Главная страница
Медицина
Экономика
Финансы
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Право
Языки
Языкознание
Философия
Логика
Этика
Религия
Социология
Политология
История
Информатика
Физика
Вычислительная техника
Математика
Искусство
Культура
Энергетика
Промышленность
Химия
Связь
Электротехника
Автоматика
Геология
Экология
Строительство
Механика
Начальные классы
Доп
образование
Воспитательная работа
Русский язык и литература
Классному руководителю
Другое
Дошкольное образование
Казахский язык и лит
Физкультура
Школьному психологу
Технология
География
Директору, завучу
Иностранные языки
Астрономия
Музыка
ОБЖ
Социальному педагогу
Логопедия
Обществознание

Основные принципы рефлекторной теории ПавловаСеченова


НазваниеОсновные принципы рефлекторной теории ПавловаСеченова
АнкорFiziologia_VND.docx
Дата21.09.2018
Размер246 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFiziologia_VND.docx
ТипДокументы
#24937
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

  1. Основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова.

И.Павлов выделил три основополагающих принципа рефлекторной теории:



Принцип детерминизма: «Нет действия без причины». Любая деятельность организма и процесс нервной деятельности обуславливается определенной причиной, воздействием из внутренней среды организма или внешнего мира. Рефлекторный акт основывается на практическом взаимодействии между организмом и средой. Всякая деятельность организма есть закономерный, причинно обусловленный ответ на конкретное внешнее воздействие.

Принцип структурности. Каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью конкретных мозговых структур. В мозге не бывает процессов, не имеющих материальной основы. Любой физиологический акт нервной деятельности приписан к какой-то структуре.

Принцип анализа и синтеза раздражителей внутренней и внешней среды. Нервная система различает при помощи рецепторов все внешние и внутренние раздражители и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. Поцессы анализа и синтеза происходят в мозге постоянно и непрерывно. В результате извлекается нужная информация, перерабатывается, фиксируется в памяти и затем происходит формирование ответных действий в соответствии с обстоятельствами и потребностями

  1. Этапы исторического развития идей о ВНД: Аристотель, Гален, Гиппократ, Р. Декарт, Ч. Дарвин, Сеченов И.М., Павлов И.П.

Аристотель полагал, что душа человека включает 3 части:

  • растительную (регулирующую питание, рост, размножение);

  • животную (отвечающую за простую чувственность, подвижность, эмоции);

  • человеческую (осуществляющую мышление, умственную деятельность).

Аристотель предпринял первую попытку определения физиологического механизма ассоциаций, пытался описать некоторые феномены психики (явление адаптации сенсорных систем, некоторые зрительные иллюзии). Аристотель не считал, что мозг-это орган чувствительности, он полагал, что мозг вообще не обладает чувствительностью.

Гален считал, что сердце и печень также являются органами души, и приписывал каждому из этих органов определенную психическую функцию: сердцу - гнев, мозгу - разум, печени - вожделение.

Гиппократ, известный врач - первым сформулировал теорию темпераментов человека и выделил 4 типа темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

Рене Декарт впервые сформулировал рефлекторный принцип взаимодействия организма со средой, хотя сам термин "рефлекс" появился намного позже. Декарт не распространял рефлекторный принцип на "высший разум".

Дарвин впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным. Этими своими исследованиями он доказал общность биологических основ поведения.

Сеченов открыл явление центрального торможения. В 1863 году он опубликовал свою знаменитую работу "Рефлексы головного мозга".

Павлов обосновал представления о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта.

  1. Классификация безусловных рефлексов по П.В. Симонову.

Безусловные рефлексы есть у любого человека или животного уже с момента рождения и сохраняются в течение всей жизни. Исключение - рефлексы новорожденного у человека, которые имеются на момент рождения, но исчезают в течение первого года жизни ребенка. Безусловные рефлексы являются видоспецифичными (выполняются у всех здоровых представителей одного вида одинаково).

П. Симонов создал классификацию безусловных рефлексов, основываясь на трех базовых потребностях любого живого организма (самосохранение, сохранение вида в целом, сохранение жизни на Земле). В этой классификации он выделил три группы:

  • Витальные (питьевой, пищевой, оборонительный, регуляции сна и бодрствования, экономии сил)

  • Зоосоциальные- ролевые ( родительский, половой, сопереживание), территориальный, ( по созданию групповой иерархии)

  • Рефлексы саморазвития (имитационный, исследовательский, игровой, свободы).


Витальные рефлексы - связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. Характерной чертой для них является то, что неудовлетворение хотя бы одной из этих потребностей может привести к гибели организма. Действия по удовлетворению этих потребностей в значительной мере заданы генетически. Например, на поведение оказывают большое внимание стратегии питания. Многие оборонительные рефлексы даны с рождения, но их реализация определяется конкретными условиями.


С удовлетворением социальных потребностей связаны рефлексы, направленные на сохранение вида – зоосоциальные рефлексы. Эти рефлексы могут быть реализованы только в присутствии других особей своего вида. Наиболее важным для развития детеныша является взаимодействие с матерью и сверстниками. Изоляция от ровесников на ранних этапах развития также может привести к серьезным последствиям: нарушениям памяти, полового поведения.


