Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Предмет и структура психодиагностики

  • Психодиагностика

  • Образовательная психодиагностика

  • Клиническая пси ходиагностика

  • вопрос 1. Понятие психодиагностики


    Скачать 43.99 Kb.
    НазваниеПонятие психодиагностики
    Дата06.03.2018
    Размер43.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопрос 1.docx.docx
    ТипДокументы
    #37855

    Понятие психодиагностики

    Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально психологических различий, был появившийся с первыми тестами и неоднократно нами используемый — «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.

    Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя этот термин как синоним психологического тестирования.

    Интересна дальнейшая судьба этого термина. Р. Хейс (1966) считает, что он достаточно быстро приобретает особое значение (вероятно, это событие можно датировать второй половиной 1930 х гг., и связано оно с кризисом психометрических тестов, возникающим из-за присущего им «разложения личности испытуемого на отдельные элементы, “функции”»1). Появление собственно психодиагностики связано, по Р. Хейсу, со становлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестирования и направленного на раскрытие целостной картины личности.

    Получается так, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная ,но тем не менее ограниченная область исследований, связанных с теорией и практикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма слабой податливостью традиционным принципам измерения (подробнее см. гл. 7). Такая трактовка психодиагностики сохраняется и поныне. «Психодиагностика после Г. Роршаха — это исследование личности обследуемого его методикой и другими проективными тестами»2. Заметим, что отнесение понятия «психодиагностика» к проективным методикам, как и его использование фактически в качестве эквивалента психологического тестирования (в несколько свободном истолковании), чаще всего находим в работах немецких и швейцарских психологов (Мей ли, 1961; Хейс, 1966 и др.).

    Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соответственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно заглянуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика — это наука и практика проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии»3. Читатель может сравнить данное определение со следующим: «Психодиагностика — оценка психического состояния больных с помощью экспериментально психологических тестов»4.

    Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литературе США и, естественно, задает тон всем другим странам Запада. Термином «психологическое тестирование» вплоть до 1970 х гг. обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований (см. Анастасии, 1982). В подтверждение сказанному упомянем только названия некоторых наиболее известных руководств1960–1970х гг.: «Психологическое тестирование» (Аnastasi, 1968; Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тест рования» —Essentials of Psychological Testing (Cronbach, 1960), «Теория тестов» —

    1)Heis R. Psychologische Diagnostic: Einfuhrung und Uberblick // Handbuch der Psychologie. — Gottin gen. 1966. Bd. 6. S.7–16.

    2) A Supplement to Oxford English Dictionary. — London: Oxford of the Charendon Press, 1982. P. 880.

    3) Websters. — Springfild, Massachusetts: G and Merriam Co., 1981. P. 1833.

    4)Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. Т. 2. С. 389.

    Test Theory (Magnusson, 1967), «Теория и практика психологического тестирования» —Theory and Practice of Psychological Testing (Freeman, 1963). Пишутся исследования по истории психологического тестирования (A History of Psychological Testing; DuBois, 1970). Постепенно термин «психодиагностика» фактически вы водится из употребления. Достаточно сказать, что в изданной в 2000 г. восьмитом ной «Энциклопедии психологии» (Encyclopedia of Psychology. — APA and Oxford University Press; издано Американской психологической ассоциацией совместно с Оксфордским университетом) нет статьи, посвященной психодиагностике.

    Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:

    относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

    связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

    иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

    Вышеизложенное свидетельствует, что мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением — отсутствием ее названия при реальном существования. Более чем вековое развитие области исследований, связанных с измерением индивидуально психологических различий, фактическое приобретение ею статуса самостоятельной науки не приводит к обретению имени, поскольку нельзя считать таковым термин «психологическое тестирование», пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не науки. В свете этого закономерно и отсутствие внимания к предмету и методу.

