-экономических отношений русских земель являются «Судебники» 1497, 1550, 1589 г, «Стоглав» 1551 г. Соборное уложение 1649 г. является источником для изучения истории Московского государства 17 века.

         К политическим источникам относят Моление Даниила Заточника (12 в.), «Сказание о князьях Владимирских» (15 в.), переписка Курбского с Иваном Грозным, «История о великом князе Московском» князя Курбского.

    Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное


         Отцом исторической науки в России считается В.Н. Татищев (1686-1750), автор первой «Истории российской». 

         Являясь политическим деятелем эпохи Петра I, он положил  в основу своего труда политическое начало – историю русского государства.  Татищев начал разработку исторического метода, вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, исторической географии. Заслугой историографии 18 века становится разработка источниковедческой проблемы. Г.Ф. Миллер (1705-1782) ввел новую категорию источников – актовый материал, в то время как Татищев опирался только на летописи. Миллер заложил основы историко-архивного дела в России. Он создал первый русский исторический журнал в 1732 году «Sammlung russischer Geschichte». А.Л.Шлецер (1735-1809) в своем труде «Нестор» разработал научный метод критического изучения источников. «История российская с древнейших времен» князя М.М. Щербатова (1735-1790) построена на обширном новом документальном материале: акты, договорные и духовные грамоты. Историограф Александра I Н.М. Карамзин (1766-1826) по признанию современников, открыл широкой массе читателей русскую историю как Колумб Америку. Его 12-томная  «История государства Российского» носит во многом литературно-художественный характер.

        Буржуазная историография 19 века в основе имела теорию единства исторического процесса, идею исторической закономерности, принцип научной критики источников.  Фундаментальный труд С.М. Соловьева (1820-1879) 29-томная «История России с древнейших времен» сыграл значительную роль в историографии 19 века. Для Соловьева, главы школы историков-государственников, русская история является историей русского государства, историческое развитие состоит в переходе от родовых отношений к семье и государственности. Идеал русской государственности он видит в реформах Петра I. Ученик Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911), являясь государственником, в то же время впервые в русской историографии отразил социальную и экономическую тематику в своем «Курсе русской истории». 

             В советский период в историографии господствовала марксистско-ленинская концепция исторического процесса, которая определяющую роль в жизни людей отводила производительным силам общества, а исторический прогресс рассматривала как смену социально-экономических формаций. Историография советского периода находилась под давлением идеологии. Определяющее значение для историков имел Краткий курс «Истории ВКП(б)», составленный при непосредственном участии И.В. Сталина. Примером отступления от господствующей теории можно рассматривать «историческая школа Покровского», который выдвинул учение о крестьянской природе «национальных корней русской революции».

    ЭЛ 1.1. Предмет истории как науки, формы исторического сознания

    Новые подходы к трактовке исторического процесса


         С 90-х годов ХХ века в современной историографии утверждаются новые подходы к трактовке исторического процесса. Новые подходы заключаются в следующем:

         1. Преодоление односторонности в оценке явлений, фактов, роли личностей в истории. 

         2. Преодоление недооценки значения факторов субъективного характера, духовной сферы жизни общества, национальных особенностей. 

         3. Признание принципа альтернативности, т. е. отрицание предопределенности исторического развития, допущение возможности различных путей развития.

         4. Человек не рассматривается только как социальная категория, учитывается значение личностного фактора.

         5. Отказ от трактовки государства только как орудия «классового господства», государство представляет собой самостоятельную силу, защищающую общенациональные интересы.

         6. Отказ от признания классовой борьбы движущей силой исторического процесса, признание значительной роли эволюционного, реформистского пути. Шире трактуется тема освободительного движения, не только как революционное движение, но и как  либерально-оппозиционное.

         Критический подход к прежним принципам оценки  не означает их отрицания. Не отрицается полностью «классовый подход», а лишь пересматривается его гипертрофированный характер, формационный принцип периодизации исторического процесса, методологические требования «историзма» – учета конкретных исторических условий, рассмотрение исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-исторического анализа.

         Для исследования исторического процесса исключительно важную роль играет выбор методологии.

    ЭЛ 1.1. Предмет истории как науки, формы исторического сознания

    Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы


         Методология познания – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исследователями материал.   

