Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы анестезиологии в детской стоматологии.

  • Премедикация.

  • Выбор метода и доз лекарственных препаратов.

  • Особенности проведения анестезии у детей.

  • Подготовка к проведению анестезии и стоматологических вмешательств.

  • Основные задачи обезболивания в детской стоматологической поликлинике

  • Осложнения при проведении местной анестезии.

  • Черкасских А.В, 44б. Особенности выбора метода и средства для местного обезболивания у детей при выполнении амбулаторных вмешательств в полости рта. Виды вмешательств. Осложнения.


    Скачать 81.52 Kb.
    НазваниеОсобенности выбора метода и средства для местного обезболивания у детей при выполнении амбулаторных вмешательств в полости рта. Виды вмешательств. Осложнения.
    Дата19.03.2019
    Размер81.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧеркасских А.В, 44б.docx
    ТипРеферат
    #70955

    Подборка по базе: Экономическое значение метода двойной записи на счетах_курсовая., реферат Особенности народной хореографии Плотникова.doc, 2. Особенности исторического развития России..doc, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала де, СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННОГО МОНОНУКЛЕОЗА.pdf, Диплом Оборотные средства предприятия.docx, Современные средства коммуникации обеспечивают возможность общен, 2.2 Устройство и конструктивные особенности крана.doc, Идейно-теоретические и исторические особенности русской философи, доклад пути и средства обеспечения безопасности в современном ми.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

    Реферат на тему:

    «Особенности выбора метода и средства для местного обезболивания у детей при выполнении амбулаторных вмешательств в полости рта. Виды вмешательств. Осложнения.»


    Выполнила:

    студентка 44 гр.

    Стоматологического факультета

    Черкасских А.В,

    Проверил:

    Ассистент, Порубова Е.С.

    Оренбург, 2019

    Принципы анестезиологии в детской стоматологии.
    Анестезиология в значительной степени способствует развитию стоматологии детского возраста, позволяет расширить объем и характер проводимых лечебных мероприятий как в хирургических, так и в терапевтических отделениях поликлиник и стационаров. В настоящее время трудно себе представить работу детских стоматологов без хорошо организованной анестезиологической службы, обеспечивающей эффективное и безопасное обезболивание, интенсивную терапию и реанимацию.

    Анестезиология и реаниматология, являясь самостоятельной дисциплиной, тесно связаны с другими разделами медицины, в значительной степени способствуют их развитию, обеспечивая анестезиологическое пособие и интенсивную терапию пациентов с различными заболеваниями.

    Особенно важно обеспечение эффективного анестезиологического пособия и интенсивной терапии в педиатрической практике. Естественно, что реализация общих закономерностей и принципов анестезиологии и реаниматологии в педиатрической практике зависит от анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и довольно значительных различий в характере патологических процессов у детей. Все это и определяет специфику детской анестезиологии и реаниматологии. Эта специфика касается всех разделов дисциплины, деонтологических проблем, методики проведения и выбора анестезии, интенсивной терапии и реанимационных манипуляций, дозировок различных препаратов и многих других аспектов.

    В данном разделе изложены общие принципы и особенности обезболивания в период детского возраста при различных стоматологических вмешательствах у детей в условиях поликлинического приема и лечения в стационаре.

    В ответ на любое лечебное воздействие у ребенка может возникнуть стрессовая реакция, обусловленная психоэмоциональным напряжением, страхом, психической травмой, болевым синдромом, изменениями гомеостаза: нарушением дыхания и гемодинамики, обменных процессов, биохимическими сдвигами, кровопотерей.Любой отрицательный момент: шум или вибрация бормашины, вид инструментов, следы крови на тампоне, болевой раздражитель — вызывает негативную реакцию ребенка, степень которой зависит от его индивидуальной психологической реактивности.