Удовлетворению идеальных потребностей служат рефлексы саморазвития. Эти рефлексы обращены к будущему, направлены на освоение новых пространственно-временных сред. Исследовательское поведение вызвано самостоятельной потребностью в получении новой информации. Выделяют также самостоятельные врожденные потребности в приобретении опыта, получении новых навыков, знаний, которые потребуются животному в его будущей жизни. Игровое поведение также необходимо для стимуляции развития опорно-двигательного аппарата и нервной системы, тестирования их состояния.


  1. Сравнение безусловных и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы

Условые рефлексы

Врожденные (заданы генетически)

Приобретенные (вырабатываются)

Одинаковы у всех представителей одного вида

Индивидуальны, у каждого – свои

Сохраняются на протяжении всей жизни

Без подкрепления угасают

Осуществляются низшими отделами нервной системы

Осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий

Возникают только на адекватные раздражители

Вырабатываются на любой стимул




  1. Определение инстинкта. Критерии инстинктивного поведения. Схема протекания инстинкта.

Инстинкт - это система фиксированных действий, которые характерны для организма определенного вида, осуществление этих действий зависит от функционального состояния организма и от существующей в данный момент ситуации.

Г. Циглер выделил следующие критерии инстинктивного поведения:

  • способность и побуждение к действию являются наследственными свойствами вида;

  • инстинктивные действия не предполагают предварительного обучения;

  • действие, как правило, выполняется одинаковым образом всеми нормальными представителями конкретного вида;

  • инстинктивное действие связано с нормальным функционированием органов животного;

  • действие приспособлено к экологическому условию обитания вида.

В инстинкте сосредоточен опыт всех поколений этого вида. Однако инстинкт все-таки может изменяться. В инстинктивном действии выделяются "ритуализированные", более стабильные действия и более изменчивые его компоненты.

Схема протекания инстинкта.

2_1


  1. Классификации условных рефлексов.

Условный рефлекс — это свойственный отдельному индивиду приобретенный рефлекс. Условные рефлексы возникают в течение жизни индивида и не передаются генетически.

Различные классификации условных рефлексов основываются на разных критериях.

  • Натуральные рефлексы– образующиеся на стимулы, которые являются естественными признаками данного безусловного раздражителя ( слюноотделение на запах или вид пищи).

  • Искусственные рефлексы- рефлексы, которые образуются на любой раздражитель.

Рефлексы могут быть выработаны при различных временных соотношениях условного сигнала и подкрепления:

  • Наличные рефлексы– при выработке которых подкрепление и действие условного стимула применяются одновременно.

  • Совпадающие рефлексы– подкрепление подается сразу после включения условного сигнала (примерно через 1с).

  • Отставленные – когда через 5-30 с после условного сигнала подается подкрепление.

  • Запаздывающие – подкрепление подается через длительный промежуток времени изолированного действия условного сигнала (1-3 мин). При этом условный рефлекс выработать сложнее.

  • Следовые – тип запаздывающего рефлекса. Формирование условного рефлекса на следах от действия условного стимула (например, охота хищника за периодически скрывающейся добычей).

По биологическому значению условные рефлексы делятся на оборонительные и пищевые.

По виду рецепторов, участвующих в выработке рефлекса:

  • Интероцептивные – рефлексы, которые связаны с раздражением рецепторов внутренних органов. Они обычно сопровождаются расплывчатыми ощущениями, которые влияют на настроение, работоспособность. Интероцептивные рефлексы образуются медленно..

  • Экстероцептивные – рефлексы, которые связаны с воздействием на экстерорецепторы из окружающей среды. Эти рефлексы задействованы в формировании приспособительного поведения животных по избеганию вредных воздействий, добыче пищи, продолжению рода и т.д. Они образуются сравнительно быстро.

По характеру ответной реакции рефлексы бывают двигательные (соматические) и вегетативные ( секреторные, сердечно-сосудистые, выделительные).

По сложности выработки рефлексы делятся на:

  • Простые - вырабатываются на одиночные раздражители (классический условный рефлекс)

  • комплексные – вырабатываются на несколько сигналов, которые действуют одновременно или последовательно)

  • цепные (динамические стереотипы) – на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс


Выделяют также такой вид условных рефлексов, как рефлексы высших порядков, когда на базе одного условного рефлекса вырабатывается еще один или несколько условных рефлексов. Чем выше порядок рефлекса, тем труднее он вырабатывается и тем менее устойчив. Также легко образуются рефлексы высших порядков в том случае, если безусловный рефлекс, на базе которого сформирован рефлекс первого порядка очень сильный, прочный. В целом можно сказать, что рефлексы высоких порядков нестойки и быстро угасают.

Также есть условные рефлексы на время. Они образуются при регулярном повторении безусловного подкрепления. Такие условные рефлексы могут быть выработаны на самые разные временные интервалы – от нескольких секунд до нескольких суток. Полагают, что началом условного рефлекса является состояние (возбудительное или тормозное), развивающееся в самой нервной системе. Одним из наиболее характерных примеров рефлексов на время являются "биологические часы" – способность организма к отсчету времени.