         1. Формационный подход был разработан К. Марксом. Главную роль в определении движущих сил исторического процесса и его периодизации играет общественно- экономическая формация. Ее основу составляет определенный способ производства, т. е. определенный уровень и характер развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует базис, над которым существует надстройка – политические, правовые отношения. В своем историческом развитии человечество прошло 5 стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

         Недостатки формационного подхода: предполагает однолинейный характер исторического развития, не отражает многовариантности исторического развития, уменьшает роль человеческого фактора в истории и преувеличивает роль социального конфликта.

         В последнее время в противовес формационному подходу наибольшее распространение в исследовательской литературе получает цивилизационный подход к изучению истории человечества.

         2. Цивилизационный подход разработан М. Вебером, А. Тойнби, О. Шпенглером, Н. Данилевским, П. Сорокиным.

         Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация.     

         Цивилизация – целостная общественная система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (религия, культура, экономика, политика, социальная организация). Цивилизация очень устойчива, несмотря на определенные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов, ядро цивилизации остается неизменным. Такой подход зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. 

         Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные особенности культурного и социального развития.

         К достоинствам цивилизационного подхода относится его универсальность, ориентация на многовариантность развития, целостность истории. Недостаток заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизаций.

    ЭЛ 1.2. Цивилизация Древней Руси

    Попытка: 1

    Проблема этногенеза восточных славян


         Славяне как особый народ известны уже римским историкам 1-2 в. н.э. Плинию Старшему и Тациту. Под именем венедов.  Тацит писал, что венеды многочисленны и занимают пространство от Вислы к от Дуная до далекого Севера. Византийский историк Прокопий (6 н. э.) описывает славянские племена под именем «склавины и анты», занимающих земли к северу от Понта Евксинского (Черного моря), в бассейне Дона.

         Проблема этногенеза восточных славян является дискуссионной. В историографии существовало две точки зрения на происхождение славян. Некоторые историки считали, что славяне переселились из Азии в Европу, другие, например, чешский историк Шафарик в сер. 19 века, Н.Я. Марр считали славян исконными жителями Европы.

         В настоящее время преобладает мнение, что протославянские племена относятся к индоевропейской семье народов. Славяне отделились от индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян является территория от р. Одер на западе до Карпат на востоке. К середине 1 тысячелетия  н.э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. В эпоху Великого переселения народов (3-6 в. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В 6 в. н. э. из славянской общности выделяется восточнославянская ветвь, на основе которой сложились русский, украинский и белорусский народы. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до верховьев Дона на Востоке, от Балтики на севере и до Днепра на юге. Сначала восточные славяне расселяются в Карпатах и на побережье Балтийского моря,  оттуда в 6 – 8 веке началось заселение Приднестровья, Восточно-европейской равнины. Колонизация носила характер проникновения, а не завоевания, так как славяне находились на более высокой  стадии развития и сумели ассимилировать племена угро-финнов и балтов.

    ЭЛ 1.3. Киевская Русь. Складывание централизованного российского государства

    Попытка: 1

    Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь


         Формирование ядра будущего государства связывают с походами Олега на юг. В 882 году он, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира (бояре новгородского правителя Рюрика). Так произошло объединение Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату условно считают датой образования Древнерусского государства (Киевская Русь). Более расширительное толкование: конец 9 - начало 10 века. При князьях Игоре (912-945) и Святославе (945-972) произошло дальнейшее расширение территории Киевской Руси. Завершающий этап становления государства, его расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).

         Складывание раннефеодального государства требовало изменения в религии, не удалось приспособить к его потребностям языческий культ. Основой для вхождения древнерусского государства в европейское сообщество стало принятие в 988 году христианства в качестве государственной религии. Считается, что крещение князя Владимира  положило начало христианизации Руси,  но церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь еще в 1 веке н.э. Крещение Руси во многом носило насильственный характер, продолжалось 100 лет, в основном было завершено  князем Ярославом в ХI в. В отличие от других стран это было внутренним делом государства, а не результатом внешнего  вторжения. Принятие христианства укрепило государственную власть, сделало Русь равной другим христианским странам, способствовало развитию культуры, отмиранию пережитков родового строя и у ускорению развития феодальных отношений.

