Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
История
Информатика
Физика
Математика
Вычислительная техника
Культура
Промышленность
Энергетика
Искусство
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Начальные классы
Доп
Строительство
образование
Механика
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Дошкольное образование
Классному руководителю
Другое
Иностранные языки
Физкультура
Казахский язык и лит
География
Технология
Школьному психологу
Логопедия
Директору, завучу
Языки народов РФ
ИЗО, МХК
Музыка
Астрономия
ОБЖ
Обществознание
Социальному педагогу

Основные принципы рефлекторной теории ПавловаСеченова


НазваниеОсновные принципы рефлекторной теории ПавловаСеченова
АнкорFiziologia_VND.docx
Дата21.09.2018
Размер246 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFiziologia_VND.docx
ТипДокументы
#24937
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Первая и вторая сигнальные системы. Функции речи.

И.Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных системах Они описывают различные подходы к отражению действительности.


Первая сигнальная система – система конкретных чувственных образов действительности, которые фиксируются мозгом человека и животных.
Вторая сигнальная система – система обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксировано в математических символах, словах и образах художественных произведений.



Вторая сигнальная система является новым способом сигнализации. Эта система имеет дело в осоновном с речевыми и речемысленными процессами.

Речь- психофизиологический процесс, который обеспечивает общение людей на основе голосовых, зрительных, слуховых и мануальных навыков, к которым относится способность произносить слова, улавливать речь на слух, воспроизводить письменные знаки и зрительно распознавать печатный или рукописный текст. Способность человека к речи объясняется анатомической особенностью строения его голосового аппарата, увеличенным размером головного мозга.

Функции речи. Принято выделять три основных функции речи:

  • коммуникативную,

  • регулирующую,

  • программирующую



Коммуникативная функция. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. У человека есть генетические предпосылки к освоению какого-либо языка, то есть просто к способности говорить. Однако какой язык человек освоит как родной, зависит только от той среды, в которой он воспитывается и живет. Языковые знания не передаются по наследству.

Регулирующая функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней речью регулирует свое поведение. И, наконец, взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует свое собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры больших полушарий.

Программирующая функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляется внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.





  1. Мозговые центры речи.

В коре имеются две основные зоны, отвечающие за речь – центр Вернике (сенсорный центр речи) и центр Брока (моторный центр речи).


Центр Вернике располагается в височной доле левого полушария у большинства людей. Нейроны этого центра участвуют в обеспечении понимания своей и чужой речи. Если центр Вернике поражен, развивается сенсорная афазия. Такой больной говорит быстро но его речь обычно бессмысленная, потому что человек не замечает своего дефекта.

Зона Брока располагается в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Эта область отвечает за регуляцию моторной стороны речевого процесса (произнесение речи), и поэтому названа моторным центром речи. Если центр речи Брока поражен, возникает моторная афазия, когда собственная речь больного нарушена, а понимание чужой речи сохраняется.


e:\физиологиявнд\eumk_fiziologiya_vnd\content\img\9_1small.png



Поверхность левого полушария головного мозга.

Главные мозговые центры речи:

центр Вернике (22 поле по Бродману, височная кора),

центр Брока (45 поле по Бродману, лобная кора).



Выделяют также дополнительную моторную область речи, которая находится кпереди от центральной борозды, и которая отвечает за ритм речи и грамматику. При поражении этой области человек будет говорить без интонации, с большими паузами между словами, с нарушением грамматической структуры. Такие больные могут пропускать союзы, местоимения в предложении, нарушать грамматический порядок слов. Им легче пользоваться существительными, чем глаголами. Предполагают, что эта область является дополнительной, где происходит «сборка» целых фраз из отдельных слов.

Есть также данные о том, что передняя (моторная) речевая зона связана с мозжечком. При поражении мозжечка нарушается точность в выполнении когнитивных действий, что сказывается на выполнении речевых и мыслительных операций.


  1. Методы исследования функций отдельных полушарий.


Метод 1. Исследование последствий локального поражения участков коры больших полушарий.

  • Брока первым показал, что двигательные координации, задействованные в произнесении слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Он назвал этот центр «центром моторных образов слов».

  • К. Вернике исследовал несколько случаев повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария и последовавшую за этим потерю способности понимать слышимую речь. Эта зона была названа «центром сенсорных образов слов».

  • Лурия занимался исследованием больных имеющих локальные поражения головного мозга . В результате -разработана теория о динамической локализации психических функций.

Метод 2. Морфологическое исследование головного мозга.

