Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

Права человека и гражданина - ответы на зачет. Права человека как наука. Общество


НазваниеПрава человека как наука. Общество
АнкорПрава человека и гражданина - ответы на зачет.doc
Дата27.05.2017
Размер177 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрава человека и гражданина - ответы на зачет.doc
ТипДокументы
#8128
КатегорияЮриспруденция. Право
страница1 из 4
  1   2   3   4

  1. «Права человека» как наука.

Общество – это совокупность индивидуумов и способ их оптимального существования. Объединение людей происходит прежде всего для совместной реализации тех прав и свобод, которые не могут быть осуществлены индивидуально. Соблюдение участниками общественной жизни установленных правил, уважительное отношение к правам и свободам всех окружающих людей равнозначны уважению достоинства каждого из них.

Предметом науки прав человека является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации — права человека. Наука о правах человека рассматривает их не только как юридическое явление, но и раскрывает связь этих прав с политикой, нравст­венностью, религией и т.д.

Методами науки прав человека являются приемы и способы, с помощью которых изучаются права человека, их признаки и свойства, формы и способы их законодательного закреп­ления и реализации.

К методам науки прав человека, в частности, от­носятся:

  • системный, предполагающий научное познание прав и свобод человека как единого целого.

  • сравнительный, основывающийся на сопоставлении национальных законодательств в сфере прав человека между собой и с международ­но-правовыми нормами.

  • логический — аккумулирующий средства и способы логического научного изуче­ния проблем прав и свобод.




  1. «Права человека» как учебная дисциплина.

«Права человека» как учебная дисциплина — это обществен­ные отношения, складывающиеся по поводу закрепления, регулиро­вания, охраны и защиты прав и свобод человека.

Помимо этого, в рамках учебной дисциплины «Права человека» изучаются закономерности историче­ского развития пра­в и свобод человека и гражданина, проблемы прав и свобод человека, универсальные механизмы их гарантий, а также экономические, социальные, политические, культурные и иные фак­торы, оказывающие влияние на права и свободы.

Целями преподавания учебной дисциплины «Права человека» являются:

  • повышение правовой культуры обучаемых;

  • формирование у них гуманистического мировоззрения, а также воспитание чувства челове­ческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственно­сти;

  • привитию обучаемым понимания и уважения как соб­ственных прав и свобод, так и прав и свобод других людей.




  1. Развитие гуманистической концепции прав и свобод человека.

Зарождение идеи прав человека многие ученые относят к V —VI вв. до н.э. в древ­них полисах (Афинах, Риме) и связывают с появлением принципа гражданства.

Однако первооткрывателем в области прав человека в их современном значении стала Англия. Именно в Анг­лии, в феодальный период, возникают первые попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством и определить для монарха правила, которым он должен следо­вать.

Следующая страна, внесшая существенный вклад в развитие идеалов свободы и прав человека, — США. Билль о правах. В США запрещено устанавливать законодательным путем государственную религию. Нельзя запрещать или ограничивать право исповедания других религий. Вооруженный народ является условием обеспече­ния безопасности. Поэтому право американца хранить и носить ору­жие не подлежит ограничению.

Концепция естественных неотчуждаемых прав человека, разви­тая в работах Жан-Жака Руссо, Гуго Гроция, Джона Локка, Шар­ля Монтескье, стала одним из факторов Великой французской рево­люции и ее важнейшего документа — Деклара­ции прав человека и гражданина, принятой Нацио­нальным собранием Франции 26 августа 1789 г.

Декларация прав человека и гражданина провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в своих правах, и что цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъем­лемых прав человека — свободы, собственности, безопасности и со­противления угнетению.

Таким образом, теория прав и свобод человека складывалась постепенно, дополняясь и обогащаясь опытом революций разного типа. Многообразие стран, континентов и общественных систем, их соперничество и сотрудничество тоже оказали хотя и противоречи­вое, но в целом позитивное влияние на ускоренное формирование современной системы прав и свобод человека.


  1. Права человека в дореволюционной России.

