Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Предмет и понятие конституционного права как ведущей отрасли в системе права РФ

  • Отрасль права

  • КП, как отрасль права

  • КП, как наука

  • КП, как учебная дисциплина

  • Конституционное право

  • 2. Система конституционного права и ее развитие в условиях укрепления Российской государственности.

  • КП экзамен ответы. Предмет и понятие кп как ведущей отрасли в системе права РФ


    НазваниеПредмет и понятие кп как ведущей отрасли в системе права РФ
    АнкорКП экзамен ответы.doc
    Дата18.09.2017
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКП экзамен ответы.doc
    ТипДокументы
    #8620
    страница1 из 23
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    1. Предмет и понятие КП как ведущей отрасли в системе права РФ.

    2. Система КП и ее развитие в условиях укрепления Российской государственности.

    3. Нормы и институты КП.

    4. Источники КП.

    5. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и виды.

    6. Понятие и сущность Конституции.

    7. Конституция РФ – юридическая база текущего законодательства.

    8. Фактическая и юридическая Конституции.

    9. Понятие Конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды. Верховенство Конституции в федеративном государстве.

    10. Механизм реализации и охраны Конституции РФ.

    11. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

    12. Конституционная ответственность в РФ: понятие, виды, основания, санкции

    13. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (общая характеристика).

    14. Понятие конституционного строя РФ и его основные принципы.

    15. Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в государственном суверенитете РФ.

    16. Конституционные основы формирования демократического правового государства в РФ.

    17. Политическая система общества: понятие и основные субъекты.

    18. Сочетание форм представительной, непосредственной и президентской демократии в политической системе РФ.

    19. Политический плюрализм многопартийность в современной России

    20. Конституционно-правовой статус политических партий в РФ. Закон «О пол. партиях в РФ».

    21. Конституционная свобода экономической деятельности и основные формы ее реализации в РФ (ст. 34, 35, 37 Конституции РФ).

    22. Конституционное и законодательное регулирование отношений собственности в РФ. Многообразие форм собственности на основе современного законодательства.

    23. Понятие и виды общественных объединений в свет ФЗ «Об общественных объединениях».

    24. Понятие гражданства РФ.

    25. Развитие законодательства о гражданстве. Действующий закон «О гражданстве РФ».

    26. Принципы гражданства РФ: механизмы решения вопросов гражданства.

    27. Основания приобретения гражданства России по действующему законодательству.

    28. Основания прекращения гражданства России.

    29. Понятие и особенности института основных прав, свобод и обязанностей граждан.

    30. Конституционный статус гражданина России, его структура. Юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей граждан (механизм их реализации).

    31. Понятие и виды гарантий основных прав и свобод граждан.

    32. Конституционное закрепление принципов свободы личности и равноправия граждан. Приоритет прав человека - основа взаимоотношений государства и личности в условиях демократии.

    33. Право человека на жизнь и его государственные гарантии, право человека на свободу и личную неприкосновенность (ст. 20, 22, 23 Конституции РФ).

    34. Право граждан на участие в управлении делами общества и государства (ст. 32 Конституции РФ).

    35. Свобода мысли и слова: содержание и правовые пределы осуществления.

    36. Право граждан на судебную защиту и его осуществление на основе современного законодат-ва.

    37. Свобода совести, ее содержание и гарантии. Действующее законодательство о свободе совести и религиозных объединений

    38. Социальные (трудовые) права и свободы граждан России, их новое содержание и гарантии в условиях перехода к рынку.

    39. Политические права и свободы граждан России, их гарантии. Современное законодательство о порядке осуществления политических свобод.

    40. Основные обязанности граждан России.

    41. Уполномоченный по правам человека в РФ.

    42. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ.

    43. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

    44. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в РФ

    45. Федерация как форма государственного устройства, ее юридические признаки.

    46. Принципы территориальной организации Российского государства и виды административно - территориальных единиц.

    47. Конституционное содержание национально-государственного устройства и его основные формы.

    48. Конфедерация как форма союза государства.

    49. Теория федерализма и ее значение для образования Союза ССР как многонационального гос-ва.