Гешвинд и Левинтски исследовали анатомические отличия полушарий. В большинстве случаев участок коры височной доли, перекрывающийся с зоной Вернике и называемый planum temporale, был больше в левом полушарии и только в 11% случаев - в правом полушарии. Сильвиева борозда, отделяющая височную долю от остальной коры, в левом полушарии в 7 раз длиннее и более прямая, а в правом она сильнее изогнута вверх . Этот факт свидетельствует о том, что структурные межполушарные различия в известной степени являются врожденными.

Метод 3. Исследование пациентов с расщепленным мозгом.

  • Роджер Сперри с Карлом Лэшли проводил исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом. Исследования помогли объяснить, каковы мозговые механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. Опыты показали, что нервные связи между полушариями играют важнейшую роль для целостного чувственного восприятия у экспериментальных животных.

  • Сперри с Д. Богеном и Ф. Вогелем осуществляли у больных с неизлечимой эпилепсией комиссуротомию(операция по перерезке путей, связывающих два полушария), для того чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. Сперри со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные ф-ции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого использовался тахистоскоп, при помощи которого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались поочередно правым и левым полями зрения . Поскольку же зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения – корой левого полушария .Т.о. было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций.

Метод 4. Метод Вада- основан на избирательном наркозе полушарий.

Этот метод позволяет на время "выключать" любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося.

Метод 5. Метод дихотического прослушивания- одновременное предъявлении различных акустических сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия. Т.о. было сделано предположение о раздельном функционировании слуховых каналов и о большей мощности контралатерального (противоположного) слухового пути по сравнению с ипсилатеральным (принадлежащем той же стороне). Т.к.большинство людей праворуки, центр речи у них сосредоточен в левом полушарии, для них свойственно преобладание правого слухового канала(эффект правого уха) Итак, в основе этого эффекта лежит раздельное функционирование слуховых каналов. При этом предполагается, что при дихотическом прослушивании передача по прямому пути тормозится. Это значит, что у праворуких людей информация от левого уха сначала поступает по перекрестному пути в правое полушарие, а потом через особые связующие пути (комиссуры) в левое, при этом часть информации теряется.

Метод 6. Униполярный электросудорожный припадок (УЭП)-угнетение одного из полушарий с помощью одностороннего электросудорожного припадка. УЭП вызывается прохождением электрического тока через электроды, наложенные на одну

половину головы (чаще на височную область). На 10-20 минуте после развития припадка функции полушария, на которое были наложены электроды, угнетены (по показателям ЭЭГ), а противоположного наоборот – облегчены. Электроды можно накладывать как на одно, так и на другое полушарие, вызывая правосторонние и левосторонние припадки, а затем сравнивать результаты. Этот метод используется психиатрами для лечения депрессий и некоторых форм шизофрении.


  1. Основные проявления деятельности правого и левого полушарий.


Познавательные функции левого и правого полушарий отличаются.


Левое (доминантное) полушарие отлично обрабатывает временные взаимоотношения, осуществляет вербальные операции, математические расчеты, абстрактное мышление и интерпретацию символических понятий. Оно обладает развитыми способностями формирования речевых функций.

Правое (субдоминантное) полушарие обрабатывает информацию одновременно и интуитивно. Оно лучше, чем левое, справляется с интерпретацией зрительных образов и пространственных взаимоотношений (например, распознавание лиц). Правое полушарие эффективнее распознает звуковые образы , сложные взаимосвязи (например, голос и интонацию) и «чувствует» музык

Однако, оба полушария обладают способностями к сознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.

Межполушарная асимметрия несколько отличается у мужчин и женщин. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и «пространственных» способностей. Однако эти различия невелики, и они не обязательно предполагают разницу в способностях между любыми двумя представителями обоих полов. Различия между полами часто обнаруживаются уже в детстве. Девочки начинают говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.

Каждое полушарие имеет свои слабые и сильные стороны, и каждое вносит свой вклад в мышление и сознание.

Основные различия в функциях левого и правого полушария

Левое

Правое

Понимание речи (устной и письменной)

Ориентация тела в пространстве

Произнесение речи

Представления о собственном теле

Аналитический подход

Восприятие музыки, интонации речи

Логические операции

Идентификация лиц




Эстетическое восприятие произведений искусства

Различия в способах манипулирования материалом (вербальным или образным):
Способность к последовательному, ступенчатому познанию
Постепенно, кропотливо собирает модель мира из отдельных, тщательно изученных деталей
Материал организуется так, что создается однозначный контекст, всеми одинаково понимаемый

Различия в способах манипулирования материалом (вербальным или образным):
Способность к целостному, одномоментному "схватыванию", восприятию
многих предметов и явлений сразу, со всеми составляющими элементами
Складывается целостный образ мира
Формируется многозначный контекст, при котором многие связи, с точки зрения формальной
логики, могут быть взаимоисключающими (например, в сновидениях). Такая многозначность важна в творчестве.