         На Руси после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. возникает тенденция к политической раздробленности. На рубеже ХI-ХII вв. единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной  раздробленности. Еще в конце ХI в. собрался княжеский съезд, на котором установили новый принцип организации власти. Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а была совокупностью владений княжеского дома, что юридически закрепляло феодальную раздробленность. На некоторое время усобицы удалось остановить Владимиру Мономаху (1113-1125) Прекращение существования единого древнерусского государства связывают  со смертью его сына князя Мстислава Великого (1125-1132).

    ЭЛ 1.5. Становление абсолютной монархии в России. Реформы Петра

    Попытка: 1

    Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма


         Во второй половине 17 века развитие государственного строя  заключалось в переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм  (от лат. – неограниченный, безусловный) – форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью.  Для абсолютизма характерна концентрация экономической, исполнительной и судебной власти в руках монарха, отмирание институтов сословно-представительной монархии, создание мощного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции, возрастание роли силы в гражданской жизни.

         Предпосылки складывания абсолютистской системы власти в России:

         1. Расширение территории Российского государства. В ХVII пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

         2. Рост населения: 10,5 млн. человек в конце ХVII века.

         3. Оформление государственной системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 года окончательно оформило систему крепостной зависимости.

         4. Увеличение землевладения дворян за счет раздачи земли.

         5. Крестьянская война в России под предводительством Степана Разина (1667-1671) способствовала сплочению господствующих классов вокруг монархии.

         В России абсолютизм сложился в ходе петровских реформ в начале 18 века, но тенденции к абсолютизму проявляются в политическом строе уже в последней четверти ХУ11 в.  Неограниченная власть самодержавия была узаконена  Соборным  Уложением 1649 года. Переход России к абсолютизму проявился в изменении царского титула, отмирании  земских соборов как института сословно-представительской монархии (последний в полном составе – в 1653 г.), усилении роли приказов как государственных органов, в падении роли выборного начала в организации местного самоуправления (переход власти в уездах в руки воевод), в ограничении роли церкви.

         Особенности формирования абсолютизма в России:

         Абсолютизм формировался на основе господства феодально-крепостнической системы, самодержавию приходилось лавировать между боярством и дворянством, землевладельцами и крестьянами, велась борьба различных слоев господствующего класса на власть, существовало экономическое отставание от Западной Европы, особые геополитические факторы: огромная территория и опасность внешнего вторжения.

    (!) ЭЛ 1.6. Просвещенный абсолютизм в России в эпоху Екатерины II

    Попытка: 1


    Просвещенный абсолютизм как общеевропейское явления ХVIII века

     Идеология Просвещения является основой процесса модернизации, осуществлявшегося в Европе в ХVIII век. Просветители выражали интересы нарождающейся буржуазии, критиковали феодальные порядки и церковь. Наибольшее распространение получило Французское Просвещение – Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, Д. Дидро. ХVIII век – эпоха «просвещенного абсолютизма». Просвещенный абсолютизм – политика, проводимая правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений. Просвещенный абсолютизм осуществлялся в Австрии, Пруссии, Португалии.

      В России эту политику проводила Екатерина II. Существуют различные точки зрения на цели либеральной политики Екатерины II, некоторые считают их прикрытием реакционной, крепостнической политики, другие – попыткой власти приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям.

    ЭЛ 1.7. Становление индустриального общества в России в ХIХ веке. Кризис крепостничества

    Особенности экономического развития России в первой половине ХIХ в. Кризис крепостнической системы

     В первой половине 19 века Россия представляла собой абсолютистское государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Крепостническая система  тормозила рост производительных сил страны, мешала модернизации. Но уже складывались предпосылки для глубоких перемен в России. Факторы, обусловившие падение крепостного права и реформы: 

         - разложение натурального хозяйства и формирование товарно-денежных отношений в деревне; 

         - начало промышленного переворота в 30-40 г. 19 века, переход от мануфактурного к фабричному производству; 

         - формирование новых социальных слоев: буржуазии (арендаторы земли, владельцы мануфактур, купечество) и вольнонаемных рабочих. Ограничивалась монополия дворян на землю, в 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенных земель, в 1818 г. крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы: так появились династии Прохоровых, Морозовых, Рябушинских.

         Необходимость модернизации осознавалась Александром I, война 1812 г. наглядно продемонстрировала отставание России от Запада. 


    написать администратору сайта