Главная страница
Навигация по странице:

  • Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм

  • Эмоциональный копинг-механизм

  • Поведенческий копинг-механизм

  • психология. доклад психология. Первая часть


    Скачать 20.07 Kb.
    НазваниеПервая часть
    Анкорпсихология
    Дата14.01.2020
    Размер20.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад психология.docx
    ТипДокументы
    #104066

    Подборка по базе: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 ЗаданиеИностранный язык. Английский. Част, ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА №1Иностранный язык. Английский. Часть 3 (заочн, Демовариант к экзамену_ Часть1.doc, Проектирование освещения является частью курсового и дипломного , Аппаратная часть компьютера.docx, Аппаратная часть компьютера.docx, ГДЕ ВЗЯЛА 3 ЧАСТЬ.rtf, ЛЕКЦИИ Курс лекций по патофизиологии. Часть 1..docx, 1аналит часть.doc, Практическая часть. Задачи 250 часов.docx.

    (Первая часть)

    Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты. Копинг-стратегии это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации и удержать психологическое равновесие.

    Копинг-стратегией является поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса. Вызвать стресс может всё что угодно: как отрицательное, так и положительное событие. Различают два вида стресса – эустресс и дистресс. Первый не опасен, а наоборот способствует активации жизненных сил организма и подталкивает к принятию важных решений. Дистресс несёт разрушающее влияние, именно для его снятия используется копинг.

    Термин был введен Л. Мерфи в 60-х годах XX века при изучении детской психологии и получил свое развитие благодаря вначале психологу Ричарду Лазарусу, а затем и другим ученым, изучающим пути преодоления негативного воздействия стрессов на организм. Русская психологическая школа для определения явления использует сходное понятие: «переживание», «совладающее поведение».

    Ситуацию как стрессовую определяет сам для себя каждый индивид. Условия окружающей среды, для одного человека являющиеся нормальной незаметной нагрузкой, для другого могут стать почти непреодолимой преградой для самореализации и жизнедеятельности. Стрессовая для конкретного человека ситуация всегда вызывает у него тревогу, эмоциональную нестабильность, психологический и часто физиологический дискомфорт. В таких условиях психологическая адаптация личности происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.
    На данный момент разработано несколько классификаций копинг-стратегий. Самой известной является классификация, разработанная Р. Лазарусом совместно с Сьюзан Фолкман и разделяющая стратегии два основных типа:

    1. Проблемно-ориентированный копинг (преобразование внешней ситуации) — преодоление стрессовой ситуации происходит за счет переосмысления проблемы, поиска информации о ней и путей решения. Позволяет во многих случаях избежать необдуманных действий и импульсивных поступков.

    2. Эмоционально-ориентированный копинг (преобразование внутренней ситуации) — направлен на изменение отношения к проблеме разными способами, снижающими эмоциональное напряжение, но не способствующими прямому ее решению.

    Одна из наиболее простых и удачных методик по выявлению базовых копинг-стратегий разработана Дж. Амирханом («Индикатор копинг-стратегий») и включает три основные группы копинг-стратегий:

    1. Разрешение проблемы — стратегия подразумевает максимальное использование человеком своих возможностей для решения проблемы.

    2. Избегание проблемы — стратегия включает в себя различные формы избегания контактов с окружающей средой с целью уйти от проблемы как в пассивной форме (употребление психоактивных веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов), так и в активной (совершение суицида).

    3. Поиск социальной поддержки — стратегия предполагает активные действия по получению помощи от социального окружения.

    (Вторая часть)

    Существует масса копинг-стратегий, из которых каждый индивидуум под воздействием определенного стрессового фактора формирует собственный комплекс. Среди них могут находиться как продуктивные формы (эффективные и адаптивные), помогающие выйти из стрессового состояния, так и относительно продуктивные и непродуктивные.

    Р. Лазарус и С. Фолкман в своей тестовой методике опираются на восемь преобладающих копинг-стратегий:

    1. Планирование будущих действий, направленных на решение проблемы, критический анализ ситуации, разнообразные предпринятые усилия.

    2. Конфронтационная стратегия. Попытки разрешить сложную ситуацию через конфликты, упорное отстаивание собственных интересов и враждебность. Используя эту стратегию в конфликтной ситуации, индивидуум испытывает трудности с планированием и часто плохо представляет последствия своих действий.

    3. Принятие ответственности за проблему на себя. За переоценкой собственной роли в возникшей ситуации следуют попытки исправить тяжелую ситуацию.

    4. Самоконтроль. Индивидуум сохраняет хладнокровие, контролируя свои эмоции и действия.

    5. Поиск положительных аспектов в результате возникшей стрессовой ситуации.

    6. Обращение за помощью к окружающим: либо к родным и близким людям, либо к власть имущим и широкой общественности — в зависимости от стрессового фактора.

    7. Дистанцирование от проблемы, то есть отдаление от ситуации, уменьшение ее значимости при помощи разных способов.

    8. Избегание проблемы, бегство от трудностей.
    Диагностика копинг-стратегий, которую создал Эдгар Хайм, позволяет подробно проанализировать стиль и продуктивность стратегий конкретного человека. Тест исследует 26 ситуационно-специфических типов реагирования с разделением их на три основные сферы психической деятельности личности и четким указанием их продуктивности в решении проблемы:

    Когнитивный (переосмысливание, анализ) копинг-механизм:

    1. Продуктивные стратегии: проблемный анализ.

    2. Относительно продуктивные: игнорирование, сознательное стремление скрыть проблему или ее преуменьшение, сохранение самообладания, сравнение своей проблемы с проблемами других и вывод о ее незначимости, наделение проблемы особым смыслом (проблема как способ самосовершенствования).

    3. Непродуктивные: смирение, растерянность.

    Эмоциональный копинг-механизм:

    1. Продуктивные стратегии: оптимизм.

    2. Относительно продуктивные: протест, пассивная кооперация (индивидуум доверяет решение своих проблем другим).

    3. Непродуктивные: эмоциональная разрядка (выход эмоций), подавление эмоций, покорность (состояние безнадежности), самообвинение, агрессивность.

    Поведенческий копинг-механизм:

    1. Продуктивные: сотрудничество.

    2. Относительно продуктивные: отвлечение (погружение в работу, хобби), альтруизм (решение чужих проблем для отвлечения от собственных), компенсация (отвлечение и успокоение с помощью лекарственных препаратов, еды, алкоголя), конструктивная активность (осуществление давней мечты).

    3. Непродуктивные: активное избегание проблемы (сознательное нежелание думать и анализировать), отступление (самоизоляция от других людей).

    (На двоих )

    Исследования показали достаточное влияние определенных копинг-стратегий на повышение и понижение успешности и эффективности отдельной личности. Так, копинговые реакции, сфокусированные на проблеме, связаны с более низким уровнем отрицательных эмоций. У детей, мало применяющих проблемно-ориентированный копинг, больше сложностей в адаптации, а применение эмоционально-ориентированного копинга часто связано с серьезными проблемами в поведении и повышением уровня тревожности и депрессии. Эффективными и положительно влияющими на адаптацию признаны активное решение проблемы и поиск социальной поддержки.

    Стоит отметить, что в зависимости от характерных особенностей личности и тяжести стрессового фактора некоторые копинг-механизмы могут существенно улучшить или ухудшить развитие ситуации. Например, в некоторых случаях обычно непродуктивная эмоциональная разрядка необходима, и за ней следует гораздо более спокойный анализ ситуации. И наоборот, относительно продуктивные протест и игнорирование, принимая неадекватные и гипертрофированные формы, могут повлечь за собой расширение и углубление кризиса, а также вовлечение в него новых факторов.


    написать администратору сайта