    Таким образом, главной задачей анестезиологии у детей является обеспечение спокойного поведения ребенка, независимо от характера и объема вмешательства, психического и вегетативного статуса, болезненности и травматичности стоматологических манипуляций.

    При оказании стоматологической помощи ребенку на амбулаторном приеме возникает проблема адекватной анестезии. Одним из первых условий, которые стоят перед детским врачом-стоматологом, является безболезненность проводимых вмешательств. У детей отмечается стойкая память на боль, и сформированное в детстве отрицательное отношение к лечению зубов сохраняется иногда на всю жизнь. Стоматологическое вмешательство под любой анестезией должно осуществляться только с согласия родителей. Нельзя уговаривать родителей проводить ту или иную анестезию, ни в коем случае нельзя обещать быстрый и благоприятный исход, отсутствие побочных реакций и осложнений. Наоборот, родители детей, психически неуравновешенных, с сопутствующей соматической патологией, должны быть предупреждены о длительности вмешательства, возможных осложнениях и их исходе. Следует дать им четкие разъяснения о необходимости выбора того или иного вида анестезии. Обезболивание неотделимо от операции и в значительной мере определяет течение восстановительного периода. Проведение анестезии в стоматологии детского возраста связано прежде всего с необходимостью решения ряда вопросов, обусловленных спецификой стоматологических вмешательств при челюстно-лицевой патологии.
    Врожденные пороки лица и челюстей, заболевания ВНЧС, опухоли ЧЛО, заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта создают определенные трудности на этапах анестезиологического обеспечения и усложняют контроль за состоянием ребенка. Очень важным является выбор вида и способа анестезии в зависимости от возраста ребенка, состояния его психики и эндокринной системы, общего состояния и сопутствующих болезней, их характера и локализации, степени дыхательных нарушений, вызванных этим заболеванием, и предполагаемого плана его лечения, объема и продолжительности вмешательства, сопоставления степени анестезиологического и стоматологического риска. Вид обезболивания и способ его применения обязательно должны соответствовать планируемому объему и травматичности стоматологического вмешательства.

    Премедикация.
    Даже при применении высокоэффективных анестетиков нового поколения для обезболивания при проведении амбулаторных стоматологических вмешательств имеется необходимость в снижении психоэмоционального напряжения ребенка перед операцией и во время ее проведения.

    Под премедикацией в амбулаторной стоматологии надо понимать введение лекарственных препаратов, чаще через рот за некоторое время (30—60 мин) до местной анестезии. Премедикация может быть назначена и проведена врачом-стоматологом.

    Цели премедикации:

    • снижение психоэмоционального напряжения и болевой чувствительности;

    • предупреждение осложнений, вызываемых стрессом;

    • облегчение стоматологического лечения;

    • уменьшение вводимого количества местного анестетика;

    • проведение более длительного вмешательства под местной анестезией;

    • стабилизация показателей гемодинамики;

    • подавление рвотного рефлекса, повышенного слюноотделения и т.д.

    Противопоказанием к премедикации у ребенка может быть лекарственная непереносимость. Используя премедикацию, не следует забывать, что дети реагируют на нее в зависимости от индивидуального психоневрологического состояния.

    Наиболее эффективное действие премедикации в сочетании с местной анестезией отмечено у детей среднего и старшего возраста. У детей младшего возраста применение транквилизаторов иногда снижает мотивацию мужественного поведения и ослабляет волевые процессы.

    Все лекарственные средства, применяемые для премедикации, могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому требуется наблюдение за ребенком. Целесообразно проводить премедикацию в поликлинике, а не заранее в домашней обстановке.

    Препараты используют в возрастных дозировках. Расчет дозировки проводят по дозис-фактору. Премедикация является обязательным компонентом при общей анестезии. Премедикация при общей анестезии предупреждает и устраняет возможные осложнения и побочные реакции, связанные с анестезией и операцией.