Одним из первых кто открыто выступил за отмену крепостного права, выдвинув и этическое и экономическое обоснование пагубности рабства для развития человека и общества в целом был А.Н. Радищев. Выступая с требованием за­щиты законом всех и каждого, Радищев разделяет личные («единст­венные», естественные) и относительные (гражданские) права. Есте­ственные права он трактует шире, чем большинство просветителей, включая в них не только личную безопасность, но и личную воль­ность. Среди прав личной вольности как прототипа личной свободы в европейских конституционных актах — равенство всех, неприкос­новенность личности, а также право собственности. Радищев трак­тует равенство по-разному, в зависимости от формы правления; либо как равенство перед законом, либо равенст­во имуществ.

Центральное место в творчестве русского юриста и философа П.И. Новгородцева занимает защита естественно-правовых идей свободы и прав личности. Согласно его философии, человечество всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Де­лая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, Новгородцев обосновывает идею свободного социаль­ного развития.

Философ Н.А. Бердяев в своем учении о свободе отличает лич­ность от индивида. Индивид — категория натуралистическая, биоло­гическая, социологическая, а личность — категория духовная.

Тем не менее в дореволюционной России была и другая часть мыслителей, относившаяся к консерватив­ному направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев и др.). Они под­вергли критике идеи западноевропейского и отечественного либера­лизма, резко выступали против равенства сословий перед законом, а лучшей формой правления в России, по их мнению, яв­ляется абсолютная монархия.


  1. Права человека в советское время.

Декларация прав народов России, принятая Сове­том Народных Комиссаров 17 г провозглашала следующие начала национальной политики в России:

  • равенство и суверенность народов России;

  • право народов на свободное самоопределение вплоть до отделе­ния и образования самостоятельных государств;

  • отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограни­чений;

  • свободное развитие национальных меньшинств и этнографиче­ских групп.

Конституция РСФСР 1918 г., содержала раздел о правах человека под назва­нием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В нее вошли лишь запрет эксплуатации, право уравнительного землепользования, освобождение трудящихся масс из-под ига капитала, право трудящихся на участие в управлении.

В 1924 г. была принята новая конституция — Конституция СССР, в которой уже не содержалось Декларации прав, а из прав че­ловека в ней были провозглашены лишь национальная свобода, ра­венство, единое союзное гражданство.

Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г:

  • право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;

  • право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;

  • право на образование: обязательным считалось начальное обра­зование, образование могло быть только бесплатным, в том числе среднее специальное и высшее;

В Декларации 1991 г. были закреплены следующие права и свободы человека и гражданина:

1) равенство всех перед законом и судом

2) право приобретения и прекращения гражданства в соответствии с законом РСФСР

3) право на жизнь

4) право на свободу и личную неприкосновенность

5) право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров

6) право на уважение и защиту чести и достоинства

7) право на жилище

8) неприкосновенность жилищ


  1. Права человека после принятия Конституции РФ 1993 г.

В соответствии со ст.2 Конституции России 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства.

Права и свобода Конституции 93 г:

  • основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадле­жат каждому от рождения

  • права и свободы человека и гражданина являются непосредст­венно действующими

  • равенство всех перед законом и судом

  • право на жизнь

  • охрана государством достоинства личности

  • право граждан в отправлении правосудия

  • охрана законом частной собственности

  • право частной собственности на землю

  • право обжалования в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления




  1. Основные международные документы в области прав человека и их общая характеристика.

Международно-правовые документы в области прав и свобод человека стали приниматься только после Второй мировой войны. Первым таким документом стала. Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых сформулирован комплекс гражданских, по­литических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В сферу гражданских прав Декларация включи­ла права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства или нахождения в подневольном состоянии, свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или уни­жающего человеческое достоинство обращения и наказания. В Декларацию включены следующие политические права: свобо­да мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию, принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране.

18 декабря 1966 г. были открыты для подписания и последующей ратификации два важнейших документа в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакты вступили в силу в 1976 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах со­держит 53 статьи, две трети которых посвящены непосредственно правам человека. Здесь закреплены, по сути, те же права и свобо­ды человека, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г..

