Главная страница
Навигация по странице:

  • Типологии культур. Чем отличаются этнические и национальные, локальные, специфические и «серединные» культуры

  • Современные школы и концепции культурологи (концепция «локальных цивилизаций», религиозные концепции, психоаналитические концепции, биосферные концепции культуры). Специфика культурологических теорий.

  • 1. Философия Гегеля как теория культуры.

  • 2. Философия культуры Шпенглера.

  • . Культура и бессознательное начало в человеке. Концепция Зигмунда Фрейда.

  • 4. Культура и коллективная бессознательность: концепция К.-Г. Юнга.

  • 5. «Вызов» и «Ответ» – движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби.

  • 6. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин).

  • Когда появилась материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга Особенности первобытной культуры.

  • См.тетрадь Опишите ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм. См. тетрадь

  • Великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология

  • Религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.

  • Культурология. Предмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики


    Скачать 180.04 Kb.
    НазваниеПредмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики
    АнкорКультурология.docx
    Дата28.05.2017
    Размер180.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология.docx
    ТипДокументы
    #8274
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Предмет и специфика культурологи. Традиционное и современное понимание культуры. Типы культурной динамики.

    В совр. общ-ве около 200 определений к-ры. Рассм. 3 осн. понятия к-ры:

    1. Аксиологическое: к-ра поним. как совокупность духовных ценностей чел-ва.

    2. Технологическое: к-ра ноним. как 2-ая природа, искусственная среда, созданная чел-ком как особый способ жизнедеятельности.

    3. Общесоциологическое: к-ра включ. в себя 3 сферы: материальное производство (орудия труда); духовное пр-во (мораль, наука, идеи); пр-во личности соц-го сущ-ва (сфера образования).

    К-ру определяют как совокупность дух-ных и матер-ных ценностей. Любое произ-ние искусства или науки нач. жить только тогда, когда его воспринимают в общ-ве и оно способствует развитию личности и общ-ва. Не то общ-во явл. более развитым, которое накопило более ценностей, а то которое востребует эти ценности.

    Культура (от лат. culture – «обрабатывать почву») – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человечеством.

    Также под культурой понимают:

    • результаты деятельности человечества

    • степень совершенства способов деятельности

    • степень духовной развитости личности.

    Структурно культура включает в себя:

    • систему образования

    • науку

    • искусство

    • литературу

    • мифологию, нравственность

    • политику

    • право

    • религию.

    Также изучаются следующие аспекты культуры:

    • статика и динамика культуры

    • материальная и духовная культура

    • мировая и национальная культура

    Функции культуры:

    • передача накопленного опыта

    • репродуктивная функция

    • социализация личности

    • познавательная функция

    • ценностная функция

    • нормативная функция

    • коммуникативная функция.

    • творческая функция

    Динамика культуры описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.

    Культурная динамика бывает:

    • интеграционной или дезинтеграционной

    • восходящей или нисходящей

    • эволюционной или революционной.

    Также культурные изменения различаются по месту и длительности:

    • крупномасштабные (период до 1000 лет)

    • микромасштабные (до 100 лет)

    • быстропроходящие (несколько лет).

    Источниками культурной динамики являются:

    • инновации (открытие нового)

    • обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)

    • культурные заимствования (целенаправленное подражание)

    • культурная диффузия (стихийное распространение).

    Каналами распространения культурного опыта являются, например, торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж.

    Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые:

    • могут быть поняты и использованы

    • могут быть полезны

    • могут удовлетворить потребности.

    Также процесс культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов.

    1. Типологии культур. Чем отличаются этнические и национальные, локальные, специфические и «серединные» культуры?

    Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.

    • связь с религией (культуры религиозные и светские);

    • региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

    • регионально-этническая особенность (русская, французская);

    • принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

    • хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

    • сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

    • связь с территорией (сельская и городская культура);

    • специализация (обыденная и специализированная культура);

    • этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

    • уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

    В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) "этнониме" определяет "границы" данного этноса. Что выражается в установке сознания "мы - они", "свое - чужое". Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

    Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям. Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.

    ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ — культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов (“вызов моря” — Минойская культура, “вызов засушливой земли” — Египет) в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Локальные культуры — закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный индивид Доминанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа.

    Специфическая культура

    1) «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей. Возникает как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной культуры; в частности в связи с резким изменением образа, условий жизни (переездом из деревни в город и т.п.);

    2) с. к. может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей, стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование;

    3) с. к. может выступать как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими – часто противоположными.

    Срединная культура связана с культурой повседневности и обыденной культурой.

    Срединная культура - доминирующая в обществе, традиционная культура.

    1. Современные школы и концепции культурологи (концепция «локальных цивилизаций», религиозные концепции, психоаналитические концепции, биосферные концепции культуры). Специфика культурологических теорий.

    1. Философия Гегеля как теория культуры.

    Гегель, великий немецкий философ, представитель классической немецкой философии вводит в культурологии понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, который развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве. Этот дух преследует свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как сумму замыслов отдельных людей, следовательно, общие закономерности, целостность и логика развития мировой культуры. Непосредственно субъекты культурного творчества выступают в гегелевской философии лишь как объекты мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.

    2. Философия культуры Шпенглера.

    1918 год – книга «Закат Европы» (книга-диагноз). Впервые поставлен вопрос о судьбах европейской культуры, ответ неутешительный.

    Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Выделяют несколько типов «душ»: апполоническая – греческая культура, мистическая – восточная, фаустовская – европейская и т.д.

    Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть=исчерпание «души» культуры=цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.

    3. Культура и бессознательное начало в человеке. Концепция Зигмунда Фрейда.

