Главная страница
Навигация по странице:

  • Должность: учитель русского языка и литературы Категория: высшая ПЛАН УРОКА: ТЕМА: Николай Алексеевич Некрасов «Школьник»

  • ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Обучающая

  • 2. Развивающая

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Этапы работы Время

  • ХОД УРОКА: I. Организационный момент. Приветствие. (2мин)

  • 2. Психологический настрой

  • Постановка цели, общей исследовательской задачи. (2мин)

  • III. Осмысление . 1. Работа в группах. Постановка частных исследовательских задач для групп.

  • 2. Обсуждение выводов, сделанных школьниками в ходе исследования.

  • 3. Слово учителя о Н.А.Некрасове.

  • 4. Слушание стихотворения

  • Котомка

  • Четвертачок

  • Поприще (высокое

  • Или, может, ты дворовый

  • Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей, и Божьей воле Стал разумен и велик.

  • 7. Индивидуальное задание

  • Урок по русской литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Школьник". Урок по русской литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотвор. План урока тема Николай Алексеевич Некрасов Школьник


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеПлан урока тема Николай Алексеевич Некрасов Школьник
    АнкорУрок по русской литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Школьник"
    Дата17.09.2017
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУрок по русской литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотвор.doc
    ТипПлан урока
    #32350
    КатегорияРусский язык и литература





    ФИО учителя: Темиркасова Шекер Мурзагалиевна

    Стаж работы: 33 года

    Место работы: КГУ «№ 9 жалпы орта білім беру мектебі» Мунайлинского района

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Категория: высшая

    ПЛАН УРОКА:

    ТЕМА: Николай Алексеевич Некрасов «Школьник»

    ЦЕЛЬ УРОКА: Кратко ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова и его стихотворением- напутствием «Школьник»; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни детей;
    ЗАДАЧИ УРОКА:

    1. Обучающая: формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования;

    2. Развивающая: развивать умения применять знания на практике, развивать психические процессы: память, речь, внимание, мышление;

    3. Воспитательная: на основе стихотворении воспитание любви к учебе и интереса к предмету.
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Уметь раскрыть идейно-художественное содержание стихотворения , отношение поэта к крестьянским детям;

    Знать содержание стихотворения
    ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 8 класс
    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Критическое мышление, диалоговое обучение, работа с группой ; групповые, индивидуальные приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова; беседа по вопросам; исследование, проводимое учащимися;

    анализ текста.
    ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный комплекс, презентация, репродукции картин  В. Маковского, грамзапись стихотворения Н. Некрасова "Школьник"; толковые словари, маркеры, фломастеры, листы формата А4, А3, магниты, раздаточный материал, лист успеха.
    ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Раздаточный материал (тексты, карточки с заданиями).

    План урока с хронометражем:




    Этапы работы

    Время

    I.

    Организационный момент.

    1 мин

    II.

    Вызов.




    1

    Прием «Кластер»

    3 мин

    2

    Психологический настрой:

    1 мин

    3

    Постановка цели, общей исследовательской задачи.

    2 мин

    III

    Осмысление.




    1

    Работа в группах. Постановка частных исследовательских задач для групп.

    2 мин

    2

    Обсуждение выводов, сделанных школьниками в ходе исследования.

    7 мин

    3

    Слово учителя о Н.А.Некрасове.

    3 мин

    4

    Слушание стихотворения (грамзапись).

    2 мин

    5

    Словарная работа по тексту стихотворения и диаграмма Венна

    7 мин

    6

    Анализ стихотворения.

    7 мин

    7

    Индивидуальное задание

    2 мин

    IV.

    Оценивание

    5 мин

    V.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

    2 мин

    VI.

    Домашнее задание.

    1 мин


    ХОД УРОКА:

    I. Организационный момент. Приветствие. (2мин)

    - Проверка готовности учащихся к уроку.

    - Психологический настрой на работу

    II. Вызов.

    1. Прием «Кластер» (3мин)

    - Что такое детство?
    - С какими словами оно ассоциируется?

    Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель тоже может предложить свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).

    - Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно).

    2. Психологический настрой:

    Всех вас ,ребята, можно назвать счастливыми детьми. Наше государство заботится о вас и делает все, чтобы вы были грамотными детьми: строит школы, дает бесплатно учебники, оснащает школы компьютерами, интерактивными досками. Ваша задача- учиться и вырасти достойными гражданами своей страны. . Я желаю вам, чтобы ваша жизнь была такой же светлой и радостной как ваше детство.

    3. Постановка цели, общей исследовательской задачи. (2мин)

    -Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока: НАКОЛИЙАСЕЛЕВИКЕЧНВОЕКАРС «ЛЬШКОИНК»

    (НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ «ШКОЛЬНИК»).

    -Подумайте, что вы нового узнаете на уроке и чему можете научиться? (дети ставят задачи):

    - узнаем о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;

    - познакомимся со стихотворением Некрасова;

    - будем совершенствовать выразительное чтение.

    Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова «Школьник», работая в группах, мы будем исследовать тексты русских писателей и картины живописцев XIX века. Все это мы будем делать для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства.

    III. Осмысление.

    1. Работа в группах. Постановка частных исследовательских задач для групп.

    • 1 группа - «Художественные критики».

    • 2 группа – «Литературные критики».

    • 3 группа - «Переводчики»

    • 4 группа – «Лингвисты»

    2. Обсуждение выводов, сделанных школьниками в ходе исследования.

    • 1 группа представляет выставку картин с их анализом.

    • 2 группа рассказывает, как представлена тема крестьянского детства в произведениях писателейXIX века.

    3. Слово учителя о Н.А.Некрасове.

    Родился  Николай Алексеевич Некрасов 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей.

    Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям.

    Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.

    Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.

    Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.

    1838– 1841 гг. для Некрасова были очень тяжелыми. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).

    Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.

    Конечно, это отразилось и в его творчестве. Послушаем стихотворение “Школьник”.

    4. Слушание стихотворения (грамзапись).

    -Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сожаления , печали, грусти )

    5. Словарная работа по тексту стихотворения:
    -3 группа представляет словарную работу. А теперь дадим слово нашим переводчикам.

    Найдите в словаре значения слов:

    Котомка(устар.) –сумка, носимая за плечами

    Грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп.,

    Дьячиха – жена дьячка – низшего церковного служителя.

    Четвертачок равен 25 копейкам

    Дворовыйдворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.

    Поприще(высокое) - область деятельности,мир, участок

    - Как вы думаете, почему в тексте много просторечных слов? (Герой стихотворения – крестьянский мальчик, который пошел учиться).

    - Назовите несколько просторечных слов (батька, котомка, не стыдись)

    - Как вам кажется. Как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко).

    Еще 3 группа подготовила диаграмму Венна

    6. Анализ стихотворения.

    4 группа работала с текстом этого стихотворения.

    - Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения. Какой изображена дорога? (“Невеселая дорога”)

    - От какого лица идёт повествование ?(от первого –« вижу я в котомке книжку», »знаю…».)

    - Как называется речь одного лица? (Монолог- автора)
    - Да, стихотворение представляет собой монолог. Ребята, согласны ли вы, что это напутствие мальчику?
    - Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Напутствие(книжное)- слова, пожелания, отправляющемуся в путь.)
    - Найдите напутственные слова, сказанные мальчику( «..не робей, не стыдися, не пропадёшь, Знай, работай, да не трусь»…)

    - Каким изображен герой стихотворения?

    - Как он выглядит, как одет?

    - Кто помог мальчику собраться в город на учебу?

    - Что можно сказать о материальном положении семьи?
    Далее поэт предполагает:

    Или, может, ты дворовый

    Из отпущенных?.. Ну, что ж!

    - Ребята, кого называют дворовым?

    - Обратите внимание на следующую строфу:

    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей, и Божьей воле
    Стал разумен и велик.

    - Кого имеет в виду автор в этих строчках? Послушаем небольшое сообщение об истории создания стихотворения (Ломоносова). 


    7. Индивидуальное задание
    - Одного из голодных ,оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова , великого «архангельского мужика», который . желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Проводя лето в местах, которые хранят память о великом человеке, он создал стихотворение «Школьник»

    - Найдите в тексте синоним к слову дорога.(“Это многих славных путь”).

    - Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?

    -Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.

    - Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

    История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа – именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов.

    - Какие эпитеты использует поэт для характеристики представителей простого народа и для описания представителей знати?

    - Каких строках заключена основная мысль?(В них заключена основная мысль стихотворения).

    - Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?

    IV. Оценивание

    - Оцените свою работу на уроке.

    - Что было трудным?

    - Что легко удавалось выполнить?
    V. Рефлексия. Подведение итогов

    Чтобы стать умным, грамотным, образованным человеком, нужно много учиться, запастись терпением и обладать силой воли.Только тогда вы можете добиться своей цели в жизни.Сейчас мы с вами живем в ХХІ веке. У вас есть большие возможности получить знания. Чтобы не расставаться на грустных нотках о несчастливом детстве подростков  того времени, посмотрим слайды  о счастливом  детстве нашего подрастающего  поколения. /слайды сопровождаются песней «Как прекрасен этот мир!»/
    VI. Домашнее задание:

    Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

    1. З.И.Боранбаева, Р.С.Сверчкова «Литература 8 класс» Алматы «Білім» 2016

    2. «Литература.Справочные материалы».  Анищенко Г.А М.: 2012.

    3. «Уроки литературы. 5-11 классы. Организация и творческая работа». В.: 2009.


    4. http://info-shkola.ru/shkolnik-nekrasov-analiz/

    5. http://ilibrary.ru/text/1076/p.1/index.html

    6. http://literatura5.narod.ru/makovsky.html
     

    написать администратору сайта