    Основные задачи премедикации:

    1) создание психического и эмоционального покоя перед анестезией и вмешательством;

    2) облегчение введения в наркоз и снижение концентрации наркотических веществ во время наркоза;

    3) предупреждение избыточных рефлекторных влияний в ходе анестезии и операции;

    4) уменьшение саливации и секреции желез трахеобронхиального дерева.

    Премедикация у детей с челюстно-лицевыми заболеваниями не отличается от таковой, обычно применяемой в педиатрической анестезиологии. Для премедикации перед оперативным вмешательством, проводимым под общим обезболиванием, применяют М-холинолитические препараты, оказывающие антисаливационное и ваголитическое действие. Чаще всего это атропин и метацин, снотворные, транквилизаторы, нейролептики и нейроплегические препараты (дипразин, дроперидол и др.) и анальгетики. Снотворные чаще всего дают детям на ночь накануне операции, а препараты других групп за 30—45 мин до операции.

    Выбор метода и доз лекарственных препаратов.
    Дозы лекарственных препаратов, используемых в детской практике.


    Существует несколько видов местной анестезии:
    -аппликационная;
    -инфильтрационная;
    -проводниковая;
    интралигаментарная;
    -внутрикостная;
    стволовая.
    АППЛИКАЦИОННАЯ АНЕСТЕЗИЯ
    Это анестезия, обеспечивающая поверхностное обезболивание. Она осуществляется посредством распыления спрея или нанесением препарата в виде мази на слизистую оболочку участка полости рта. Наиболее часто используется 10% Лидокаин в аэрозольных баллончиках. Аппликационная анестезия показана для уменьшения чувствительности мягких тканей в месте, куда будет сделана инъекция, а также при обработке слизистой оболочки (при стоматитах и гингивитах) и вскрытии небольших нагноений. В терапевтической практике она может использоваться перед удалением минерализованных отложений в пришеечной области, а в ортопедической – при подготовке зуба к протезированию (обточке).
    ИНФИЛЬТРАЦИОННАЯ АНЕСТЕЗИЯ
    Инфильтрационная анестезия позволяет обезболить один зуб или небольшой участок слизистой. Она практикуется при удалении сосудисто-нервного пучка, а также при лечении глубокого кариеса. Инъекция, как правило, осуществляется в проекции верхушки корня. В данном случае препарат-анестетик блокирует проведение болевого импульса на уровне нервного ответвления. Чаще всего подобным образом обезболивают верхние зубы, поскольку сравнительно небольшая толщина кости верхней челюсти позволяет анестетику относительно легко проникать внутрь к нервным окончаниям.

    ПРОВОДНИКОВАЯ АНЕСТЕЗИЯ

    Она нужна, когда инфильтрационная не дает нужного эффекта или же требуется обезболить несколько рядом стоящих зубов. Также ее используют при экстирпации зубов, вскрытии абсцессов при периостите и обострении хронического периодонтита, а также при дренировании гнойного очага. Инъекция анестетика позволят временно «отключить» нервную ветвь целиком. Наиболее часто перед вмешательствами на верхней челюсти проводят туберальную и небную проводниковую анестезию (при необходимости – дополняют резцовой), а для обезболивания нижней челюсти – торусальную или мандибулярную.

    ИНТРАЛИГАМЕНТАРНАЯ (ВНУТРИСВЯЗОЧНАЯ) МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

    Часто практикуется в детской стоматологии при лечении глубокого кариеса и его осложнений, а также в тех случаях, когда зуб подлежит удалению. Инъекционное введение препарата осуществляется в периодонтальную связку, которая расположена между стенкой альвеолы и корнем зуба. Слизистые оболочки при этом не теряют чувствительности, что исключает случайное прикусывание ребенком щеки, языка или губы.

    ВНУТРИКОСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ

    Она показана при операции по экстирпации зуба. Вначале вводят обезболивающий препарат в десну, а после наступления локального онемения – в губчатый слой челюстной кости в области межзубного промежутка. При этом исчезает только чувствительность определенного зуба и небольшого участка десны. Эффект развивается практически мгновенно, но сохраняется сравнительно непродолжительное время.
    СТВОЛОВАЯ АНЕСТЕЗИЯ

    Проведение стволовой анестезии в стоматологии возможно только в условиях стационара. Показаниями к ее проведению могут служить боли высокой степени интенсивности, невралгия (в частности – лицевого нерва), а также серьезные травмы челюстей и скуловой кости. Данный вид обезболивания практикуется также перед началом хирургических вмешательств. Инъекция анестетика проводится в области основания черепа, что позволяет отключить сразу верхне- и нижнечелюстной нервы.

    Особенности проведения анестезии у детей.


    1. Тщательный сбор анамнеза у родителей ребенка. Лучше, если при первичном приеме и знакомстве с ребенком была мама, т.к. многие проблемы с общесоматическим, физическим и психо-эмоциональным развитием ребенка могут быть обусловлены особенностями родового акта и характера ведения самих родов, приведших к родовой травме костей черепа, шейного отдела позвоночника и спинного мозга. Причем эти изменения могут быть и просмотрены неврологом ранее.

    Итак, в профилактке осложнений местной анестезии имеет значение:

    -общесоматический статус и наличие сопутствующих заболеваний, определение которого позволяет соотнести ребенка к определенной группе здоровья (см. таблицу в приложении);

    -аллергологический статус,

    -характер ребенка и его актуальное психоэмоциональное настроение.

    Нужно правильно оценить психику ребенка, отвлечь его от отрицательных эмоций (см. раздел по психотерапевтической подготовке к столматологическому вмешательству работе с детьми).

    2. При инъекционном обезболивании: а) каждому ребенку следует проводить пробу на переносимость раствора анестетика; б) детям до 5 лет нельзя применять обезболивающий раствор с вазоконстриктором; рекомендуем применять раствор 3% мепивакаина без вазоконстрикторов. Например: Scandonest 3% SVC, Ультракаин Д и др; в) детям старше 5 лет желательно применять раствор анестетика с малой концентрацией вазоконстриктора (1:200 000). Например: Ultracain DS и др.

    3. У детей в возрасте 3-10 лет лучше применять инфильтрационную сосочковую анестезию, инъекции в плотные дентальные десны и внутри костную анестезию. 4. У детей старше 10-13 лет рекомендуется применение инфильтрационной анестезии в апикальной области и проводниковой (мандибулярной) анестезии.

    5.Техника обезболивания должна быть тщательно отработана, точно рассчитана доза анестетика.

    Начинающему врачу можно рекомендовать набирать в шприц только ту дозу (0,5-1 мл раствора анестетика), которую нужно ввести. Если в шприце большая доза анестетика, а ребенок неспокоен, крутит головой, то возможно введение большей, чем нужно, дозы анестетика, а это может вызвать ряд осложнений (токсическая реакция и др.).

    Подготовка к проведению анестезии и стоматологических вмешательств.


    С учетом особенностей стоматологических заболеваний у детей, ранимости детской психики и наличия сопутствующей соматической патологии подготовка к анестезии и стоматологическим вмешательствам должна складываться из нескольких этапов.