    2.2. Предмет и структура психодиагностики

    Как уже отмечалось в главе 1, в бывшем СССР направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960 х гг. во многом благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы. Сейчас очень сложно ответить на вопрос о том, почему вместо термина «психологическое тестирование» был избран термин «психо диагностика». Вероятно, свою роль сыграло продолжавшееся долгое время гонение на тесты. Естественно, что новое направление психологии, которое виделось советским ученым противостоящим западному тестированию, нуждалось в определении предмета, а также разработке принципов исследования. Первые шаги в этом направлении были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическую диагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности… установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения… распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций <…>, определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т. д.)» (Ананьев, 1968).

    Нетрудно заметить, что данное Ананьевым определение цели психодиагностики достаточно широко и охватывает едва ли не весь спектр психологических и психофизиологических исследований человека. К тому же собственно специфика психодиагностических исследований остается неясной, поскольку, например, рас познание состояний человека при действии разного рода стимуляторов может осуществляться разными путями.

    Становление советской психодиагностики в конце 1960 х — начале 1970 х гг. происходило в достаточно сложных условиях сохраняющегося неприятия тестов официальной академической наукой. Именно поэтому в первую очередь психологические тесты (подчеркнем, что речь идет о зарубежных тестах, поскольку отече ственных просто не было) начинают использовать в условиях клиники психических заболеваний, которая являлась своего рода «нейтральной территорией» и бы ла значительно в меньшей степени пронизана господствующей идеологией, нежели сферы образования, воспитания, профессионального отбора и др. Вероятно, по этим причинам предмет психодиагностики пытались увязать с разного рода аномалиями. Такая позиция была представлена в работах В. И. Войтко и Ю. З. Гильбуха (1976): «Во первых, психодиагностическое исследование всегда имеет своим пред метом отдельную личность… Во вторых, психодиагностика не просто имеет дело с отдельным индивидом, — она занимается лишь теми людьми, о поведении, дея тельности которых заранее (выделено мной. —Л. Б.) известно, что они характеризуются определенными отклонениями, недостатками и т. п.». Впрочем, такое пони мание предмета психодиагностики не было чем то новым, поскольку, как уже отмечалось, аналогичные мнения высказывали и некоторые зарубежные психологи.

    В одной из первых отечественных монографий по психодиагностике указывалось на то, что «психологическую диагностику можно охарактеризовать как дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам» (Гуревич, 1981, с. 23). Цель психодиагностики виделась в том, чтобы «фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам» (там же, с. 5)1.

    По мнению автора этого определения К. М. Гуревича, такое толкование психодиагностики позволяет рассматривать в ее рамках всевозможные психологические и психофизиологические методики, претендующие на то, чтобы отличать одного человека от других или одну группу от всей совокупности. С таким пониманием предмета психологической диагностики трудно согласиться. Получается, что

    1)В опубликованном много позднее учебном пособии (Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2000) определение психодиагностики, ранее предложенное К. М. Гуревичем, подверглось некоторой корректировке. Психодиагностика определяется «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально психологических и индивидуально психофизиологических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В по следнем издании (Психологическая диагностика: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2005, с. 5) указывается, что «психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому либо признаку». психодиагностика представляет собой некую бессистемную совокупность методик, причем не только психологических, но также статистических и психофизиологических. Разумеется, что классификация и ранжирование людей невозможны без статистических процедур, которые образуют измерительный фундамент психодиагностики — психометрию (психометрику). Однако психодиагностика имеет дело с психологическими различиями, которые не могут быть определены с помощью психофизиологических методик. Включение последних в методики психодиагностики — это дань укоренившемуся в сознании многих советских психологов старшего поколения мнению о том, что любой психологический феномен имеет свое представительство на физиологическом (психофизиологическом) уровне. Из определения, предложенного Гуревичем, следует узкоприкладная направленность психодиагностики, сводящаяся к методам классификации и ран жирования, чем и ограничивается возможность получения нового знания в этой области психологии. Непонятно также, на чем основывается разработка методов, откуда они появляются. Заметим, что стремление акцентировать прикладной характер психодиагностики характерно для многих психологов, так или иначе признавших необходимость ее развития в рамках советской психологии. Так, Е. А. Климов (1982), рецензируя вышеупомянутую монографию, определяет психодиагностику как «науку о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной психологической (и психофизиологической) информацией».