Особый интерес представляет группа условных рефлексов под названием динамические стереотипы. Выработка происходит следующим образом. Формируется несколько отдельных двигательных рефлексов в определенной последовательности. Эта последовательность условных рефлексов многократно повторяется, при этом для запуска каждого следующего рефлекса нужен свой условный стимул ("внешний стереотип"). После повторений этого "внешнего стереотипа" в коре больших полушарий создается определенная система связей - "внутренний стереотип" - когда для запуска всей последовательности двигательных актов достаточно появления только первого условного сигнала. Воспроизведение этого стереотипа носит автоматизированный, неосознанный характер. С возрастом стереотипы становятся крепче, их все труднее изменять. Ломка сопровождается значительными трудностями, напряжением и стрессом. У животных легкость образования зависит от уровня их эволюционного развития.


  1. Механизм выработки условного рефлекса.

Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение следующих условий:

  • Временное совпадение индифферентного ( безразличного ранее ) сигнала, который вызывает только слабое возбуждение в коре, с безусловным подкреплением.

  • Многократное сочетание индифферентного раздражителя с подкреплением.

  • Достаточная физиологическая значимость (сила) безусловного сигнала, которая в любом случае должна быть больше физиологической силы индифферентного сигнала.

  • Не должно быть посторонних раздражителей (сильных внешних помех).

Образование условного рефлекса основывается на замыкании временной связи между центрами условного и безусловного раздражителей в коре больших полушарий, происходящее в результате взаимодействия между возбужденными центрами в коре.

Образование условного рефлекса имеет три стадии:

  • Прегенерализация. Усиливается активность нейронов проекционных зон коры, которые соответствуют безусловному и условному раздражителям. Это короткая стадия концентрации возбуждения.

  • Генерализация. Происходит распространение возбуждения по головному мозгу, различные сдвиги БЭА( биоэлектрической активности) распространяются по подкорковым структурам и коре . На этой стадии отмечается проявление условных реакций, как на условный сигнал, так и на другие сигналы.

  • Специализация. На этом этапе межсигнальные реакции угасают, и условный ответ может возникнуть только на соответствующий условный сигнал. Изменения БЭА обнаруживаются только в проекционной области условного раздражителя. Это этап тонкого различения стимулов.

  1. Динамический стереотип.


Динамический стереотип — индивидуальный устойчивый комплекс условно-рефлекторных двигательных реакций, которые вырабатываются на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс. Выработка следующим образом.

  • В определенной последовательности формируется несколько отдельных двигательных рефлексов. Эта последовательность условных рефлексов повторяется многократно, при этом для запуска каждого последующего рефлекса необходим свой определенный условный стимул ("внешний стереотип"). После повторений внешнего стереотипа в коре больших полушарий появляется система связей – «внутренний стереотип» . Впоследствие для запуска всей последовательности двигательных актов достаточно появления только первого условного сигнала.

Воспроизведение этого стереотипа автоматизированно и неосознанно.

В жизни динамический стереотип играет важную роль: с его помощью возможно овладение профессиональными навыками, заучивание стихов, работа на станках, спортивные упражнения, вождение автомобиля, отработка определенной последовательности движений в танцах и т.д. С возрастом стереотипы становятся крепче, их все труднее изменять, переделывать. Наличие одного динамического стереотипа мешает созданию нового (человека легче просто научить чему-либо, чем переучивать). Ломка стереотипов нередко сопровождается значительными трудностями, напряжением и стрессом.

У животных легкость образования динамических стереотипов зависит от уровня их эволюционного развития.


  1. Рефлексы высших порядков.


Рефлексы высшего порядка – на базе одного условного рефлекса вырабатывается еще один или несколько условных рефлексов. Чем выше порядок рефлекса, тем труднее он вырабатывается и тем менее устойчив. Также легко образуются рефлексы высших порядков в том случае, если безусловный рефлекс, на базе которого сформирован рефлекс первого порядка очень сильный, прочный. В целом можно сказать, что рефлексы высоких порядков нестойки и быстро угасают.

Например, если у собаки выработан условный рефлекс слюноотделения на звонок, то, при сочетании какого-либо индифферентного раздражителя с условным звуковым сигналом, будет сформирован условный рефлекс 2 порядка. В этом случае вторичный раздражитель будет также вызывать слюноотделение, хотя ни он сам, ни его совмещение с первичным условным сигналом не подкреплялись.

У детей с повышенной возбудимостью нервной системы возможна выработка рефлексов 5-го и 6-го порядков, когда у здоровых детей – только до 2-го порядка. У взрослых людей можно выработать условные рефлексы 2-5 порядков при участии второй сигнальной системы ( на слова)

Чем выше порядок рефлекса, тем сложнее его выработать и тем быстрее он угасает.

Сложность естественных условных рефлексов заключается в том, что воздействуют не отдельные стимулы, а целые комплексы стимулов, вся «текстура обстановки».

  1   2   3   4   5
написать администратору сайта