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, положения которой предписывают всем государствам-участникам принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанных данной Кон­венцией.

В Конвенцию включены, в частности, следующие права ребен­ка: на жизнь и здоровое развитие, имя, приобретение граж­данства, право знать своих родителей и на их заботу.


  1. Понятие и содержание прав человека.

Под правами человека понимают неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру сво­боды, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политиче­ских правилах, религиозных догматах, это пределы осуществления государственной власти, способ свобод­ного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существова­нию.

Содержание прав – опред условиями социально-экономического, полит и культурного развития общества.

Духовный аспект - отражает идеи достоинства и свободы человеческой личности, ее непримиримости к угнетению и несправедливости.

Политический аспект - права человека неотделимы от демократии и составляют главную цель и смысл властных институтов.

Социально-экономический аспект - обусловливается социальными и экономиче­скими условиями существования общества и выражается в свободе труда, обеспечении достойного уровня жизни и т.д.

Правовые аспекты содержания прав человека являются юриди­ческой категорией, зафиксированной нормами как международно­го, так и внутригосударственного права.

С юридической точки зрения всякое право человека — субъектив­но:

- совершать определенные поступки (право-поведение);

- требовать от обязанного лица определенного поведения (пра­во-требование);

- в случае необходимости обратиться в соответствующие органы для принудительного осуществления своих требований (право-при­тязание).

- право управомоченного лица пользоваться социальным благом (право-пользование).


  1. Классификация прав человека. «Поколения» прав человека.

Личные (гражданские) права — естественные и неотчуждаемые основополагающие права и свободы, принадлежа­щие человеку от рождения и не зависящие от его принадлежности к конкретному государству (право на жизнь, на свободу и личную неприкосно­венность и др.).

Политические права — это юридически обеспеченные меры воз­можного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Экономические права охватыва­ют свободу деятельности в сфере производства, обмена, распределе­ния и потребления товаров и услуг.

Социальные права направлены на обеспечение человеку достойного уровня жизни и соц защищенности.

Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на участие в культурной жизни и др.

Существуют поколения прав человека, под которыми понимают ос­новные этапы их развития, связанные с формированием представле­ний о содержании прав, а также изменением механизмов обеспечения послед­них.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав.

Первым поколением прав человека традиционно признаются гра­жданские и политические права, завоеванные в результате буржуаз­ных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограни­чению.

Второе поколение — социально-экономические права челове­ка — сформировалось в XIX столетии.

Третье поколение прав человека начало формироваться после Второй мировой войны.

Третье поколение прав человека охватывает специальные права тех категорий граждан (детей, женщин, инвалидов, беженцев и др.), которые по различным (социальным, политическим, физиологическим и иным) причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х годах XX столетия. Причем одни ученые считают, что эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии, а другие четвертое поколение называют — правами человече­ства (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.).


  1. Понятие принципов прав человека. Конституционные принципы прав человека.

Принципы прав человека — это основополагающие начала, обес­печивающие единство самого понятия «права человека» и способст­вующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, соли­дарности и справедливости.

Принципами прав человека являются следующие:

Принцип гуманизма. Этот принцип является исходным. От него производны все остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.

Принцип уважения человеческого достоинства предполагает уважительное отношение ко всякой человеческой личности вне зависимости от ее соци­ального статуса со сто­роны других людей, а также общества и государства.

Принцип свободы прав человека отражает идею защиты челове­ка от произвола лиц, наделенных властью, освобождения от диктата с чьей-либо стороны.

Принцип равноправия. Предполагает равенство гарантированных возможностей - право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т.п..

Принцип солидарности прав человека. Предполагает, что в результате сотрудничества каждый добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку. Кроме этого, он отражает взаимное признание прав, обязанностей и ответственно­сти.

Принцип демократии. Предполагает существование общественных от­ношений, которые бы гарантировали права человека.



  1. Основы правового статуса личности. Структура и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина.

Под правовым статусом личности понимается совокупность прав, свобод и обязанностей индивида, устанавливающих его право­вое положение в обществе, которыми он наделен как субъект право­отношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
  1   2   3   4
написать администратору сайта