    50. Образование и развитие федерации в России. Основные модели ее федеративной организации.

    51. Современное федеративное устройство России по действующей Конституции РФ.

    52. Статус РФ: понятие и основания разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами.

    53. Развитие и эволюция договорных процессов в РФ как ее специфическая особенность.

    54. Конституция РФ и Федеративный договор о видах полномочий в исключительном ведении Федерации и совместном ведении Федерации и ее субъектов.

    55. Понятие и основные формы территориальной организации государства.

    56. Понятие территории государства в конституционном праве.

    57. Территориальное единство как признак РФ.

    58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. федерация.

    59. Типы субъектов РФ и принципы их взаимодействия с федеральной властью.

    60. Концепция государственной национальной политики и Положения региональной политики РФ (Указы Президента РФ, политологическая доктрина).

    61. Закон о национально-культурной автономии. Субъекты национально-культурной автономии.

    62. Обеспечение верховенства Федеральных законов на территории субъектов РФ. Разрешение коллизий законодательства федерации и субъектов РФ.

    63. Законодательство РФ о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта.

    64. Понятие и основные признаки государственной власти.

    65. Единство государственной власти как признак РФ. Федеральные органы государственной власти. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

    66. Разделение властей – конституционный принцип правового государства.

    67. Политико-правовая интеграция России и Беларусии.

    68. Развитие форм интеграции РФ с суверенными государствами – бывшими союзными республиками СССР (СНГ, Союзное государство России и Беларусии, Евразийское экономическое сообщество, др.)

    69. Понятие, виды, содержание избирательных прав в РФ

    70. Понятие и сущность избирательной системы и ее виды в РФ.

    71. Основные принципы избирательного права по действующему законодательству.

    72. Система и содержание законодательных актов об организации и проведении выборов в РФ. Развитие законодательства о выборах

    73. Развитие избирательного законодательства в РФ

    74. Принцип всеобщих равных выборов. Постановления и определения КС РФ о выборах.

    75. Всеобщее избирательное право: развитие, условия осуществления, ограничения.

    76. Равное избирательное право, его развитие и гарантии.

    77. Понятие и виды референдума как формы непосредственной демократии.

    78. Порядок назначения и проведения референдумов РФ, субъектов РФ и местных референдумов по действующему законодательству.

    79. Статус и порядок образования Центральной избирательной комиссии.

    80. Статус избирательных комиссий, их виды и порядок формирования, компетенция

    81. Избирательные округа, их виды и порядок образования. Избирательные участки.

    82. Порядок составления списков избирателей.

    83. Компетенция Президента РФ, основные виды его полномочий

    84. Особенности выборов Президента РФ.

    85. Порядок отрешения от должности Президента РФ.

    86. Конституционно-правовой статус Администрации Президента РФ.

    87. Институт полномочных представителей Президента РФ. Полномочные представители Президента в федеральных округах.

    88. Фед. Собрание РФ как представительный и законодательный орган. Его двух палатная структура.

    89. Государственная Дума как палата Федерального Собрания РФ, ее полномочия и порядок деятельности. Порядок роспуска Государственной Думы.

    90. Механизм формирования Совета Федерации: эволюция законодательного регулирования.

    91. Совет Федерации как палата Федерального Собрания, его полномочия и порядок деятельности.

    92. Должностные лица, комитеты (комиссии) и иные органы палат Федерального Собрания России

    93. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ.

    94. Основы правового положения депутата Федерального Собрания Конституции РФ и по действующему законодательству о статусе депутатов и Конституции РФ.

    95. Основные права и обязанности депутатов в соответствии с действующим законодательством.

    96. Основные виды гарантий деятельности депутатов по действующему законодательству.

    97. Неприкосновенность депутатов Государственной Думы. Постановление Конституционного суда РФ от 20 февраля 1996 года по проверке конституционности статей 18, 19, 20, ФЗ о статусе депутата.

    98. Законодательные чтения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

    99. Порядок принятия федеральных законов Парламентом РФ. Юридическая природа закона и типы федеральных законов.