    Обследование ребенка. Подготовка ребенка к стоматологическому вмешательству под местным или общим обезболиванием должна проводиться строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, характера стоматологического заболевания и вида анестезии. Во избежание неожиданностей во время анестезии, связанных с индивидуальной повышенной чувствительностью или непереносимостью каких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анамнез ребенка у родителей, уточнить наличие у него необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выраженного аллергического статуса, склонности ребенка к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх.
    Имеет значение и семейный анамнез: данные о непереносимости ближайшими родственниками каких-либо препаратов, так как не исключено, что непереносимость фармакологических средств генетически передалась ребенку. Важно выяснить, состоит ли ребенок на диспансерном учете у других специалистов. Ясное представление об общем состоянии ребенка и жизненно важных функциях организма определяет правильный выбор вида и способа анестезии и является профилактикой возможных осложнений при проведении местного и общего обезболивания.
    Психологическая подготовка. На анестезиолога возлагается задача защитить ребенка от отрицательных
    эмоции в связи с предстоящим вмешательством. Условиями благоприятного проведения анестезии и операции являются правильный психологический подход к ребенку и надлежащий подход к родителям. Чтобы добиться спокойного поведения ребенка, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика врача-анестезиолога имеют особенно важное значение.
    Общесоматическая подготовка. В доанестезиологическом периоде она должна быть направлена на восстановление нарушенных функций. Характер лечебных мероприятий, назначение фармакологических препаратов при подготовке ребенка к анестезии и операции зависят от сопутствующих соматических заболеваний. При заболеваниях ЦНС, сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, при аллергических заболеваниях необходимы заключение специалистов (невропатолога, кардиолога, нефролога, эндокринолога, аллерголога) и выполнение их рекомендаций.
    Перед операцией (особенно в полости рта), которая должна быть выполнена под наркозом, в общесоматическую подготовку включают санацию полости рта, носа, носоглотки, так как сопутствующие заболевания в этих отделах могут быть причиной различных осложнений как во время наркоза (отрыв аденоидной ткани при назотра-хеальном наркозе, ранение миндалин, кровотечение при интубации трахеи через нос), так и в восстановительном периоде вследствие занесения инфекции из полости рта в трахею и легкие (бронхит, пневмония). Исключение составляют дети с острыми повреждениями и воспалительными заболеваниями, которых оперируют по экстренным показаниям.

    Основные задачи обезболивания в детской стоматологической поликлинике:
    1) обеспечение полноценной анестезии необходимой продолжительности;

    2) устранение психоэмоционального напряжения;

    3) спокойное поведение ребенка;

    4) наблюдение за управляемостью обезболивания;

    5) предупреждение аспирации слизью, кровью, рвотными массами и инородными телами — удаленными зубами, пломбировочными и слепочными материалами;

    6) выбор анестетика и наркотика, наименее токсичного для детей;

    7) обеспечение профилактики функциональных нарушений детского организма;

    8) быстрая реабилитация;

    9) оказание квалифицированной стоматологической помощи;

    10) обеспечение максимальных удобств для работы детского стоматолога;

    11) оказание любой стоматологической помощи детям, нуждающимся в анестезиологическом обеспечении, несмотря на разные сопутствующие соматические заболевания;

    12) минимальный риск возникновения побочных реакций и осложнений после ухода детей из поликлиники.

    Все операции, включая удаление зубов (молочных и постоянных) и их лечение, у детей должны проводиться под полноценным обезболиванием.

    Только очень подвижные молочные зубы с рассосавшимися корнями можно удалять под аппликационной анестезией.

    Электроанестезия, ультразвук у детей малоэффективны, так как при их применении требуются сознательное отношение и активная помощь больного.

    При лечении зубов можно прибегать к методам физиологического отвлечения: видео- и аудиоаналгезии, демонстрации фильмов, чтению сказок. Это помогает добиться более спокойного поведения детей в стоматологическом кресле.

    Для эффективного обезболивания необходимо целенаправленное воздействие на основные компоненты боли (сенсорный, психоэмоциональный, вегетативный и двигательный), для чего используются препараты различных фармакологических групп — бензодиазепины, препараты для местной анестезии, неопиоидные анальгетики, антигистаминные средства. Эти препараты применяют для проведения премедикации и местной анестезии.

    Осложнения при проведении местной анестезии.
    При проведении инъекционной анестезии возможно возникновение

    осложнений общего и местного характера:

    А. Общие осложнения:

    1. Попадание раствора анестетика в ток крови. В результате за ко-

    роткий промежуток времени в крови возникает высокая концентрация

    анестетика, которая способна вызвать явления отравления. При блокаде

    нижнего альвеолярного нерва у детей и подростков чаще, чем у взрослых,

    игла попадает внутрь сосуда.