    Фрейд (английский психолог и врач) открыл в человеке бессознательное начало, в психике человека он выделял: «оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» – это бессознательное начало человека, которое имеет бисексуальную природу и предназначено для удовлетворения природных потребностей людей (наслаждение, продолжение рода). «Я» – это разум и сознание человека, то есть то, что позволяет человеку жить в природе. «Сверх-Я» – это нормы и запреты социокультурного характера. «Сублимация» – это использование «оно» и его сексуальной биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то влечение «оно» обретает форму влечения к познанию, искусству и высокому идеалу.

    4. Культура и коллективная бессознательность: концепция К.-Г. Юнга.

    Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознание. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла (архитип стадности, огня, тени и т.д.). С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архитипа, то архитипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм).

    Выход – диалог культуры и архитипов, возвращение человеку утраченной гармонии с природой (Рерих «Живая этика»).

    5. «Вызов» и «Ответ» – движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби.

    А. Тойнби (английский историк) занимался развитием мировой культуры, которую представлял как серию ответов, даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Если это происходит, то общество развивается, при этом возможны различные варианты ответов на одни и те же вызовы, что обеспечивает альтернативы культурно-исторического процесса.

    6. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин).

    П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д.

    Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, ток и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.

    1. Когда появилась материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Особенности первобытной культуры.

    Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную и духовную культуру.

    Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

    К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с содержанием производительных сил и производственных отношений.

    К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.

    См.тетрадь

    1. Опишите ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.

    См. тетрадь

    1. Основные положения конфуцианства и даосизм. Их роль в духовной культуре Китая.

    Конфуцианство - одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе филосовско-этического учения Конфуция (в латинской транскрипции - Кун-цзы) путем сакрализации его учения, включающая почитание и культ его создателя, получившая там широкое распространение и до сих пор являющаяся в Китае основной религией.

    С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с деятельностью государственного аппарата, чему соответствовало теоретическое истолкование и государственной, и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях: «государство - одна семья», император - «Сын Неба» и одновременно «отец народа».

    Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков.

    Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них было сохранение культа предков, который наряду с обожествлением императора и его власти стал основным содержанием конфуцианского религиозного культа.

    Второе после конфуцианства из трех религиозно-философских учений Китая – даосизм. Оно признает существование первоисточника и хранителя всего в мире – Дао, что означает «путь» или «истина». Таким образом, Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее».Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку д\жизни, не сопротивляясь ему. Основателем даосизма считается Лао – цзы. Им написана книга «Дао дэ цзин» - классический текст даосизма. Трактат «Чжуан-цзы», созданный последователем Лао-цзы философом Чжуан-цзы, повлиял на становление философского даосизма. Развитие религиозной формы даосизма (Дао цзяо) было связано с обрядами, врачеванием, изгнанием злых духов и народными праздниками.

    Цель адептов даосизма (даосов) – достичь гармонии с природой посредством медитации, следуя Дао, путем, который приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в последнем даосизме – бессмертия). Таково учение великих мыслителей даосизма, Лоа-цзы и Чжуан=цзы. Об их жизни известно мало, по-видимому, они сознательно скрывали свои биографии; возможно, такая легенда устраивала людей, избравших жизнь в уединении и проповедовавших молчание.

    1. Великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология

    С 16 века до н.э. в Китае началось изготовление шелка.

    К этому же периоду китайцы овладели отливкой бронзы и производством художественно выполненной бронзовой утвари, строили пышные дворцы и гробницы

    Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесел побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии.

    С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения. (башня-обсерватория в Гаочэнчжэне), разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В 4 в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездные каталог, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось наблюдениям за планетами. В I в. до н.э. древние китайцы знали, что период обращения "Древесной звезды" (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

    Китайцам принадлежит первое фиксированное упоминание о солнечном затмении, относящееся к 720 году до нашей эры. С давних пор китайцы использовали солнечные часы, а в 28 году до н.э. они впервые в истории человечества описали пятна на солнце. Во 2 веке н.э. астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

    Благодаря продолжительным астрономическим наблюдениям китайцы еще в глубокой древности создали календарную систему.

    Уже во 2 тысячелетии до н.э. китайцы знали, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в 104 г. до н.э. календарь делил год на 12 месяцев, дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

    Значительных успехов добилась и медицина. В первом веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии (рисунок из китайской медицинской книги - один из традиционных методов лечения). Часть методов лечения древнекитайских медиков не потеряла своей актуальности и в наше время - например иглоукалывание, или акупунктура, применяемая еще в 4-3 вв. до н.э. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений начала 2 в до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней.

    Древним китайцам принадлежат многие важнейшие открытия в науке и технике, опередившие открытия в других странах:

    1. КОМПАС - В китайских летописях (3 в. до н.э.) имеются записи о применении компаса. Стрелкой для компаса служил природный магнитный железняк, отшлифованный в виде ложки, которая только выпуклой частью касалась отшлифованной поверхности медной пластинки.

    2. СЕЙСМОГРАФ - чувствительный прибор для записи и измерений колебаний земной коры. Этот прибор изобрел в 132 г. выдающийся китайский ученый-астроном Чжан Хэн.

    3. БУМАГА - производство бумаги. Впервые бумагу из тряпья и древесной коры изготовил в 105 г. Цай Лунь.

    4. КНИГОПЕЧАТАНИЕ (в 4-3 вв. до н.э.) Текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу.

    В древнем китайском обществе с самых ранних периодов его существования имелась необходимость производить астрономические вычисления, измерять площади полей, объемы зерна, емкости сосудов и проч. Это вызывало интенсивное развитие математики, которая носила в значительной степени практический характер.

    С самых ранних времен система счисления у китайцев была десятичной. На гадательных костях середины второго тысячелетия до н.э. встречаются числа, записанные с помощью девяти символов в позиционной системе.

    1. Религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.

    Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

    Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм ( ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта