Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Восточные славяне и их соседи в древности

  • 3. Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности

  • история. Ответы на вопросы по курсу Отечественная история


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по курсу Отечественная история
    Анкористория.doc
    Дата03.05.2017
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория.doc
    ТипДокументы
    #6769
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Ответы на вопросы по курсу «Отечественная история»

    1. Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

    Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

    Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

    Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

    Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

    Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

    Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

    К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

    Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления - формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения - локальные цивилизации. В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей. Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: «Бедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, которое привело к упрочению авторитарной власти».

    Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития - формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

    Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

    Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая. Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

    Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

    Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

    Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
    2. Восточные славяне и их соседи в древности

    Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы - западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян. Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню.

    В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в «Повести временных лет» (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с их прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

    Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнине: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

    Соседями славян на востоке были кочевые народы (степняки) - половцы, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге - с Византийской империей. С VII в. восточными соседями Киевской Руси стали Волжская Булгария, Хазарский каганат.

    Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина. С появлением имущественного расслоения на смену родовой общине пришла соседская (территориальная) – вервь. Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль. У славян была распространена охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.

    Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь «из варяг в греки», связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

    Политической основой союзов восточнославянских племен являлась «военная демократия» - переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди - князья, которые осуществляли управленческие и военные функции.

    Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

    Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы – языческие жрецы. Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств). С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись Сварогу - богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем большую роль начинает играть Перун - бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес (Волос) - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь - богиня плодородия и др. Среди покровителей славян были и боги низшего порядка – домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.
    3. Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности

    Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

    Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

    Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

    На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

    На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

    Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

    Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

    События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

    Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

    Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

    В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

    Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

    Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

    Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

    Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

    Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

    Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17