    100. Конституционные основы организации и деятельности Правительства РФ, порядок его образования, состав и компетенция.

    101. Государственный Совет в системе государственной власти РФ.

    102. Применение Конституции судами общей юрисдикции.

    103. Конституционные основы судебной власти РФ: значение и предметы регулирования конституционных законов о судебной системе РФ, о Конституционном суде

    104. Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля. Его функции по Конституции и Закону «О Конституционном суде РФ».

    105. Конституционные и уставные суды субъектов РФ.

    106. Становление конституционных (уставных) судов субъектов РФ

    107. Республика в составе РФ. Ее государственно-правовые признаки как гос-ва и субъекта федерации.

    108. Конституционный статус автономного округа. Постановление КС РФ от 14 июля 1997 года по делу о толковании ч. 4 ст. 66 К. РФ положения о вхождении автономного округа в состав края и области.

    109. Автономная область и автономный округ, их юридическая природа как национально-государственных субъектов РФ.

    110. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 года с изменениями и дополнениями)

    111. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ

    112. Устав Ростовской области.

    113. Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург как территориально-государственные субъекты РФ, их юридические признаки и виды.

    114. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993г. «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ»

    115. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»

    116. Комментарий части 2 статьи 137 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 28 ноября 1995 года).

    117. Постановление КС РФ от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений устава (Основного Закона) Алтайского края.

    118. Комментарий отдельных положений статьи 107 Конституции РФ (Постановление Конституционного суда РФ от 22 апреля 1996 года)

    119. Развитие конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ. Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике».

    120. Основные формы и пределы применения Конституции РФ. Постановление Конституционного суда от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 К. РФ.

    121. Постановление КС РФ от 11 декабря 1998 года по делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ.

    122. Постановление КС от 27 января 1999 года по делу о толковании статей 71 (п. «г») и 112 (ч.1) Конституции РФ.

    123. Постановление КС РФ от 6 июля 1999 года по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ.

    124. Постановления и определения КС РФ по ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ» от 6 октября 1999г.

    125. Постановление КС РФ от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона «О прокуратуре РФ»

    126. Постановление КС РФ о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай от 7 июня 2000 года.

    127. Постановления и определения КС РФ по выборам.


    1. Предмет и понятие конституционного права как ведущей отрасли в системе права РФ

    Понятие «КП» появилось в 90-х 20 в. Термин «КП» употребляется в научной и учебной лит-ре в 3 смысловых значениях: 1. Для наименования действующей в России отрасли права; 2. Для названия соответствующей науки; 3. Как учебная дисциплина в системе образования. Исходным понятием является понятие «отрасль права». Отрасль права- совокупность норм, которые регулируют однородную сферу общ-ных отношений.

    Система Российского права состоит из ряда отраслей права: конституционного, адм-ного, уголовного, гражданского, трудового, гражданско-процессуального и др. КП в системе Российского права занимает ведущее место. Особенность, отличающая его от других отраслей права, состоит в том, что оно не регулирует общ-ные отношения в какой-либо отдельной области жизни, а воздействует на многие сферы общ-ных отношений. Ведущая роль КП вытекает из характера общ-ных отношений, лежащих в основе конституционного регулирования.

    КП, как отрасль права- это совокупность правовых норм, обеспечивающая и гарантирующая основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина; отношения в обществе и гос-ве; развитие демократических общ-ных институтов; возникающая в процессе осущ-ния народовластия, а также закрепляющая гос. устройство, его территориальную организацию, систему, порядок формирования, принципы организации и деят-ти органов гос. власти и местного самоуправления.

    КП, как наука- это совокупность юр. знаний о понятии и историческом развитии конституции, о порядке ее принятия и содержания, о внесении изменений в конституцию; об основах конституционного строя, основах правового положения личности, о государственно-территориальном устройстве, системе, порядке организации деят-ти всех гос. органов, об основах организации и деят-ти органов местного самоуправления.

    КП, как учебная дисциплина- это систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях. Т.о., отрасль права- регулирует, наука исследует, учебная дисциплина изучает.