    Постепенное «врастание» тестов в разные сферы психологической практики во второй половине 80 х гг. прошлого века приводит и к новым формулировкам ее предмета советскими психологами. Например, «Краткий психологический словарь» (1985) указывает на то, что это «область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития лич ности». Целью психодиагностики является «разработка эффективной системы диагностических методик, позволяющих решать задачи, которые ставит перед психологией социалистическое общество». Указание на разработку методов выявления индивидуальных особенностей личности — шаг вперед по сравнению с клас сификацией и ранжированием людей, что ранее понималось в качестве предмета психодиагностики.

    В первом советском учебном пособии по психодиагностике, вышедшем под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина (1987), пишется о том, что данная отрасль психологии — «это наука и практика постановки психологического диагноза». Действительно, понятие психологического диагноза центральное в психодиагностике, однако такое определение сродни определению психологии как науки о психике. И в том и в другом случае определения остаются своего рода загадкой: что такое психологический диагноз, что есть психика?2

    1)Здесь не место для обсуждения разнообразных форм физиологического редукционизма, с большим трудом изживаемого в отечественной психологии. О некоторых из них упомянуто в главе, посвященной истории психодиагностики.

    2)Определение психодиагностики как науки и практики постановки психологического диагноза, но уже с дополнением, в котором указывается на то, что это означает выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков, встречаем и во втором издании «Психологического словаря» (1996).

    В «Основах психодиагностики» под редакцией А. Г. Шмелева (1996) встреча ем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на уже известную нам связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распознания индивидуальных психологических особенностей чело века».

    Таким образом, большинство исследователей признают то, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов рас познания индивидуально психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями неблагополучия или отсутствия такового. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами (стандартизированными мерилами индивидуально психологических особенностей), но также с качественными (нестандартизированными) оценками личности. Важно также учитывать и то, что психодиагностика не вспомогательная, обслуживающая дисциплина, своего рода технология, но полноправная наука, изучающая природу индивидуальных разли чий. Учитывая разные трактовки психодиагностики, мы предлагаем определить ее следующим образом:

    Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально*психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

    В течение более чем векового развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики. Первыми интерес к методикам исследования личности и интеллекта, еще на этапе формирования науки об индиви- дуально психологических различиях, проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики — образовательной и клинической.

    Образовательная психодиагностика1 не только широко использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности). Клиническая пси ходиагностика направлена на изучение индивидуально психологических особенностей больного (структурно динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и сома тического заболевания. Как образовательная, так и клиническая психодиагностика — те области общей психодиагностики, в которых сегодня выполнен наиболее значительный объем исследований.

    Помимо названных областей следует выделить профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик. В последнее время все более активно разрабатываются вопросы, связанные с оценкой окружающей среды, следовательно, в числе областей необходимо назвать и психодиагностику окружающей среды, которая направлена на оценку таких сфер жизнедеятельности личности, как семья, работа и учеба (подробнее см. в разделе 2.8.3). Каждая из областей не только заимствует принципы и методики исследования общей психодиагностики, но и оказывает на нее развивающее воздействие.

    Связь с другими областями психологической науки.

    Психодиагностика и смежные направления исследований

    Психодиагностика — область психологической науки, а поэтому в той или иной мере связана со всеми ее отраслями. В известном смысле, несмотря на самостоятельность, психодиагностика зависит от развития общепсихологической теории. Однако существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что, как уже упоминалось ранее, в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим. Об этом и пойдет речь в этом разделе.

    .Психодиагностика и дифференциальная психология

    Нередко в зарубежной и отечественной литературе высказывается мнение о том, что проблема теории индивидуальных различий — прерогатива особой области исследований — дифференциальной психологии. На рубеже XIX и XX вв. выдающийся немецкий психолог Вильям Штерн ввел это понятие для обозначения науки «о существенных различиях в психических функциях и свойствах»1. Со времен В. Штерна не многое изменилось в понимании дифференциальной психологии, она и поныне определяется как направление, которое «в целом занимается изучением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс»2.