    Для предупреждения данного осложнения необходимо проводить

    аспирационную пробу (потянуть поршень шприца и убедиться в отсутст-

    вии там крови).

    2. Обморок — кратковременная потеря сознания, обусловленная

    острой гипоксией головного мозга.

    Неотложная помощь:

    1) придать пациенту горизонтальное положение, обеспечить приток

    свежего воздуха, ослабить тугой воротничок, пояс;

    2) стимулировать дыхательный и сосудистый центры вдыханием

    паров нашатырного спирта;

    3) при затяжном течении ввести внутривенно или внутримышечно

    (не подкожно!) 1 мл 10%-ного раствора кофеин-бензоата натрия.

    При отсутствии эффекта внутримышечно вводят 1 мл 5%-ного рас-

    твора эфедрина или 1 мл 1%-ного раствора мезатона, а в случае брадикар-

    дии — 0,5 мл 0,1%-ного раствора атропина сульфата подкожно.

    3. Коллапс — одна из форм острой сосудистой недостаточности, ха-

    рактеризующаяся падением периферического сосудистого тонуса, а также

    острым уменьшением объема циркулирующей крови при сохраненном

    сознании.

    Неотложная помощь:

    1) придать больному горизонтальное положение, вызвать бригаду

    медицинской помощи;

    2) ввести преднизалон (1–2 мг/кг массы тела внутривенно);

    3) госпитализировать.

    4. Анафилактический шок — аллергическая гиперреакция организма

    на введение вещества, которая характеризуется резким ухудшением дея-

    тельности сердечно-сосудистой системы (бледность, частый и малый

    пульс, глухость сердечных тонов, прогрессирующее снижение артериаль-

    ного давления, затрудненное дыхание, судороги) с развитием острой сер-

    дечно-сосудистой недостаточности и потерей сознания.

    Неотложная помощь:

    1) прекратить введение препарата, вызвавшего анафилактический

    шок, вызвать бригаду скорой медицинской помощи;

    2) уложить пациента, приподнять нижние конечности; если пациент

    без сознания — повернуть голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть,

    фиксировать язык для предупреждения асфиксии;

    3) ввести внутривенно 0,5 мл 0,1%-ного раствора адреналина в 5 мл

    изотонического раствора хлорида натрия или глюкозы;

    4) ввести преднизалон из расчета 3–5 мг на 1 кг массы тела внутри-

    венно;

    5) ввести 2%-ный раствор димедрола 0,5 мг на 1 кг массы тела или

    2–4 мл 2%-ного раствора супрастина внутривенно;

    6) при остановке сердца осуществлять искусственное дыхание и за-

    крытый массаж сердца. Методика проведения: а) вывести язык ребенка

    и выдвинуть вперед нижнюю челюсть; б) выполнить дыхание «рот в рот»

    или «рот в нос»; в) произвести закрытый массаж сердца (на каждый вдох

    должно производиться 4 массажных движения на грудную клетку, если

    реанимируют два человека, или 2 : 15, если один врач оказывает помощь).

    Особенности наружного массажа сердца у детей: у новорожденных

    и детей до года производится пальцевой массаж, от 1 года до 7 лет — ла-

    донью одной руки, у детей старшего возраста — как у взрослого больного.

    Б. Местные осложнения:

    1. Боль и жжение при инъекции. Зависит от физико-химических

    свойств местноанестезирующего раствора и скорости его введения. Дан-

    ные ощущения всегда кратковременны и могут быть предотвращены.

    Медленное введение местного анестетика повышает как безопасность, так

    и комфорт при обезболивании. Введение содержимого полной карпулы

    должно осуществляться в течение минуты.

    2. Парестезия (остаточная анестезия).

