Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ТНР

  • 1.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы.

  • План работы учителя логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеПлан работы учителя логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом
    Дата06.11.2018
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTNR_5-6.pdf.pdf
    ТипПлан работы
    #55502
    страница1 из 3
      1   2   3


    2 Содержание Разделы Содержание разделов Страница
    1. Целевой Пояснительная записка Цели, задачи, принципы и подходы реализации Рабочей программы.
    1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ТНР. Планируемые результаты освоения Рабочей программы
    3 4
    6 7
    2. Содержательный
    2.1. Описание образовательной деятельности по образовательной области Речевое развитие.
    2.1.1. Перспективно-тематическое планирование по реализации образовательной области Речевое развитие в старшей комбинированной группе для детей с ТНР
    2.2. Особенности организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности.
    2.3. Формы и средства организации образовательной деятельности
    2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
    2.5. План работы учителя - логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом.
    7 11 20 21 22 23 3. Организационный
    3.1. Описание материально-технической базы рабочей программы, обеспеченность методической литературой и средствами обучения и воспитания.
    3.2. Организация режима пребывания детей в группе.
    3.3. Организация образовательного процесса по коррекционной работе
    3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Список литературы
    24 26 28 28 31

    3
    I
    .
    ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН Оправах ребѐнка», Закона РФ Об образовании, Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно- развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии. В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учѐтом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. В МАДОУ Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях комбинированных групп. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностями индивидуальным особенностям детей. В основу логопедической работы (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены программы Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием старшая группа. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М 2016. Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М 2016. Программа коррекционного обучения и воспитание детей летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М 2016. Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в комбинированных группах детского сада и не "предполагают использование новых методов, приѐмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этими обусловлена значимость написания рабочей программы, применение

    4 которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу позволит своевременно, то есть ещѐ до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой
    МАДОУ, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшей группы детского сада с ТНР. Основными нормативными документами рабочей программы являются Федеральный закон от г № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Устав МАДОУ Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино».
    • «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
    СанПин № 2.4.1.3049-13». Цели, задачи, принципы и подходы реализации Рабочей программы Цель программы Создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребенка в условиях деятельности групп комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ (дети с нарушения речи. Основные задачи коррекционного обучения Устранение дефектов звукопроизношения воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи старших дошкольников. Теоретической и методологической основой программы являются положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в

    5 психическом развитии ребенка учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Содержание программы коррекционной работы определяют принципы Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой в интересах ребѐнка.

    Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, те. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с речевыми нарушениями, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

    Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
    Направления работы Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ (речевыми нарушениями) в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

    консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий

    6 обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

    информационно
    - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями законными представителями, педагогическими работниками.
    Программа предназначена для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, ОНР III и IV ур. речевого развития в условиях комбинированной группы. Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
    1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ТНР Общее недоразвитие речи
    - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики. Старшую группу посещают 9 детей с ТНР с диагнозами Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 6 детей Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 2 ребенка.
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 ребенок.
    1.2.1 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития. У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными переносным значением, незнание названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно - следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и

    7 звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняю
    1.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы.
    Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год. Результаты мониторинга находят отражение
    - в Экране звукопроизношения» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка в речевых картах
    - в ежегодном аналитическом отчете коррекционной работы учителя- логопеда МАДОУ. Ожидаемый результат. В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы
    · фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи
    · правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи
    · пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ
    · владеть элементарными навыками пересказа
    · владеть навыками диалогической речи
    · владеть навыками словообразования образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных
    · грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно
    · использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
    - достижение каждым ребѐнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым

    8 недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Данная программа считается эффективной, если наконец учебного года исправлено звукопроизношение у 70 % дошкольников.
    II
    .
    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Описание образовательной области Речевое развитие для детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности Образовательная область Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи развития речи для детей с ТНР: формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. Основные направления работы по развитию речи дошкольников являются Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия сними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов породам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и

    9 предложений. Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговори поддерживать его, отвечать на вопросы испрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Формирование элементарного опознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму. Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОНР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребѐнок правильно и чѐтко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребѐнка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у дошкольников с нарушениями речи осуществляется во всех видах деятельности игра, занятия по физическому развитию, изобразительная деятельность рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка и др в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
    Включенность в эту работу детей с ТНР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий выбирать произведения с учетом степени его доступности и близости

    10 содержания жизненному опыту детей предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты организовывать драматизации, инсценировки демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур проводить словарную работу адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учѐтом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями предлагать детям отвечать на вопросы предлагать детям разные виды работы подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения.
    Имеющиеся нарушения определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ТНР. Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ТНР. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форму детей с ТНР создаем специальные условия – разработки грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др. Преодоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с ТНР различных категорий, возможно при помощи специалиста, учителя-логопеда.

    11
      1   2   3
    написать администратору сайта