Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Физика
Политология
Социология
История
Искусство
Культура
Информатика
Энергетика
Математика
Промышленность
Химия
Вычислительная техника
Автоматика
Электротехника
Связь
Экология
Геология
Начальные классы
Механика
Доп
образование
Строительство
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Другое
Классному руководителю
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Технология
География
Школьному психологу
Иностранные языки
Директору, завучу
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу
Логопедия

Особенности формирования навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи


Скачать 21.73 Kb.
НазваниеОсобенности формирования навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Дата17.01.2018
Размер21.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаhhhh.docx.docx
ТипДокументы
#34386

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье описаны особенности формирования навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Выявлен уровень сформированности навыков социального взаимодействия дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Разработаны методические рекомендации по формированию навыков социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие представляет собой сложный феномен, включающий межличностное или межгрупповое взаимодействие между субъектами, которое является основой межличностных (межгрупповых) отношений, реализуемых посредством общения. Основными навыками социального взаимодействия являются: коммуникативные навыки, навык самостоятельного и ответственного поведения, навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать; принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь; согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников, договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.

Благодаря социальному взаимодействию ребенок знакомится с социальным миром и приобретает навыки поведения и отношений. Основу социального опыта в дошкольном возрасте традиционно закладывает семья, выполняя свои важнейшие функции по социализации ребенка. Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками. В дошкольном возрасте социальное взаимодействие осуществляется в различных видах деятельности, однако приоритет принадлежит игровой деятельности. Игра выступает как способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребёнка с обществом; игра является средством моделирование системы социальных отношений, освоения социальных ролей, ценностей и моделей поведения.

Формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе общения со сверстниками, воспитателем, родителями. Целенаправленная работа по формированию навыков социального взаимодействия в условиях дошкольного учреждения осуществляется с использованием коррекционно-развивающих программ. Такие программы преследует цели формирования социальных представлений, об окружающих людях (взрослых и сверстников); о социальных отношениях; формирования навыков выполнения совместных действий с другими людьми в игровой, продуктивной, сценической деятельности, а также в индивидуальной работе.

Проблемой выявления путей формирования навыков социального взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи занимались Л. А. Дубина, Л. М. Кобрина, Н. А. Кузнецова, Л. В. Пронина, Т. Ю. Щербакова.

В работе Т. Ю. Щербаковой при формировании навыков социального взаимодействия, формирование происходит путем реализации коррекционно-педагогического комплекса, направленного на формирование социальных представлений, о себе, об окружающих людях (взрослых и сверстников), а также о социальных отношениях. В результате применения такого комплекса:

– развивается восприятие сверстника как объекта взаимодействия,

– формируется игровая кооперация;

– формируется произвольность коммуникативных навыков, языковой и коммуникативной компетенции [2].

В исследовании Н. А. Кузнецова выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование навыков социального взаимодействия у старших дошкольников с нарушениями речи:

– целенаправленное создание педагогических ситуаций по ознакомлению детей с образцами межличностного взаимоотношения, способствующих закреплению этих образцов в деятельности;

– создание в дошкольном учреждении установки на положительные взаимоотношения всех детей, независимо от уровня их развития на основе принципа безусловной ценности и значимости каждого ребенка

– включение в содержание обучения и воспитания задач, способствующих формированию социального взаимодействия как интегрального качества личности;

– мониторинг уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения;

– повышение компетентности педагогов по вопросам особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

– педагогическая поддержка детей с тяжелыми нарушениями речи [1].

Уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ниже, чем у детей без речевых нарушений. Старшие дошкольники, в отличие от детей без речевых нарушений, характеризуется меньшим кругом общения, меньшей интенсивностью общения между сверстниками, более выраженной избирательностью общения (предпочтение в контактах с детьми своего пола), сниженной потребностью в контактировании, неустойчивостью игровых объединений.

Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют более низкий уровень эмоциональной вовлеченности в деятельность сверстника, чем старшие дошкольники без речевых нарушений. Для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи более свойственно полное отсутствие эмоционального отношения к сверстнику, равнодушие, чем для старших дошкольников без речевых нарушений. Для большей части старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи свойственны преимущественно нейтральные проявления, пассивность, безразличная реакция в отношении помощи сверстнику; а также неадекватная реакция на поощрение и наказание взрослого. Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют более низкий уровень способности уступить сверстнику, чем старшие дошкольники без речевых нарушений. Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, по сравнению с детьми без речевых нарушений, характеризуются более низкой способностью делиться со сверстниками.

На основании результатов обследования уровня сформированности навыков социального взаимодействия у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи нами были разработаны методические рекомендации.

Работу по формированию навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи целесообразно выстраивать по следующим направлениям:

– создание условий для становления эмпатического взаимодействия в среде дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

– включение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в различные коммуникативные ситуации для развития умений учитывать особенности поведения партнера;

– создание условий для развития эмпатии, умения проявлять отзывчивость, сопереживание, чувствовать и понимать настроение другого.

Основными задачами по формированию навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи являются:

– развитие коммуникативных навыков и диапазона способов общения посредством разнообразия принимаемых ролей;

– развитие субъективной значимости сверстника для дошкольника, которая проявляется в общем интересе к другому;

– развитие эмоциональной вовлеченности в действия и поведение сверстника, в творческую общегрупповую деятельность;

– развитие эмпатии, способности к сочувствию и сопереживанию, что проявляется в реакции на успехи и неудачи сверстника;

– развитие просоциального поведения – поведения, направленного на сверстника, которое предполагает способность уступить, оказать помощь;

– развитие у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи активности и целеустремленности во взаимодействии в процессе выполнения общих групповых заданий.

Необходимо внимательное и грамотное руководство детским коллективом со стороны воспитателя, которое предполагает:

– организацию продуктивного взаимодействия детей с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности;

– обучение коммуникативным навыкам детей с тяжелыми нарушениями речи;

– привитие моральных норм и правил поведения, общения;

– повышение социального статуса ребенка с ТНР в группе путем выявления и развития его актуальных и потенциальных возможностей;

– создание положительной эмоциональной атмосферы в детском коллективе;

– стимулирование и активизация детского общения, которое играет неоценимую роль в процессе развития личности ребенка.

Условиями по формированию навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи являются:

– учет психолого-педагогические особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи;

– учет формирующейся потребности в общении со взрослыми и сверстниками;

– формирование навыков социального взаимодействия в совместной деятельности;

– формирование навыков социального взаимодействия основе игровой деятельности.

При создании условий по формированию навыков социального взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать психолого-педагогические особенности этих детей:

– отставание в формировании психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;

– низкий уровень познавательного развития;

– отклонения в эмоционально-волевой и двигательной сферах;

– особенностями игровой деятельности: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера;

– трудности в процессе общения с окружающей действительностью;

– трудности в налаживании совместной деятельности с другими детьми;

– сниженная активность во всех видах деятельности, что может явиться причиной несформированности коммуникативных навыков способностей этих детей.

Таким образом, процесс овладения навыка социального взаимодействия для детей является трудным, а для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи этот процесс вдвойне сложнее.
In this article features of formation of skills of social interaction at preschool children with heavy violations of the speech are described. Level of formation of skills of social interaction of preschool children with heavy violations of the speech is revealed. Methodical recommendations about formation of skills of social interaction are developed.
Список литературы

1. Кузнецова, Н. А. Развитие социального взаимодействия старших дошкольников в условиях интегрированного обучения / Н. А. Кузнецова // Науковедение. – 2012. – № 2. – С. 17-73.

2. Щербакова, Т. Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Ю. Щербакова. – Ростов-на-Дону, 2006. – 18 с.
написать администратору сайта