Лучше узнаются стимулы:
Вербальные
Легко различимые
Знакомые

Лучше узнаются стимулы:
Невербальные
Трудно различимые
Незнакомые

Лучше воспринимаются задачи:
Оценка временных отношений
Установление сходства
Установление идентичности стимулов по названиям
Переход к вербальному кодированию

Лучше воспринимаются задачи:
Оценка пространственных отношений
Установление различий
Установление физической идентичности стимулов
Зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов восприятия:
Аналитичность
Последовательность (сукцессивность)
Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание

Особенности процессов восприятия:
Целостность (гештальт)
Одновременность (симультанность)
Конкретное узнавание



  1. Динамика нервных процессов. Законы индукции.

  • Возбуждения и торможения в ЦНС способны к одновременному или последовательному влиянию на функциональное состояние соседних окружающих зон. Эти влияния проявляются в ослаблении или усилении выработанных условных рефлексов.

Ирритация возбуждения- это распространение нервного процесса от центрального очага на окружающие зоны.

Концентрация процесса возбуждения –это сокращение, ограничение зоны очага возбуждения.

Процесс иррадиации и концентрации нервных процессов основывают индукционные отношения в центральной нервной системе.
Индукция - свойство возбуждения и торможения вызывать вокруг и после себя противоположный эффект.

По характеру влияния различают положительную и отрицательную индукцию, по времени — одновременную и последовательную индукцию.





Положительная индукция наблюдается в том случае, когда очаг тормозного процесса сразу или после прекращения тормозящего стимула создает в окружающей его зоне - область повышенной возбудимости.


Отрицательная индукция имеет место, когда очаг возбуждения создает вокруг себя и после себя состояние пониженной возбудимости. Функциональная роль отрицательной индукции заключается в том, что она обеспечивает процесс концентрации условного возбуждения, исключение побочных реакций на другие возможные раздражения.


В различных отделах головного мозга, ответственных за разные формы проявления высшей нервной деятельности, в частности за образование и осуществление условных рефлексов, формируется сложная пространственно-временная мозаика процессов центрального возбуждения и торможения, обусловленная их движением и взаимодействием.


  1. Основные принципы организации и функционирования сенсорных систем.

Основные общие принципы построения сенсорных систем:


Принцип многоканального проведения информации. Каждый нейрон сенсорного пути имеет контакты с несколькими нейронами более высокого уровня (дивергенция). Таким образом, нервные импульсы от одного рецептора передаются к коре по нескольким цепочкам нейронов (параллельные каналы). Многоканальное и параллельное проведение информации обеспечивает быстроту обработки информации в ЦНС.
Принцип двойственности проекций- нервные импульсы трансмитируются в кору через 2 пути специфический и неспецифический. Специфические пути пропускают нервные импульсы от рецепторов только одной сенсорной системы. Каждая сенсорная система имеет свои специфические проводящие пути. В неспецифическом сенсорном пути интегрируется вся информация от всех сенсорных систем организма.
Принцип соматотопической организации (характерен только для специфических сенсорных путей). Принцип гласит, что возбуждение от соседних рецепторов поступает в участки подкорковых ядер и коры, которые расположены рядом. Таким образом, происходит проекция воспринимающей поверхности от какого-либо чувствительного органа (кожа,сетчатка глаза) на кору больших полушарий.
Принцип нисходящего контроля. Возбуждение в сенсорных путях проводится в одном направлении - от рецепторов в коре больших полушарий. Однако, нейроны, входящие в состав сенсорных путей, находятся под нисходящим контролем вышележащих отделов ЦНС. Такие связи позволяют, в частности, блокировать передачу сигналов в сенсорных системах. Предполагается, что этот механизм может лежать в основе явления избирательного внимания.



Основные функции сенсорных систем:

  • рецепция сигнала;

  • преобразование РП в импульсную активность нервных путей;

  • передача импульсов к подкорковым сенсорным ядрам;

  • преобразование нервной активности в сенсорных ядрах на каждом уровне;

  • анализ свойств сигнала;

  • идентификация сигнала;

  • классификация и опознание сигнала .



  1. 1   2   3   4   5
написать администратору сайта