    Клинические проявления: небольшое изменение и снижение чувст-

    вительности, которое почти никогда не сопровождается поражением

    нерва на всем его протяжении.

    Причины:

    – возникновение чаще связано с самим вмешательством;

    – использование растворов анестетиков в более высоких концентра-

    циях (4%-ный раствор прилокаина и артикаина).

    Помощь не требуется, парестезия проходит спонтанно в течение

    нескольких недель или месяцев.

    3. Послеинъекционная травматическая контрактура.

    Клинические проявления: ограничения открывания рта различной

    степени.

    Причины:

    – повреждение височной и внутренней крыловидной мышцы при

    неправильном выполнении мандибулярной анестезии;

    – применение затупленной иглы или иглы большого диаметра

    0,6–0,8 мм;

    – неоднократное прокалывание указанных мышц (3–5 раз и более)

    в случае, когда врач не может достичь целевого пункта при выполнении

    мандибулярной анестезии.

    Лечение:

    1. Физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ультразвук).

    2. Механотерапия (спустя 4–5 дней).

    4. Поломка инъекционной иглы. Возникает в месте соединения каню-

    ли с иглой и наблюдается, как правило, при проведении анестезии у ниж-

    нечелюстного отверстия. При использовании современных одноразовых

    игл такое осложнение встречается крайне редко. Иглы меньшего диаметра

    ломаются чаще, чем иглы большего.

    Причины:

    – резкое перемещение шприца из одного положения в другое

    (с уровня моляров противоположной стороны на уровень резцов);

    – внезапное движение головы ребенка в момент введения иглы

    в ткани;

    – короткая игла;

    – введение иглы на всю длину до канюли.

    Помощь:

    а) извлечь иглу, захватив пинцетом выступающий конец;

    б) если же отломок иглы полностью погрузился в ткани и недоступен

    для извлечения, пациента необходимо госпитализировать.

    5. Случайное инъекционное введение агрессивных жидкостей (наша-

    тырный спирт, перекись водорода и т. д.).

    Клиническая картина: во время анестезии у пациента возникает

    сильная боль и чувство жжения в области инъекции.

    Причины:

    – несоблюдение правил хранения лекарственных средств;

    – невыполнение элементарных правил введения инъекций.

    Помощь:

    а) прекратить инъекцию;

    б) установить характер примененного раствора;

    в) в область инъекции срочно ввести 0,5%-ный раствор новокаина

    либо 0,9%-ный раствор NaCl в объеме, в 5 раз превышающем объем вве-

    денной агрессивной жидкости;

    г) сделать разрез в проекции инфильтрата, промыть рану раствором

    фурациллина 1 : 5000 или физиологическим раствором;

    д) ввести при необходимости анальгин в 50%-ном растворе внутри-

    мышечно, димедрол или супрастин в 1%-ном растворе внутримышечно;

    е) назначить наблюдение у хирурга-стоматолога или госпитали-

    зировать.

    6. Занос инфекции. Для предупреждения необходимо неукоснитель-

    но действовать в соответствии с правилами асептики и антисептики

    (не дотрагиваться иглой до зубов).

    7. Образование гематомы. Для профилактики — продвигать иглу

    по ходу введения анестетика; до момента введения раствора анестетика

    провести аспирационную пробу.

    Литература:
    1. Т. Н. Терехова, А. Н. Кушнер, Е. А. Карамалькова., Учебно-методическое пособие «Обезболивание в детской стоматологии»;
    2. Персин Л.С «Стоматология детского возраста;

    3. Харьков Л.В «Детская челюстно-лицевая хирургия»;

    4. Виноградова Т.Ф «Стоматология детского возраста»;
    5. Зеленский В.А. Мухорамов Ф.С. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия // ГЭОТАР-Медиа ,2008 208 с;

    6. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста // Медицина, Москва, 2003 640 с;

    7. Лекционный материал.



    написать администратору сайта