    Предметом отрасли КП являются конституционные отношения по поводу власти, суверенитета и свободы человека. Выделяют 5 существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования отрасли КП: 1. КО есть объективные, фактические отношения, существующие независимо от права. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно реально существующими отношениями. 2.Субъектами КО выступают, с одной стороны, гос-во и его органы, с другой- такие социальные группы, как народ, нации, классы, граждане, политические партии и движения. 3. Объектами КО являются народный суверенитет, народовластие и свобода человека и гражданина. 4. КО- это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп. 5. КО- это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут необх-ть изменения имущественных, трудовых и иных отношений.

    Для каждой отрасли права характерен и особый метод регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общ-ные отношения. Для КП характерно сочетание 2-х основных методов правового регулирования: императивного и диспозитивного. Применение метода зависит от характера субъектов конституционно-правовых отношений. Эти 2 основных метода подразделяются на следующие юр. возможности регулирующего воздействия на общ-ные отношения: предписание, запрет и дозволение. В целом конституционно-правовые методы и способы регулирования КО основываются на властно-императивных началах, диспозитивный метод используется реже.

    Конституционное право- ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общ-ные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного самоуправления.
    2. Система конституционного права и ее развитие в условиях укрепления Российской государственности.

    КП, являясь частью единой правовой системы гос-ва, само представляет из себя сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении обусловленном связя­ми, существующими между ее нормами, основы их диффе­ренциации и интеграции в определенные правовые образования, обла­дающие признаками элемента системы, а также структуру последних. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия кон­ституционно-правовых норм.

    В системе КП принято выделять следующие институты: 1.основы к. строя; 2. основы правового статуса человека и гражданина; 3. федеративное устройство гос-ва; 4 систему органов гос. власти и органов местного самоуправления.

    Каждый элемент системы отрасли КП, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых право­вых черт, свойственных нормам данного института.

    Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия по: 1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общ-ных отношений. Такое воздействие может осуществлять­ся в формах закрепления, установления, регулирования, провозгла­шения и т.д.; 2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных пра­воотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные пра­воотношения или через правоотношения общего характера; 3) степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общ-ных отношений, другие- конкрет­но регулируют; 4) субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других- ко всем субъектам права; 5)способу правовой защиты действия правовых норм, формам и мето­дам ответственности правообязанных субъектов. В одних институ­тах преобладает общий механизм охраны конституции, в других- конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституцион­но-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомер­ных актов и действий; 6) специфике форм выражения, охватываемых данным институтом пра­вовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других- преобладающая часть норм выражена в текущем законодат-ве; 7) видовому характеру норм данного института. В одних преоблада­ют нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других- нормы конкретного регулирующего действия; 8)степени и масштабам включенности других частей правовой систе­мы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в со­держание правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В дру­гих институтах нормы реализуются непосредственно в его рам­ках; 9)целенаправленности правового регулирования. Общая целенаправ­ленность правового регулирования определяется закономернос­тями развития той стороны социальной действительности, право­вое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт; 10)функциям, присущим каждому институту. Функции каждого данно­го правового института показывают его назначение в общем воз­действии отрасли на предмет правового регулирования; 11) принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм. Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов КП России как относительно са­мостоятельного элемента, составной части отрасли.

    Хар-ка системы КП предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли. Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем ме­сте стоит институт, определяющий основы правового статуса челове­ка и гражданина, его права, свободы и обязанности. Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирова­ния организационного построения гос. власти, определя­ют национальногос-ные и государственно-территориальные образования в РФ.

    При хар-ке системы КП важное зна­чение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции. Сис­тема конституции- категория субъективная, т.к. осуществляется зако­нодат-вом. Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции- лишь часть этих норм, уста­новленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным являет­ся группировка норм на основе единства их материального содержа­ния, специфики общ-ных отношений. Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает. Для системы отрасли характерен более высокий уровень обоб­щения норм по их предметному содержанию, к системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм. Система отрасли, как и система Конституции постоянно развиваются, отражая, свойственный каждому данному этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23