    Когда речь заходит об истоках дифференциальной психологии, фактически все исследователи единодушны в ссылках на Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых, известных в то же время как основоположники тестирования (Allport, 1949; Anastasi, 1958; и др). Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как «мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза» (А. Г. Шмелев, 1996). Тем самым психодиагностика как область исследований сводится к организации процесса измерения тех явлений, психологическая природа которых изучена (изучается) другой наукой.

    Вряд ли есть необходимость говорить о том, что психодиагностика, отделенная от психологической теории, обречена на кризис. История психодиагностики

    Психодиагностика как наука

    тому яркое подтверждение. Успехи диагностики (измерения и оценки) определя ются прежде всего степенью разработанности теории измеряемого явления. Это хорошо видно на примере измерения интеллекта. Для появления эффективных тестов потребовалась смена теоретических представлений о его природе. В свою очередь, создание более эффективных тестов порождает новое знание о тех явле ниях, которые измеряются.

    Отрывая психодиагностику (понятую как практику тестирования) от дифференциальной психологии (понятую как теория, объясняющая индивидуально психологические различия), эту область исследований лишают теоретического фундамента, а тем самым статуса науки. Показательно, что видные (обычно причисляемые к таковым в области дифференциальной психологии) зарубежные специалисты не склонны рассматривать психодиагностику в качестве самостоятельной области, полагая ее лишь как «приближение к пониманию поведения» (Anastasi, 1958). Разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственный характер, в действительности они органично дополняют друг друга, образуя единое целое.

    Итак, исследования в той области, которую В. Штерн назвал дифференциальной психологией, ко времени приобретения этого названия уже шли полным хо дом во многих странах мира. По существу, он предложил иное (и, на наш взгляд, более удачное) название психологическому тестированию. Таким образом, Штерну ошибочно приписывается роль основоположника науки об индивидуальных различиях, однако это не умаляет его вклада в ее развитие.

    Психодиагностика и психометрия

    Психометрия — понятие, с которым часто сталкиваемся, как только речь заходит о психологических тестах, тестировании. Уже было отмечено, что понятие это введено Вольфом (1734), указавшим на возможность измерения в психологии. Од ним из первых измерений в экспериментальной психологии было измерение времени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений (разумеется, существуют и другие, менее распространенные определения психометрии. Достаточно вспомнить Ф. Гальтона, считавшего таковой измерение ума. Этот термин, наконец, используется в парапсихологии). Показателен «Словарь XX века»1 определяющий ее как «область психологии, имеющую дело с изменяемыми факторами». При таком подходе психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных.

    Известно, что создание любого психологического инструмента измерения требует неукоснительного соблюдения определенных требований (см. об этом гл. 3). Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие им устанавливается путем применения математико статистических процедур. Совершенствование математико статистического аппарата, его разработка, в свою очередь, связаны с конструированием все новых и новых тестов, решением задачи.
    Психодиагностика и смежные направления исследований
    обеспечения их эффективности1. Психометрическое направление, таким образом, получает свое преимущественное развитие в психологическом тестировании. Отсюда неудивительно, что в ряде случаев психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются. Подтверждает сказанное широко употребляемый термин психометрические тесты, под которыми понимаются стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность, методики, удовлетворяющие принципам измерения. Это, в частности, является основанием отделять психометрические тесты от проективных методик, так как применительно к последним классические требования, задаваемые теори ей измерения, зачастую не могут быть удовлетворены.

    Благодаря развитию психологического тестирования, уже в 1920–1930е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальны ми различиями, определяя и обосновывая требования к их измерению. Исходя из вышесказанного очевидна целесообразность использования наряду с понятием психометрии понятия более узкого, определяющего не всю область психологических и психофизиологических измерений, а только ту, которая связана с измерением, осуществляемым с помощью тестов. В качестве такового в ряде работ используется понятие дифференциальная психометрия. Хотя этот термин можно признать не совсем удачным, сегодня было бы излишне введение нового, так как он может стать причиной путаницы в складывающейся системе понятий пси ходиагностики.

    Психодиагностика и психологическая оценка

    В 1970 е гг. в области индивидуальных различий все более употребительным становится термин, который к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США почти полностью вытеснил термин «психологическое тестирование». Это — психологическая оценка (psychological assessment).

    Термин «психологическая оценка» использовался во время Второй мировой войны группой американских психологов и психиатров, занятых отбором «рыцарей плаща и кинжала». Первое употребление этого термина в психологической литературе — название книги, описывающей эту весьма специфическую программу отбора, — The Assessment of Men (Office of Strategic Services, 1942). В 1953 г. в «Ежегодном психологическом обозрении» (США) появился раздел «Теория и техники оценки». После этого термин «оценка» начинает использоваться психологами все чаще.

    Этот термин получил в последнее время достаточно широкое распространение, приобрел официальный статус, подтверждением чему служат многочисленные руководства, различные журналы, посвященные проблемам психологической оценки. «Краткая психологическая энциклопедия» раскрывает содержание этого понятия через цель, которая заключается в изучении (оценивании) индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность

    1Впечатляют успехи в разработке математико статистических процедур в психологическом тестировании. От гальтоно-пирсонского коэффициента корреляции до факторного анализа (подчеркнем, зародившегося в психологических исследованиях) — такой путь проходит психометрия с конца XIX до 20 х гг. XX в.

    Психодиагностика как наука

    к обучению и т. д.). В вышеупомянутой энциклопедии указывается на то, что нужно проводить различия между психологической оценкой и тестированием. Оценка — это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п. Тестирование — это измерение психологических характеристик с помощью процедур, основанных на воспроизведении неких поведенческих реалий. При этом отмечается, что психологическая оценка имеет более давление исторические прецеденты (ссылаются на уже известные читателю из истории психодиагностики системы отбора чиновников в Древнем Китае и т. п.). Таким образом, психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Оценка производится с помощью не только тестов. В то же время, если проанализировать содержание руководств и журналов по психологической оценке, то легко убедиться, что это понятие чаще всего выступает в качестве синонима психологическому тестированию, охватывающему весь спектр психологических измерений: от психических функций до личности. Тем не менее появление и распространение термина «психологическая оценка» — это следствие осознания исследователями того факта, что познание индивидуально психологических раз личий, столь тесно связанное с тестами, ими не ограничивается.

    В последние годы появился новый термин позитивная психологическая оценка. Под ней понимается система оценки (измерения) оптимального (здорового) функционирования и жизненного успеха личности. Авторы термина исходят из идей позитивной психологии, обращенной в первую очередь к силам и достоинствам человека, таким, например, как альтруизм, смелость, честность, обязательность, радость, здоровье, ответственность и хорошее настроение. Несмотря на дав нее желание исследователей и практиков (школьных психологов, социальных работников, психотерапевтов, психиатров) знать ресурсы личности, ее сильные стороны, стандартизованные средства (методики) их оценки оставались недостаточно разработанными. В области психологической оценки господствует «нега тивная тенденция», предполагающая обнаружение прежде всего «ненормальных аспектов функционирования» личности при недостаточном внимании к окружающей среде (Saleebey, 2001; Wright & Fletcher, 1982 и др.). Поэтому западными коллегами разработана модель позитивной оценки, в которой делается акцент на сбалансированности информации о «силе и слабостях клиента», обращается внимание на воздействия окружающей среды и иные аспекты оценивания (S. Lopez, C. Snyder, H. Rasmussen, 2003 и др.). Помимо тестов (стандартизированных процедур) развивается внетестовая диагностика, связанная с качественными оценками. В этом смысле понятие психологической оценки близко ранее предложенному нами предмету психологической диагностики.
    написать администратору сайта